Библиотеке требуются волонтёры

Источник

30. Размышление на слова псалма: «Господь воцарися, да гневаются52 людие» (Пс.98:1)

Что значит выражение: Господь воцарися? Словом воцарися означается начало царствования; но тот же пророк Давид в другом псалме говорит: «Бог Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс.73:12). И сии слова: царь прежде века сказаны не о Боге Отце и не о Боге Духе Святом, но о Боге Сыне, о единородном Слове Божием, как видно из последующих слов: содела спасение посреде земли, ибо воплотитися и соделати спасение посреде земли благоизволил, советом Бога Отца и Бога Духа Святого, Сын Божий. Посему и слова: Бог Царь наш прежде века относятся к воплотившемуся нас ради Сыну Божию. Нет ли же противоречия в словах пророка: Господь воцарися, и: Господь Царь прежде века? Противоречия нет, ибо по отношению к нам Господь есть Царь нам по двою образу, – по созданию и по усвоению верой. По созданию, хощу я, или не хощу, Бог есть Царь мой, ибо его же хощет живит, а его же хощет мертвит: по сему образу Он царствует над всеми, и верными, и неверными. По другому же образу, по присвоению верой, Господь царствует только над верными, над теми, которые веруют в Него, как своего Искупителя, и добровольно исполняют Его повеления. О сем царствовании говорил Архангел Деве Марии, благовествуя Ей о рождении от Нее Сына Божия: «воцарится в дому Иаковли (т. е. в верующих) во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук.1:33). О сем царстве говорил и Предтеча Христов: «приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк.1:15). Уверовать во Евангелие, значит вступить в Царствие Божие, а отметаться веры во Евангелие, значит отметаться от царствия Божия; но веровать должно всему Евангелию, чтобы соделаться сыном царствия Божия, по заповеди Самого Господа «блюсти вся, елика заповедах» (Мф.28:20), а не части, – одно принимать, а другое отвергать, как делают именуемые старообрядцы. И вот о сем-то Царствии Божием, в которое вступают люди чрез веру во Евангелие, и возвещал Иоанн: приближися царствие Божие, – приблизилось, а не настало еще. И Сам Господь, начинал проповедь Евангелия, говорил: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф.4:17). О сем же Царстве, о сем воцарении Сына Божия среди верующих, пророчествовал и Давид, говоря: Господь воцарися.

А как понимать следующие за сим слова: да гневаются людие? Ужели пророк повелевает людям гневаться, яко Господь воцарися, да соделает спасение посреде земли? Нет; пророк предрекает здесь, что имеет последовать в людях, когда Господь воцарится, и только выразился в повелительной форме, как бы так: пусть гневаются людие! Но разве были и есть гневающиеся, яко Господь воцарися, то есть восстающие против царства Христова?52 Были и есть. Так гневались иудеи, отвергшие Господа и предавшие Его на смерть; гневались и гневаются все неверные, отвергшие и отвергающие проповедь Евангелия Христова, мучившие, преследовавшие и преследующие верных чад царства Христова; гневались и гневаются еретики, искажающие Евангелие Христово и лжемудрствующие о самом Христе. Прискорбно сказать, но должно сказать, что к числу таковых «гневающихся» принадлежать и наши именуемые старообрядцы, признающие царство антихриста сильнее царства Христова и антихриста – могущественнее Христа. Св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, в 1-м послании своем пишет об антихристе: «егоже слышасте, яко грядет в мир, и ныне в мире есть уже», и прибавляет: «Вы (т. е. верные Христу) от Бога есте чадца, и победисте тех: яко болий есть, иже в вас, нежели иже в мире» (1Ин.4:3, 4), т. е. он свидетельствует, что всемогущий Господь, сущий в верных, более сущего в мире, противника Христова, что потому верные побеждают слуг антихриста. А именуемые старообрядцы проповедуют, что антихрист победил Церковь Христову, лишил ее благодати священства, и сим антихриста, действующего в слугах его, исповедуют быти сильнее Христа, умаляют силу Христову и возвышают силу антихриста. Воистину, сии суть гневающиеся на воцарение Христа. Но Христос воцарися и царствует: пусть гневаются не имущие всецелой веры в Него! И между самими православными есть такие, которые не только не радят о заповедях Христовых, но и рощут, почитая их тяжкими. Но что в них тяжкое? Не клятися именем Божиим, не лгать, не гневаться всуе, и проч., – все это ведет к нашему же миру и благоденствию; не тяжко иго Господне, но благо и легко есть. Посему и ропщущие на тягость заповедей Христовых «гневаются, яко Господь воцарися».

Будем радоваться Его воцарению и приложим заботу быть достойными членами Его царства.

* * *

52

В русском переводе вместо: да гневаются употреблено выражение: да трепещут. Но этим не ослабляется значение предлагаемого автором толкования на славянский текст. Ред. «Брат. Сл.».


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle