Источник

31. Размышления на стих церковный (кондак), поемый на праздник Вознесения Господня53

Еже о нас совершив смотрение, и яже на земли соединив с небесными, вознесся во славе Христе Боже наш, и никакоже отлучался, но пребывая неотступно, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Сей стих церковный содержит в себе не собственные мысли песнописца, а взят им прямо из св. Евангелия, содержит в себе обетование самого Господа, записанное Евангелистом Матфеем (зач. 116). Господь при вознесении своем, повелев апостолам идти во весь мир проповедать Евангелие всем языкам, крестяще их во имя Отца и Сына Святого Духа, и учаще блюсти вся, елика заповеда, изрек тогда и сие неложное божественное обетование всем верующим в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. И в песни церковной воспоминается сие обетование, – говорится, что Господь, хотя и вознесся на небеса, но от нас не разлучается, пребывает с нами неотступно, согласно своему обетованию: Аз есмь с вами. А слова «и никтоже на вы», суть прямой вывод из сих самых слов Господа: Аз есмь с вами, – в них имеют свое основание. Если Он, всемогущий Творец, с нами, то кто может быть на нас? «Никто же может внити в дом крепкого и сосуды его расхитити» (Мф.12:29, Мк.3:27, Лк. зач. 57). Церковь есть дом Крепкого, ибо сам Он, Крепкий, сказал: «созижду церковь Мою» (Мф.16:18). Итак, в собственных словах Господа: се Аз с вами есмь содержится основание и сих слов, в церковной песне Ему усвоенных: «никтоже на вы», никтоже на церковь Мою. Так рассуждает и св. Златоуст. Он говорит: «Имам от Него (от Христа) застав и залог: не своею бо силою дерзаю, но Писание Его имам, и сие ми есть подпора, тое утверждение и заветренное пристанище. Но аще и вся земля мятется, но аз, книги Его держа, тех почитая, тыя мне стена и забрало. Кия тыя книги? Яже убо глаголют рекуще: се Аз с вами есмь до скончания века. Христос есть со мною: да кого ми есть боятися?» (Mapraрит, житие св. Златоуста, л. 117 на об.). И паки той же Златоуст в третьем слове о Озии царе (л. 192) учит так о неодоленности Церкви: «Да слышат иудеи исправления наша и первопрестольство церковное. От колицех ратована бысть Церковь? но никогда же побеждена бысть; колицы мучители, колицы воинствоводцы, колицы царие, Август, Тиверий, Гаий, Клавдий, Нерон, человецы словесы почтени, силнии, толико ратоваша, и еще юнеющу, но не искорениша, но ратовавшии убо умолчани и забвению предана быша, ратованная небес превзимается». Если при таковых мучителях Церковь, еще тогда юнеющая, николиже побеждена бысть: не ясно ли отсюда, что она, силой ее Создавшего, и впредь, даже до дня второго Его пришествия, николи же побеждена будет? Вот какая мысль содержится в сих словах св. Златоуста. Он же, вселенский учитель, и здесь же глаголет, что в Церкви «не по последованию вещей, но паче естества и последования вещи бывают». Когда же о Церкви не по последованию вещей, но паче естества и последования вещи бывают: то никто не должен, видя грядущие на нее напасти и искушения, ожидать, как последствия оных, ее падения; напротив, должен твердо верить, что егда умножатся на ню искушения, тогда внезапу явится ее победа, как явилось спасение корабля генисаретского приближившегося к погружению. Ибо в Церкви, как тогда в оном корабле, обретается Христос, который восстанет и запретит напастям, как запретил тогда ветрам и морю (Мф. зач. 27). И паки той же св. Златоуст глаголет: «Церковь небеси паче укоренилася есть. Но всяко изумление ми вменит еллин; но да пождет вещем указание, и навыкнет истины крепость, како удобнейше есть солнцу угаснути, нежели Церкви без вести быти. Кто есть проповедуя, и сия рече? Основавый ту: небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут. Сия не точию рече, но и исполни. Почто бо паче небесе ту основа большу? Небесе бо честнейши есть Церковь. Почто? Небо ради Церкви, а не Церковь ради небесе» (л. 193). Итак, по словам вселенского учителя, основанным на указанном изречении самого Господа, удобнее есть солнцу угаснути, нежели Церкви без вести быти. Не глаголет же вселенский учитель: «прекратитися», или «уничтожитися», но точию «без вести быти». И сие согласно учению самого Спасителя, глаголющего: «ниже возжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть» (Мф.5:15). И в лепоту так. Ибо Спаситель в Церкви своей положил, как в сокровищнице, вся таинства на спасение наше. Если без вести будет Церковь, то без вести будут и таинства, которыми спасаемся. Если без вести от мира будет Церковь, отнимется спасение наше, и светильник, воженный Спасителем на просвещение мира, будет поставлен под спудом, и не будет светить тем, иже в храмине (в мире) суть. Посему не только те, которые проповедуют, что во время последнего антихриста последует прекращение священства и таинств, но и те, которые мудрствуют, что Церковь в то время будет сокровенна, будет без вести, в неизвестных местах, мудрствуют противно приведенному евангельскому слову и учению св. Златоуста. Сватая Церковь и в первые века, во времена тягчайших гонений, не была безвестной; хотя христиане и скрывались тогда от мучителей, но не были безызвестны миру, и пастыри церковные не только управляли тогда Церковью, но и поставляли себе преемников. А Святая Церковь, веря неложному обетованию Христа Спасителя – пребывать с нею неотступно, сохранить ее неодолимой от врат адовых, твердо надеется, что если Он и попустит ей испытание, то лишь настолько, елико возмощи понести, по слову апостола: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» (1Кор.10:13). С сим упованием, веселяся о Господе, Святая Церковь и воспевает, что вознесшийся на небо Христос пребывает с ней неотлучно, по неложному обещанию своему: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Поют сей стих именуемые старообрядцы, поповцы и беспоповцы; но с верой ли во Христово всемогущество и с надеждой ли на неложность Его обетования поют? Верят ли они, что Христос действительно с ними и никтоже на них? Нет. Вопроси беспоповцев: почему у них нет священства? Почему у них не совершается приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христовых? Почему не приобщаются они того таинства, без которого невозможно наследие вечного живота? Они ответят: антихрист пришел и все истребил! Вопроси поповцев: почему у них не преподается благодать Святого Духа на священнодействия чрез хиротонию, а берут они иереев, по их мнению, от еретиков? Вопроси и белокриницких: почему они не имели сего таинства Хиротонии 180 лет? Почему так надолго прекратилось у них апостольское преемство епископов? И те и другие единогласно отвещают, что это не по их воле сделалось, а по действу противника их, патриарха Никона, и чрез гонение прекратилась у них сия благодать преемственного священства. Такие ответы не только не оправдывают именуемых старообрядцев, но и паче обличают их, явственно доказывая, что они во всемогущество Христа Спасителя и в Его промысл о Святой Церкви, в Его обетование о неодолимости Церкви не веруют. Если бы они веровали истинно сим словам: Аз есмь с вами, и никтоже на вы, то не стали бы говорить, что на их Церковь ополчился антихрист и одолел ее, что даже Никон патриарх, также будто бы ополчившийся на Церковь, одолел ее. Старообрядцы скажут конечно: нет, – мы веруем, что Христос пребывает с нами неотлучно. Но если с ними Христос пребывает неотлучно, то почему же Он не подает им даров Святого Духа чрез таинство хиротонии на священнодействия? Лишением сих благодатных даров несомненно доказывается, что с вами, именуемые старообрядцы, Христос не пребывает, а пребывает с православною Грекороссийской Церковью, которую обогащает всеми дарами Святого Духа. Потому она только и поет с верой и уверенностью сей стих, содержащий обетование Христа Спасителя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы; а именуемые старообрядцы, поют сей стих, не разумея, что поют, не веруя исполнению содержащегося в нем обетования: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Дай Бог, чтобы они уразумели силу сего утешительного стиха, который и сами поют, – дай Бог, чтобы познали свое лишение и притекли к Святой Церкви, с которой Христос пребывает неотлучно, обогащая ее благодатными дарами. Тому слава во веки!

* * *

53

С весны 1894-го года приснопамятный о. архимандрит Павел заболел тяжкой болезнью; в июле месяце, по милости Божией, началось ослабление болезни и при первой возможности сесть у стола и держать перо в руках он приступил к своим обычным трудам. «Размышление» на кондак праздника Вознесения Господня было первым плодом этих трудов. Мы получили его при следующем письме о. архимандрита Павла: «Посылаю вам тетрадь, которая заменяет отчет, что я сделал с праздника св. Николы чудотворца до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Тут вся моя работа за это время. Начата она в размышлениях на самый праздник Вознесения Господня, во время службы, когда я лежал на одре, больной, не имея сил повернуться с одного бока на другой. Тогда утешало меня размышление о сих словах Господа в праздничной песне: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Получив возможность понемногу писать, не захотел я оставить втуне тогдашние мои размышления, изложил их и прошу, если найдете стоящими, напечатать в вашем журнале». Ред. «Брат. Сл.»


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle