Источник

8. Беседа со старообрядцем противоокружником о имени Христа Спасителя

Один из старообрядцев-противоокружников, которые, как и беспоповцы, полагают, что аки бы Святая Церковь под именем Спасителя Иисус разумеет иного Бога, а не того, в которого веровала Российская Церковь до патриарха Никона, пришел ко мне побеседовать и сказал мне: – Вы всегда уверяете нас, что Церковь Грекороссийская, к которой принадлежите и вы, не повредила никаких догматов веры; а, в сущности, у вас другая и вера, – вы веруете во иного Бога.

Я спросил: Чем ты докажешь это столь великое хуление свое на Святую Церковь?

Старообрядец: Церковь великороссийская изменила имя Спасителя: вместо Исус, произносить Иисус. Вот вы и веруете во иное лице, – не в то, в которое веровала древлероссийская Церковь, ибо она веровала в Исуса, а вы веруете во Иисуса.

Я сказал: У тебя двоемыслие в словах: сначала ты сказал, что у нас изменили имя Спасителя, а потом, самовольно, ни на чем не основываясь, обвиняешь Святую Церковь, что аки бы она во иное лице верует, а не в то, в которое веровала древлероссийская Церковь, – что верует даже во иного Бога. Говоря, что Церковь верует во иное лице, ты в доказательство этого ничего не представил; а я имел бы даже основание ответить тебе, что вы-то сами веруете не в то лице, в которое князь Владимир веровал и веровали греки, от которых он принял веру. Они произносили имя Спасителя Иисус, а не Исус, и князь Владимир, в подражание грекам, от которых принял веру, произносил оное имя точно также Иисус: об этом свидетельствуют близко к тому времени написанные книги, как-то Остромировское Евангелие, писанное в 11 веке, Юрьевское, писанное в начале 12 века, и другие многие рукописи. Так, в Юрьевском Евангелии даже прямо сказано о самом наречении имени Спасителя: «и наречеши имя ему Иисус». Ясно, что предки наши с начала своего крещения, в подражание грекам, произносили имя Спасителя Иисус. А вы произносите не так, сокращаете это имя в Исус, и я, если бы хотел следовать вашему примеру, мог бы с большим правом сказать, что вы веруете не в то лице, в которое веровали наши предки времени св. Владимира. Но я не хочу подражать вам и не считаю справедливым укорять вас, что вы будто не в то лицо веруете, в которое предки наши веровали, ибо знаю, что не имени принадлежит лицо, но лицу имя. Были и кроме Спасителя лица, носившие это имя, как-то Иисус Навин, Иисус Оседеков, Иисус Сирахов. Но эти лица были простые люди, и имя их не показывает, чтобы они были божеского достоинства, – имена их имели разве только образовательное значение; когда же воплотился Бог-Слово, приняв на себя наше человеческое естество, и наречен Иисус, тогда это имя стало именем Божиим. И вы, когда произносите Исус, произносите это имя с верой в рожденного от Отца прежде всех век и напоследок воплощенного от Девы, а не другого кого, не Навина, или сына Сирахова. Посему можно ли осмелиться за разногласие в одной букве имени Спасителя обвинять вас, что вы веруете не в того Бога, в которая веровали наши предки времен князя Владимира? Вот если бы вы не веровали в рожденного от Отца прежде всех век и напоследок воплощенного от Духа Святого и Марии Девы, тогда справедливо было бы о вас сказать, что вы в другого Бога веруете.

Старообрядец сказал: Мы веруем в Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех век, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Я ответил: Если вы веруете в Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех век, и если поэтому мы не смеем говорить о вас, что под именем Исуса вы веруете в иного Бога, то на каком же основании вы нас называете верующими в иного Бога, когда мы ежедневно исповедуем веру в Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех век и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася, распятого при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца, – когда все праздники Господни празднуем, как праздновала и древняя Церковь? На каком основании, спрашиваю, утверждаешь ты, аки бы мы веруем в другого Бога?

Старообрядец: У вас к имени Спасителя прибавлена буква и, – говорите Иисус.

Я ответил: Но тебе уже сказано, что предки наши от времен князя Владимира произносили также Иисус. А притом, хотя приложение и отложение во имени Спасителя буквы и для произношения его и имеет большую важность относительно правильности произношения, но веры в божество и в человечество Сына Божия нимало не изменяет, как и слово Бог греки произносят, по свойству их языка «о Феос», евреи «Адонаи», а мы по-славянски произносим Бог. Как сие различие в произношении не изменяет веры в Бога, так же подобно и имя Спасителя Иисус, произносимое различно на разных языках, по свойству каждого из них, по-еврейски Иешуа, по-гречески Иисус, по-римски Иезус, на иных языках еще иначе, веры во Христа, что Он есть истинный Бог и человек, не изменяет. А Святые отцы, сходясь на Вселенские Соборы из разных стран, за произношение имени Спасителя каждым, по свойству их языка, различно, друг друга ересью, тем паче инобожием не порицали, когда исповедание веры было у всех одно и то же. И святые евангелисты, евреи суще, когда писали свои Евангелия на греческом языке, то вместо произношения имени Спасителя Иешуа писали, согласно греческому произношению, Иисус, и тем не другого бога, но того же рожденного от Отца прежде всех век и напоследок воплощенного от Девы Христа проповедали. А так как вы не только осуждаете Святую Церковь, но и отделяетесь от нее за произношение имени Спасителя, в согласие грекам, от которых мы приняли веру, произносимого Иисус, то вам приходится обвинять и святых евангелистов, зачем они писали и произносили имя Спасителя по-гречески Иисус, а не по-еврейски Иешуа, и о них приходится сказать, что они проповедовали иного Бога.

Старообрядец: Где можно видеть в старопечатных книгах, что на еврейском языке произносится имя Спасителя Иешуа?

Я ответил: В старопечатной Библии Острожской, в книге Неемия, осталось не переведенным на греческое еврейское Иешуа в имени Иисуса Оседекова, которое по произношению тождественно с именем Спасителя, – так в главе 12-й читается: в дни Исуа и левити же Иисуя... Иесуя же роди Иоакима; в главе 7-й, где говорится о возвращении из плена, читаем: И обратишася в Иерусалим с Зоровавелем, Иесуем и Неемием... священницы сынове Иодаевы, в дому Иесуя.

Старообрядец: Что вы хотите говорите, а мы не можем принять за одно и то же лице Исус и Иисус.

Я ответил: Не можете принять потому, что вера в букву почитается у вас наравне с верой в лицо Спасителя, да еще и важнее. Ибо когда Святая Церковь исповедует веру в Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех век, то есть собезначального Отцу, и напоследок воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, страдавшего при Понтийстем Пилате, и погребенного, и воскресшего, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым, вы сию веру Святой Церкви из-за различия в одной букве имени Спасителя не только полагаете ни во что, но и исповедуемого ей Судии живых и мертвых отметаетеся! А когда вы отметаетеся исповедуемого Церковью Сына Божия, то скажите: кто же этот иной, в которого верует Святая Церковь, – этот иной, рожденный от Отца прежде всех век, воплотившийся от Девы Марии, страдавший при Понтийстем Пилате, погребенный и воскресший в третий день, седящий одесную Отца и имеющий приити со славою судить живым и мертвым, коего царствию, по словам архангела, не будет конца? Скажите, кого вы отрицаетесь? Повторяю, – вы отрицаетесь исповедуемого Церковью грядущего судити живым и мертвым только за то одно, что Церковь произносить имя Его согласно тому, как произносили и произносят греки, как произносили, последуя им, и предки наши времен князя Владимира. И не дивно вам из одной только литеры в имени Иисус отрицаться самого, исповедуемого Церковью, единородного Сына Божия, когда вы и в образовании Святой Троицы перстами для крестного знамения почитаете важным не самое образование таинства Святой Троицы, а именно персты, и из-за различия перстов к сему образованию отдаляетесь от Церкви, таинства церковные почитаете не таинствами, и православное исповедание веры чрез троеперстное сложение почитаете нововводством, и даже ересью, только из-за различия перстов. Так и в имени Спасителя Иисус, из-за различия одной литеры, отметаетеся самого лица Спасителя. Итак, вера ваша – в персты и в литеры. Но да избавить вас Господь от такового недоумения и да наставит на истину свою, дабы из-за литеры не отметаться вам исповедуемого церковью Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех век и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, Ему же слава со Отцом и Святым Духом в бесконечные веки!


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle