Источник

Книга вторая – Заповеди

Предисловие823

Когда я помолился дома и сидел на ложе824, вошел ко мне человек почтенного вида, в пастушеской одежде: на нем был белый плащ, сума за плечами и посох в руке. Он приветствовал меня, и я ответил ему также приветствием. Тотчас же он сел подле меня и говорит мне: «Я послан от достопоклоняемого ангела825, чтобы жить с тобой остальные дни твоей жизни».

Мне показалось, что он искушает меня, и говорю ему: «Кто же ты? Я знаю того, кому препоручен я». Он говорит мне: «Не узнаешь меня?». «Нет», – говорю я. «Я, – говорит он, – тот самый пастырь, которому препоручен ты». В то время как еще говорил он, вид его изменился, и я узнал, что это тот, которому я препоручен. Тотчас я смешался, объял меня страх, и весь я разрывался от скорби, что отвечал так лукаво и неразумно. Он говорит мне: «Не смущайся, но укрепись моими заповедями, которые имею дать тебе. Ибо я послан для того, чтобы снова показать тебе все, что видел ты прежде, и особенно то, что полезно для вас. Прежде всего запиши ты заповеди мои и притчи, остальное же826 пиши так, как я покажу тебе. Итак, я приказываю сперва записать заповеди мои и притчи, чтобы ты по временам читал их и удобнее мог соблюсти».

Я поэтому записал заповеди и притчи так, как повелел он мне. Если, услышав их, вы сохраните, будете поступать по ним и исполните их чистым сердцем, то получите от Господа то, что обещал Он вам. Если же, услышав их, не покаетесь, но обратитесь к грехам вашим, то восприимете от Господа противное тому. Все это повелел мне написать этот пастырь, ангел покаяния.

Заповедь первая. О вере в единого Бога

Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен827, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Итак, веруй в Него и бойся Его, и, боясь, соблюдай воздержание. Храни это, и отринешь от себя всякую похоть и беззаконие, и облечешься во всякую добродетель и правду, и будешь жить с Богом, если сохранишь эту заповедь.

Заповедь вторая. О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте

Пастырь сказал мне: «Имей простоту и будь незлобив, будь как дитя, которое не знает лукавства, губящего жизнь людей. И, во-первых, ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и, веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего.

Гибельное злословие – это дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него и всегда имей мир с братом твоим. Облекись благопристойностью, в которой нет ничего оскорбительного, но все ровно и приятно. Делай добро и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Давай всем потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват, ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать, и исполнил с похвалой пред Богом. Итак, соблюдай эту заповедь, как я сказал тебе, чтобы покаяние твое и семейства твоего было в простоте и сердце твое явилось чистым и непорочным пред Богом».

Заповедь третья. О том, что должно избегать лжи

Также сказал он мне: «Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем. И те, которые лгут, отвергают Господа и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями».

Услышав это, я горько заплакал. Видя мою скорбь, он сказал мне: «О чем ты плачешь?». «Не знаю, господин, могу ли спастись я». «Почему?», – сказал он. И я сказал: «Потому, что никогда в жизнь свою, господин, не произнес я слова истинного, но всегда говорил коварно и выдавал пред всеми ложь за истину, и никто не прекословил мне, потому что доверяли моему слову. Как же я могу жить828, когда поступал таким образом?».

И сказал он мне: «Ты рассуждаешь хорошо и верно, ибо следовало тебе, как рабу Божию, ходить в истине и не соединять лукавой совести с духом истины, и не оскорблять Духа Божия Святого и истинного».

И я сказал ему: «Никогда, господин, я не слыхал хорошо таких слов». И он сказал мне: «Теперь слышишь; соблюдай их и старайся, чтобы и те лживые слова, которые прежде говорил ты по своим делам, стали верными от последующих слов твоих, если они окажутся истинными. Ибо и те могут сделаться верными, если отныне будешь говорить истину; и, если будешь соблюдать истину, можешь получить себе жизнь. И всякий, кто только послушается этой заповеди, будет исполнять ее и удаляться от лжи, будет жить с Богом».

Заповедь четвертая. О целомудрии и о разводе

I. «Заповедую тебе, – говорит пастырь, – соблюдать целомудрие; и да не всходит тебе на сердце помысл о чужой жене или о любодеянии, или о каком-либо подобном дурном деле, потому что делающий это совершает великий грех. А ты помни всегда о Господе829, во все часы, и никогда не согрешишь. Ибо если такой дурной помысл взойдет на твое сердце, то делаешь великий грех; и кто совершает такое преступное дело, причиняет себе смерть. Итак, смотри ты, воздерживайся от такого помысла. Ибо где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного».

И я сказал ему: «Позволь мне, господин, спросить тебя немного». «Говори», – указал он. «Если, господин, – сказал я, – кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?».

И он сказал мне: «Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии». «Что же делать, – сказал я, – если жена будет оставаться в своем пороке?». И он сказал: «Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустив свою жену, возьмет другую830, то и сам прелюбодействует». «Что же, господин, – говорю, – если жена, отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?». И он сказал мне: «Если не примет ее муж, он грешит и даже допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене. Но прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет плоть свою, прелюбодействует и тот, кто поступает подобно язычникам.831 И если кто пребывает в таких делах и не раскается, то удаляйся от обращения с ним, иначе и ты будешь причастен греху его. Итак, заповедуется вам, чтобы вы832 оставались одинокими – как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы это так делалось833, но пусть не грешит более тот, кто согрешил. Что касается до прежних грехов его, то есть Бог, Который может дать исцеление, ибо Он имеет власть надо всем».

II. Я опять спросил его: «Поскольку Господь удостоил меня того, чтобы ты всегда жил со мною, то дозволь мне сказать еще несколько слов, потому что я ничего не понимаю и сердце мое помрачилось от прежних дел моих; вразуми меня, так как я очень несмыслен и совершенно ничего не разумею».

И он в ответ сказал мне: «Я приставник покаяния и всем кающимся даю разум. Или само покаяние, ты думаешь, не есть великий разум? Грешник, кающийся уразумел, что он согрешил пред Господом, он вспомнил в сердце своем содеянные им дела и, раскаявшись, более уже не делает зла, но делает доброе и смиряет свою душу, и мучит ее за то, что согрешила. Итак, видишь, что покаяние есть великий разум». Я сказал ему: «Потому-то, господин, я тщательно и расспрашиваю тебя обо всем, что я грешник и желаю узнать, что мне делать, чтобы жить, ибо грехи мои многочисленны и разнообразны». «Ты будешь жив, – сказал он, – если сохранишь мои заповеди и будешь поступать по ним; и всякий, кто только услышит и исполнит эти заповеди, будет жить с Богом».

III. Я сказал ему: «Господин, я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду834 и получаем отпущение прежних грехов наших». «Справедлив», – говорит, – ты слышал. Ибо получившему отпущение грехов не должно более грешить, но жить в чистоте. И так как ты обо всем расспрашиваешь, объясню тебе это, не давая повода к заблуждению тем, которые имеют уверовать или только что уверовали в Господа. Те, которые только что уверовали или имеют уверовать, не имеют покаяния во грехах, но имеют отпущение прежних грехов своих.835 Тем же, которые призваны прежде этих дней836, положил Господь покаяние, ибо Он сердцеведец, провидящий все, знал слабость людей и великую злобу диавола, по которой он будет вредить рабам Божиим и коварствовать над ними. Поэтому милосердый Господь сжалился над Своим созданием и положил такое покаяние, над которым и дана мне власть. Итак, я говорю тебе, что после этого великого и святого призвания837, если кто, будучи искушен от диавола, согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему, ибо с трудом он будет жить в Боге».

И я сказал: «Господин, я обновился, когда услышал об этом так обстоятельно. Ибо я знаю, что спасусь, если еще не присовокуплю ничего к грехам своим». «Спасешься, – сказал он, – ты и все, которые сделают то же».

IV. И опять я сказал ему: «Господин, так как ты терпеливо меня выслушиваешь, объясни мне еще вот что». «Говори», – сказал      он. «Если муж или жена умрет, – говорю я, – и      один из них вступит в брак, согрешает ли вступающий в      брак?». «Не согрешает, – говорит он, – но если останется       сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие, и будешь жить с Богом. То, что я говорю и имею сказать тебе после, соблюдай с этого самого дня, как ты поручен мне и живу в твоем доме; и прежним грехам твоим будет отпущение, если сохранишь мои заповеди; и все, которые сохранят их и будут ходить в чистоте, получат отпущение».

Заповедь пятая. О печали и терпении

I. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами, и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то дух святой, в тебе обитающий, будет чист и не помрачится от какого-либо злого духа, но в радости расширится и вместе с сосудом, в котором обитает, будет весело служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то дух святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться отсюда, ибо подавляется злым духом и не имеет возможности служить Господу, как желает, потому что гнев оскорбляет его. Поэтому, когда и тот и другой дух обитают вместе, то бывает худо для человека. Ибо если кто-нибудь взял немножко полыни и положил в сосуд с медом, не весь ли мед повредится? И столько меда пропадает от незначительного количества полыни, теряет сладость и уже не имеет приятности для своего владетеля, потому что весь мед сделался горьким и негодным к употреблению. Но если в мед не будет положена полынь, он будет сладок и годен для владетеля. Видишь, что великодушие слаще меда и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а гнев горек и негоден. Итак, если к великодушию примешается гнев, то дух возмущается и неприятна Богу молитва его».

И я сказал ему: «Желал бы я знать, господин, действие гнева, чтобы сохранить себя от него». «Вот что, – говорит он, – если не будете удерживаться от него ты и дом твой, то потеряете всю надежду спасения. Но воздерживайся от гнева, ибо я с тобою; и от него воздержатся все, которые покаются от всего сердца своего, ибо я буду с ними и сохраню их. Все такие838 принимаются Святейшим Ангелом839 в число праведных.

II. Послушай теперь, – говорит он, – и о действии гнева, как он вреден и как губит своим действием рабов Божиих и отвращает их от правды. Он не может вредить тем, которые исполнены веры, потому что с ними пребывает сила Божия; совращает же людей, сомневающихся и не имеющих веры. Как скоро он увидит таких людей спокойными, проникает в сердце их, и из ничего муж или жена сердятся друг на друга по каким-нибудь житейским делам: или из-за пищи, или пустого слова, или какого приятеля, или долга, или из-за подобных мелочных вещей. Все это глупо, пусто и неприлично рабам Божиим. Но великодушие твердо и мужественно, имеет крепкую силу и пребывает в великой широте, весело и беззаботно радуясь, прославляет Господа во всякое время – чуждое всякой горечи и всегда мирное, и кроткое. Это великодушие живет с имеющими полную веру. А гнев безрассуден, пуст и легкомыслен. От безрассудства рождается огорчение, от огорчения – раздражение, от раздражения – гнев, от гнева же – неистовство. Это неистовство, происшедшее от стольких зол, есть великий и неисцелимый грех. И когда все это находится в одном сосуде, где обитает и Дух Святой, то сосуд не вмещает их в себе, но переполняется: кроткий дух не может жить вместе со злым духом и удаляется от такого человека, и ищет жить в кротости и тишине. Потом, когда он отступит от человека, в котором обитал, человек делается чужд Святого Духа и исполнен духами злыми, и слеп для благой мысли. Так бывает со всеми гневливыми. Итак, ты удаляйся гнева, но облекись в великодушие и противься всякому огорчению, и будешь в чистоте и святости, любезной Богу. Смотри поэтому, чтобы как-нибудь не пренебречь тебе этой заповедью, ибо если соблюдешь эту заповедь, то можешь исполнить и прочие мои заповеди, которые имею тебе преподать. Итак, теперь утверждайся в этих заповедях, чтобы тебе жить с Богом, равно и все, которые соблюдут их, будут жить с Богом».

Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них

«Я повелел тебе», – сказал пастырь, – в первой заповеди, чтобы хранил ты веру, страх и воздержание». «Да, господин», – говорю я. «А теперь, – сказал он, – я хочу показать тебе силы этих добродетелей, чтобы знал ты, какую каждая из них имеет силу и действие. Двоякого рода их действия и состоят в праведном и неправедном. Ты веруй праведному, а неправедному нисколько не веруй. Ибо правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь неровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист. Итак, видишь, что лучше идти этим путем».

Я сказал: «Мне нравится идти этим путем». «И пойдешь ты», – говорит он, – равно как пойдут по нему и все, которые от всего сердца обратятся ко Господу.

II. Послушай теперь, – говорит он, – сперва о вере. Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой». Я спросил его: «Каким образом, господин, я могу узнать действия их, когда оба ангела живут со мною?». «Слушай, – говорит, – и разумей. Добрый ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый ангел с тобой; верь этому ангелу и следуй делам его.

Послушай и о действиях ангела злого. Первее всего он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой». «Каким образом, – спросил я, – узнаю его, господин?». «Слушай, – говорит он. – Когда приступят к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также, когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное – тогда знай, что с тобой злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого ангела. Разумей их, верь ангелу доброму и удаляйся от ангела злого, потому что внушение его во всяком деле злое. Ибо если кто будет человек верующий, но войдет в его сердце помысл злого ангела, то муж или жена непременно согрешат. Если бы опять муж или жена были злыми людьми и помыслят в сердце своем дела ангела доброго, то необходимо они сделают что-нибудь доброе: Итак, видишь, что хорошо следовать ангелу доброму. Если посему будешь повиноваться ему и делать его дела, то будешь жить с Богом, равно как и все, которые будут следовать его делам, будут жить с Богом».

Заповедь седьмая. О том, что должно бояться Бога, а диавола бояться не должно

«Бойся, – говорит пастырь, – Господа и соблюдай заповеди Божии, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся, ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий имеющий силу внушает страх, а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел диавола, потому что они злы; боясь Господа, ты не сделаешь дел диавола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если бы захотел ты сделать злое, то бойся Бога – и не сделаешь его. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то бойся Бога – и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога, и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом, а которые не соблюдают Его заповедей, в тех нет жизни».

Заповедь восьмая. О воздержании от зла и делании добра

«Я сказал тебе, – говорит пастырь, – что творения Божии двояки, двояко и воздержание. Поэтому от некоторых должно воздерживаться, а от иных не должно». «Открой мне, господин, – говорю я, – от чего должно воздерживаться и от чего не должно». «Слушай, – говорит он, – воздерживайся от зла и не делай его, а от доброго не воздерживайся, но делай его. Ибо если будешь удерживаться от доброго и не будешь его делать, согрешишь. Итак, удерживайся от всякого зла и делай всякое добро». «Какие, – говорю я, – виды зла, от которых должно удерживаться?». «Слушай, – говорит, – от прелюбодеяния, пьянства и чрезмерных пиршеств, от излишеств в яствах, от роскоши и тщеславия, от гордости, от лжи и клеветы, от лицемерия, злопамятства и всякого оскорбления чести другого. Таковы дела злые, от которых должно воздерживаться рабу Божию. Кто не воздерживается от них, тот не может жить с Богом. Послушай теперь и о делах, следующих за ними». «Разве и еще есть, господин, – говорю я, – дела злые?». «И подлинно много есть и еще, от чего должен воздерживаться раб Божий: воровство, лжесвидетельство, пожелание чужого, надменность и тому подобное. Не почитаешь ли всего этого злым? Подлинно, это есть зло для рабов Божиих, и от всего этого должен воздерживаться раб Божий. Итак, воздерживайся от этого и ты, чтобы тебе жить с Богом и быть вместе с теми, которые воздерживаются от злых дел. Вот от чего ты должен воздерживаться. А от чего не должен ты воздерживаться, слушай. От доброго не воздерживайся, но делай его. Слушай, – говорит, – и о добрых делах, которые должно творить, чтобы спастись. Первее всего это вера, страх Божий, любовь, согласие, справедливость, истина, терпение – лучше их ничего нет в жизни человеческой; кто будет их сохранять и не воздерживаться от них, тот блажен в своей жизни. Затем следуют добрые дела, состоящие в том, чтобы служить вдовам, печься о сиротах и бедных, избавлять из нужды рабов Божиих, быть гостеприимным (потому что в гостеприимстве является доброе дело), не прекословить, быть покойным, считать себя ниже всех людей, почитать старших возрастом, соблюдать правду, хранить братство, переносить обиды, быть великодушным, не отвергать отпадших от веры, но обращать и успокаивать их, вразумлять согрешающих, не притеснять должников и тому подобное. Не почитаешь ли это добром?». «Что, – говорю, – лучше этого?». «Посему, – говорит, – живи в этих делах и не воздерживайся от них. Ибо если сохранишь эту заповедь, то будешь жить с Богом, равно как и все, которые соблюдут ее, будут жить с Богом».

Заповедь девятая. Должно просить у Бога постоянно и без сомнения

Еще говорит мне пастырь: «Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря в себе: «Каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним?» Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся ко Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, но Он не помнит зла и милосерд к Своему созданию. Итак, очисти сердце свое от всех сует настоящего века, соблюдай прежде сказанные тебе, от Бога данные слова – и получишь все блага, которых просишь, и все прошения твои не будут оставлены, если будешь просить у Господа без сомнения. Те же, которые не таковы, ровно ничего не получают из того, о чем просят. Ибо те, которые полны веры, всего просят с упованием и получают от Господа, потому что просят без сомнения. Всякий человек колеблющийся, если только не покается, с трудом спасется. Поэтому очисти сердце свое от сомнения и облекись в веру, и веруй Господу, и получишь все, о чем просишь. Но если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись от того, что скоро не получил прошения души твоей. Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь свое прошение. Но ты, не переставай просить о желании души своей, и получишь. Если же придешь в уныние и перестанешь просить, то жалуйся на себя, а не на Бога, что Он не дает тебе. Итак, видишь, как гибельно и ужасно это сомнение и многих, даже твердых в вере, совсем отторгает от веры. Ибо сомнение это есть дочь диавола и сильно злоумышляет на рабов Божиих. Итак, отвергни сомнение и препобеди его во всяком деле, облекшись в сильную и могущественную веру. Ибо вера все обещает и все совершает, сомнение же ни в чем не доверяет себе и оттого не имеет успеха в делах своих. Итак, видишь, – говорит он, – что вера есть свыше от Бога и имеет великую силу. Сомнение же есть земной дух, от диавола, и силы не имеет. Поэтому служи вере, имеющей силу, и удаляйся от сомнения, которое не имеет силы, и будете жить с Богом ты и все так же поступающие люди».

Заповедь десятая. О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы

I. «Удаляй от себя всякую печаль, потому что она есть сестра сомнения и гнева». «Каким образом, господин, – говорю я, – она есть сестра их? Мне кажется, иное есть печаль, иное – гнев, иное – сомнение».

И он говорит: «Несмыслен ты. Ужели не разумеешь, что печаль есть самый злой из всех духов и самый вредный для рабов Божиих? И преимущественно пред всеми другими погубляет человека и изгоняет Святого Духа, и опять спасает?». «Господин, – говорю, – несмыслен я и не разумею этих притчей; каким образом печаль может погублять и опять спасать – не понимаю». «Слушай, – говорит он, – и разумей. Те, которые никогда не изыскивали истины и не исследовали о Божестве, но только уверовали и потом предались разным занятиям языческим840 и другим делам сего мирa, те не понимают притчей Божественных, потому что они помрачаются от таких дел, повреждаются и загрубевают смыслом. Как хорошие виноградные лозы, оставляемые в пренебрежении, подавляются и заглушаются разными растениями и терниями, так и те люди, которые только уверовали и вдались в дела этого мирa, лишаются своего смысла и, думая о богатствах, совершенно ничего не понимают; и когда слышат что-либо о Господе, разум их занят делами их.841 Но те, которые имеют страх Божий, тщательно исследуют об истине и о Божественном и имеют сердце, обращенное ко Господу, легко принимают все, что говорится им, и разумеют, потому что имеют в себе страх Господень. Ибо где обитает Господь, там много разума; поэтому прилепись ко Господу и все поймешь и уразумеешь.

II. Послушай теперь, неразумный, каким образом печаль изгоняет Духа Святого и каким образом опять спасает. Когда сомневающийся предается какому-нибудь делу и не получает в нем успеха по причине своего сомнения, то печаль входит в сердце такого человека и опечаливает Духа Святого и изгоняет его. Также, когда нападет на человека гнев по какому-нибудь обстоятельству и он сильно раздражается, то опять печаль входит в сердце гневавшегося, он скорбит о своем поступке, раскаивается, что сделал дурно. (Эта печаль представляется спасительной, потому что раскаивается о дурном поступке. Но оба вида печали оскорбляют Святого Духа. Печаль, происходящая от сомнения, печаль о том, что не удалось человеку его дело, есть неправедная печаль. Печаль же от досады о том, что поступлено дурно, есть не худая печаль. Но та и другая печаль оскорбляет Святого Духа).842 Посему удаляй от себя печаль и не оскорбляй Святого Духа, в тебе живущего, чтобы он не возопил на тебя ко Господу и не удалился от тебя. Ибо дух Божий, данный в это тело, не терпит печали. Итак, облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Ибо всякий радующийся человек делает доброе, и помышляет о добром, и презирает печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостный, и, во-вторых, потому, что он делает беззаконие, не обращаясь ко Господу и не исповедуясь перед Ним; Молитва печального человека никогда не имеет силы восходить к Престолу Божию».

И я спросил его: «Почему же, господин, молитва печального человека не восходит к Престолу Господню?». «Потому, – говорит он, – что печаль пребывает в его сердце. Печаль, смешанная с молитвой, не допускает молитве взойти чистой к Престолу Божию. Ибо как вино, смешанное с уксусом, уже не имеет прежней приятности, так и печаль, примешанная к Святому Духу, не имеет той же чистой молитвы. Посему очищайся от злой печали, и будешь жить с Богом, и все будут жить с Богом, которые только отбросят от себя печаль и облекутся в радость».

Заповедь одиннадцатая. О том, что истинные и ложные пророки познаются из дел

Пастырь показал мне людей, сидящих на скамейках, и одного человека, сидящего на кафедре. И сказал он мне: «Видишь тех, которые сидят на скамейках?». «Вижу, господин», – говорю я. «Это, – говорит он, – верные, а сидящий на кафедре – лжепророк843, погубляющий смысл рабов Божиих – тех, которые двоедушествуют, а не истинно верующих. Эти двоедушные приходят к нему, как к пророку, и спрашивают его о том, что будет им; а он, не имея в себе силы Духа Божественного, говорит им по вопросам их и наполняет души их обещаниями согласно с их желаниями. Будучи суетен, он суетно и отвечает суетным людям. Впрочем, он говорит и нечто справедливое, потому что он исполняется от диавола его духом, чтобы привлечь кого-либо из праведных. Но сильные в вере, облеченные в истину не присоединяются к таким духам, но удаляются от них. Двоедушные же и часто кающиеся обращаются за прорицаниями, как и язычники, и навлекают на себя великий грех своим идолопоклонством, потому что спрашивающий лжепророка о каком-либо деле есть идолопоклонник, чужд истины и несмыслен. А всякий дух, от Бога данный, не дожидается спрашивания, но, имея силу Божественную, говорит все сам, потому что он свыше, от силы Духа Божия. Дух, который говорит по вопросам и согласно желаниям человеческим, есть дух земной, легкомысленный, не имеющий силы: он совсем не говорит, если его не спрашивают».844 И я сказал: «Каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк?». «Выслушай, – говорит, – об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложного. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во-первых, имеющий Духа свыше, спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит наедине: Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу. Поэтому, когда человек, имеющий Духа Божия, придет в церковь праведных, имеющих веру Духа Божия, и там совершается молитва ко Господу, тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и узнается сила его.

Слушай теперь и о духе земном, суетном, несмысленном и не имеющем силы. Прежде всего человек, кажущийся исполненным духа, высит себя, желает иметь председательство, нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание, если же не получит, то и не пророчествует. Может ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать? Делать это несвойственно пророку Божию, и в поступающих таким образом действует дух земной. Потом, он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их, напротив, имеет общение с людьми двоедушными и пустыми, пророчествует в местах потаенных845 и обманывает их, говоря по их желаниям, и отвечает суетное людям суетным, ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо приходятся одна к другой. А когда он входит в собрание людей праведных, имеющих Духа Божественного, и ими совершается молитва, тогда тот человек оказывается пустым: земной дух от страха бежит от него, и он совершенно поражается и ничего не может говорить. Если в кладовую поместишь вино или масло и среди них поставишь пустой сосуд, а после будешь брать запасенное из кладовой, то сосуд, который поставил ты пустым, пустым, и найдешь. Так и пустые пророки, когда придут к людям, имеющим Святого Духа, какими придут, такими и остаются. Вот образ жизни пророка истинного и ложного.

Итак, испытывай по делам и по жизни того человека, который говорит, что он имеет Святого Духа. Верь духу, приходящему от Бога и имеющему силу, духу же земному и пустому, в котором нет силы, не верь, ибо он приходит от диавола. Послушай притчу, которую скажу тебе. Возьми камень и брось на небо, и смотри, можешь ли докинуть до него? Или еще: возьми трубу с водой и лей на небо, и посмотри, можешь ли ты пробить небо?». «Как может это быть, господин, – говорю я, – то и другое, о чем сказал ты, невозможно». «Итак, – говорит он, – как этого не может быть, так точно дух земной бессилен и недействен. Пойми теперь силу, свыше приходящую. Град – крупинка очень малая, но когда упадает на голову человека, какую причиняет боль? Или еще: возьми в пример дождевую каплю, которая с крыши падает на землю и продалбливает камень. Видишь, что и самое малое, что сверху падает на землю, имеет великую силу; так силен и Дух Божественный, приходящий свыше. Этому духу ты верь, а от другого удаляйся».

Заповедь двенадцатая. Об удалении от худых пожеланий и о том, что заповеди Божии возможно исполнить верующим

I. Пастырь сказал мне: «Удали от себя всякую похоть злую и облекись в хотение доброе и святое. Ибо, облекшись в хотение доброе, ты возненавидишь зло и будешь управлять им, как захочешь. Похоть злая люта и с трудом усмиряется; она страшна и своею лютостью сокрушает людей, особенно если впадет в нее раб Божий и не будет благоразумен, то жестоко пострадает от нее. Но она сокрушает таких людей, которые не имеют одеяния хотения доброго и погрузились в дела этого века; их-то она предает смерти». «Какие действия, господин, – говорю я, – злой похоти, которые предают людей смерти? Объясни мне, чтобы я мог избегать их». «Слушай, посредством каких действий злая похоть умерщвляет рабов Божиих.

II. Злая похоть состоит в том, чтобы желать чужой жены или жене желать чужого мужа, желать великого богатства, множества роскошных яств и питий и других наслаждений, ибо всякое наслаждение бессмысленно и суетно для рабов Божиих. Таковы пожелания злые, умерщвляющие рабов Божиих. Злая похоть есть дочь диавола. Поэтому должно удаляться злой похоти, чтобы жить с Богом. А те, которые поддадутся злой похоти и не воспротивятся ей, умрут навеки, потому что она смертоносна. Итак, ты облекись в хотение правды и, вооружась страхом Господним, противостой злой похоти. Ибо страх Божий обитает в хотении добром. И злая похоть, видя тебя вооруженным страхом Господним и противящимся ей, убежит от тебя далеко и не явится к тебе, боясь твоего оружия; и, одержав победу и увенчанный за нее, предайся хотению правды и, воздав Ему за полученную тобой победу, служи Ему по Его воле. И если послужишь доброму хотению и покоришься Ему, то можешь владычествовать над злою похотью и управлять ею, как тебе угодно».

III. «Желал бы я знать, господин, как я должен служить доброму хотению?». «Слушай, – говорит он, – имей страх Божий и веру в Бога, люби истину, твори правду и подобные добрые дела. Делая это, ты будешь угодным рабом Божиим и будешь жить с Богом; и все, которые будут служить хотению доброму, будут жить с Богом».

Итак, он окончил двенадцать заповедей и говорит мне: «Вот тебе заповеди, поступай по ним и к тому же убеждай людей, слушающих тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни их жизни. И это служение, которое поручаю тебе, исполняй тщательно и получишь великий плод, ибо найдешь любовь у всех, которые покаются и послушаются слов твоих. Я буду с тобой и буду побуждать их слушаться тебя».

И я сказал ему: «Господин, эти заповеди величественны, прекрасны и способны возвеселить сердце человека, могущего исполнить их. Но не знаю, господин, могут ли эти заповеди быть соблюдены человеком, потому что они очень трудны».

Он отвечал мне: «Эти заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь убежден, что их можно соблюсти; но если ты положил в сердце своем, что они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их. Теперь же говорю тебе, если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь ими, то не спасешься ты, не спасутся и дети твои и весь дом твой, потому что ты сам себе присудил, что этих заповедей нельзя соблюсти человеку».

IV. Говорил он это с большим гневом, так что я очень смутился и испугался. Ибо лицо его изменилось так, что человеку нельзя снести его гнева. Но видя, что я весь в смущении и страхе, начал говорить умереннее и ласковее: «Неразумный и непостоянный, не видишь ли славу Божию, как велик и дивен Тот, Который сотворил мир для человека, и все творение покорил человеку, и дал ему всю власть господствовать надо всем поднебесным. Если человек есть владыка тварей Божиих и надо всем господствует, то ужели он не может господствовать и над этими заповедями? Это возможно человеку, имеющему Господа в сердце своем. Кто же имеет Господа только в устах своих, огрубел сердцем и далек от Господа, для того эти заповеди тяжки и неисполнимы. Итак, вы, слабые и легкие в вере, положите себе Господа вашего в сердце и узнаете, что ничего нет легче этих заповедей, ничего приятнее и доступнее их. Обратитесь ко Господу, оставьте диавола, его удовольствия, которые злы и горьки, и не бойтесь диавола, потому что над вами он не имеет силы. Ибо я с вами, ангел покаяния, который господствует над ним. Диавол производит страх, но страх его не имеет силы. Посему не бойтесь его, и он убежит от вас».

V. И я сказал ему: «Господин, выслушай несколько слов моих». «Говори», – сказал он. «Человек, – говорю, – желает исполнять Божии заповеди, и нет такого, который бы не просил у Бога о том, чтобы мог он соблюдать Его заповеди; но диавол упорен и своей силой противодействует рабам Божиим». «Не может диавол, – сказал он, – пересилить рабов Божиих, которые веруют в Господа от всего сердца. Диавол может противоборствовать, но победить не может. Если противостанете ему, то, побежденный, он убежит от вас со стыдом. Боятся диавола, как будто имеющего власть, те, которые нетверды в вере. Диавол искушает рабов Божиих и, если найдет слабых, погубляет их. Когда человек наполнит сосуды хорошим вином и между ними поставит несколько сосудов неполных, то, приходя испытать и попробовать сосуды, не думает о полных, ибо знает, что они хороши, а отведывает из неполных, не окисли ли они, потому что неполные сосуды скоро окисают и теряют вкус вина. Так и диавол приходит к рабам Божиим, чтобы искусить их. И все те, которые полны веры, мужественно противятся ему. Тогда он приступает к тем, которые неполны веры, и, имея возможность войти, входит в них, делает с ними, что хочет, и они становятся его рабами.

VI. Но говорю вам я, ангел покаяния, не бойтесь диавола. Ибо я послан для того, чтобы быть с вами, кающимися от всего сердца, и утвердить вас в вере. Посему верьте вы, которые по грехам своим отчаялись в спасении и, прилагая грехи к грехам, отягощаете жизнь свою, если обратитесь ко Господу от всего сердца вашего и будете творить правду в остальные дни своей жизни, и служить Ему по воле Его, то Он уврачует прежние грехи ваши и будете иметь силу господствовать над делами диавола. Угроз же диавола вовсе не бойтесь, потому что они бессильны, как нервы человека мертвого. Итак, слушайтесь меня и бойтесь Господа, Который может спасти и погубить; соблюдайте заповеди Его, и будете жить с Богом». И я сказал ему: «Господин, теперь я утвердился во всех заповедях Господа, потому что ты со мною; знаю, что сокрушишь всю силу диавола и мы восторжествуем над ним; и надеюсь, что могу соблюсти при помощи Божией заповеди, которые ты преподал». «Соблюдешь, – сказал он, – если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века и будут жить с Богом».

* * *

823

В греческом тексте этот пролог составляет пятое видение.

824

Тертуллиан указывает на эти слова (О мол. 12), догадываясь, что, может быть, отсюда некоторые заимствовали обычай сидеть во время молитвы.

825

Под достопоклоняемым (venerabilis) ангелом, которым был послан к Ерму ангел покаяния, Гефеле, Гильгенфельд и Дрессель разумеют Христа, Сына Божия, принимая во внимание Вид. V, 4; IX, 1; Зап. V, 1; Подоб. X, 1.2. Но можно относить это имя и к Архангелу Михаилу, который как блюститель народа верующего занимает место также выше ангела покаяния (Подоб. VIII, 3).

826

Под остальным (reliqua), что ангел покаяния обещает показать Ерму, не должно разуметь особенных откровений, которые не изложены в настоящей книге «Пастырь» и должны были составить еще содержание четвертой ее части. Эти слова, которых, впрочем, нет в греческом тексте, объясняются из Палатинского кодекса, где при последнем слове девятого подобия написано «аминь»; то же сделано и в конце десятого подобия. Потому остальное, о котором упоминает пастырь, заключается в десятом подобии, начинающемся словами: «После того как написал я эту книгу…». Сюда же можно отнести так называемое девятое подобие, которое уже не походит на подобие, а представляет полное видение (подобно третьему видению первой книги) и ясно выходит за пределы заповедей и подобий, но словам Ерма: «После того как написал я заповеди и притчи…» (Под. IX, 1).

827

Словами этой заповеди пользовались в древности святые Отцы, например, Ириней, Афанасий Александрийский (Посл. об опред. 2, 4).

828

Т.е., иметь жизнь вечную, получить спасение.

829

В греческом тексте и в другом латинском (В) читается: о жене твоей.

831

Т.е., поклоняется идолам и т.п.

832

Т.е., если разведетесь.

833

Внушая снисхождение к согрешившим мужу или жене, пастырь не хочет подать повода к прелюбодеянию.

834

Покаяние во время Таинства крещения.

835

Т.е., которое даруется в крещении.

836

Т.е., призваны в христианство и уже крестились прежде этого периода времени, данного им для покаяния.

837

Т.е., призвания к христианству посредством крещения.

838

Т.е., которые от всего сердца покаются и будут воздерживаться от гнева.

839

Т.е., Господом Иисусом Христом.

840

Здесь в прежде известном латинском тексте (А) слова et alius mendax prophetes… loquitur secundum desiderium по ошибке переводчика или переписчика внесены из одиннадцатой заповеди, куда они относятся и по контексту речи, и по другому латинскому (В), равно как и греческому тексту.

841

Т.е., занят исключительно делами житейскими и не может от них отрешиться и возвыситься до понимания предметов Божественных.

842

Слова, означенные скобками, переведены по другому латинскому тексту (В), так как первый текст (А) в этом месте имеет пропуск.

843

Сюда относится опущенное нами из десятой заповеди по старому латинскому тексту.

844

При переводе следующих слов этой заповеди мы держимся порядка мысли, какой находится в латинском переводе (B) и в греческом тексте.

845

Et in angulis et abditis locis divinat; эти слова ясно показывают, что под лжепророками и земным духом нельзя разуметь в книге Ерма лиц церковной иерархии, как думали Ричль и Дорнер, чтобы показать монтанистическое происхождение этой книги.


Источник: Писания мужей апостольских : [сборник] / [предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви). ISBN 5-94625-059-0

Комментарии для сайта Cackle