Источник

Слово на Всечестное Успение Преcвятой Богородицы. Св. Германа, патриарха Константинопольского170

Одолженный обычно благословляет своего благодетеля, спасаемый признает помощь своего избавителя; и немогущий воздать делами считает нужным отблагодарить покровителя хотя словами. Посему и я дерзаю славить Тебя, Богогодице, хотя на Тебе совершились дивные чудеса, превосходящие слово и разум. Приняв дерзновение, воссылаю к Тебе Твои же слова, изреченные Тобою в радости. Призри на смирение раба Твоего, возвысь смиренные уста, и меня, алчущего славословить Тебя, исполни благ Твоего милосердия, дабы, руководимый Твоею помощью, ум мой несмущенно величал Тебя. Ибо все роды человеков, как Ты сама истинно сказала, ублажают Тебя, никем достойно не возвеличиваемую, Тебя всегда снисходящую скудоумию Твоих хвалителей. Что же сказать мне сперва, и что сохранить на дальнейшее? Воспеть ли хвалы Твоему житию во плоти с земнородными, или воздать славу Твоему восхождению? То и другое приводит в трепет. Но остановимся словом на торжестве Твоего исшествия и начнем песнь настоящему предмету – честному и славному преставлению Твоему, Богородице.

Преставившись от земного, Ты явно перешла к небесному, однако же, и прежде Ты не была непричастною небесному и, преставившись, не оставила земного: пoелику, Богородице, Ты и превосходишь небесные чины, и являешься высшею всех земных тварей; пoелику Ты, воистину, и небеса украсила, и землю прославила. Едва только создан был человеческий род, было заповедано ангелам хранить жизнь его – руководить и соблюдать в непоколебимой вере в Бога, ибо сказано: постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор. 32:8); и: ополчится ангел Господен окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33:8). Но так как люди жили тогда в идолопоклонстве и оскверняли воздух воней жертв, то агелы удалились от общения с людьми, и Бог отнял от них Духа Своего. Когда же в последние времена Ты родила Слово Бога Отца, то тотчас после этого рождения ангелы призрели на землю, хвалебною песнию прославляя рожденного Тобою Бога, и провозгласили умножение славы в вышних, восклицая, что на землю пришел мир, что уже не будет средостения вражды между ангелами и людьми, между землей и небом; но согласный образ жизни и одно общее прославление Единого и Троичного Бога будет приноситься ангелами и людьми. И Отец, свидетельствуя о плотском без отца зачатии его Тебя Единородного Сына, взывает к Нему: Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7); и еще: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3). О, богодухновенные слова! Если, прежде чем родиться от Тебя – Матери Девы, Он был Единородным Сыном Божьим, то, как Отец говорит Ему: аз днесь родих Тя? Отсюда ясно, что слово – днесь удостоверяет телесное пришествие Единородного к людям, а не говорит о небытии Божества Его; выражение же – родих Тя обозначает богоначальное и содейственное соприсутствие Духа во Отце. Ибо поскольку Дух не чужд Отцу, а Сын по благоволению Отца вселился в Тебя – Матерь и Деву, то Отец усвояет Себе действие Пресвятого Духа, почему, новосоделав с Духом Святым телесное исшествие из Тебя Сына Своего, Отец говорит Сыну: Аз днесь родих Тя. И словами: из чрева прежде денницы родих Тя, – уверяет в том же, т. е., как возвещает истинное, довременное, совечное с Отцом бытие Божества в Единородном, так показывает и Его воплощение, в конце времен, непризрачное вочеловечение от Тебя, Приснодево. Ибо выражением: из чрева прежде денницы Писание показывает, что Свет от Света, Единородный безначально родился от Отца прежде всякой твари, видимой и невидимой; чревом также названо Твое чрево, дабы показать и плотское пришествие Единородного от Тебя. А слова: прежде денницы обозначают в таком случае ночь до рассвета (ибо день называется денницей): это потому, что Ты родила Свет для сидящих во тьме ночью; таким образом, прежде денницы указывает час Твоего рождения: ибо, говорится: пастыри в той стране бодрствовали и стрегли стражу нощную (Лк. 2:8).

Такова прибавившаяся чрез Тебя, о Богородице, на небе слава; и если бы она не увеличивалась, то ангелы не восклицали бы: «слава в вышних», когда пришло время Твоего неизреченного деторождения. А как просвещен и человеческий род! Чрез Твою непорочную плоть человек соделался небожителем, и пастыри соединились с ангелами; ангелы преклонились к смирению Рожденного, а люди возвысились, умудрились, познав предвечное по рождению, а не творению, единосущие Отца с Сыном.

Итак, если небо и земля имели украшением Тебя, Святейшую Богоматерь, то может ли быть, чтобы, отходя, Ты оставила земнородных лишенными Твоего призрения? Да не будет у нас такой мысли. Как, живя в этом мире, Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Ты не удалилась от общения с людьми, пoелику явилась небом Всевышнего Бога чрез вместительную для ношения Его Свою утробу, и соделалась для Него духовной землей чрез вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключить, что, как, обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так, и преставившись от человеческого жития, не оставила сущих в мире. Хотя мы, привыкшие верой поклоняться Тебе, называем преблаженными зрителей, наслаждавшихся Твоим присутствием, пoелику они имели сожительницею Матерь живота; однако Ты, как бы телесно присутствуя между нами и среди человеческих дел, Твоим образом услаждаешь очи душ наших и привлекаешь их. И как во плоти Ты пребывала с теми, которые жили гораздо древнее нас, подобно этому сожительствуй с нами духом. Твое великое покровительство нам и доказывается Твоим общением с нами: и голос Твой слышим мы, и уши Твои внемлют голосам всех нас; и, познаваемые Тобою в заступлении, мы всегда познаем Твое покровительство. У Тебя и рабов Твоих, воистинну, нет препятствия познавать друг друга, потому что Ты не оставила тех, кого спасла, – не покинула тех, кого собрала: ибо всегда живет дух Твой, и тело Твое не подверглось тлению гроба. Ты, Матерь Божия, посещаешь всех нас (хотя очи наши не могут видеть Тебя, о Всесвятая) и с любовию призираешь на всех рабов Твоих, смотря по тому, кто являет себя достойным, и плоть не препятствует силе и действию духа Твоего: пoелику идеже хощет дышет дух Твой, как чистый и невещественный, нетленный и нескверный, сожительствующий Духу Святому, и избранный Божеством Единородного. Ты, по написанному, прекрасна (Песн. 2:13), и Твое девственное тело все свято, все непорочно, все – жилище Божие, потому и свободно от разрешения в прах. Как человеческое, оно преложилось к высшей жизни нетления, но цело и преславно, совершенно живо и не усыпает; почему не возможно было, чтобы оно, как сосуд богоприятный и одушевленный храм Святейшего Божества Единородного, удержано было в заключенном гробе. Посему мы веруем, Богородице, что Ты пребываешь с нами. ·

Воистину, и снова радостно скажу, воистину, Ты не отошла от человеческого рода, хотя и преставилась. Жизнь нетления! Ты не удалилась от сего тленного мира, но приближаешься к призывающим Тебя. Ты обретаешься верно ищущим Тебя, что ясно показывает дух жизни, постоянно дышущий, и тело свободное от тления и разрушения в прах: ибо как могло покорить Тебя разрешение тела в прах и пепел, когда Ты освободила человеческий род от смерти и тления чрез Рожденного Тобой? Итак, Ты преставилась от земного, дабы не призрачно подтвердилось таинство страшного вочеловечения, дабы чрез Твое отшествие от земного и временного уверовали, что Рожденный от Тебя есть Бог, происшедший, как совершенный человек, от истинной Матери, подлежащей необходимым законам естества, определенно Божьего повеления и самому требованию времени, назначенного для жизни, – от Матери, имевшей тело одинаковое с другими женами и не могшей избежать приражения общей для людей смерти, как и Сын Твой, Бог всяческих, плотию вкусил подобной же смерти, совершив дивные дела в Своем животворящем гробе и в живоприятном гробе Твоего успения, так как тот и другой не призрачно прияли тела и совершенно не произвели тления. Да и не могло быть, чтобы соделавшаяся сосудом, приявшим Бога, Ты рассыпалась в прах истления: ибо пoелику Умаливший Себя в Тебе был Бог от начала и Живот предвечный, то и Тебе, Матери живота, надлежало стать сожительницею Животу и принять успение как сон, – и преставление как пробуждение. Как дитя желает и ищет свою матерь, и мать любит проводить время с чадом, так и Бог устроил, что Ты, стяжавшая для Него чадолюбивое сердце, взошла к Нему; и справедливо было, чтобы по любви к Тебе, как Матери, Бог соделал Тебя Своею сожительницею и собеседницею. Так, умерши для преходящего, Ты преселилась к нетленным жилищам вечным, где обитает Бог, пребывая с Которым Ты, Богородица, не удаляешься от обращения с Ним. Телесно Ты, Всепетая, была домом упокоения для Него, и Он взаимно стал местом упокоения для Тебя, отшедшей, ибо говорится: сей покой Мой во век века (Пс. 131:14), т. е., облеченный в плоть, в которую Он облекся из Тебя, Богородица, Он не только пребывал в веке этом, но явится в ней же судить живых и мертвых. Поэтому Тебя, ставшую для Него вечным успокоением, свободной от тления, Он взял к Себе, желая, так сказать, чтобы Ты была близка к Его глаголам и утробе; посему с сыновнею любовию Он подает то, что Ты ищешь от Него, и исполняет Божественною силою то, что Ты просишь у Него, благословенного во веки. Аминь171.

* * *

170

Сконч. в 740 г.

171

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. XCVIII, col. 339–348; сравн. «Торжественник» IX в. – рукоп. Московск. Синод. библиот. (284 – CCLXXI), л.л. 403 об.–406.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle