Источник

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы. Святителя Илия Минятия Кефалонитского

Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44:10).

Вот наиболее живой и приличный образ преставльшейся на небо Богоматери, начертанный Богодвижимой тростью Царя–пророка! К созерцанию этого образа и приглашаю сегодня вас, торжествующие собратия. Не воображайте себе обычные печальные знаки смерти здесь на земле, где предлежит мертвое тело, распростертое на одре, честно погребаемое святыми Апостолами, чудесно собранными со (всех) концов земли. В Святейшей Деве все было сверхчеловеческое; только в этом Она показала, что принадлежит человеческой природе, ибо сегодня явилось, что Она – тленной природы. Но и в этом обнаружились преимущества Божественной благодати: когда всенепорочная Мария зачала, Ее зачатие было бессеменно, когда родила, рождение – нетленно, точно так же, когда Она умерла, Ее успение (оказалось) бессмертно.

Смерть (исключая вот этой) есть мучительница нашего рода, дочь проклятия и мать истления, содержащая в плену в своем темном царстве наследие Адама. Но эта (смерть) есть или сладкий сон, в котором всечистая Владычица восхотела как бы опочить190 немного при конце этой тленной жизни, чтобы начать путь нетленной; или чудесный порыв Божественной любви, в которой эта блаженнейшая душа, стремясь поскорее достигнуть своего возлюбленного Божественного Сына, оставила на некоторое время своего спутника – тело; но и оно, так же подъятое на херувимской колеснице, прошло тот же путь и, прославленное, взошло на небо. Посмотрите на гроб в Гефсимании, – вы найдете его пустым, ибо гроб не может вместить Матерь Жизни, обиталище воплощенного Божества, обиталище, подобающее место которому – есть престол Божественной славы. И Матерь Божия, предстоя одесную Царя Бога, сидит, как Царица небесных и земных, на таком престоле, превыше всякой твари: предста Царица одесную Тебе. Царица земных, – ибо Ей после Бога Церковь верных приносит благоговейное почитание, к Ее пречистым стопам благочестивые Цари повергают свои жезлы и венцы. Ее высокий престол окружают сонмы православных; кто молит об исцелении от болезни, кто об избавлении от опасности, этот просит утешения в печали, тот – помощи в бедствии; все просите милости от источника милости, и просящий – получает, ищущий – находит: ибо море благодатных даров неисчерпаемо, источник благ – неиссякаем. Она – Царица небесных;– Ее почитают и Ей покланяются все чины бестелесных: Ангелы – совершеннейшее зеркало чистоты, Архангелы – многоценный ковчег Божественных откровений, Власти – всемогущую державу верных, Силы – неодолимую стену Церкви, Начала – спасительное начало всемирного избавления, Господства – высшую Госпожу всего, Престолы – одушевленный престол Царя славы, Херувимы – богомудрую тайноводительницу высшего ведения, Серафимы – неугасающий светильник Божественной чистейшей любви. Царица, которую приветствует Само трисиятельное Богоначалие: Св. Дух – невесту неневестную, Сын и Слово – неискусомужную Матерь, Бог Отец – возлюбленную Богоотроковицу. Предста Царица одесную Тебе.

Прославленная Всецарица неба и земли в ризах позлащенных одеяна преиспещрена, – говорит (Давид); – то есть боготканное одеяние Ее блаженства, которое облекает Ее, позлащено прекрасным сиянием неприступного света; преиспещрено, то есть окрашено в различные цвета. Иными словами, – как в Деве, при Ее жизни на земле, были все разнообразные свойства добродетелей, так и в деве, преставльшейся на небо, сияют различные цвета Божественной славы.

Когда солнце достигает высшей точки неба, оно равномерно во все стороны разливает лучи света, но не все тела освещаются одинаково. Так как они бывают более или менее плотными, то одни сильнее, другие слабее воспринимают отражение солнечного света. Чистые – освещаются совершенно, прозрачные пропускают сквозь себя свет, а твердые и непроницаемые – освещаются лишь настолько, чтобы быть видными. Но если случится солнцу бросить луч на чистое зеркало, то не только оно освещает его, но и само целиком как будто входит и заключается в него, так что зеркало кажется уже не стеклом, а самим светящим солнцем. Вот – разница между зеркалом и прочими освещаемыми телами; все вообще тела воспринимают только свет солнца, а зеркало воспринимает и все самое солнце и бросает от себя лучи, как солнце. Точно так же незаходимое Солнце правды льет невечерний свет Божественной славы равномерно на всех духов блаженных, но не все они просвещаются одинаково. Каждый получает свою меру Божественного просвещения, по степени и в соответствии собственной чистоте. Так, иначе освещаются святые Ангелы, которые суть невещественные духи, и иначе люди, принадлежащие к более грубой природе; и опять, среди Ангелов, иначе освещаются Престолы и Господствия, Престолы и Херувимы, Херувимы и Серафимы; и среди людей (существует такое же различие) между пророками и Апостолами, исповедниками и мучениками, между подвижниками и девственниками. Они все – звезды мысленной тверди, поэтому праведные сияют, как светила, по реченному: звезда же от звезды разнствует во славе (1Кор. 15:41).

Всесвятая Дева среди всех блаженных есть совершенное зерцало непорочности и чистоты, вся добра, вся непорочная, как называет Ее Дух Святой в Песни Песней: вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в Тебе (Песн. 4:7), несравненно чистейшая людей и Ангелов. Поэтому Солнце славы не только изливает на Нее свет блаженства, но даже входит в Нее и (таким образом) заключается весь, весь этот многотекущий источник света, так что блаженный лик Пресвятой Девы бросает от себя лучи, как второе солнце славы, усугубляет свет невечернего дня. Поймите разницу между тем блаженством, которым наслаждаются все духи прочих праведников, и тем, которому радуется Богоматерь Мария; те отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Сия – все Солнце славы. Те получили здесь благодать отчасти и по мере благодати наслаждаются там славой; Сия – там обиталище всей славы, как здесь была обителию всей благодати. Она была здесь, как назвал Ее Архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати. Это же говорит и Богослов: «каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве – вся полнота благодати»; так же Она прославлена, то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и Иезекииль: видех, и се исполнь славы дом Господень (Иез. 44:4), предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44:10).

Наш ум, христиане, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю блаженная Дева; солнце и луна – это темные вещи по сравнению с этой неизреченной красотой, созерцанием которой блаженные бесконечно наслаждаются. Какое прекрасное, светлое, Божественное зрелище для очей Серафимов! Его хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней с молитвой: «Мария, сладчайшее имя, которое я чту и которому покланяюсь после Бога всей любовью и благоговением моей души, ибо Ты – Ее утешение и радость. Если я, смиренный Твой раб, обрел пред Тобою благодать, молю Тебя, окажи мне одну милость: среди многих благодеяний сподоби меня узреть Тебя так, как Ты – в раю. Удостой меня этой милости, Приснодевственная Дщерь, удостой меня, Матерь. Я готов потерять око, если я Тебя узрю». Всечистая Владычица вняла молитве благоговейного Своего раба: ночью во сне явилась ему всесветлая, во всем том блеске славы, которым Она сияет на небе. Юноша проснулся и, действительно, потерял глаз, но от радости, которую испытывал, так как удостоился видеть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел, что потерял зрение. Даже более, он опять молил, чтобы еще раз увидеть Ее, соглашаясь на потерю другого оставшегося в целости глаза. Он опять удостоился видеть Ее; но что же думаете, христиане? – Может быть, он стал слеп на оба глаза? Всемилостивая Матерь Божия, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но возвратила ему и утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и. пораженный сугубой радостью, воздал Богоматери тысячи благодарений с обильными слезами благоговейного ликования.

Благодатная, славная Всецарице, от того обильного сияния Божественного света, которым Ты наслаждаешься, предстоя одесную Единородного Своего Сына, ниспосли сюда, долу, на нас благоговейных Твоих рабов, один блаженный луч, который был бы светом для нашего помраченного ума, пламенем – для холодной нашей воли, дабы мы видели путь Твоих Божественных оправданий и ревностно шли по нему. После Бога, мы от Тебя, Матери Божией и нашей, ожидаем спасения, от Тебя ждем побед кроткой власти, торжества благочестивым царям, утверждения Церкви, заступления для православного народа, заступления сему благоговеющему к Тебе граду, который предал себя Твоей непобедимой помощи. Ей, всесвятая Дева Мария, имя, обозначающее радость, утешение и торжество христиан! Прими, как благоприятное кадило, пост и молитву, в Твою честь совершаемую нами в эти святые дни. И как здесь, в церкви, мы благоговейно лобызаем святую и чудотворную икону, так сподоби нас видеть и в раю этот блаженный Твой лик, чтобы мы покланялись ему, прославляя Отца и Сына и Святого Духа в бесконечные веки. Аминь191.

* * *

190

Почить, уснуть. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. Прим. электронной редакции.

191

См. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского и Калавритского. Издание 1902 г., 397–401 стран..


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle