протоиерей Пётр Смирнов

Беседа на слова: Зрящим им взятся. И се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста..: сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет (Деян. 1:9,11). Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Зрящим им (апостолам), – говорит (писатель книги Деяний Апостольских), – взятся Господь. Апостолы не видели, когда Господь воскрес, но видели, когда Он взятся, так как и здесь не все могло сделать зрение. Воскресения они видели конец, но не видели начала, – а вознесения видели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал Сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо, или – только «как бы» на небо: то смотри, что́ совершается. Что это был, именно, Иисус, – они знали из того, что Он разговаривал с ними (так как зрением, по дальности расстояния, они не могли уже распознавать Его); а что Он взимается на небо, – это уже объяснили им сами Ангелы. Смотри, как устроено, чтобы не все известно было от Духа, но (нечто) – и от зрения. Для чего же облак подъят Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облак подъят Его; а это было символом неба. Так и Пророк говорит: полагаяй облаки на восхождение Свое (Пс. 103:3), – хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение: «на облаке» значит: на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой Пророк: Господь седит на облаце легце (Пс. 19:1).

Это случилось тогда, когда шла речь о предмете важном, когда ученики были очень внимательны к тому, что говорилось, – когда они были возбуждены и не дремали. Христос не просто сказал: «Я отхожу», – чтобы ученики опять не стали сетовать; но вместе с тем сказал: «Я посылаю Духа». А что Он отходил на небо, это они видели своими глазами. О, какого видения удостоились они! И егда, – сказано, – взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? сей Иисус, вознесыйся от вас на небо (Деян. 1:10, 11). Некие Ангелы, облекшись в образ человеков, внезапно предстали. По тому самому, что сказали: мужии галилейстии, они уже казались ученикам достойными веры (а если бы не это было их целью, то к чему им нужно было бы указывать на их отечество?), и самым видом своим они привлекали к себе учеников и показывали, что они – с неба. Почему же не Сам Христос говорит это ученикам, но (говорят) Ангелы? – Он Сам обо всем сказал им прежде, так что через Ангелов только напоминает им то, что они уже слышали. И не сказали (Ангелы): «кого вы видели вознесенным», но: «кого видели идуща на небо», – чтобы показать, что Его вознесение есть восшествие; а плоти свойственно быть возносимой. Поэтому говорят: Вознесыйся от вас такожде приидет, – не послан будет, но приидет. Слова: такожде приидет означают то, что Он придет с телом (так как это они желали слышать), – и что опять придет на суд таким же образом – на облаке. И се, – сказано, – мужа два стаста. Почему сказано: мужа? – потому, что (Ангелы) приняли совершенный образ мужей, чтобы (ученики) не испугались. Иже и рекоста: что стоите, зряще на небо? Такими словами они (ангелы) и ласкают их (апостолов), и не допускают тотчас же ожидать Его возвращения. Что важнее, о том они говорят, а о менее важном умалчивают. Что Он такожде приидет, и что Его должно ожидать с небес, – это говорят; а когда придет, о том умалчивают. Таким образом, они отвлекли учеников от того зрелища и обратили их к своим словам, чтобы ученики, не имея уже возможности видеть Христа, не думали, что Он не вознесся, но остановились мыслью на их речи. Сказано: се мужа два стаста пред ними. Так и следовало: ибо при устех двою свидетелей станет всяк глагол (2Кор. 13:1). Во одежди, – сказано, – беле. Как прежде при гробе (жены) видели Ангела в ризах блещащихся (Лк. 24:4), который и возвестил им то, о чем они думали: так и свидетелем вознесения Христова является Ангел.

Ангелы везде являются вестниками: например, при рождестве Христовом, при (благовещении) Марии, при воскресении: так точно – и при вознесении (да и при втором пришествии Ангелы явятся предтечами). Так как они сказали: сей Иисус, вознесыйся от вас: то, чтобы не привести учеников в недоумение, присовокупили: такожде приидет. Ученики несколько успокоились, услышав, что Он опять придет, и придет так же, и не будет не доступен. Не без причины поставлено и слово – от вас: оно показывает любовь Христа к ученикам, их избрание и то, что Он не оставит тех, кого избрал. Таким образом, о воскресении свидетельствовал Сам Христос, так как после рождества, или лучше, и до рождества, всего удивительнее было то, что Он воскресил Сам Себя: разорите, – говорил Он, – церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19); а о будущем пришествии свидетельствуют Ангелы, говоря: такожде приидет. Итак, если кто

желает видеть Христа, кто скорбит, что не видел Его: тот, слыша о Его будущем пришествии, пусть покажет совершенную жизнь, – и тогда непременно увидит Его, и не обманется в надежде. Он придет с большей славой, но так же на облаке, так же с телом; и гораздо чуднее видеть Его сходящим с неба, нежели восходящим от земли. Что Он придет, Ангелы сказали; но – для чего, этого не присовокупили. Это служит подтверждением воскресения: ибо, если Он с телом вознесся, то тем более с телом воскрес...

Где – неверующие воскресению? Кто – они? Язычники, или христиане? Это – неверующие в самое создание твари. Это их дело – не допускать, что Бог творит что-нибудь из ничего, и не признавать, что Он воскресит погребенное. Но они стыдятся не признавать силы Божией, и потому, во избежание этого упрека, говорят: «не потому мы это говорим, но потому, что нет нужды в теле». Истинно сказано: юрод юродивая изречет (Ис. 32:6). Вы не стыдитесь, когда не допускаете, что Бог творит из ничего? Если же Он творит из чего-либо существующего, то чем различается от людей? Посему благовременно сказать: поведаша мне законопреступницы глумления (Пс. 118:85)... Но не будем внимать им; напротив, заградим от них слух. Есть, подлинно, есть воскресение мертвых... С Ним, говорили (о Христе Апостолы), ядохом и пихом (Деян. 10:41). Будем же веровать воскресению и поступать достойно его, чтобы сподобиться и будущих благ во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь76.

* * *

76

В сокращении 2–я бес. на Деян. Апост. См. Святого Иоанна Златоустого Беседы на Деяния Апостольские, изд. 1856 г. С.–Петербург, часть I, стр. 31–38.



Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Первая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г. От Киевского духовного цензурного Комитета печ. разр. Киев 11 февраля 1904 г. Свящ. Ф. Титов

Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Святая мученица Кикилия (Цецилия) святитель Николай Сербский

2. Письма – 392. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби. О народных суевериях преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

3. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями архимандрит Павел Прусский

4. К вопросу о старокатолицизме протопресвитер Иоанн Янышев

5. Старокатолический вопрос в новейшее время профессор Владимир Александрович Керенский

6. На святое Вознесение Господа нашего Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст

7. Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского архимандрит Макарий (Веретенников)

8. Последнее наше слово о старокатоличестве и его русских апологетах профессор Александр Фёдорович Гусев

9. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан профессор Николай Фомич Красносельцев

10. Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии в 1859 году епископ Порфирий (Успенский)

Комментарии для сайта Cackle