Источник

Беседа на слова: Зрящим им взятся. И се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста..: сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет (Деян. 1:9,11). Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Зрящим им (апостолам), – говорит (писатель книги Деяний Апостольских), – взятся Господь. Апостолы не видели, когда Господь воскрес, но видели, когда Он взятся, так как и здесь не все могло сделать зрение. Воскресения они видели конец, но не видели начала, – а вознесения видели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал Сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо, или – только «как бы» на небо: то смотри, что́ совершается. Что это был, именно, Иисус, – они знали из того, что Он разговаривал с ними (так как зрением, по дальности расстояния, они не могли уже распознавать Его); а что Он взимается на небо, – это уже объяснили им сами Ангелы. Смотри, как устроено, чтобы не все известно было от Духа, но (нечто) – и от зрения. Для чего же облак подъят Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облак подъят Его; а это было символом неба. Так и Пророк говорит: полагаяй облаки на восхождение Свое (Пс. 103:3), – хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение: «на облаке» значит: на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой Пророк: Господь седит на облаце легце (Пс. 19:1).

Это случилось тогда, когда шла речь о предмете важном, когда ученики были очень внимательны к тому, что говорилось, – когда они были возбуждены и не дремали. Христос не просто сказал: «Я отхожу», – чтобы ученики опять не стали сетовать; но вместе с тем сказал: «Я посылаю Духа». А что Он отходил на небо, это они видели своими глазами. О, какого видения удостоились они! И егда, – сказано, – взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? сей Иисус, вознесыйся от вас на небо (Деян. 1:10, 11). Некие Ангелы, облекшись в образ человеков, внезапно предстали. По тому самому, что сказали: мужии галилейстии, они уже казались ученикам достойными веры (а если бы не это было их целью, то к чему им нужно было бы указывать на их отечество?), и самым видом своим они привлекали к себе учеников и показывали, что они – с неба. Почему же не Сам Христос говорит это ученикам, но (говорят) Ангелы? – Он Сам обо всем сказал им прежде, так что через Ангелов только напоминает им то, что они уже слышали. И не сказали (Ангелы): «кого вы видели вознесенным», но: «кого видели идуща на небо», – чтобы показать, что Его вознесение есть восшествие; а плоти свойственно быть возносимой. Поэтому говорят: Вознесыйся от вас такожде приидет, – не послан будет, но приидет. Слова: такожде приидет означают то, что Он придет с телом (так как это они желали слышать), – и что опять придет на суд таким же образом – на облаке. И се, – сказано, – мужа два стаста. Почему сказано: мужа? – потому, что (Ангелы) приняли совершенный образ мужей, чтобы (ученики) не испугались. Иже и рекоста: что стоите, зряще на небо? Такими словами они (ангелы) и ласкают их (апостолов), и не допускают тотчас же ожидать Его возвращения. Что важнее, о том они говорят, а о менее важном умалчивают. Что Он такожде приидет, и что Его должно ожидать с небес, – это говорят; а когда придет, о том умалчивают. Таким образом, они отвлекли учеников от того зрелища и обратили их к своим словам, чтобы ученики, не имея уже возможности видеть Христа, не думали, что Он не вознесся, но остановились мыслью на их речи. Сказано: се мужа два стаста пред ними. Так и следовало: ибо при устех двою свидетелей станет всяк глагол (2Кор. 13:1). Во одежди, – сказано, – беле. Как прежде при гробе (жены) видели Ангела в ризах блещащихся (Лк. 24:4), который и возвестил им то, о чем они думали: так и свидетелем вознесения Христова является Ангел.

Ангелы везде являются вестниками: например, при рождестве Христовом, при (благовещении) Марии, при воскресении: так точно – и при вознесении (да и при втором пришествии Ангелы явятся предтечами). Так как они сказали: сей Иисус, вознесыйся от вас: то, чтобы не привести учеников в недоумение, присовокупили: такожде приидет. Ученики несколько успокоились, услышав, что Он опять придет, и придет так же, и не будет не доступен. Не без причины поставлено и слово – от вас: оно показывает любовь Христа к ученикам, их избрание и то, что Он не оставит тех, кого избрал. Таким образом, о воскресении свидетельствовал Сам Христос, так как после рождества, или лучше, и до рождества, всего удивительнее было то, что Он воскресил Сам Себя: разорите, – говорил Он, – церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19); а о будущем пришествии свидетельствуют Ангелы, говоря: такожде приидет. Итак, если кто

желает видеть Христа, кто скорбит, что не видел Его: тот, слыша о Его будущем пришествии, пусть покажет совершенную жизнь, – и тогда непременно увидит Его, и не обманется в надежде. Он придет с большей славой, но так же на облаке, так же с телом; и гораздо чуднее видеть Его сходящим с неба, нежели восходящим от земли. Что Он придет, Ангелы сказали; но – для чего, этого не присовокупили. Это служит подтверждением воскресения: ибо, если Он с телом вознесся, то тем более с телом воскрес...

Где – неверующие воскресению? Кто – они? Язычники, или христиане? Это – неверующие в самое создание твари. Это их дело – не допускать, что Бог творит что-нибудь из ничего, и не признавать, что Он воскресит погребенное. Но они стыдятся не признавать силы Божией, и потому, во избежание этого упрека, говорят: «не потому мы это говорим, но потому, что нет нужды в теле». Истинно сказано: юрод юродивая изречет (Ис. 32:6). Вы не стыдитесь, когда не допускаете, что Бог творит из ничего? Если же Он творит из чего-либо существующего, то чем различается от людей? Посему благовременно сказать: поведаша мне законопреступницы глумления (Пс. 118:85)... Но не будем внимать им; напротив, заградим от них слух. Есть, подлинно, есть воскресение мертвых... С Ним, говорили (о Христе Апостолы), ядохом и пихом (Деян. 10:41). Будем же веровать воскресению и поступать достойно его, чтобы сподобиться и будущих благ во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь76.

* * *

76

В сокращении 2–я бес. на Деян. Апост. См. Святого Иоанна Златоустого Беседы на Деяния Апостольские, изд. 1856 г. С.–Петербург, часть I, стр. 31–38.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle