Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Конечно, всякий праздник, имеющий своим предметом Христово домостроительство, радостен и веселит сердца верных; радостно также и сегодняшнее празднество. Почему оно радостно, – покажем из дальнейшей своей речи.

Как написано, Бог совершил все Свои дела в шесть дней, а в седьмой почил (Быт. 2:2). Поэтому и в последок дний (Евр. 1:2), соблаговолив взыскатии и спасти погибшее и вочеловечившись, Слово Божие таким же точно образом передало нам, соответственно числу дней миротворения, и праздники, имеющие своим предметом Его домостроительство. Итак, первый корень праздников Христа – Его плотское от Святой Девы и Богородицы Марии после зачатия чудесное рождение. Через последнее Христос Бог, преклоняющий небеса, явился на землю, чтобы спасти погибший мир. При Христовом рождении ангелы, явившись пастырям и объясняя необыкновенное таинство чуда, восклицали: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14). Второй же праздник – явление Христа Бога нашего, когда, придя на Иордан, Он показал всем людям снисхождение неизреченного Своего благоутробия, и когда был слышан с неба голос Отца, свидетельствовавший о Нем: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Мф. 3:17). А также и Дух, сошедший в виде голубя, пребыл на Нем, так что в одно мгновение времени ясно явилась вся единосущная Троица. Достойным Ее очевидцем был Господень Предтеча – Иоанн. О данном богоявлении и блаженный апостол Павел говорит: явися благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2:11). Так как отсюда возникло спасение всех людей, то достойно и праздник называется со стороны благочестивых всегда великим. Третий из праздников – святой, досточтимый и всечестной день спасительного страдания Христа, истинного Бога нашего, когда, плотью пригвожденный на крест, Он уничтожил запись, которую вел против нас грех, и когда одним только словом ввел в рай – за преслушание изгнанного из него – Адама, так как Он говорит разбойнику: днесь со мною будеши в раи (Лук. 23:43). Посему и этот праздник является весьма великим и в преимущественной степени таковым, потому что Павел сказал: Пасха наша, за ны пожрен бысть, Христос (1Кор. 5: 7). Четвертый праздник – преславный и примиряющий нас с Богом день святого Воскресения Христа Бога нашего, когда, явившись к обитателям ада, Он сокрушил вечныя вереи, расторгнул узы, воскрес из мертвых, одержал победу над адом, совоскресил с Собой находившихся в последнем праведников и, войдя к Своим ученикам, даровал им, как бы в награду, мир. Поэтому без всякого с чьей-либо стороны противоречия этот преславный день считается у верных матерью праздников. Пятый праздник – святое Вознесение Господне на небеса, о котором теперь и рассуждаем. Это праздник – пятый из числа остальных, так как и самое «вознесение» случилось в пятый день седмицы. Должны праздновать это событие по той причине, что сегодня Христос возвел на небеса начаток нашей бренности, т.е. плоть. Поэтому и Апостол говорит: с Ним воскреси и спосади нас на небесных во Христе Иисусе (Еф. 2:6). Откуда виновник всякого зла и отец греха – диавол, из–за его чрезмерной гордости и необычайной кичливости, был низвержен, – там на его место поставлен Христом, по великому Его человеколюбию, человек, изгнанный из рая вследствие злейшего диавольского совета. Итак, настоящий праздник является достойным чести и духовнаго ликования. Шестой из числа праздников – шестой достохвальный день Сошествия Святого Духа, когда в виде огненных языков Христом был послан с небес святым апостолам дар Святого Духа, ожидавшийся ими, согласно Господню обетованию. Этот праздник назван также и Пятидесятницей, вследствие исполнения седми седьмиц (после Воскресения Христова). И этот, конечно, праздник беспрекословно является в глазах благочестивых христиан весьма великим. Седьмой праздник – ожидаемый день воскресения мертвых; этой надеждой проникнуты верные: тогда человеколюбивый и нелицеприятный Судия Христос Бог наш воздаст каждому по его делам. Это – истинный покой, по поводу которого и апостол Павел говорил: потщимся внити в оный покой (Евр. 4:11). Тогда будет величайший праздник, преисполненный радости, веселия и ликования, для имеющих наследовать то, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Поэтому, возлюбленные, помолимся о том, чтобы и нам была дана возможность праздновать вместе с праведными в чертоге небесного царства не только в течение одного или двух, или трех дней, но в продолжение бесконечных веков. Итак, рассказав о семи праздниках, возвратимся к речи о том, что нами предположено сначала.

Повествование наше касается нынешнего праздника, т. е., Вознесения Христова на небеса. Давид сказал: приклони небеса, и сниде: и мрак под ногама Его (Пс. 17:10). Он, очевидно, предвещал явление Слова с небес на землю. Он сказал: мрак под ногама Его, поясняя этим одеяние Божества плотию, так что, по причине уничиженного и кроткого Христова вида, пришествие Его было не узнано большинством народа. Опять тот же самый Пророк говорит: Господи, в мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются (Пс. 76:20). Аще бо быша разумели, говорит св. Апостол, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8). И снова пророк Давид сказал: взыде на херувимы, лете на крилу ветреню (Пс. 17:11). Он сказал: на херувимы, так как, и на небесах пребывая с Отцом, Господь шествовал на херувимах, – и на земле обращаясь с людьми, Он никоим образом не разлучался с херувимским и небесным престолом. Говоря: на крилу ветреню, Пророк намекает на облака, на которых он вознесся, как об этом написано и в Деяниях Апостольских: и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9). Затем в книге Деяний говорится далее: и егда взирающе бяху на небо, идущу Ему (1:10), апостолов охватило неописанное удивление и на них напал страх; ум их, смертных по природе, и незнакомых с подобного рода зрелищами, пришел в исступление. Но, быть может, кто-либо скажет, что Петр, Иаков и Иоанн уже созерцали подобное раньше, именно, преображение Господне. Конечно, они созерцали подобное и раньше: видели как преобразившегося Господа, так и осенившее Его облако; но не видели такого облака, которое было бы увлечено в верхние слои воздушного пространства, и которое возносило бы на небеса Господа. Хотя в обоих случаях имели место могущество и таинство одного Бога, но это чудо – возвышеннее того. Тогда явились Петру и бывшим с ним Моисей и Илия, беседовавшие с Господом; теперь же херувимский престол, т. е. невидимая сила, покрываемая облаком, вдруг предстала и восхитила Господа, беседовавшего со Своими рабами. Тогда Петр с дерзновением отвечал: Господи, добро есть нам зде быти: сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии (Мф. 17:4). Теперь же никто из учеников не мог ни говорить, ни даже открыть своих уст, но они, пораженные величайшим страхом, стояли в изумлении. Писание затем присоединяет следующие слова: и се мужа два стаста пред ними во одежды беле, иже и рекоста (Деян. 1:10, 11). Эта прибавка не излишня. То обстоятельство, что мужи были облечены в белые одежды, служит указанием на величайшее празднество. Но что они сказали? – «Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Чрезвычайное чудо устрашило вас; разве вы забыли Того, Который сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17)? Разве не поэтому Он говорил вам: не оставлю вас сиры (Ин. 14:18), – и опять: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27)? Не обещал ли Он вам послать Утешителя, т. е., Святого Духа? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). Такожде приидет на облаках небесных, со славой и могуществом. Такожде приидет в то время, когда будет судить вселенную в правды. Ему Отец предоставил всякий суд. Разве вы не помните, что, будучи с вами, Он говорил: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18)? Тогда апостолы, придя в себя, возвратились домой, прославляя и благословляя Господа, и ожидая Божественного дара, т. е., пришествия Всесвятого Духа. Итак, исполнилось сказанное в псалмах: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6)... В воскликновении, – потому что Херувимы непрестанным гласом воссылают Богу трисвятую песнь. Во гласе трубне, очевидно, архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса. Но также и Святый Дух повелительным гласом объявил горним Силам: возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. А Силы говорили: кто есть сей Царь славы? После этого Дух отвечал: Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс. 23:7–8). Он победил врага, вооружился против диавольской тирании, приняв человеческое тело; угасил диавольские разжженныя стрелы; пригвожденный ко кресту и вкусив смерть (хотя Он, как Бог, бессмертен) Господь опустошил ад и, явившись победителем, воскрес из мертвых; и, возвратив заблудшую овцу, вот Он идет назад, неся ее на раменах к девятидесяти девяти овцам, которые не сбивались со своего пути и находились в горах, т. е., паслись на небесах. Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс. 23:8). И снова Псалмопевец говорит: Господь сил, Той есть Царь славы (Пс. 23:10). Поэтому Силы, как только услышали: Господь сил, – согласно восклицая обычное славословие, приняли Господа с радостью и сопровождали Его до высокаго и превознесеннаго престола (Ис. 6:1).

Исполнилось сказанное Давидом: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1). О каком естестве сказал Господь: седи одесную Мене? Разве не о той плоти, которая была воспринята от нас, и которая получила жизнь от Святой Девы? Вполне ясно, что Божественное естество вечно было соединено с престолом величия славы Господней... Да соделает всех нас Христос Бог достойными вечного Своего царства! Ему слава и держава с безначальным Отцом, со Святым Духом, во веки веков. Аминь.82

* * *

82

См. «Торжественник», IХ в., – рукоп. Моск. Синод, библ. (284–CCLXXI), л.л. 341–343; Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p.p. 405–406. Полy. Собр. творен, св. Златоуста, изд. 1897 г., т. III, стр. 857–861. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle