Источник

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина

Вожделенный день воссиял нам, братья, и Святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в который Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Святого Духа. Ибо так читаем в Евангелии: когда Господь сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Евангелист, поясняя это, говорит: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославен (Ин. 7:37–39). Посему надлежало, чтобы уже по прославлении Иисуса, после того, как Он воскрес из мертвых и вознесся на небеса, дарован был Святый Дух, и чтобы Тот же послал Его, Кто обещал. Это и исполнилось.

Господь, четыредесят дней, по воскресении, обращавшийся со Своими учениками, вознесся на небо, и в день пятидесятый, который ныне мы празднуем, послал Святого Духа, как написано: и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и явишася им разделени язы́цы яко огненни, седе же на едином коемждо их, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:2–4). То дыхание очищало сердца от плотских плев; тот огонь пожигал сено ветхого похотения; те языки, коими глаголали исполненные Святого Духа, предозначали Церковь, имевшую говорить языками всех народов. Ибо как после потопа гордое нечестие людей создало высокую башню против Господа, и род человеческий заслужил тогда разделение на разные языки, чтобы каждый народ, говоря своим языком, не был понимаем другими: так смиренное благочестие верных обратило различие языков к единству Церкви, да развеянное раздором соберет любовь, да расточенные члены рода человеческого, как члены одного тела, соединятся под единой Главой Христом, и огнем любви сплавятся в единое святое тело.

Итак, сего дара Святого Духа совсем чужды те, кои ненавидят благодати мира, не сохраняют общения единства. Пусть они даже собираются ныне торжественно, пусть слышат и чтения, повествующие, как Дух Святой обещан и послан: они слышат сие в осуждение себе, а не на пользу. В самом деле, что пользы им принимать слухом то, что они отвергают сердцем, и праздновать тот день, коего свет им ненавистен? Но вы, братие мои, члены Христова тела, отрасли единства, сыны мира, вы проводите день сей радостно, празднуйте благонадежно. В вас исполняется то, что предъизображалось в те дни, когда пришел Святой Дух. Как тогда каждый, принявший Святого Духа, говорил всеми языками, так и ныне единство во всех народах говорит всеми языками. Пребывая в сем единстве, вы имеете Святого Духа, ибо никаким расколом не отделяетесь от Церкви Христовой, говорящей всеми языками. Аминь119.

* * *

119

В собрании слов Бл. Августина 271, а на Пятидесятницу 5–е. См. Воскресн. Чтен. VIII (1844–45) г., стр. 67.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle