протоиерей Пётр Смирнов

Поучение в день Святого Богоявления. Из древнего сборника (ХVII в.). – „Статир»

Тот, Кто знает число звезд небесных и всем им дает имена, Кому известно количество песчинок в море и каплей в дожде, Кто положил предел воде и основания суше, Кто сообщил небу – красоту, солнцу – свет, Кто направляет движения ветров, и установил порядок времен и лет, – Творец веков и всякого дыхания Создатель соделался человеком. Пречистый и безгрешный ныне просит крещения и очищения. Кому со страхом предстоят Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, – преклоняет главу под бренную руку, и от раба Своего просит крещения, чтобы в водах потопить грехи всего мира. Об этом ясно повествует нам Евангелие от Матфея в зачале шестом.

Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Матф. 3:13–14)? Это новое таинство, Христолюбцы, превышает всякий ум и слово. Живущий во свете неприступном, Свет светлейший всякого света, тщится принять крещение. По истине, это – великая и неизреченная тайна, полная радости и веселия, зрелище, достойное удивления! Иоанн взял к себе грешников; но, увидев Безгрешного, вострепетал, убоялся и недоумевал: как это Владыка пришел к рабу, Бог – к человеку, Всевышний – к ничтожному, Зодчий – к глине, Небесный – к земному, Солнце – к деннице, Море – к ручейку, Царь – к воину, Свет – к светильнику, Проповеданный к пророку, Очиститель – к очищаемому, Разрешитель грехов – к проповеднику покаяния, Бессмертный – к смертному, Творец – к твари! О, тайна предивная! О, дар неисповедимый! Иоанн возражает, Ангелы благоговеют, небеса отверзаются, глас Отца слышится, Дух Святой сходит, Иордан готовит струи, чтобы принять неестественный Огнь и освятиться от Очищающего все. Владыка повелевает рабу, Иоанн отрицается. Узнав Владыку, он воскликнул: се Агнец Божий вземляй грехи мира (Иоанн. 1:20), – Агнец Божий непорочный и чистейший, о Котором предвозвестили древние пророки, Которого видел в образе своего закалаемого сына Авраам. А когда Иоанн увидел Его идущим ко крещению, то возопил с ужасом: «Ты ли идешь ко мне? Не смею я, сено, прикоснуться -к Огню: не смею и, брение, приблизиться к Источнику жизни. Я прошу у Тебя очищения, я имею нужду в крещении от Тебя. Освяти меня и воды». Вот – раб благоговейный и смиренный! Хотя он и видел Владыку своего в образе человека, однако же познал в Нем истинного Бога.

Господь же, отвечая рабу Своему, повелевает ему смело исполнить требуемое. «Правду говорил ты, Иоанн, что тебе следовало бы принять от Меня освящение и крещение. Но остави ныне, да исполню всякую правду, возвещу истину, – не словами только, а и делом. Оставь Свое сопротивление, не противоречь Моей воле. Ты не знаешь того, что Мне известно. Я потому и пришел, что хочу исполнить все – и ветхое отстранить, и новое постановить крещением Моим освятить воды и омыть грехи людские, уничтожить проклятие и дать благословение, сокрушить главу змия в водах и даровать крещаемым усыновление Богу, освободить их от рабства врагу и от тиранства сатаны, открыть верующим путь к небу. И потому остави ныне; ты не видишь того, что Я вижу: ты не знаешь, что здесь стоит враг-диавол. Замолчи, замолчи, чтобы он не услышал. Я пришел для того, чтобы разрушить силу его. Потому и не явился Я на земле, как Бог, но облекся вашею плотью, чтобы диавол не отбежал от Меня. Я закинул невод для ловли: смотри, не отгони лова; Мне предстоит борьба: Я гонюсь за добычей. Итак, остави ныне. Настанет время, когда ты будешь проповедовать обо Мне, и люди узнают во Мне истинного Бога, собезначальное Отцу Слово. Но теперь Мне должно показать смирение и принять от тебя крещение. А потом и ты получишь от Меня искомое и крестишься Духом Святым. Ныне остави: тако бо подобает нам исполнити всяку правду»! Тогда благонравный раб оставил возражения и исполнил волю Владыки.

И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия, сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 3:16–17). По истине, возлюбленный, ныне открылась неизреченная тайна, ясное указательство непостижимого явления. Единый указуется Тремя: Бог от Бога, человек от человека (Матери), Невидимый и Непостижимый ныне ясно является: Отец свидетельствует о Нем голосом, Дух Святой – сшествием, Иоанн – указанием. Отец говорит: сей есть Сын Мой возлюбленный, прежде всех веков Рожденный. Дух Святой, сошедши, ясно указывает Этoгo возлюбленного Отцу Сына и уничтожает всякое сомнение у предстоявших, что Крещаемый – более крестившего. Иоанн показывает человечество Христово словами: се Агнец Божий; а когда говорит: вземляй грехи мира, то объявляет Божество Его: ибо кто может оставлять грехи, кроме Бога? Иоанн как бы так говорит: «вот, Царь мой и Владыка и Господь идет за мною для нашего спасения. Он был прежде меня, Он раньше Авраама и прежде всех веков. Он крестит вас Духом Святым, очистит скверну душ ваших, просветит уста ваши светом Духа Святого, и освятит вас и попалит грехи ваши огнем Божества Cвoeгo».

О, дивное зрелище! О, ужасное видение! Река течет; Иоанн стоит при струях; Иисус Христос выходить из воды. О, свяшенные руки! Какую главу держать вы сподобились! О, струи, на какое употребление пригодились вы! Вы омываете Бога, сами очищаясь от Него, а через вас и вся природа воды получает освящение! О, священная река Иордан! Ты – Божия купель; ты славнее всех морей, рек, озер, источников и самого океана: Ты не из рая выходишь, но Самого Насадителя рая объемлешь и Пречистого омываешь.

Мы же, возлюбленные, воспоем и прославим этот великий и просвещенный день, в который явилась благодать Божия, спасительная всем человекам, – в который мы получили великие и неизреченные дары, научились петь славу Пресвятой Троице, обрели веру истинную во Отца и Сына и Духа Святого. Ныне мы усыновлены Богу и получили наследие небесное, возродились из тления в нетление; мы, земные, обожены, – падшие восстановлены; ныне мы освободились от проклятия, избежали вечной смерти, разрешились от уз греховных, спаслись от потопа геенского, после бурь и напастей достигли покоя и очистились от первородной скверны.

Уразумеем, братие, силу и нашего Крещения. Крещение есть просветление души, перемена жизни, помощь немощи нашей, отложение плотских дел, наследие Духа, общение Слову, исправление здания, потопление греха, причастие света, разгнание тьмы. Крещение есть колесница к Богу, сопутствие Христу, утверждение веры, усовершенствование ума, ключ царствия небесного, уничтожение рабства, разрешение уз. Крещение есть дар благодатный, мать духовная, рождающая нас в жизнь вечную, баня пакибытия, омывающая нас от воякой скверны и от поношения сатанинского. Крещение есть помазание Духом, одежда боготканная, печать охранения, знак владычества. Ему радуются на небесах, Его славят Ангелы, оно – образ тамошнего блаженства. Крещение есть дар Божий невозвратный, сила Божественная; нет греха, – ни одного нет, который не отошел бы и не уступил этому дару.

Теперь ты, христианин, узнал силу таинства крещения. Ты слышал, какие дары получаешь в купели крещения. Итак, воздай Богу соответственною им благодарностью, – покажи веру правую, житие чистое, любовь от всей души. Вспомни обеты свои, данные в крещении. Если ты обещаешь что-нибудь и человеку, призвав Бога в свидетели, то непременно должен исполнить обещание: тем более священные обеты, данные Самому Богу, страшному Судии, знающему все тайное и сокровенное, – обеты, данные при многих свидетелях, в присутствии Ангелов и Архангелов, при иерее, как посреднике между тобою и Богом. Ты только еще дал одно обещание, – а Бог уже дал тебе дар Свой, не требуя тотчас от тебя ничего. И потому молю тебя: будь верен обету и послужи Ему чистою и безгрешною жизнью, пребывай в мире с ближними и доброжелательстве ко всем. Без этого никто не может угодить Господу нашему Иисусу Христу и не увидит славы Его. И потому крепко будем хранить и соблюдать обеты, данные нами Богу, чтобы над нами не исполнилось сказанное: «пес, обращающийся на свою блевотину, и свинья, попирающая жемчуг» (Матф. 7:6; 2Петр. 2:22). Ибо ныне есть между нами много таких, которые только по имени – христиане, а жизни христианской в них и следа нет. Святое крещение эти люди ни во что вменяют, великим даром Божиим пренебрегают, свои обеты забыли и, от чего отреклись в крещении, то именно делают теперь. Оставивши сыновство Божие, они отдали себя в службу бесовскую; оплевали сатану, а теперь сами идут к нему в рабство. Таким образом, они сами надругались над своими обетами, добровольно отступили от вечной правды – Христа, презрели великие дары Его. Но послушай, неблагодарный человек! Ведь ты хуже твари и неразумнее бессловесных. Вол знает своего хозяина и осел – ясли господина своего; а ты не знаешь Господа своего и такого великого Благодетеля. Он спас тебя от плена бесовского, освободил тебя от рабства врагу, извел из тьмы греха, очистил от скверны сатанинской. Господь сделал тебя сыном Себе, помазал тебя, как царя, святым елеем. А ты отверг дары Его, презрел благодеяния Его, возлюбил обман сатанинский больше, чем Бога; ты избрал вместо света тьму, вместо жизни – вечную смерть; вместо царства небесного – геенну, темный ров адский и вместо сожительства и веселия с Ангелами ты захотел мучиться с демонами и смотреть на их мерзкие лица. О, суетный человек! О, худая и малейшая тварь! Послушай: не я говорю тебе, но блаженный Павел: волею согрешающим нам по приятии разума истины, ктoму о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние cудa, и огня ревность поясти хотящаго супротивныя (Евр. 10:26, 27). И Сам Спасатель, оказавши нам столько благодеяний, сказал: раб ведевый волю господина своего, и не сотворив по воле eго, биен будет много (Лук. 12:17). А пресладкий учитель, св. Златоуст, говорит, что «деревья, которые не производят свойственного им плода, вырываются с корнем и сожигаются». Пойми же, безумный человек, что это сказано о тебе. Ты – древо, насажденное при исходищах вод св. крещения, ты посажен в винограднике Божием в цветнике небесном, чтобы приносить благие плоды; а ты стал тернием, бесполезною травою, – и ждет тебя огонь геенский! Ты же и не помышляешь об этом. О, неблагодарный человек! Какое богатство потерял ты чрез грех! Имя твое было записано в книге жизни, как имя правоверного сына; зачем же ты изгладил его оттуда своим нечестием? Зачем после голубины принял змию, – после Духа Божия – дух лукавый?

Возлюбленный! Ты получил великий дар, – возродился свыше, вступил в союз с Богом: сохрани же духовную одежду крещения чистою от греха, не сгной ее скверною блуда, не потеряй усыновления Богу. Если потеряешь, то уже тебе нет второго крещения, – оно запрещено Апостолами и свв. Отцами. Во второй раз уже не умрет за тебя Христос. Однажды умер Христос Господь, однажды воскрес. Один раз ты принял крещение, – другого не будет, хотя и оставлено тебе покаяние. Крещение дал тебе Христос, по благодати Своей, – даром. Если потеряешь плоды его, то уже много потребуется от тебя труда, много тяжких подвигов, много горьких слез, воздыханий, плача, умерщвления плоти, томления, бдений, поклонов. Гораздо лучше легким воздержанием сохранить приобретенные дары, чем возвращать их тяжким трудом.

Итак, братие, сохраним обеты наши, данные Господу Богу нашему. Исполним волю Его на земле, чтобы получить из рук Его венец славы на небе, наследовать жизнь вечную и царство блаженное. Оного царствия сподоби нас, верных рабов Твоих, Христе Боже наш, благодатью Своего человеколюбия. Аминь106.

* * *

106

„Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинений – „Статир». Издание протоиерея И. Яхонтова. С.-Петербург, 1883 г., стран. 39–45.



Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Вторая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г.

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 8 протоиерей Василий Бандаков

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. О покаянии: беседы пред великим постом и в пост, по воскресным дням архиепископ Игнатий (Семенов)

4. Слова и речи. Том I – Слово в неделю ваий митрополит Никанор (Клементьевский)

5. Слова и речи – 287. Речь при вручении жезла новопосвященному Епископу Дмитровскому Алексию святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Мои дневники. Выпуск 6 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

8. Лампада Глинская. Старчество в современном мире профессор Константин Ефимович Скурат

9. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

10. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

Комментарии для сайта Cackle