Источник

Поучение на Крещение Господне. Из Пролога

Мы празднуем Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бог Слово, облекшийся в ветхого Адама и совершивший все законное, приходить к великому Иоанну Предтече креститься, который удерживал Его, говоря: аз требую Тобою кретитися, и Ты ли грядеши ко мне? Когда же Иоанн услышал от Господа: „остави: приидох исполнити всяку правду“ (Матф. 3:14–15), то оставил Его. И крестился Христос во струях Иорданских, освятил всякое человеческое естество, потопил всякий человеческий грех, обновил ветхого во грехах человека и даровал ему царство небесное.

Братие! Нам всегда надобно являть подвиги добрые в вере и любви, и преспевать в законе Господнем, разумевая, как и для чего мы созданы из небытия в бытие. Чрез змииную лесть мы променяли вечную жизнь на смерть, подверглись тлению и злобою удалились от Бога; и, подчинившись той твари, которая была поручена нам в рабство, все соделали богами (т. е. солнце, луну, реки и источники), всякое тление; поработились всему, даже гадам. Но вот, посетила нас сила вышней благодати и слова Божия: Бог, вместившись в наше естество, стал вместе и Богом и человеком, сугуб естеством. Соделавшийся бессеменною плотью воспринял страсти и недуги наши на Себя. Непрестанно прославляемый вышними Силами, Он имел прежде рождение безначальное и превечное от Отца без матери; ради же нас Он приял паки рождение – плотское, без отца от Пречистой Девы, Которая и нарицается Богородицею. Рождеством Своим Он обновил обветшавший грехом род наш, и ныне пришел на воды Иорданские, являя образ смирения; Он преклонил пречистый верх Свой под руки бренного естества, – явился как простой человек и преклонил Свою главу рабу. Видя Его, Творца своего, Иордан с трепетом возвратил шествие свое.

Бездушная тварь со страхом работает Творцу своему; а мы, братие, дыхание и образ Его, не почитаем Создателя своего, и аки свинии, присно труждаемся в тине греховной, работая добровольно зависти, исполняясь гневом, омрачаясь похотьми жития сего, немилосердием и скупостью, особенно же лишаясь всякого добра чрез леность. Посему молю вас: не до конца пребудем в таком зле; но воспрянем и пробудимся как бы от сна, приемля покаяние, украшаясь смирением, приближаясь к Богу братолюбием и страннолюбием, возносясь на небо пошением, соделывая себя сынами Божиими чрез милостыню, и достойно приемля пречистое Тело и Кровь Христову, ибо, по слову святого Апостола, „аще кто недостоин сый приемлет тело Божие, то грех себе яст и пиет, не рассмотряя тела Христова“ (1Кор. 11:27). Пред Ним трепещут херувимы и серафимы и со страхом предстоят все бесплотные Силы, не смея взирать на Него. Уподобимся же и мы, братие, Силам небесным, приблизимся к Нему добрыми делами, и приимем Его да приимет и нас Он в бесконечное царство Свое. Ему слава вместе со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь105.

* * *

105

См. Пролог. 1877 г. Москва, л. 15: сравн. Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Изд. под редакцией проф. А. И. Пономарева. Выпуск IV. С.-Петербург. 1898 г., 80–81 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle