Источник

Слово в день Сретения Господня. (О Богоприимце Симеоне, и Пророчице Анне). Св. Мефодия, епископа Патарского и мученика107

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися (Аввак. 3:2). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе (Исх. 25:22). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Галат. 4:4–5). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля (Псал. 10:3; 95:9).

По истине, страшно таинство совершившееся с Тобою, Матерь-Дева, духовный престол, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесных и земных. Блаженна Ты между женами, Богоблаженная: ибо чрез Тебя земля исполнилась священной славы Божией, как и в псалмах поется: благословен Господь Бог Израилев и иснолнися славы Его вся земля, буди, буди (Пс. 71:18–19). И поколебались, говорит Пророк, верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6:4), чем обозначается завеса храма, осенявшая прообразовавший Тебя ковчег Завета, чтобы открылась для меня истина и чтобы чрез предшествовавшие образы и подобия мне научиться со страхом и трепетом почитать и поклоняться совершающемуся с Тобою таинству, а вместе с тем, чтобы этою тенью закона я был удержан от дерзновенного и бесстыдного, неблагоговейного созерцания Того, Кто стоит выше всего в Своей непостижимости. И подлинно, если прообразу Твоей святости воздана была такая честь от Бога, что никто кроме священников не мог подходить или иметь доступ к его созерцанию, так как завеса отделяла и охраняла вход туда, как к царице; то какое и сколь великое почитание от нас, уничиженнейших, должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, соделавшейся воистину вместительным небом для невместимого Бога? Ибо когда Ты, Пресвятая, явилась миру, как светоносный день, и явила Солнце правды, то рассеялась ужасная тьма, уничтожилась власть тирана, разрушилась смерть, ниспровергнут ад, и всякая вражда исчезла пред миром, и пагубные болезни отступили от появившегося спасения, и вся вселенная наполнилась светом чистой истины. Итак, когда, по словам праведного Давида, явился Бог богов в Сионе (Пс. 83:8), и великолепие красоты Его явилось во Иерусалиме (Пс. 95:6), и свет возсиял на Праведника и на правых сердцем веселия (Пс. 96:11), то Освятитель и Господь освящаемых призвал Духом Святым учителя и служителя закона на служение и свидетельство совершающемуся.

Посему старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицом закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святого Израилева, наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади (Исх. 33:23). Божественное воплощение, богатого в бедности, предвечного в младенчестве, невидимого в видимом, непостижимого в объемлемом, величайшего в малом виде, находящегося в храме и на небесах, восседающего на царском престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающего долу и горе, сущего в образе раба и в образе Бога Отца, повинующегося и царствующего над всем. Он весь исполнился желания, весь – надежды, весь – радости, и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды. Святой Дух возвестил ему, и он еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался, как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: „Тебя я желаю, Владыко, Боже отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными. Тебя я ищу, Создателя всех; на Тебя взираю, объемлющего все Словом Своим: Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира. Ты – Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты – святой храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты – законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты – Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца (Ис. 43:10), и после Тебя не будет другого Сына у Отца, Единосушного и равночестного: знать Тебя – есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень безсмертия (Прем. Солом. 15:3). Ты для нашего спасения – камень краеугольный, драгоценный и избранный (Ис. 28:16; 1Петр. 2:6), предвозвещенный Сиону; Тебе подчинено все, как виновнику, приведшему все из небытия, дающему крепкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различных тварей, управляющему всем Своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему в порядок всякое нестроение и соединяющему всех неразрывными узами согласия и мира. Тобою мы живем и движемся и существуем (Деян. 17:28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое: ибо Ты совершил дивное, определения древния истинныя (Ис. 25:1), облекшись славою и величием (Пс. 103:1). Подлинно, что славнее для царя блестящей порфиры и светлой диадимы? Или что величественнее для милосердого Бога человеколюбивого воплощения, светлыми лучами своими озаряющего сидящих во тьме и тени смертной (Лук. 1:79)? Справедливо временный царь и слуга Твой назвал Тебя Царем веков, сказав: Ты прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:2–3), как Бог и человек между людьми: ибо Ты при Божественном воплощении Твоем препоясал чресла Свои правдою (Ис. 11:5), как в Самом Себе правда и истина и веселие всех. Итак, веселись сегодня, небо, вместе со мною: ибо сжалился Бог над народом Своим; кропите, облака, правду миру (Ис. 45:8), и, основания земли, возглашайте мир находящимся во аде; явилось воскресение мертвых; пусть и земля провозглашает милость живущим на ней, ибо я исполнен утешением и преизобилую радостию (2Кор. 7:4), потому что я увидел Тебя, Спасителя людей“.

Когда старец ликовал таким образом и радовался Божественными веселием, тогда Святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Исаиею (6:6). Она, приняв объятиями святых рук Своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный Угль, принявший плоть от пречистого и пренепорочного Ее жертвенника, подала Его праведнику, говоря, мне кажется, и вместе увещавая так: „приими, досточтимый старец и прекраснейший из священников, приими Господа, и насладись своею неоскудевающею надеждою; приими, доблестнейший, сокровище неисчерпаемое и богатство неиссякаемое; приими, мудрейший, в объятия свои крепость неизъяснимую и силу непостижимую, тебя укрепляющую; возьми, служитель храма, величие беспредельное и крепость несравненную. Соединись объятиями, достоуважаемый, с самобытною жизнью и живи; обними, праведнейший, нетление и обновись; это – не дерзновенное дело; не сомневайся, священнейший: насладись желаемым, достоуважаемый, и восхищайся подаваемым тебе, или лучше подающим Самого Себя; просвещайся, благоговейнейший, Солнцем правды, сияющим сквозь чистое зерцало плоти. Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнейший; не страшись смирения и не изумляйся уничижению Его, преданнейший; с готовностью прилепись к Нему и не медли повиновением. Изрекаемое и предлагаемое не есть дело дерзновенное; не сопротивляйся, разумнейший. Не опаляет огонь благодати Господа моего, но просвещает, праведнейший. Пусть убедит тебя, законоведущий, купина (Исх. 3:2), прообразовавшая Меня в несожигавшем ее пламени. Пусть убедит тебя, детоводитель, росоносная пещь (Дан. 3:21) в домостроительстве этого таинства. Кроме того, пусть научит тебя и Мое чрево, в котором вместился Невместимый, из которого и воплотилось бесплотное Слово. Уже звуки труб не устрашают приступающих (Исх. 19:16), и гора дымящаяся уже не внушает страха приближающимся, и закон уже нещадно не наказывает прикасающегося дерзновенно (2 Царств. 6:6): ибо ныне происходящее есть дело человеколюбия, ныне являющееся есть дело снисхождения Божия. С благодарностью приими пришедшего к тебе Бога: поскольку Он истребит беззакония твои и очистит грехи твои. На тебе пусть будет предызображено очищение (всего) мира: в тебе и чрез тебя пусть предвозвестится народам благодатное оправдание. Ты достоин быть животворным начатком. Ты пользовался законом? – насладись и благодатью. Ты утомлен письменем? – обновись в духе. Совлеки с себя ветхое и облекись в новое. Ты и сам, я думаю, не знаешь этого“.

После всего этого праведник, возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия Ветхаго днями в младенчестве (Дан. 7:13), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром: ибо видели очи мои спасение Tвое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лук. 2:29–32). „Я принял от Тебя беспечальную радость: приими меня, радующегося и прославляющего милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностью. Я познал силу любви Божией: ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, соделался человеком. Я познал неизреченное величие Твоего попечения о нас: ибо Ты послал собственного Сына Своего на помощь нам. Я познал наставление Соломона, который говорит: крепка, как смерть, любовь (Пес. Песн. 8:6): ибо чрез нее сокрушится жало смерти, чрез нее умершие увидят жизнь, чрез нее смерть познает свою смерть, потеряв над нами свою власть, – чрез нее и виновник зла, змий, будет пленен и низвержен. Ты явил нам, Господи, спасение Твое (Пс. 97:2), даровав нам произрастение мира, и мы уже не будем более блуждать. Ты открыл нам, Господи, что не окончательно Ты презрел рабов Твоих, Благий, и не забыл творений рук Твоих: ибо Ты сжалился над бедственным состоянием нашим, обильно излив на нас свойственную Тебе и неисчерпаемую милость Твою, совершив искупление наше чрез Единородного и Неизменяемого и Единосущного Сына Твоего, признав недостойным Твоего величия и благости вверить рабу что благодеяние и спасение рабов Твоих или предоставить служителю примирение с Тобою преступников; но чрез Единосущный Свет Ты даровал свет седящим во тьме и тени смертной (Ис. 9:2; 42:7; Лук. 1:79), чтобы они во свете Твоем увидели свет ведения (Пс. 35:10), и чрез Владыку и Создателя Ты благоволил восстановить нас в нетление; и чрез изгнавшего из сладостного рая даровал нам возвращение в рай; и чрез имеющаго власть прощать грехи (Марк. 2:10) Ты истребил рукописание на нас (Колосс. 2:14); и чрез восседающего вместе с Тобою на престоле и неотлучного от Божественного естества Твоего Ты даровал нам примирение с Тобою и дерзновенный доступ к Тебе, чтобы обетование столь многих и столь великих благ, утвержденное рукописанием верховного Владыки и истинного и самовластного Бога, было несомненно для помилованных и сподобившихся благодати. Об этом и Пророк предсказал, говоря: не ходаmай, ниже ангел, но Сам Господь спасе их: зaнe любит их, и щадит их: и восприят их, и вознесе их (Ис. 63:9). И все это не по делам праведности, которыя бы мы сотворили (Тит. 3:5), и не потому, чтобы мы возлюбили Тебя (ибо земнородный прародитель наш, удостоенный райской сладостной жизни, презрев Божественную и спасительную заповедь Твою, признан недостойным этого животворного жилища и все потомство сделал бедствепным, передав ему пагубные плоды греха), но Ты Сам, Господи, по неизреченной любви к созданию Твоему, умилосердился над нами, и сжалился над отвержением нашим, и оказал сострадание к растлению нашему, чтобы помиловать нас. Посему у нас, потомков Адама, и составляются празднества, что Создатель Адама добровольно соделался новым Адамом, и благоволение Господа Бога нашего явилось на нас (Пс. 89:17), так что мы узрели Бога лицом к лицу и спасаемся. Посему, Владыка, я и желаю отпущения от Тебя. И увидел спасение Твое: да буду избавлен от бремени тяжкого письменя. Я увидел вечного и несменяемого Царя; да буду избавлен от рабских и тягостных уз. Я увидел Владыку по естеству и Искупителя: да сподоблюсь свободных уз Его. Избавь меня от ига осуждения и подвергни игу оправдания. Избавь меня от ига проклятия и убивающаго письмени (2Кор. 3:6) и присоедини к благословенному числу принимаемых в усыновление благодатью сего истинного, равночестного и равпомощного Сына Твоего“!

«Такими краткими словами, говорит он, да ограничится ныне благодарение Богу. А что скажу я Тебе, Матерь-Дева и Дева-Матерь? Твое дело не – человеческое, и хвала Тебе выше человека. Но печальное недоумение мое облегчается славословиями тебе от Духа; посему, принося Тебе Твое, венцом с бессмертных лугов я украшу священную и боговенчанную главу Твою. С отеческими хвалебными песнями я обращусь к Тебе, Дщерь Давида и Матерь Господа и Бога Давидова: ибо не достойно и не благопотребно было бы украшать чуждыми украшениями Тебя, блистающую собственною славою. И так, прими, благосклоннейшая, дары драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей. Блажен корень Иесеев и треблажен дом Давидов, в котором Ты произрасла. Бог посреди Тебя и не поколеблешься: ибо Всевышний освятил жилище Свое (Пс. 45:5–6). В Тебе заветы и клятвы Бoгa к отцам нашим получили славное окончание: ибо чрез Тебя Господь, Бог сил, явился с нами. Прообразовавшая Твой боговидный образ неприступная купина неопально (Исx. 3:2) вмещала Бога, явившегося Пророку, как Он благоволил открыться. Твердый и несекомый камень, прообразовавший проистекшую из Тебя всемирную благодать и ограду, из сухих недр своих обильно произвел для жаждущего в пустыне народа (Исх. 17:6) спасительное врачевство. И жезл священнический (Числ. 17:8), произрастивший невозделанный плод (Евр. 9:4) – залог непрерывного священства, показал неложное знамение Твоего сверхъестественного рождения. Что еще? И великий Моисей, проведши долгое время на горе, не представил ли недоведомые таинства, совершающиеся с Тобою, чистая, в таинственных о Тебе прообразах? Получив повеление устроить ковчег по образу и подобию, Он тщательно исполнил повеление, хотя и случилось нечто печальное пред его нисшествием (Исх. 32:7), устроил его в размерах пяти с половиною локтей108, и, прикрыв Херувимами, сделал его вместилищем закона, весьма ясно предзнаменуюшим Тебя, Богородица, непорочно зачавшую и неизреченно родившую нетленный плод в конце пяти с половиною оборотов мира109. Ради Тебя и непорочного принятия от Тебя Богом Словом плоти, пребывающей с Ним навсегда неизменно и нераздельно, и стамна златая (Евр. 9:4), как неложный прообраз Твой, хранила внутри себя неизменною и постоянною манну, которая иначе изменялась и портилась в один день. И пророк Илия, как провидец и соревнователь Твоей чистоты действием Духа, украсился венцом огненосного вида (4 Царств. 2:11), быв поставлен Божественным изволением выше смерти. И преемник его Елисей, наученный мудрым учителем, предызображая Тебя, еще не бывшую, как бы уже присущую, сверхъестественно знамениями (будущих) истин оказывал помощь нуждающимся, то посредством чаши новой и содержащей целительную соль исправляя нездоровую воду, в знак восстановления мира чрез совершающееся на Тебе таинство, то незаквашенною мукою, прообразом бессеменного рождения (Твоего), истребляя в пище смертную горечь, то сверхъестественными действиями в Иордане превышая действия естественные, и тем предвозвещая низшествие Господа нашего во ад и чудесное избавление находящихся в тлении (4 Царств. 4:20–41; 8:10). Ибо все уступало и покорялось, быв побеждаемо Твоим Божественным образом.

Впрочем, для чего мне слишком распространять свою речь, задерживая ее течение различными преобразованиями, когда пред нашими глазами предстоит совершившаяся на Тебе истина, которою всего лучше и полезнее можно наслаждаться? Итак, оставив духовные повествования и чудеса святых во всех поколениях, к Тебе, приснопамятная, обращаюсь при настоящем торжестве. Благословенна ты, всеблагословенная и всевожделенная! Благословениями Господа преисполнено Богоблагодатнейшее имя Твое, Богородительница и просветительница верных. Ты объемлешь, так сказать, неотъемлемого; Ты – корень прекраснейшего цвета (Ис. 11:1). Матерь Создателя, питательница Питающего, содержащая Вседержителя, носящая держащаго все словом (Евр. 1:3). Ты – врата грядущего Бога по плоти, клещи очистительного угля (Ис. 6:6), малое вместилище вмещающего в недрах своих все, руно непостижимой росы (Суд. 6:37), жтзнедательный, желанный Давидом (2 Царств. 23:15), колодезь Вифлеемский, из которого проистекло питие бессмертия. – очистилище (Исx. 25:17), из которого Бог явился людям в человеческом образе, – чистое одеяние одевающагося светом, как ризою (Пс. 103:2); Ты дала ненуждающемуся ни в чем плоть, которой Он не имел, чтобы Он, Всемогущий, соделался тем, чем благоволил соделаться. Что славнее этого? Что выше этого? Тот, Кто наполняет и небо и землю (Иер. 23:24), Которому принадлежит все, соделался нуждающимся в Тебе: ибо Ты сообщила Богу плоть, которой Он не имел, Ты облекла Всемогущего в благолепное всеоружие плоти, чрез которую и Он соделался видимым и доступным для меня, и я могу приступить к Нему и взирать на Него, и чрез которую все раскаленныя стрелы лукаваго будут угашены (Ефес. 6:16). Дивно и прекрасно, Матерь и раба Божия! Дивно и прекрасно, имеющая Заимодавца всех должником Своим! Все мы – должники пред Богом, а Он делается Твоим должником. Сказавший: чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20:12), Сам благоволив принять на Себя это, тем более соблюдет благорасположение и собственную заповедь к послужившей Добровольному Его рождению, и боголепно прославит Ту, Которую наименовал Матерью без мужа, Сам родившись без отца. Так будет это, будет! Приносимые нами хвалы Тебе, святейшее и дивное жилище Божие, не суть слова бесплодного красноречия, и не плод мирской лести и угодливости – это славословие Тебе, Богохвальная и млекопитающая Бога, Который дает смертным начало бытия посредством рождения, во свидетельство действительной истины. Впрочем, и нам и будущим поколениям не достанет времени, чтобы по достоинству ублажить Тебя, Матерь Царя веков (1Тим. 1:17), как говорит в одном месте святой Пророк, внушая нам непостижимость Твою: как велик дом Божий, и как пространно место владычества Его! Велик Он и не имеет конца, высок и неизмерим (Варух. 3:24–25). По истине пророческое и по истине неложно это слово о Твоем величии: ибо Ты одна удостоилась уподобиться Богу в делах Божиих. Ты одна родила по плоти Бога, единородно и совечно рожденного от Бога Отца. Так по истине исповедуют содержащие правую веру.

Обратимся, наконец, любомудрые, к старцу Богоприимцу и благочестивому учителю (Симеону) и отпустим его, получившего Божественное отпущение и доставившего нам вожделенное учение о Боге; сами же продолжим слово, неуклонно направляя путь к предположенной цели при вышнем руководстве, чтобы нам не остаться совершенно бесплодными и бесполезными для должного. Итак, когда к этому священному событию были призваны священство и пророчество и предстали к этому славному и девственному престолу два богоименитые праведника, т. е. Симеон и Анна, представлявшие действительные образы двух народов (старец Израиля и обветшавшего закона, а вдовица – вдовствовавшей тогда церкви язычников): то старец, олицетворявший закон, просил отпущения, а вдовица, олицетворявшая Церковь, представила исповедание и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления во Иерусалиме (Лук. 2:38), как все это, весьма благовременно и сверхъестественно сказанное ими обоими и соответствующее священнодействию, изложено в Писании. Надлежало, по истине надлежало старцу, знавшему сказанное в законе: Его послушайте, и всякий, кто не послушает Его, будет истреблен из народа своего (Второз. 18:15, 19), – желать мирного отпущения от руководства закона (ибо оскорблением и дерзостью было бы, если бы в присутствии и при беседе царя оруженосец стал говорить противное, и слушатели стали внимать ему). Надлежало и вдовице, получившей дары, превышающие разум, торжественно воздать благодарение Богу, так чтобы совершавшееся здесь было согласно и с законом. Наконец, необходимо объяснить, почему между пророческими прообразованиями, которые имеют, как показано, близкое отношение к этим необыкновенным торжествам, сказано, что дом наполнился курениями (дыма); и это было не случайно, а знаменательно вследствие трисвятого гласа, как говорит Пророк, который взывали небожители (Ис. 6:4). Если ты, любомудрый, обратишь внимание на повествуемое, то найдешь причину этого. Слухом, продолжает Пророк, слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите и не увидите (Ис. 6:9; Деян. 28:26). Так неблагодарные Иудеи, видев славные чудеса, которые совершил Бог на земле, по словам песнопевца Давида (Пс. 45:9), – видев непрерывные и непрестанные знамения и в глубине и на высоте (Пс. 7:11), как предрек Исаия (а что именно?– Матерь выше естества и рождение выше разума, матерь земную, а Сына Небесного, необыкновенное Богочеловечение и безбрачное деторождение, которых что могло быть славнее и удивительнее между тварями?), – видев все это, относились как бы не видевшие, смежая глаза свои и не обращаясь к славословию; посему и наполнился дом тщеславия их дымом.

При этом видении они еще и слышали, стоявшего выше всего видимого, старца праведнейшего, мужа достоверного, мужа достойного подражания, мужа вдохновенного, законоучителя, почтенного священством, украшенного даром пророчества, продлившего жизнь свою надеждой на Христа и (доселе) отложившего долг смерти, ликующего, славословящего, преобразившегося от радости, всецело прекрасным вдохновением вышедшего из себя для Бога (2Кор. 5:13), изменившегося в Ангела прекрасным изменением, возносящего от избытка радости благодарения и возвещающего свет к просвещению язычников и славу народа Израилева (Лук. 2:32). Однако же они не захотели внять слышанному и дивному для самих небожителей, посему дом тщеславия их и наполнился дымом; а дым есть знамение и свидетельство гнева, как написано: поднялся дым от гнева Его, и из уст Его огонь поядающий (Псал 17:9), – и в другом месте: и в народе непокорном возгорался (огонь) гнева (Сирах. 16:7). Указывая на это, Господь в св. Евангелии говорит Иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23:38), – и еще: послав войска свои, царь истребил убийц оных и сжег город их огнем (Матф. 22:7). Таковы действия Иудейского неверия, вопреки троичному славословию. Между тем как пределы всей вселенной освящались, и величайший дом Церкви наполнился, как бы разлившеюся в обилии водою моря, славою Господнею от трисвятого славословия (Ис. 6:3, 4), над ними сбылось возвещенное: и с их концом соединилось начало пророчества, означавшего, как сказано Духом, провозвестником истины, будущий бедственную перемену с ними в примере, в следующих словах: (и было) в год, в который умер царь Озия, видел я Господа (Ис. 6:1), где отступник Озия взят в образец всех отступников, которых он есть как бы глава, который за свое безрассудство и получил наказание, по Божественному определению напечатленное на челе, как бы на медной статуе, показывая всем это воздаяние за отвратительное нечестие. Посему богомудро провидец (ныне) совершающегося, в противоположность отвержению неблагодарной синагоги, указал на благодарную Анну, которой самое имя обозначает Церковь, оправданную благодатью Христа Бога в крещении: ибо (еврейское имя) Анна значит „благодать».

Впрочем, остановим здесь, как бы в пристани, крестоносный корабль слова, по надлежащему собрав паруса и сделав несколько приветствий городу великаго Царя (Пс. 47:3; Матф. 5:35), вместе с народом Церкви, как бы пребывая духом и празднуя вместе с бывшими там достопочтимыми отцами и братьями. Радуйся, град великого Царя, в котором совершились таинства нашего спасения. Радуйся, земное небо, верный наконец Господу город Сион (Ис. 1:26). Радуйся и светись, Иерусалим, ибо пришел Свет твой (Ис. 60:1); Свет присносущий, Свет вечный, Свет невещественный, Свет единосущный Богу Отцу, Свет сущий в Духе и в котором (пребывает) Отец, Свет просветивший века, Свет просветивший вышемирное и находящееся в мире, Христос истинный Бог наш. Радуйся, город святой и избранный Господом, торжествуй с веселием праздники свои, которые уже не подвергнутся обветшанию. Радуйся, город счастливейший: поскольку славное возвещено о тебе (Пс. 86:3); священники твои облекутся в спасение, и святые твои радостию возрадуются (Пс. 131:16), и нищие твои насытятся хлебом. Радуйся и веселись, Иерусалим: ибо воцарился Господь посреди тебя (Иc. 12:6). Господь, чистым и невещественным Божеством вошедший в наше естество и неизреченно воплотившийся от девственного чрева, Господь, не соединявшийся ни с чем другим, кроме состава Адама, прельщенного змием. Не Ангелов восприняв (Евр. 2:16), отпадших от дарованного им в начале славного чина и состояния. Господь явил снисхождение, будучи Словом Божиим, всегда пребывающим с Отцем; и не для призвания или восстановления отпавших от Света преступных демонов, как думают нечестивейшие сообщники лукавого. Он пришел в мир. Но, как говорит божественный Павел, приняв семя Авраамово и чрез него весь род человеческий, Творец и Создатель всех непреложно соделался человеком, чтобы чрез общение Его с нами и соединение нас с Ним прекратился доступ к нам греха, мало-по-малу теряющего силу и исчезающего, как воск от Божественного огня, который Спаситель пришедши низвел на нашу землю (Лук. 12:49). Радуйся же и ты, Церковь кафолическая, находящаяся во всей вселенной, и торжествуй вместе с нами. Не бойся, малое стадо, треволнений врага: ибо Отец благоволил дать тебе царство (Лук. 12:32) и (силу) попрать выю врагов твоих. Радуйся и веселись, некогда бездетная и для благочестия бесплодная, а теперь имеющая многих чад веры (Ис. 54:1). Радуйся и ты, народ Божий, род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел; возвещай совершенства призвавшаго тебя из тьмы в чудный Свой свет (1Петр. 2:9), прославляй Его за милость Его.

Радуйся вечно, нескончаемая радость наша. (Пресвятая Дева); к Тебе опять я обращаюсь. Ты – начало, средина и конец нашего торжества; Ты – драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа (Аввак. 3:3). Ты воссияла, вожделенная родительница Света (духовного) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце (времен) Рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения: непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою. И Ты, досточтимый старец Симеон, первоприемник благочестивого исповедания нашего и проповедник воскресения верных, также будь ходатаем за род наш пред Спасителем Богом, Которого ты удостоился принять в свои объятия. Ибо и мы вместе с тобою воспеваем Христа, властвующего над жизнью и смертью, говоря: „Ты – Свет истинный от Света истинного, Бог истинный от Бога истинного, единый Господь прежде воплощения и после преславного воплощения, Бог Сам по Себе, а не по благодати, для нас же (соделавшийся) и совершенным человеком, Царь по существу Своему, не имеющий над Собою царя, для нас же и нашего спасения непорочно и пречисто явившийся в образе раба. Будучи нетленным, Ты пришел разрушить тление, чтобы соделать все нетленным. Тебе принадлежит слава и держава, величие и великолепие с Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь110.

* * *

107

Сконч. в 312 г.

108

Ковчег завета был в длину два локтя с половиною, в ширину – полтора локтя и в высоту полтора локтя. Исход. 25:10.

109

Т. е. около 5500 лет после сотворения мира.

110

В незначительном сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. ХVIII, с. 347; сравн. сочин. професс. Евграфа Ловягина – „Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. Полное собрание его творений, перев. с греч. языка“. С.-Петербург. 1877 г., стран. 116–136.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle