митрополит Платон (Левшин)

Катехизис двенадцатый

Справедливо оное Христово слово, в коем Он книжника, который о царствии небесном известно научен, уподобляет человеку домовиту. Вы знаете, кто домовитым назваться должен? Известно, что тот, который так свой устрояет дом, что заблаговременно о добром своей семьи содержании предусматривая, никаких никогда не допускает нужд; но всякой вещи предвидя и конец и пользу, во свое время предуготовляет, чтоб в случае нужды без дальнейших трудов все в готовности иметь. "Домовитый, говорю, человек, по слову самого Христа, износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). Изрядное и всякого приятия достойное на человека ученого подобие. «Всяк книжник, научивыйся царствию небесному, подобен есть человеку домовиту»: как и каким образом? Он де износит от сокровища своего новая и ветхая. Что же бы такое было новая и ветхая? Спросимся у священного Давида: он негде говорит: «помянух дела твоя от века, Господи, и утешихся» (Пс.118:52), то есть, на память привел, Господи, те дела, которые ты совершал от начала мира: я вспомнил, как ты премудро созидал мир, и премудрости твоей подивился: вспамятовал, как ты грешников праведно мучил, и правды твоей побоялся: начитал, как ты милостиво с народом Израильским поступал, и утешился. Сие есть ветхое и Давид потому то знал, что был человек книжник; следовательно подобен человеку домовиту. Нам, слушатели, Божия издалека провидящая премудрость изготовила все то, чего бы от нас нужда по времени востребовала; вся бо елика писаны быша, в наше наставление преднаписашася. Все, что мы ни говорим, или что должно говорить, Дух Святой в писаниях Пророческих и Апостольских изрядно истолковал. И так мы слову Божию последуя, как светильнику ногам нашим, как уже окончали то, что о Боге нам знать было можно, теперь станем говорить о том, чрез что он свое Величество миру явил, или о Божиих делах.

Вопр. Прежним нашим толкованием сии Символа начальные слова, Верую во единого Бога Отца, уже окончились: так что же по всем тем учениям будет значить, верую во единого Бога Отца?

Ответ. Веровать во единого Бога Отца, есть не только умом твердо и без всякого сомнения соглашаться, что есть Бог, и един Он есть по естеству, а троичен по лицам, из которых первое лицо есть Отец Господа нашего Иисуса Христа; но еще что наипаче, оттуда при известном сердца уповании всякому в себе заключить, мною уверованный Бог Отец, есть и мой Отец, заступник мой и защитник во Христе, за которого ходатайство Он меня себе усыновил по словам Павловым: к (Гал.4:6). Прекрасно С. Августин: не всяк тот, кто верует Ему, тот верует в Него: понеже и бесы веровали ему, но не веровали в Него: мы веруем Павлу, но не веруем в Павла; веруем Петру, но не веруем в Петра. Что убо есть веровать в Бога? Веруя любить, веруя сердечно к Нему гореть, веруя в Него проходить, и как бы в самые уды вмещаться. И такая вера собственна есть избранных Божиих, и с сею верою всякое учение должно принимать.

Вопр. Что после сего в Символе следует?

Отвеч. Сии слова: Вседержителя Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Где сие слово, Вседержителя, понеже значит то, что Бог всех от себя созданных вещей есть вольный Владетель, и их в полной содержа власти, как Отец Господь, управляет и промышляет; то порядок учения требует, чтоб прежде говорить о создании, а потом о управлении мира.

Вопр. Что сие слова значат: Творца небу и земли видимым же всем и невидимым?

Отвеч. То, что Бог, как преблагий и всемогущий, сие величайшую и прекрасную мира огромность, и все, что в ней заключается, не только видимые, но и невидимые вещи, как Ангелов, из ничего без всякого утруждения, или понуждения, ни для какой своей пользы, но только чтоб явить свое всемогущество, премудрость, благость, во время шести дней создал и совершил.

Сие ясно в Священном Писании объясняется, что Бог сей мир создал, и довольно для тех, которые неохотно слову Божию прекословят.

В самом заглавии Библии написано: "в начале [то есть, времен и вещей или дел:] сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1): здесь часть мира за целый положена мир. (Пс.123:8): «помощь наша от Господа сотворшаго небо и землю»; прочая бесчисленная не воспоминаю.

Но и никому не можно было, кроме Бога, такой мир создать, ни человеку, понеже его тогда не было; а теперь видим сами, что человек ни волоса белого, или черного сотворить не может; ни Ангелам, понеже они также не бесконечного могущества, а чтоб создать мир да еще из ничего, то требует бесконечной силы.

А понеже есть некоторые, которые говорят, что мир был вечно, не имеет начала и не создан, то опровергается следующими резонами. Первое: Сие не допускает новость Истории и недавние нужных наук изобретения. Сколько ни есть Историй, нет ни одной, которая бы выше семи тысяч лет восходила. Египтяне и Китайцы сколько не хвастают своею древностью, только в пятидесяти тысячах останавливаются. А науки, иные очень надобные, весьма недавно найдены, как печатание книг, делание стекол, бумаги и проч. Второе: Что по вещам, которые рождаются и погибают, делая восход надобно неотменно на чем-нибудь остановиться таком, которого бы выше времен не было, как уже о сем говорили, где доказывали бытие Божие. Да еще Третье, вечность есть свойство Божие, тварям ни мало не сообщительна. Не много здесь сильны Епикуры, которые думали, что мир из Атомов, то есть, мелких и не видных частей сделался. Сие противно повседневному искусу, когда видим, что из тех порошинок и маленького древца никогда не вырастет, и такого порядка какой мы ныне в мире видим, в том без разборном частиц слеплении никогда не было примечено. И так когда мир ни человек ни Ангелы сделали, ниже он всегда был, ниже из частиц каких состоялся, а и хуже сказать, что сам от себя: то весьма справедливо заключается, что един Бог есть мира Творец. И здесь имя Бог берется существенно, то есть, поелику обще есть всем святой Троице лицами; вся бо Отец создал чрез Сына: «без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3), и Духа Святого, не как чрез орудия, но как чрез вины полновластно Ему содействующие.

Вопр. Как Бог мир создал?

Отвеч. (1) Бог мир создал пресвободно, не по принуждению, ниже по какой нужде: Бог наш вся, елика восхоте, сотвори. (2) Создал одним манием, словом, хотением, без всякого труда, изнеможения, и без всякой своей перемены: «той рече, и быша, той повеле, и создашася» (Пс.32:9). «Иже оживляет мертвые, и нарицает не сущая, аки сущая» (Рим.4:17). (3). Вся создал из ничего, не из своего существа, ниже из какой давнишней материи, Богу единовечной: понеже, ежели все создано, так ничего не выключается, кроме Создателя. (4) Создал все премудро и предобро, то есть, всякую вещь в своем роде и степени совершенную. (Быт.1:31): «вся быша добра зело». (5) В шесть дней мир создал, а не в минуту, для того, чтоб показать, что Он не только может все сделать, как всемогущ; но и вся премудро расположить, как премудрый. Второе: хотел и здесь показать милостивой свой промысел, по которому Он о своих тварях еще несущих промышляет, когда первее дом устрояет, потом жителя во оный вводит, корм прежде скота, прежде человека все то, что человеку имело быть надобно. «Вся премудростью сотворил еси» (Пс.103:24).

Вопр. Что во всякий тех шести дней создано было?

Отвеч. В первый день создано было небо не только то, на котором после воссияли звезды: но и то самое, которое есть блаженных упокоением, как говориться у (Мф.25:34): «царство уготованное от сложения мира».

(2) В тот же день созданы были Ангелы, яко того неба жители, по множайших мнению: «Творяй Ангелы своя духи» (Пс.103:4). (3) Земля еще пустая, неукрашенная, и для множества вод, смешенных с тьмою, которыми покрывалась, невидима была. (4) Первородный свет, который зажжен был на полукружии мира, и сей конечно свет переменным круг земли обходом, делал дни от ночей и вместо солнца служил, ибо оно создано в четвертый день.

Во второй день создавалась твердь, которая разделила воды верхние, или облака от вод нижних, как то, морских, речных. А чрез твердь по многих мнению разумеется то, что до самых облаков простерто быть нам кажется, что называется атмосфера. В третий день покрывающие всю землю воды в одном месте отделил, и потом сделались моря, и тогда-то открылась земля, да только пустая и неукрашенная. Почему Бог в сей же день землю определивши на обитание человекам и скотам, всяким родом овощей, трав и дерев одел, и всякими выгодами служащими к пользе человека обогатил. В четвертый день украсил небо звездами, и два светила великие на небе положил, солнце и луну, из того первородного света, как бы некоторые превеликие сложил тела, понеже весь тот первого дня свет на звезды и светила употреблен. Их дело было день от ночи разделять, времена года, и всякие случаи означать, своим светом, теплотою, движением все вещи оживлять и плодородными делать. В пятый день произведены птицы и рыбы вместе, для того сходства, которое имеется между воздухом и водою, между плаванием и летанием, между рыбными перьями и крылами. Рыбам определил море великое и пространное, тамо гади, им же несть числа: птицам землю, и летать по воздуху, а быть обоим, как после благословил, в пищу человекам. В шестой день совершил дела свои, сотворивши как всякие животные земные, так наипаче самого человека, как бы малый мир: который после всех дел создан для того, что вся суть ради человека; а человек ради Бога: понеже что есть последнее в совершении, то есть первое в намерении. И человек особливое получил в своем создании превосходство: понеже не так, как прочие вещи, одним словом и поведением созидались: но первее еще некоторый тайный святейшей Троицы был совет, по которому определено человека создать по образу своему и по подобию. Для того во-первых, чтоб показать, что человек есть нечто гораздо превосходнейшее от прочих тварей, и что он созидается таковым, который один на земле имеет быть святейшей Троицы служитель: Создан же человек был так: тело взято из земли, в котором члены все преизрядно были расположены и устроены, умеренностью самою настоящею скреплены, прилично все будучи сложены, благообразный показывали вид: в такое тело вдохнул Бог дыхание жизни; то есть, дал душу разумную, умом и волею одаренную, духовную и бессмертную. Кроме сего всего человек создан был по образу Божию и по подобию, «которой образ Божий и подобие есть ничто иное, как правда и истинная святость» (Еф.4:24), состоящая в крайнем сего человека совершенстве, в правости душевных и телесных сил, непорочности, чистоте и с законом Божиим сообразности. А наипаче тем изображал человек Бога, что был на земли как некоторый Бог, власть себе данную имея над всею землею. И по сему-то Бог есть Творец небу и земли, видимым всем: а понеже в Символе придано, и невидимым; то что чрез сие разуметь должно?

Отвеч. Понеже невидимо есть то, что не может видеться: то здесь чрез невидимое ничто иное означается, как Ангелы. Ангелы же суть духи, разумные конечные, от Бога благими, святыми и праведными созданные для Божия прославления, и для услужения человеку, и чтоб вечно блаженством наслаждаться. (1) Ангел есть имя должности. (2) Дух, то есть, духовного естества. (3) Разумные: знатным разумом одаренные и превосходнейшим человеческого: однако не всеведущи. (4) Конечные: то есть не вездесущие. (5) Для Божия прославления; понеже вся Бог создал ради себя. (6) Для услуживания человеком, чтоб к человекам приносили Божия повеления: чтоб праведных от всех напастей защитить, и по Божию откровению сердечные тайности узнавать, и сие все во спасение избранных Божиих употреблять: ко (Евр.1:14). (7) И чтоб вечно царствовать: «Ангели... их выну видят лице Отца Небесного» (Мф.18:10).

А понеже из Ангелов добрых некоторые сделались злые: то Ангелы обыкновенно делятся на добрых и злых, и злые Ангелы называются дьяволы, демоны, бесы, духи нечистые, лживые, лукавые. Какой бы Ангелов злых был грех, то известно определить не можно. Обще говорится, что то была гордость, которою вознесшись не довольны были своим состоянием, но Божеского себе величества возжелали. За что тотчас от праведного Бога на вечную сосланы были казнь, Иуд. 6. и лишившись первой своей святости в непременной утвердились злобе, и сделались прелестными духами, прельщающими и приводящими на всякий грех не по нужде, но по лукавому тайному совету. А сами вечно остались нераскаянными: ибо, что человеку смерть, то им грех. И так уже, изчетши все Божии дела, видим, как то Бог праведно есть Творец Небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Нравоучение двенадцатое

Довольно, как кажется, Божиих чудес насмотрелись мы, слушатели; ибо видели, сколь премудро Творец в создании мира поступал, и какие рук Его творения происходили на свет. Как еще нигде ничего не было, потому что ни места, ни времени не было, вдруг услышан глас Господень: «да будет свет» (Быт.1:3). На сей глас внезапу печальная исчезнув тьма, уступила место блистательному свету, который как вода разлившись своим равным перевесом дневной порядок соблюдал. Еще как тот же глас повторился и сказал: «да прорастить земля былие травное» (Быт.1:11), то земля, будучи неубранная и голая прежде, начала поспешно одеваться в новую истканную Всемогущего десницею одежду, и явилась как Царица в ризах златых одеянна и преиспещренна, открылись шумящие ветвями леса, благоуханные цветы, зеленеющий злак. Сим же самим гласом небо усыпано стало звездами, и как бы некоторыми бесчисленными очами наполнено, и положены там же два светила, солнце, говорю, оное златое вселенной око, и луна во тьме ночной добрая путеводительница. Да и может ли что от Всемогущего быть не чудное? Может ли что от премудрого произойти не прекрасное? Может ли что от преблагого создано быть непредоброе? «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси»! (Пс.103:24) Почти во иступлении ставши священный поет Давид. Есть дом, да нет хозяин; есть владения, да обладателя нет; много подданства, да нет Царя: но вот и Царь! Того, которого по образу своему создал, человека поставил над делы руку своею, и покорил под нозе его всех на море и на земле гобзующихся животных, умалил его малым чим от Ангел; небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Видите ли, куда моя речь клонится, слушатели? Человек стал Царем; но уже ныне ничто его не слушает: называется господин, но без подданства: имеет владение, но без употребления. Сколько бо таких зверей, которых вид один своего владетеля может убить; сколько ядовитых трав, которые своего господина могут лишить живота! кто из нас есть такой, которому бы не надобно было много потеть, чтоб несколько пищи достать? Я к розе не могу прикоснуться без уязвления: пчела жалом до своих меня не допускает сотов. Здесь, может, иные всю вину возлагают на Бога; говоря: Господи, откуда в сей пшеницы плевы? Откуда взялись в сем винограде терния? Для чего на приказ мой не смиряется лев и злобная не утихает змия? Не все ли, что ты ни создал, было зело добро? Откуда же настало такое странное смешение добра и зла? Но осмотримся, слушатели не мы ли того развращения виною? Что Бог вся создал зело добра, то известно всякому, кто только справедливое о Боге имеет понятие. А ежели ищешь причины, для чего бы все вещи в худшее пришли состояние: то для чего и ты, человече, будучи создан свят и праведен, имея волю закону Божию послушливую, теперь той святости и правды и самых следов не имеешь, а вместо того греховную мерзостью и злобою преисполнен, волю свою под крепкую руку Божию не подводишь? Сам высочайшего твоего властелина Бога непослушливым оказываешься рабом; а хочешь, чтоб на твои взоры вся тварь трепетала? Сие неблагодарной твари дело; сей наемнический нрав, хотеть, чтобы нашей воли все покорно было, а о том и не подумаем, что сами на небеси имеем Господа, которого мы и настоящие рабы, и от которого сию какую-нибудь над землею себе порученную имеем власть. Или не знаем, что нам Бог сию надо тварью власть позволил для того, чтоб из сих нечувственных вещей к нам послушания сами мы научились, как-то наипаче нам своему Господу послушливым быть должно? Гневаемся, когда нашим повелением противно что исполняется; но что, ежели за наши преступления прогневается Господь? Грех наш, слушатели, всех непорядков есть причиною, а в грехе виновны мы. О сколь зол грех! или лучше сказать, о сколько злы грешники! Бог создал нас и весь мир для прославления своего: сей есть общий и самоначальный конец, для которого твари созданы. Твари прославлять сами чрез себя Бога не могут; но представляя те совершенства, какими одарены, тот в действиях своих порядок и согласие, какое им Создатель назначил, ту премудрость и искусство, с какими они благоустроены, как бы громким и притом немолчным гласом побуждают человека к прославлению величий Господа своего. Небо говорит: ты человек, мою измерив величину, которой нет конца, и обозрев мою красоту, которой нет сравнения, помысли, сколько мой велик Творец, и побойся чтоб так всесильного не раздражать, и таким образом прославить нашего общего Творца. Подобным сему образом весь мир, так сказать, вопиет, чтоб мы всяко вещи рассматривая красоту, пользу, силу, конец, столько б раз за Божие принимались прославление, сколько бы какую вещь в свою пользу употребляли. Но сие святейшее намерение кажутся испровергать беззакония человеческие. По крайней мере неоспоримо то, что они не только лишают сего Господина Господства его, как я выше сказал, но и животным бессловесным уподобляют. Вы слышали о падении Ангелов не соблюдших господства своего: вы видите вседневно падения человеческие. Ах! где то их богоподобное величество, где те различные степени, где красота, где сияние светлейшее сияния солнечного, где все сие скрылось? Все погубил грех; одна тьма осталась. Где и в человеке те преимущества, высота разума, чистота воли, невинность? Где, когда он согрешает? Все сие оставляет его, кроме единого образа человеческого. Каким же убо образом сей земной Господин требует себе от твари повиновения, когда сам преслушен Господу своему? Как хочет найти добро, когда сам зол? Право обладания дано было ему под условием невинности. Погубил невинность, погубил и царство. Все было добро для него, доколе пребывал в добре. Отринул собственное благо, да не ищет онаго уже в тварях. Се убо источник всех в мире зол! Отвратим, слушатели, отвратим сии горькие струи от уст наших: бегаем греха; повинемся Господу, и тварь нам повинется. Аминь.

Сказывано Января 25 дня.


Источник: Катехизис или первоначальное наставление в Христианском законе. / сочинение Платона, митрополита Московского. / Том 8. Печ.: в Сенатской типографии Гиппиуса. 1781. – 373 с.

Комментарии для сайта Cackle