Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I
Часть I. Введение. Сущность и система Глава 1. Предисловие и введение Глава 2. Литература. Краткая библиография Труды по истории церковного пения Труды по симиографии и палеографии церковного пения Труды о формах русского церковного пения и проблематика Литература по русскому церковному пению на других языках Глава 3. Сущность церковного пения, его значение и основные виды исполнения в богослужении православной церкви Гимнология и гимнография 1. Песнопения догматического характера 2. Песнопения повествовательно-исторического характера 3. Песнопения нравственно-дидактического характера 4. Песнопения созерцательного характера 5. Песнопения (их очень немного), которые сопровождают те или иные литургические действия и в поэтической, певаемой форме изъясняют символическое значение происходящих во время этого пения литургических действий Виды исполнения богослужебного пения Градации музыкального элемента в богослужении Богослужебно-певческие указания в Уставе Виды исполнения церковных песнопений 1. Антифонный вид 2. Эпифонный и ипофонный вид 3. Респонсорный вид 4. Канонарх 5. Гимнический (песненный) вид Виды и названия видов различных песнопений Самогласны и подобны Глава 4. Система русского богослужебного пения Осмогласие Роспевы и напевы Неуставное (неканоническое) пение Глава 5. Русские церковно-певческие нотации. Источниковедение Источники Певческие и непевческие богослужебные книги Системы истории русского богослужебного пения Часть II. История. Первая эпоха (От конца 10 века до 1652 г.) Глава 6. Первый (предначальный) период Первый отдел Второй отдел Глава 7. Второй период. Период кондакарного пения Политические обстоятельства во втором периоде. Письменные памятники древнерусского богослужебного пения А. Стихирари Б. Триоди В. Ирмологи Г. Минеи Богослужебные порядки Песненная вечерня Песненная утреня Возгласное чтение (экфонетика) Пение: столповое пение Канон Произношение Нотация Музыкальная структура Хирономия. Певческое образование. Русское литургическое творчество Кондакарное пение Глава 8. Третий период. Период господства одного столпового пения Митрополиты Новгород Ослабление контактов с Западом Памятники Размножение монастырей и ирмологи Отголоски кондакарного пения Выдающиеся певцы. Певческое образование Государевы певчие дьяки Независимость (автокефалия) русской церкви Хомония Нотация Путь и демество Глава 9. Четвёртый период. Период раннего русского многоголосия Памятники Стоглавый Собор. Многогласие и многоголосие Выдающиеся певцы и мастера пения Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки Хомония Аненайки и хабува Развитие нотаций; путевая и демественная нотации. Изобретение и введение помет Путевая нотация Казанское знамя Трисоставное сладкогласование Строчное пение Изобретение и введение в практику киноварных помет Литургическая драма Певческое образование и обучение церковному пению
Предисловие
«Богослужебное пение Русской Православной Церкви» И.А. Гарднера представляет собой систематическое изложение истории русского церковного пения от начала христианства на Руси до первой четверти XX столетия. Особое внимание уделяется вопросу о «литургической природе» канонического пения. Автор излагает церковный взгляд на музыку и её место в жизни Церкви: православное каноническое пение является не просто элементом или компонентом богослужения, оно – один из видов самого богослужения.
И.А. Гарднер данным трудом во многих отношениях дополняет и корректирует научные исследования отечественных православных музыковедов – протоиерея Димитрия Разумовского, протоиерея Василия Металлова, Ст. В.Смоленского, Н.Д. Успенского и др.
Настоящий двухтомник может быть использован как наилучшее современное пособие для духовных учебных заведений, а также явится весьма полезным для читателя, интересующегося церковной музыкой.
Профессор-архимандрит
Матфей (Мормыль)
9 июня 1997 года
От автора
Принося мою искреннюю благодарность за содействие изданию настоящего труда Русскому Православному Богословскому Фонду в Нью-Иорке, П.М. Фекуле и другим жертвователям, считаю долгом поблагодарить и некоторых лиц, своей энергией много содействовавших появлению в свет этой книги:
Д-ра Марину Викторовну Ледковскую, Ивана Афанасьевича Шияна, Владимира Петровича Морозана и других.
При этом мне хочется благодарно отметить и прежнюю помощь Фонда, оказанную мне для моего труда.
В 1963 г. Фонд оказал мне помощь для поездки в Англию для исследования находящихся там древнерусских рукописей демественного пения, что было мне необходимо для моей (на немецком языке) докторской диссертации.
Благодаря содействию Фонда было напечатано несколько моих духовно-музыкальных произведений.
И. Гарднер
Мюнхен
Всем добрым труженикам на ниве русского богослужебного пения