А.Б. Ковалев

Источник

Приложения

Приложение 1. Типы и виды древней литургии

Схемы классификации литургических типов, приведенные в научном труде Арх. Киприана (Керна) «Евхаристия» [2 62–64]

1) схема протоиерея Мальцева


А. Литургии Восточные Б. Литургии Западные
1. Александрийские 1. Галликанско-мозарабские
2. Месопотамские 2. Миланская
3. Иерусалимско-антиохииские 3. Римская
4. Карфагенская

2) схема проф. А. Катанского


А. Литургии Восточные Б. Литургии Западные
1. Иерусалимско-антиохииские а) греческого типа
2. Александрииские 1. Галльская
3. Месопотамские 2. Испано-готская
3. Галликанская
4. Мозарабская
5. Миланская
б) западного типа или missa romana

3) схема Л. Дюшена

1. Литургии Сирииские

2. Литургии Александрийские

3. Литургия Римская

4. Литургия Галликанская

4) схема Каоболя

1. Литургия Римская

2. Литургия Миланская

3. Литургия Галликанская

4. Литургия Мозарабская

5. Литургия Кельтская

Примечание Киприана (Керна).

Это деление литургий только западных < > скорее по признакам филологическим, чем обрядовым. Что касается восточных типов < > все может быть сведено к двум группам:

1. Сирийская, к которой относятся и Иерусалимская и Антиохийская литургии,

2. Египетская или Александрииская.

5) схема Баумштарка делящая все известные евхаристические молитвы на две группы (по принципу последования евхаристических молитв). В первую группу входят Галликанская и восточные, кроме Александрийской Несторианской и древне Маронитской. < > Во вторую группу входят Александрийская, Коптская, Св. Кирилла, Абиссинская, Несторианская и древне Маронитская.

6) схема Рахмани

1. Литургии Византийско Армянские

2. Литургии Халдео месопотамские

3. Литургии Александрийско-эфиопские, к которым причислена и Римская месса, как родственная Александрийской

7) схема Бпайтмаиа, которую дополняет И.А. Карабинов.

А. Литургии Сирийские

1. Литургия CA VIII (Апостольских постановлений в 8 книгах)

2. Литургия апостола Иакова в греческой и сирийской редакции.

Б. Литургии Египетские

1. Литургия апостола Марка

2. ЛитургияСв Кирилла Александрийского

3. Литургия эфиопская св апостолов

4. Литургия из Евхологиона Серапиона Тмуитского

5. АнафораСв Григория Богослова

В. Литургии Персидские

1. Несторианская литургия апостолов Фаддея и Мария

2. Литургия Федора Мопсуестийского

3. Литургия анонимная так называемый «Биккелев палимпсест»

4. Литургия Нестория

Г. Литургии Византийские

1. Литургия Св. Василия Великого

2. Литургия Св. Иоанна Златоуста

Западные литургии И.А. Карабинов делит на три:

1. Римская

2. Галликанская

3. Мозарабская

Приложение 2. Структура евхаристического канона


Возгласы диакона и свяшенника, чтение Анафоры Пение хора
Станем добре станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносити – Милость мира жертву хваления
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами – И со духом твоим
Горе имеем сердца Имамы ко Господу
Благодарим Господа ДОСТОЙНО И ПРАВЕДНО ЕСТЬ ПОКЛАНЯТИСЯ ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ, ТРОИЦЕ ЕДИНОСУЩНЕЙ И НЕРАЗДЕЛЬНЕЙ
Анафора
Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, Дóндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии.
Победную песнь поюще вопиюще взывающе и глагояюще
СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ, ИСПОЛНЬ НЕБО И ЗЕМЛЯ
С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! АМИНЬ
Подобне и чашу по вечери глаголя
Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов! АМИНЬ
Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие
Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся! ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГО СЛОВИМ, ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ, ГОСПОДИ, И МОЛИМ ТИ СЯ, БОЖЕ НАШ
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия. (Далее священник читает тропарь Третьего часа «Господи Иже Пресвятаго Твоего Духа», затем совершается чин преложения Даров в Тело и Кровь Христову).

Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста

Кульминационный раздел Литургии

Приложение 4. Примеры песнопений

Пример № 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8

Пример № 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8

Пример № 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8

Пример № 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона)

Пример № 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев

Пример № 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев

Screenshot_77.jpg

Пример № 7. Повеленное тайно. Греческий роспев

Пример № 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение

Пример № 9. № 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори

(ГПБ Соловецкое собрание № 619, 664 л. 67–69 об.)

Пример № 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало

При

Пример № 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга

Пример № 12. Трисвятое из Обихода нотного пения

Пример № 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое

Screenshot_91.jpg

Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства


Название Краткое объяснение Часть Глава
Ананейка Сочетание слогов «на» «не» «ни» не имеющих смысловой связи с богослужебным текстом в песнопении древнерусской традиции Аналог кратимы в византийском калофоническом пении. 2 3
Антифонное пение Попеременное пение на два лика. 2 2
Антнфоны степенны Песнопения Утрени, поющиеся перед чтением Евангелия Составлены по образцу «песней степеней» (113–133 псалмы) 1
Апихнма Краткий мелодический оборот, имеющий функцию ладовой настройки перед началом песнопения в византийской традиции. 2 2
Асматичекое пение К данному типу протяженного византийского пения относятся песнопения, записанные в книге «Асматикон». 2 2
Библейские песнн Песни, воспетые ветхозаветными пророками Служат осно вой девяти песен Утреннего канона. 1 2 2
Блаженны Особые тропари, поющиеся в составе третьего антифона Литургии и чередующиеся со стихами блаженств. 1 2 2
Богородичен догматик Торжественная стихира, восхваляющая Богородицу и раскрывающая важнейшие догматы вероучения. Поется на Be черне в заключение цикла стихир на «Господи воззвах». 1
Болгарский роспев Один из поздних роспевов, принесенных на Московскую Русь в середине XVII в. См. также Киевский роспев, Греческий роспев. 2 3
Большой знаменный роспев Протяженный роспев, основанный на сочетании трех видов мелодико-ритмических оборотов знаменного роспева попевок, пиц и фит. 2 3
Велнкне (боль шие) ипостазв Знаки средне и поздневизантийской нотации, указывающие на различные элементы певческой выразительности. 2 2
Ввзантинскне вотацив Ранневизантийская, Средневизантийская, Поздневизантийская и Нововизантийская безлинейные нотации, характерные для определенных исторических периодов пения византийской традиции. 2 2
Глас Один из восьми способов распевания богослужебных текстов, на основе определенных ладов. 2 2
Греческий роспев Один из поздних роспевов, принесенных на Московскую Русь в середине XVII века См также Киевскии роспев, Бол гарскии роспев. 2 3
Доступ (доступка) Изменяемая часгь попевки в знаменном роспеве. 2 3
Демественный роспев (демество) Протяженный внегласовый роспев в древнерусской традиции, отличающийся широтой диапазона, своеобразием мелодического рисунка. 2 3
Демественное многоголосне Разновидность раннего русского многоголосия Трех или четырехголосное пение, где основным голосом является демество. 2 3
Запевная строка Напев, предназначенный для распевания стихов перед стихирами (как запев). 2 3
Знаменная нотация Вид безлинейной записи древнерусских песнопений, производный от раннеовизантийской нотации, не фиксирующей точную звуковысотность. 2 2
Знаменный роспев Стержневое направление в древнерусской певческой культу ре, достигшее своего расцвета в XV–XVI веках. 2 3
Ирмологическое пение Один из ранних типов византийского пения, отличающийся краткостью мелодической структуры. Записывался в книге «Ирмолог». 2 2
Ирмос Мелодико-поэтический образец (подобие) для распевания последующих тропарей в каждой из девяти песен канона 1
Казанское знамя Безлинейная нотация, одна из разновидностей знаковой системы появившейся во второй половине XVI века Как пред полагают исследователи, этот вид нотации использовался для записи раннего русского многоголосия. 2 3
Калофоническое пение Протяженный тип пения, сложившийся к XIII–XIV вв. в византийской традиции и отличающийся относительной само стоятельностью мелодии и независимостью от текста. 2 2
Канон Сложная циклическая форма, состоящая из ветхозаветных и новозаветных песнопений Полный канон состоит из девяти песен с пропуском второй песни, которая поется на седмичных богослужениях в период Постной Триоди. 1 2 2
Катавасия Ирмос, заключающий песнь канона Греческое происхождение названия указывает на исполнение его «на сходе» двумя хорами. 1
Киевский роспев Один из поздних роспевов, принесенных на Московскую Русь в середине XVII в См. также Болгарский роспев, Греческий роспев. 2 3
Киевское знамя Одна из разновидностей линейной нотации, возникшая приблизительно на рубеже XVI–XVII вв. на территории государств, входящих в состав Речи Посполитой и использовавшаяся для записи монодийного пения. 2 3
Киноварные пометы Дополнительные значки при знаменах в безлинейной нота ции, писанные киноварью (красной краской) и указывакмцие либо на относительную высоту звука (степенные пометы) либо на характер или способ исполнения отдельных знамен (указательные пометы). 2 3
Кондак Вид гимнографии, созданный в V в преп. Романом Сладкопевцем. До IX века представлял собой многострофную структуру. СIX в вошел в состав канона со значительным сокращением композиции. 2 2
Кондакарное пение Древнейший вид протяженного пения на Руси, наследовавший традицию византийского асматического и псаяттеского пения. Вышло из употребления примерно с середины ХIV века. 2 3
Кратима Лишенный смысла слог типа «те ри рем» «те на на» и др. в византийском калофоническом пении Аналог аманейки в знаменном роспеве. 2 2
Куаленская нотация Разновидность ранневизантийской нотации Название происходит от местонахождения найденных рукописей – так наз. куаленского фонда Парижской национальной библиотеки. 2 2
Ленточное многоголосие Один из принципов раннего русского многоголосия, характеризующийся сохранением в каждом из голосов высотного и ритмического контура мелодии Термин использован Н.Д Успенским. 2 3
Лицо Относительно протяженный мелодико-ритмический оборот, как правило, не имеющий собственного наименования До XVII в записывался таинозамкненным знаменем. 2 3
Лицо попевка Попевка, имеющая подобно лицу тайнозамкненную форму записи. Термин введен М.В. Бражниковым. 2 3
Малый распев Данное понятие указывает на силлабический способ соотно шения богослужебного текста и мелодического элемента в самогласнах, напевы которых содержат шаблонную рифмов ку певческих строк Термин используется Г.Б. Печенкинымв пособии «Пение на глас». 2 3
Многогласие Практика одновременного служения в разных пределах храма различных частей суточного круга, сохранявшаяся в Русской Православной Церкви до середины XVII века. 2 3
Наонное пение (Хомония) Особая певческая манера XI–XVII веков, для которой ха рактерно распевание полугласных звуков Ъ и Ь полногласными звуками О и Е, а также несовпадение ударений мелоса и богослужебного текста. 2 3
Обиходный звукоряд Звукоряд, на рациональном уровне определяющий ладовую основу осмогласия. Состоит из четырех трихордов (согласий) – простого, мрачного, светлого и тресветлого. Между идентичными ступенями соседних согласий образуется интервал чистой кварты. 2 2
Осмогласие Богослужебно-певческая система из восьми гласов, каждому из которых принадлежат определенные группы текстов с присущими им мелодическими формулами. 2 2
Пападическое пение К данному типу протяженного византийского пения относятся песнопения, собранные в книге «Пападики» получившей распространение на рубеже XIII–XIV вв. 2 2
Подобен Песнопения, распеваемые no образцу – самоподобну. (В живой старообрядческой традиции – синоним сачоподобна). 2 3
Погласица 1. Элементарная мелодическая формула, предназначенная для исполнения нараспев богослужебных текстов 2. Один из простейших видов пения 3. Упражнение для запоминания обиходных моделей пения на 8 гласов. 2 3
Полиелей Раздел Утрени с торжественным пением стихов 134, 133 псалмов с припевом «аллилуйя». 1
Попевка Относительно устойчивый мелодико-ритмический оборот, характерный для определенного гласа или группы гласов, при помощи которого распевается структурно смысловая единица богослужебного текста (слово, стих, строка и т. п.) 2 3
Прнзнаки Дополнительные значки тоновысотности, присоедиияемые к основным начертаниям знамен Установлены 2 м составом комиссни под руководством Александра Мезенца в конце 60-х гг. XVII в. 2 3
Прокимен Стих псалма (реже – нного богослужебного текста) предва ряющий чтение Священного Писания. 1
Просодема Слог, распеваемый одной или более тонемами. 2 3
Псалмы Ветхозаветные песнопения, созданные царем Давидом с аккомпанементом на Псалтири. 2 2
Псалтическое пение К данному типу протяженного византийского пения относятся песнопения, собранные в книге Псалтикон для исполнения одним певцом протопсалтом. 2 2
Путевой роспев Протяженный роспев, включающий в себя гласовые и вне гласовые песнопения Особую выразительность и торжественность звучания ему придают долгие тонемы. 2 3
Самогласен Оригинальное песнопение, для которого характерен (в отличие от подобна) индивидуальный порядок соединений гласовых моделей. В старообрядческой практике – модель для распевания текста на глас. 2 3
Столповой роспев Осмогласный вид знаменного пения, получивший широкое распространение в XV–XVI вв. К этому периоду окончательно сформировалась его мелодико-ритмическая структура, «попевочный фонд». 2 3
Строчное пение (Троестрочне) Разновидность раннего русского многоголосия. Трехголосное пение, где основным голосом является «путь». 2 3
Тайнозамкненность Форма записи мелодико-ритмических оборотов (попевок, лиц, фит) комплексом знамен, имеющим особое («тайное») толкование, меняющееся в зависимости от общего гласово- мелодического контекста 2 3
Тонема Кратчайшая структурная единица роспева, интонационный ход Термин введен Б. Карастояновым. 2 3
Тропарь Один из основных видов гимнографии. Наиболее распространенное его толкование – в прославлении победы мучеников над язычеством или самого Спасителя над смертью. Содержание тропаря зависит от празднуемого события. 2 2


Источник: История и теория богослужебного пения : Учебное пособие / А.Б. Ковалев ; Акад. хорового искусства им. В.С. Попова, Каф. истории и теории музыки. - Москва : Дом МИСиС, 2012. - 282 с.

Комментарии для сайта Cackle