А.Б. Ковалев

История и теория богослужебного пения

Источник

Учебное пособие

Содержание

Предисловие

Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в ХVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины ХVІІ–ХХ веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже ХІХ–ХХ веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример № 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример № 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример № 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример № 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример № 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример № 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример № 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример № 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример № 9. № 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример № 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример № 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример № 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример № 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

 
Предисловие

Предлагаемое учебное пособие «История и теория богослужебного пения» представляет собой опыт систематизации научно-теоретического исследовательского и учебно-практического материала по богослужебному пению, которое сегодня на рубеже XX–XXI веков переживает новый этап своего возрождения и осмысления представителями науки музыкального искусства православной церкви.

Богослужебное пение существовало на Руси с момента ее Крещения в 988 г. и в течение семи веков в общем целом сохраняло свой канонические основы, во многом сформировавшиеся еще в византийской культуре первого тысячелетия. Лишь с середины XVII века произошли кардинальные изменения в системе богослужебного пения, древнерусская церковно певческая культура постепенно становилась достоянием лишь незначительного числа храмов и монастырей, а также старообрядческой среды, в пение господствующей русской церкви были привнесены композиционные принципы западноевропейской музыкальной культуры.

Благодаря легализации церковно приходской жизни, просветительства, миссионерской и церковно издательской деятельности на рубеже XX–XXI веков, к нам постепенно возвращается весь богатейший пласт нашей фундаментальной национальной культуры, в том числе и древнерусского певческого искусства. И отрадно, что этот настоящий кладезь духовной премудрости уже не является достоянием лишь недоступных для широкого круга музыкантов и певчих книгохранилищ или узкоспециализированных научных исследований. Сегодня не только в православных, но и в светских музыкальных учебных заведениях в той или иной форме осуществляется преподавание древнерусского церковно певческого искусства XI–XVII веков и духовной музыки XVIII–XX веков.

В настоящем учебном пособии использован опыт и методика преподавания предмета «Теория богослужебного пения» в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, а также некоторые идеи, разработанные инициатором создания этого предмета Г. Печенкиным на основе концепции исторического развития богослужебного пения В. Мартынова. Важнейшей особенностью данной концепции является рассмотрение богослужебного пения и музыки как различающихся между собой явлений, имеющих разные духовные основания, но исторически пересекающихся как в ветхозаветные времена, так и в последующие эпохи. В учебном пособии также отражен опыт преподавания истории русской духовной музыки автором этих строк в Московской регентско-певческой семинарии.

Цель учебного пособия – дать наиболее целостное представление об историческом развитии и научно-теоретических основах богослужебного пения, заложенных в византийской и древнерусской церковно певческой традиции. Долгие годы богослужебное пение, бытовавшее в Русской Православной Церкви до середины XVII века, считалось «безмолвной» культурой, поэтому в данном пособии особый акцент делается именно на этом историческом периоде. В то же время здесь довольно подробно освещается становление и развитие духовно музыкальной культуры периода второй половины XVII–XX веков в ее различных стилевых проявлениях. Это представляет непременную актуальность как для восполнения известных пробелов в курсе истории русской музыки, так и для практической деятельности руководителя хора или певчего. Поэтому в учебном пособии предполагается решение следующих задач:

– раскрытия сущности богослужебного пения, его системообразующих канонических основ;

– получения основных сведений об аутентичной крюковой нотации знаменного роспева;

– освоения простейших мелодико-ритмических структур знаменного роспева;

– освещения сложного и противоречивого исторического пути русского богослужебного пения в его взаимодействии с западноевропейской музыкальной культурой;

– раскрытия взаимодействия канонического и индивидуально авторского подхода к музыкальному воплощению духовных сочинений XVIII–XX веков.

Приобретение навыка слышания самобытного мелоса древнерусских песнопений представляется особенно важным в учебном процессе. Поэтому в качестве дополнительного материала для практических занятий по освоению простейших знаменных песнопений предлагается учебное пособие «Пение на глас» Г. Печенкина [111].

Научно-методическая база пособия представляет собой труды, исследования, практические разработки ученых XX века, рубежа XX–XXI веков. В наиболее общем концептуальном плане, прежде всего, следует отметить фундаментальное исследование И. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви. Система. Сущность. История» в двух томах, триптих трудов. В Мартынова «История богослужебного пения», «Пение игра и молитва в богослужебно-певческой системе», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси». Среди работ по Литургике – науке о церковном богослужении выделим труды М. Скабаллановича «Толковый типикон», Архимандрита Киприана (Керна) «Литургика. Гимнография и эортология», А. Шмемана «Евхаристия. Таинство. Царства», Н. Успенского «Византийская Литургия», «Анафора».

Широкому кругу вопросов по истории и теории древнерусского церковно певческого искусства, его преемственности византийской культуре посвящены труды Н. Успенского «Древнерусское певческое искусство», «Образцы Древнерусского певческого искусства», М. Бражникова «Древнерусская теория музыки», «Русская певческая палеография», Г. Вагнера, Т. Владышевской «Искусство Древней Руси», Т. Владышевской «Музыкальная культура Древней Руси», Г. Алексеевой «Древнерусское певческое искусство», «Византийско русская певческая палеография», Г. Пожидаевой «Певческие традиции Древней Руси», Д. Шабалина «Певческие азбуки Древней Руси», «Древнерусская музыкальная энциклопедия». Следует также отметить работы выдающихся ученых медиевистов рубежа XIX–XX вв. прот. И. Вознесенского, прот. В. Металлова, А. Преображенского, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского, а также исследователей последней четверти XX – начала XXI вв. Ю. Артамоновой, М. Богомоловой, 3. Гусейновой, Н. Денисова, Н. Заболотной, Н. Захарьиной, Б. Карастоянова, А. Конотопа, А. Кручининой, И. Лозовой, М. Макаровской, Е. Мещериной, Н. Парфентьевой, Н. Парфентьева, Н. Рамазановой, Н. Серегиной, О. Тюриной, Е. Шевчук, Б. Шиндина и многих др. исследователей.

Отдельным периодам истории богослужебного пения (ветхозаветного, византийского, древнерусского в связи с господством тех или иных роспевов нотаций) посвящены работы Е. Коляды «Музыкальные инструменты в Ветхом Завете», Е. Герцмана «Византийское музыкознание», Н. Заболотной «Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI–XIV веков», В. Беляева «Раннее русское многоголосие», М. Богомоловой «Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды».

Истории русской духовной музыки XVIII–XX веков значительное внимание уделено в трудах Н. Герасимовой – Персидской, Н. Гуляницкой, Е. Гущиной, И. Дабаевой, С. Зверевой, А. Кандинского, Ю. Келдыша, А. Лебедевой-Емелиной, Е. Левашева, Л. Малацай, А. Наумова, Ю. Паисова, А. Полторухина, Н. Плотниковой, Вл. Протопопова, М. Рахмановой, С. Хватовой и др. Особо следует отметить серию книг «Русская духовная музыка в документах и материалах», внесшую значительный вклад в изучение богослужебно певческих традиций и авторской духовной музыки, исследование Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».

Рассмотрение вопросов теории богослужебного пения предполагает также подключение отдельных трудов по общим музыкально – теоретическим проблемам. Непременную важность в создании научной базы данного пособия имеют работы В. Медушевского, Ю. Холопова, В. Холоповой.

Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части помещены необходимые сведения из Литургики – науки о церковном богослужении, так как само пение неотделимо от совершения богослужения. Здесь дается понятие об истории богослужения, устройстве храма, священнодействиях, суточном, недельном и годовом богослужебных последованиях, а также о структуре наиболее распространенных в церковной практике богослужений – Всенощного бдения и Литургии.

Вторая часть целиком посвящена богослужебному пению и состоит из четырех глав. Первая глава носит вступительный характер и обозначает суть проблемы происхождения богослужебного пения, его канонических основ, соотношения с музыкальным искусством.

Во второй главе рассматриваются основные исторические этапы становления и развития церковного пения в Ветхом и Новом Завете. Даются необходимые представления о гимнографии, системе осмогласия, нотациях, дальнейшем пути развития пения византийской традиции, а также об истоках древнерусского богослужебного пения.

И наконец, в третьей и четвертой главах представлен исторический обзор различных этапов развития русского богослужебного пения, становления системы роспевов, реформирования богослужебно-певческой системы в середине XVII века, а также возникновения и развития русской духовной музыки второй половины XVII–XX веков в ее различных стилевых проявлениях.

Пособие снабжено библиографией, пятью приложениями. Особо следует отметить приложение № 4, где помещены примеры древнерусских песнопений в параллельном изложении крюковой, безлинейной и линейной нотациями с указанием попевок.

Автор выражает глубокую признательность докторам искусствоведения Μ.П. Рахмановой, профессорам Г.В. Алексеевой, Η.М. Зейфас, кандидатам искусствоведения А.В. Лебедевой – Емелиной, профессору И.П. Дабаевой, доцентам М.В. Макаровской, М.В. Цукановой, О.П. Цукановой. кандидату богословия диакону Николаю Нефедову, а также преподавателю кафедры древнерусского певческого искусства Санкт – Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского – Корсакова Т.В. Швец, преподавателю и головщику Г.Б. Печенкину за помощь и консультации, необходимые для подготовки пособия к изданию.


Источник: История и теория богослужебного пения : Учебное пособие / А.Б. Ковалев ; Акад. хорового искусства им. В.С. Попова, Каф. истории и теории музыки. - Москва : Дом МИСиС, 2012. - 282 с.

Комментарии для сайта Cackle