Библиография
Богословие, Литургика
1. Арх. Вениамин (Федченков). Небо на земле – М. 2003 – 206 с.
2. Арх. Киприан (Керн). Евхаристия (из чтений в православном Богословском ин-те в Париже). Изд. второе – Μ. 1999 – 335 с.
3. Арх. Киприан (Керн). Литургика, Гимнография и эортология – М. 1999 – 150 с.
4. Арх. Модест (Стрельбицкий). О Церковном Октоихе – Киев 1885.
5. Всенощное бдение Литургия – М. 2000 – 91 с.
6. Голубцов А. Из чтений по церковной археологии. Литургика. Репринт. изд. – М. 1996 – 286 с.
7. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное. Изъяснение Божественной литургии. Репринт изд. – М. 1993 – 427 с.
8. Закон Божий. Сост. прот. С. Слободской. Репринт. изд. – СТСЛ. 1997 – 722 с.
9. Краткое учение о богослужении православной церкви сост. Прот. магистром Александром Рудаковым – Μ. 1991 – 126 с.
10. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. изд. 2-е – М. 1992 – 704 с.
11. Полный церковно-славянский словарь. Сост. свящ. г. Дьяченко – М. 1993 – 1120 с.
12. Прот. Шмеман А. Евхаристия Таинство Царства 2-е изд. – М. 1992 – 304 с.
13. Прот. Шмеман А. Литургия и жизнь – М. 2002 – 158 с.
14. Прот. Шмеман А. Великий пост – М. 2002 – 128 с.
15. Свт. Иннокентии (Борисов). Великий пост Духовные рассуждения на каждый день поста – М. 2007.
16. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Репринт изд. – М. 1992 – 212 с.
17. Скабаланович М. Толковый типикон Вып. 1 – М. 1995 – 494 с.
18. Скабаланович М. Толковый типикон Вып. 2 – М. 1995 – 336 с.
19. Скабаланович М. Толковый типикон Вып. 3 – Μ. 1995 – 78 с.
20. Уаибру Х. Православная Литургия. Пер. с англ. – Оксфорд. Библейско-Богословский ин-т. Св. Апостола Андрея. 2000 – 212 с.
21. Успенский Н. Византийская литургия Анафора – М. 2003 – 352 с.
22. Успенский Н. Чин всенощного Бдения на православном востоке и в русской церкви http://www.seminariа.ru/divworks/uspen_vsen.htm
23. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1 – М. 1993 –
863 с.
24. Христианство. Энциклопедический словарь Т. 2 – М. 1995 –670 с.
25. Христианство Энциклопедический словарь Т. 3 – М. 1995 –
781 с.
Богослужебное пение, Духовная музыка
26. Алексеева Г. Древнерусское певческое искусство. Музыкальная организация знаменного роспева – Владивосток 1983 – 172 с.
27. Алексеева Г. Византийско-русская певческая палеография. Исследование. СПб. 2007 – 368 с.
28. Артамонова Ю. Проблема изучения древнерусского пения по моделям терминология и репертуар // Музыкальная культура православного мира традиции теория практика. Материалы научных конференций / РАМ им Гнесиных – М. 1994 – С. 142–150.
29. Беляев В. Раннее русское многоголосие. Факсимильное изд. – М. 1997 – 269 с.
30. Богомолова М. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды. Вып. первый. Великая панихида знаменного роспева – М. 2005 – 80 с.
31. Богомолова М. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой панихиды. Вып. второй. Русское безлинейное многоголосие – М. 2005 – 304 с.
32. Богомолова М. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 – М. 1992 – С. 122–124.
33. Бражников М. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV XVII вв. – Л. 1972 – 424 с.
34. Бражников М. Лица и фиты знаменного роспева – Л. 1984 – 301 с.
35. Бражников М. Русская певческая палеография / Научная редакция примечания вступительная статья палеографические таблицы. Н.С. Серегиной – СПБ 2002 – 296 с.
36. Бычков В. Русская средневековая эстетика XI-XV11 века – М. 1992 – 637 с.
37. Ванер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси – М. 1993 – 255 с.
38. Владышевская Т. Музыкальная культура Древней Руси – М. 2006 – 472 с.
39. Вознесенский И. прот. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения // О церковном пении. Сб. статей / Сост. O.B. Лада – М. 1997 – С. 8–25.
40. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви Сущность Система История Т. 1 / Московская духовная академия – С. Посад. 1998 – 592 с.
41. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви Сущность Система История Т. 2 / Московская духовная академия – С. Посад. 1998 – 638 с.
42. Гарднер И. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении // О церковном пении. Сб. статей Сост. Ο. В. Лада – М. 1997 – С. 92–96.
43. Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении Сб. статей / Сост. О.В. Лада – М. Талан 1997 – С. 146–155.
44. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры – М. 1983 – 288 с.
45. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века Встреча двух эпох – М. 1994 – 125 с.
46. Герцман Е. Византийское музыкознание – Л. 1988 – 256 с.
47. Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин – М. 1996 – 288 с.
48. Глас Византии – М. 2006 – 62 с.
49. Голованов Н. Духовные произведения для смешанного хора a cappella / Редакция и примечания О. И. Захаровой – М. 2004.
50. Гречанинов А. Моя жизнь СПб 2009 – 240 с.
51. Гулянищая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века – М. 2002 – 432 с.
52. Гурьева Н. Система осмогласия в русской литургии конца XVII – начала XVIII веков Дисс. канд. искусствоведения – М. МГК им П. И. Чайковского. 2000 – 382 с.
53. Гусейнова З. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков. Учебное пособие/СПбГК – СПб 1999 – 132 с.
54. Дегтярев С. Литургия до мажор. Публикация партитуры, редакция научного текста, переложение для ф-но и науч. Исследование. A. В. Лебедевой-Емелиной // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Сб. статей и исследований. Вып. 2 / Сост. Ю.И. Паисов – М. 2004 – С. 108–161.
55. Заболотная Н. Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI–XIV веков. Учебное пособие / РАМ имени Гнесиных – М. 2004 – 76 с.
56. Захариас Пасхалидис. Церковная византийская музыка. Краткая теория и практика – М. 2004 – 143 с.
57. Захарова О. Религиозные взгляды Чайковского // П.И. Чайковский. Забытое и новое. Альманах. Вып. 2 / Сост. Вайдман Π.Е., Белонович Г.И. – М. 2003 – С. 162–167.
58. Захарьина Н. Русские певческие книги типология пути эволюции. Дисс. докт. искусствоведения – СПб 2006.
59. Зверева С. А.Д. Кастальский. Идеи, Творчество, Судьба – М. 1999 – 240 с.
60. История России, учеб. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина – 3-е изд. перераб. и доп. – М. 2006 – 528 с.
61. Кандинский А. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Сб. статей исследований интервью / Ред. сост. Ю.И. Паисов – Μ. 1999. – С 66–117.
62. Карастоянов Б. Тонемы и просодемы знаменного роспева // Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов Материалы – Ереван 1977. – С. 148–155.
63 Келдыш Ю. История русской музыки – М. 1983 – Т. 1. Древняя Русь XI–XVII века – 382 с.
64 Келдыш Ю. С.В. Рахманинов // История русской музыки в десятитомах Т. 10A – М. 1997 – С. 69–133.
65. Ковалев А. Литургические основы «Запечатленного ангела» // Музыкальная академия, №4 – 2007 – С. 16–23.
66. Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов конца ХVІІІ–ХХ веков Специфика жанра и организация цикла Дис. канд. искусствоведения – М. МГКим П.И. Чайковского 2004 – 295 с.
67. Ковачев А. Русская духовная музыка на рубеже ХХ–ХХІ веков // Жизнь религии в музыке Сб. статей. Вып. 4. Ред. сост. Т Хо прова / С Петербургская гос. консерватория им Н.А. Римского Корсакова – СПб. 2010 – С. 225–238.
68. Коляда Е. Древние музыкальные инструменты в церковно славянских и русских переводах Священного писания // Гимнология Материалы Международной научной конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (3–8 сентября) 1996 / Отв. ред. сост. И. Лозовая – М. 2000 – С. 495–509.
69. Коляда Е. Музыкальные инструменты в Библии – М. 2003 – 400 с.
70. Комарницкая О. «Очарованный странник» на пересечении традиции // Музыкальная академия, №4 – 2007 – С. 26–34.
71. Компанеиский Η. О стиле церковных песнопений // РМГ – 1901 – №37–39.
72. Конотоп А. Строчное многоголосие и фольклор параллели и пересечения // Традиционные жанры русской духовной музыки и со временность Сб статей и исследований. Вып. 2 / Сост. Ю.И Паисов – М. 2004. – С. 3–68.
73. Корабельникова Л. Музыка в художественной культуре Серебряного века // История русской музыки в десяти томах Т.10Б – М. 2004. – С. 5–37.
74. Корабельникова Л., Рахманова М. Вступительная статья // П.И. Чайковский. ПСС Т. 63. – Μ 1990 – С. 9–16.
75. Коротких Д. Музыкально певческое наследие Саровской пустыни // Музыкальная академия № 3 – 2003 – С. 161–166.
76. Кручитма А. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история теория эстетика) – СПб. 2002.
77. Кутузов Б. Русское знаменное пение – М. 2008 – 304 с.
78. Ларош Г. Собрание музыкально критических статей Т. I – М. 1913.
79. Лебедева-Емелина А. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). Каталог произведений – М. 2004 – 656 с.
80. Лебедева-Емелина А. Хоровая культура России екатерининской эпохи – Μ. 2010 – 304 с.
81. Левашев Е., Попехин A. М. Березовский // История русской музыки в десяти томах Т. 4 – М 1985.
82. Лисицын Μ. О новом направлении в русской церковной музыке – М 1909 – 33 с
83. Лозовая И. Древнерусский нотированный Параклит в кругу Ирмологиев XII – первой половины XV в мелодические варианты и версии в роспеве канонов // Гимнология Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Ученые записки Научного центра русской музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. I – М. 2000 – С. 217–239.
84. Лозовая И., Шевчук Е. Церковное пение // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь – М. 2000 – С. 599–610.
85. Львов А. О свободном или несимметричном ритме – СПб. 1858.
86. Макаровская М. Категория пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного роспева (на материале нотирования службы литургии св. Иоанна Златоустого ХVІ–ХХ вв.) Дис. канд. искусствоведения – Μ РАМ им Гнесиных 2000 – 223 л.
87. Малацаи Л. Александр Никольский творческая биография Монография – М. 2010 – 548 с.
88. Малацаи Л. Творческое наследие А Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века. Автореферат дисс. докт. искусствоведения – М. 2011
89. Мартынов В. История богослужебного пения – М. 1994 – 237 с.
90. Мартынов В. Культура иконосфера и богослужебное пение Московской Руси – М. 2000 – 223 с.
91 Мартынов В. Пение игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе – М. 1997 – 206 с.
92. Медушевский В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория о методика музыкального образования детей. Научно-методич. пособие / Научный ред. – Л. В. Школяр – М 1998 – С. 260–289.
93. Медушевский В. О сущности многообразии и критериях оценки церковного пения // Христианство и мир Материалы Всероссийской научно практической конференции «Христианство 2000» Самара (16–18 мая) 2000 г. / Ред. Огудина Н. – Самара 2001 – С. 418–428.
94. Медушевский В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия. Материалы конф. – Μ РАМ им. Гнесиных 1994 – С 20–45.
95. Металлов В. Осмогласие знаменного роспева – М. 1899 – 92 с.
96. Металлов В. Очерк истории православного пения в России Репринт изд. – М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1995 – 150 с.
97. Мещерина Е. Музыкальная культура средневековой Руси изд. 2-е дополн. и перераб. – М. 2008 – 320 с.
98. Мироносицкий П. Несколько замечаний о так называемой «церковной музыке» // Христианские чтения 1895 май июнь – С 598–616.
99. Монахиня Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии – М. 1998 – 128 с.
100. Московская регентско-певческая семинария 1998–1999. Сб. статей, воспоминаний, архивных материалов – М. 2000.
101. Музыкальная эстетика России ХІ–ХVІІІ веков. Сост. текстов переводы и общая вст. статья А.И. Рогова – М. 1973 – 244 с.
102. Наумова Е. Поэтика песнопения Рождеству Христову в византийской и древнерусской традициях // Греко-русские параллели К 100-летию афонской экспедиции С Смоленского / Сост. и науч. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова – М.-СПб. 2008 – С. 133–147.
103. Никитенко Н. Святая София Киевская – Киев 2008 – 384 с.
104. Никочаев Б. прот. Знаменный роспев и крюковая нотация как основа русского православного пения. Опыт исследования методики и нотации русского православного пения со стороны церковно богослужебной – М. 1995 – 304 с.
105. Никочаев Б. прот. Толковая грамматика знаменного пения изд. второе – Псков. 2006 138 с.
106. Никольская Н. «Сказание» инока Ефросина и певческая книжная справа XVII века Дипломная работа / С. Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова – СПб. 2008 – 66 с.
107. Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность Сб статей исследований интервью / Ред. сост. Ю.И. Паисов – М. Композитор 1999 – С. 150–189.
108. Памятники русского музыкального искусства Вып. 9. Христофор Ключ знаменной 1604 Публикация Перевод М. Бражникова и г. Никишова. Предисловие комментарии исследование г. Никишова – М. 1983 – 295 с.
109. Парфентьев Н. Профессиональные музыканты Российского государства ХVІ–ХVІІ веков. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки – Челябинск 1991 – 444 с.
110. Парфентьева Н.В., Парфентьев Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века – Челябинск Челябинский гос. университет 2000 – 154 с.
111. Печенкин Г. Пение на глас Самогласны и запевные строки (напевы самогласнов малого роспева и запевных стихов для распев наречь). Обиходное осмогласие Опыт исследования истолкования практики знаменного пения и методика обучения – М. 2009 – 120 с.
112. Печенкин Г. Строчник знаменный обиходный. Утренние припевы – Учебное пособие – М. 2008 – 92 с.
113. Плотникова Н. Вступительная статья // Римский-Корсаков Н. Собрание духовно музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения – М. 2001 – С. 5–18.
114. Плотникова Н. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов Исследование и публикация – М. 2005 – 200 с.
115. Пожидаева Г. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля – М. 2007 – 880 с.
116. Полторухин А. Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н. С. Голованова. Автореферат дисс. канд. искусствоведения – Ростов на Дону. 2012 – 25 с.
117. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Издание 2-е дополненное и переработанное. Сост. Е. Григорьев – Рига 2001 – 318 с.
118. Поспелова Р. Этос ритма в музыке христианской традиции // Музыкальная культура православного мира традиции теория практика. Материалы научных конференций /РАМ им Гнесиных – М. 1994 – С. 103–113.
119. Преображенский А. Краткий очерк истории церковного пения в России – СПб. 1907 – 39 с.
120. Преображенский А. Культовая музыка в России – Л. 1924 – 123 с.
121. Протопопов Вл. Музыка русской литургии Проблема цикличности. Исследование – М. 1999 – 200 с.
122. Протопопов Вл. Русская мысль о музыке в XVII веке – М. 1989 – 96 с.
123. Протопопов Вл. Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII века // Гимнология. Материалы Международной научной конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (3–8 сентября) 1996 / Отв. ред. Сост. И Лозовая – М. 2000 – С. 395–402.
124. Протопопов С. прот. О художественном элементе в церковном пении // Богословский вестник – 1901 – Февраль – С 252–292 март – С. 452–492.
125. Рамазанова Н. Московское царство в церковно певческом искусстве ХVІ–ХVІІ веков – СПб 2004 – 468 с.
126. Разумовский Д. прот. Церковное пение в России – М. 1867–1869 – 380 с.
127. Рапацкая Л. Художественная культура Древней Руси – М. 1995 – 106 с.
128. Рахманинов С. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. Т. 1. – М. 1978.
129. Рахманонова М., Гречанинов A. T. II. История русской музыки в десяти томах. Т. 10A – М. 1997. – С. 170–216.
130. Рахманова М. Новое направление в духовной музыке исторические тенденции и художественные процессы //История русской музыки в десяти томах Т. 10Б – М. 2004. – С. 392–456.
131. Рахманова М. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности // Советская музыка – 1990 – №6. – С. 67–74.
132. Русский хоровой концерт конца XVII – первой половины XVIII веков. Хрестоматия / Сост. и исслед. Н.Д. Успенского – Л. 1976.
133. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения Воспоминания Дневники Письма / Сост. Вст. статьи и комментарии – С г. Зверева A. A. Наумов, M.П. Рахманова – М. 1998 – 688 с.
134. Русская духовная музыка в документах и материалах Т 2 Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1 / Гос. ин-т искусствознания. Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки / Сост. вступит ст. и коммент. С г. Зверевой А.А Наумова, Μ.П. Рахмановой – М. 2002 – 680 с
135. Русская духовная музыка в документах и материалах Т. 3. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861–1918) / Гос. ин-т искусствознания. Гос. центральный музей музыкальной культуры им М.И. Глинки. Сост. А.А. Наумов Μ. П. Рахманова. Вст. Ст. подгот. текста и коммент. М.П. Рахмановой. По местный Собор Русской православной церкви 1917–1918 гг. / Вступит ст. подгот. текста и коммент. С.Г. Зверевой – М. 2002 – 904 с.
136. Русская духовная музыка в документах и материалах Т. 4. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания. Казань Москва Петербург/ Гос. центральный музей музыкальной культуры им М.И. Глинки. Подгот. текста вст. Ст. и коммент. Н.И Кабановой науч. Ред. М.П. Рахманова – М. Языки славянской культуры. 2002 – 688 с.
137. Русская духовная музыка в документах и материалах Т.5. Александр Кастальский. Статьи материалы воспоминания переписка / Гос. Ин-т искусствознания Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки Ред. сост. автор вступ. ст. и коммент. С.Г.Зверева – М. 2006 – 1032 с.
138. Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский. Жизнь и творчество – Л. 1983 – 142 с.
139. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество – Л. 1979 – 256 с.
140. Свт. Игнатии (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе // Полное собрание творений свт. Игнатия (Брянчанинова). Т. IV – М. 2002.
141. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 150 псалом // Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста Т. 5 Книга 2.
142. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 36 на 1-е Послание коринфянам // Собрание сочинений свт Иоанна Златоуста Т. 10. Книга 1.
143. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Послание к ефесянам // Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста Т. 11. Книга 1.
144. Свт. Иоанн Златоуст. Для чего употребляется пение (из беседы на 41-й псалом) // О церковном пении Сб. статей Сост. О.В. Лада – М. 1997 – С 3–8.
145. Свт. Иоанн Златоуст. Предисловие к беседам на псалмы // Собрание сочинений свт. Иоанна Златоуста. Т. 5. Книга 2.
146. Старикова И. Певческие указания Всенощного бдения со гласно уставам ХVІІ–ХХ веков и старообрядческая практика // Гимнология. Вып.5. Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток, Русь, Запад. Сб. ст. / сост. Η г. Денисов И.Е. Лозовая – М. 2008 – С. 274–279.
147. Старостина Т. Клишин А. Звуковая картина русского троестрочия опыт электронной реконструкции // Музыкальная академия №4 – 2005 – С. 30–39.
148. Cтacoв В. Заметки о демественном и троестрочном пении // Стасов В. Статьи о музыке Т. 2 – М. 1976 – С. 34–54.
149. Терентьева П. Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо». Автореферат дисс. канд. искусствоведения / РАМ им Гнесиных – М. 2008 – 20 с.
150. Терентьева П. Пустыни красная Русские духовные стихи письменной традиции ХV–ХХ веков – СПб. 2010 – 82 с.
151. Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000–2001 – М. 2002.
152. Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002 2003 Наука История Образование Практика музыкального оформления Богослужения Сб. статей воспоминаний архивных документов – М. 2005 – 432 с.
153. Тюрина О. Древнерусская мелизматика большой роспев. Автореф. дисс. канд. искусствоведения – МГК им П.И. Чайковского – М. 2011.
154. Успенский Б. К вопросу о хомовом пении // Музыкальная культура Средневековья – М. 1992 Вып. 2 – С 144–147.
155. Успенский Б. Избранные труды. Т. 1 Семиотика истории Семиотика культуры – М. 1994.
156. Успенский Б. История русского литературного языка XI–XVII веков, изд. 3-е испр. и дополн. – М. 2002.
157. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство – 3-е изд. доп. – М. 1971 – 624 с.
158. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства – М. 1971.
159. Фроянов И. Загадка крещения Руси – М. 2007 – 336 с.
160. Хватова С. Православная певческая традиция на рубеже XX–ХХІ столетий Монография – Майкоп 2011 – 412 с.
161. Холопов Ю. Гармония Теоретический курс – СПб. 2003 – 544 с.
162. Холопова В. Музыка как вид искусства Учебное пособие – 2002 – 320 с.
163. Холопова В. Понятие «музыка» //Музыкальная академия № 4 – М. 2003 -С 1–18.
164. Холопова В. Русская музыкальная ритмика – М. 1983 – 280 с.
165. Холопова В. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко специфика музыкального языка и композиции// Традиционные жанры русской духовной музыки и современность Сб. статей и исследований Вып. 2 / Сост. Ю.И.Паисов – М. 2004 – С. 90–107.
166. Чайковский П. ПСС Лит. пр-ния и переписка Т.6 – М. 1961.
167. Чайковский П. ПСС Лит. пр-ния и переписка Т.7 – М. 1962.
168. Чайковский П. ПСС Лит. пр-ния и переписка Т. 10 – М. 1966.
169. Чайковский П. ПСС Т.63 – М. 1990.
170. Щабалин Д. Древнерусская музыкальная энциклопедия / Д.С. Шабалин –Краснодар. 2007 – 913 с. (материалы и исследования по древнерусской музыке Т. III–IV).
171. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси Тексты / Д.С. Шабалин – Краснодар 2003 – 408 с – (Материалы и исследования по древнерусской музыке – Т. 1).
172. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси Переводы, исследования комментарии / Д.С. Шабалин – Краснодар 2004 – 648 с. – (Материалы и исследования по древнерусской музыке – Т.2).
173. Щетин В. Русская палеография – М 1999.
174. Юрченко М. Мастер хоровой музыки // М.С. Березовский. Хоровые произведения Вступит. ст. – Киев 1989 – С. 3–6.
