Февраль
3.02 Свята́го пра́веднаго Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы

Тропа́рь, глас 1:

Ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не, / во объя́тия прие́мый Спа́са Го́спода. / Весели́ся и ты, честна́я проро́чице А́нно, / возвести́вши прише́ствие в мир Христа́ Бо́га на́шего, / сокруши́вшаго держа́ву вра́жию // и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Конда́к, глас 8:

Во избра́нных Бо́жиих, блаже́нне ста́рче Симео́не, / на Небеси́ предстои́ши пред лице́м Христа́ Бо́га, / Его́же во хра́ме, я́ко Младе́нца руконоси́маго, / во объя́тия свои́ от всепречи́стых рук прия́л еси́ / и со А́нною проро́чицею я́ко Бо́га испове́дал еси́. / Те́мже похва́льными гла́сы ублажа́ем вас: / ра́дуйся, Богоприи́мче ста́рче Симео́не, / ра́дуйся, проро́чице честна́я А́нно, / ра́дуйтеся, Бо́га во пло́ти позна́вшии.

Праведный Симеон Богоприимец

Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия – Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285–247 до Рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. Работа была выполнена и получила название «Перевод 72-х толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя слова Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), он решил, что слово «Дева» употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведо́мый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

Старец взял в руки Младенца Христа и произнес пророческие слова: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–33). Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал:

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,и Тебе Самой оружие пройдет душу,да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35).

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник Антоний, будущий архиепископ Новгородский (†1231).

Праведная пророчица Анна

Праведная пророчица Анна тоже участвовала во встрече сорокадневного Младенца Христа в Иерусалимском храме. Святой евангелист Лука повествует: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 36–38).

Тропарь и кондак святому праведному Симеону Богоприимцу и Анне пророчице разрешены к богослужебному употреблению Священным Синодом при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Митрополите Сергии в мае 1931 года.


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варбутон профессор Александр Павлович Лопухин

2. Простые и краткие поучения. Том 9 протоиерей Василий Бандаков

3. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Четвероевангелие преподобный Ефрем Сирин

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Елпидий профессор Александр Павлович Лопухин

6. Строматы (перевод Е. Афонасина) пресвитер Климент Александрийский

7. Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета Александр Александрович Бронзов

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X – Кириакия, св. мученица Кесарии палестинской профессор Александр Павлович Лопухин

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Казимир профессор Александр Павлович Лопухин

10. Sermons – Newsletter N. 130, апреля 1981 Антоний, митрополит Су́рожский

Комментарии для сайта Cackle