свящ. Николай Оглоблин

Источник

Глава I: о «воскресной и праздничной вечерни с утренею»

Место «вечернего» Богослужения в Богослужении каждодневном

§ 43. Порядок суточного течения времени, при самом начале мироздания, по свидетельству свящ. бытописателя55, начался вечером; вечер был началом, а утро продолжением суточного порядка времени и во все шесть дней творения56. Точно такой же порядок, без сомнения57, остался в природе и на все последующие времена; поэтому церковь Божия и свой суточный Богослужебный порядок, т. е. свое суточное общественное Богослужение, с самых древних времен начинала и до сих пор начинает с вечера, так что «вечерняя служба» каждого дня, по этому порядку, принадлежит не прошедшему, или проходящему дню, а всегда будущему, непосредственно за ним следующему, напр. вечерняя служба 24-го марта принадлежит не этому числу, а следующему за ним, т. е. 25-му. И сия то вечерняя общественная служба и составляет так хорошо и точно у нас называемую вечерню, которая по составу своему, т. е. no большей, или меньшей продолжительности, бывает или великая, или малая58. Мы будем здесь говорить собственно о великой вечерни, так как с этой последней вечернею, а не с «малою», соединяется «утреня», для составления воскресного или праздничного всенощного бдения; о «малой же вечерне», равно как о «будничных вечерне и утрене», будем лишь изредка делать краткие примечания, при своем изложении.

а) Великая вечерня:

Главные мысли, выражающиеся в вечернем Богослужении

§ 44. Вечернее время, как время начальное в суточном течении своем, весьма легко напоминает собою общее начало и всего временного, т. е. «начало», или «сотворение мира»; с другой стороны, вечер, как предвестник ночи, т. е. такого времени, в которое человеку всего, скорее может встретиться какая нибудь опасность, особенно смерть, – естественно должен пробуждать у нас мысль об окончании нашей жизни и приближении часа смертного: две эти мысли, вместе с третьею, постоянно выражающеюся во всех церковных службах, т. е. с мыслию о прославлении Творца и Спасителя, за наше сотворение и спасение, – являются главными и направительными во всех «молитво-пениях и молитво-чтениях вечерних».

Начало «великой вечерни», как начало «всенощного бдения»

§ 45. Пред наступлением вечера, когда громогласный и в то же время сладкозвучный наш глашатай – колокольный звон созовет нас на вечернюю молитву и мы усердно соберемся в храм Господень, облаченный диакон, где он есть, с зажженною в руках свечей, как символом света не вечернего – Божественного, после того, как священник окадит с ним алтарь59, ставши пред растворенными царскими вратами, и в том справедливом предположении, что верующие, в ожидании службы, для подкрепления сил своих, могут сидеть, или не стоять так, как должно во время молитвы, следующим образом приглашает всех к «началу великой вечерни»:

Возстаните (станьте благоговейно пред Господом нашим! а Ты, всемогущий60Господи, (Сам) благослови (дозволь, а дозволивши, благоустрой достойно начать нам наши молитвы, наши хвалебные пения Тебе)!

И священник, кадя в олтаре пред престолом, в ответ на возглашение диакона, а где диакона нет, и сам, без диаконского возглашения, прямо начинает «всенощное бдение» возгласом в честь и славу Триипостасного нераздельного Божества:

Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троце – всегда, ныне и присно (в последующее ближайшее время), иво веки веков(в последующие непрерывные века)61!

На клиросе, это начальное свящевническое славословие Триединого Бога подтверждают известным словом: аминь! и в то время, когда священник, один, или с диаконом, кадит иконостас и весь храм, начинают тихим, а продолжают постоянно возвышающимся голосом петь пригласительные на молитву и прославление Господа стихи62:

Приидите поклонимся Цареви – нашему Богу!

ІІриидите поклонимся и припадем ХристуЦареви, нашему Богу!

ІІриидите поклонимся и припадем Самому ХристуЦареви и Богу нашему!

Приидите поклонимся и припадем Ему!

И непосредственно после этих стихов, усиленным и возвышенным голосом, поют63 на 8-й глас, избранные стихи 103-го, так живо изображающего чудеса творения и так называемого предначинательного64 псалма, с различными припевами65 после стихов, как бы в ответ на них:

Стих: Благослови (благим, хвалебным, благодарственным словом почти), душе моя, Господа (за неисчетные благодеяния Его ко мне и ко всем):

Припев: (именно) благословен еси, Господи (за все эти благодеяния, – благословен, как от меня, так и от всех Тобою сотворенных и Тебе поклоняющихся тварей)!

Стих: Господи, Боже мой, (Ты) возвеличился еси зело (в сотворении безчисленных и неизобразимых миров):

Припев: (за что вновь поём Тебе:) благословен еси, Господи!

Стих: (Ты, Создателю мой, чрез явление дивного всемогущества Своего в творении,) во исповедание ( – в величие, исповедываемое всею вселенною) и (в неисповедимую) велелепоту (как бы) облекся еси:

Припев: (почему еще и еще) благословен еси, Господи!

Стих: (из всех чудес Твоего творческого на земле всемогущества, особенно дивно то, что Ты землю покрыл водною бездною, как бы одеянием каким, и от этого на ней вот какое чудное явление:) на горах станут (стоятъ) воды:

Припев: (именно) дивна дела Твоя, Господи!

Стих: (даже в явлениях природы более, по видимому, обыкновенных, и потому, как бы, менее поразительных, как напр. в том, что) посраде гор (между горами) пройдут (текут) воды (, и в этом):

Припев: дивна дела Твоя, Господи!

Малое славословие:66 (поэтому) слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу!

Припев.: (действительно) слава Тебе, Господи, (Тебе – ) сотворившему вся!

Окончание малого славословия: (и эта слава должна быть воспеваема) и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Припев: (итак) слава (,слава) Тебе, Господи, сотворившему вся!

Общее заключение псалма, равно как, по большей части, и других подобных молитвопений и молитвочтений: аллилуиа67, аллилуиа, аллилуиа ( – хвалите Бога! хвалите Бога! хвалите Бога! – , и мы хвалим Его такой словесною песнию:) слава Тебе, Боже!

Великая эктения

§ 46. За псалмом «предначинательным» следует, употребляющаяся и в других различных службах,68 великая эктения, как выражение главнейших нужд наших, излагающихся в 11-ти отдельных прошениях, с пением после каждого из них: Господи помилуй, и, сверх того, предшествуемых и заключаемых общим приглашением верующих к молитве и полной, всецелой преданности себя в волю и власть Господа нашего, И. Христа:

Приглашение к молитве: Миром (умирившись в душе своей, успокоившись, отрешившись от всех забот и страстей, и примиришись друг с другом) Господу помолимся!

Ответ нa приглашение, или исполнение приглашение: Господи помилуй!

1-е прошение: о свышнем ( – свыше, от Бога исходящем, чрез Его Божественую благодать подаваемом) мире и спасении душ нашихГосподу помолимся!

Господи помилуй – поется, как здесь, так и дальше, после каждого прошения.

2-е прошение: о мире (примирении) всего (враждующего) мира, (о) благостоянии святых божиих церквей и соединении (их) всех (во едину св. соборную Христову церковь, в одно святейшее братское общество, без всякой вражды и уклонения от духа и учения Христова)...

3-е прошение: о святом храме сем (в котором т. е. молимся, и именно о сохранении его в целости и святости) и (так же о сохранении и чистоте и благоденствии) с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в оный храм)...

4-е прошение: о благосостоянии властей и вообще лиц духовных, или клира;

5-е прошение: о Государе Императоре, Александре Николаевиче, о Государыне Императрице, марии Александровне, о Государе Наследнике, Цесаревиче, и о всех прочих лицах царствующего Дома.

6-е прошение: (о том, чтоб) пособити (царствующим лицам, содействием Божественной благодати, в управлении царством) и покорити под нозе их всякого врага и супостата.

7-е прошение: о граде сем (в котором т. е. живем, или, если не живем, к которому принадлежим, и, в этом последнем случае, о нашем селении, или веси, и о) всяком граде, (всякой) стране, и (с) верою (или по вере) живущих в них…

8-е прошение: (о так называемых благах земных, именно:) о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временых мирных (не бранных, не тревожных)…

9-е прошение: о (безопасности) плавающих, путешествующих, (о исцелении) недугующих, (о избавлении) страждущих, плененных, и о спасении их…

10-е прошение: о (том, чтоб) избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…

В 11-х (вообще просим:) заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею блаюдатию.

В заключение (всего выражаем, что) Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, со всеми святыми, помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу временную и вечную) Христу Богу (т. е. в Его святейшую волю) предадим (и предаем).

И на клиросе, такую всесовершенную преданность в волю Божию, подтверждают пением: Тебе, Господи (т. е. предадим себя и предаем).

Священник, с своей стороны, все это объясняет, и, в то же время, утверждает своим возгласом: яко ( – так как, или: потому что) подобает Тебе (Господи) всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Поющие, возглас священника и всю эктению, заключают словом: аминь.

Кафизма и малая эктения

§ 47. ІІо окончании «великой эктении» поются избранные стихи из первой «славы» первой кафизмы69 с троекратным повторением аллилуиа, после каждого стиха:

Из пс. 1-го ст. 1-й: Блажен муж (и жена, которая и который – ) иже не иде на совет нечестивых: (почему) аллилуиа...

– ст. 6-й: (Блаженны, счистливы не ходящие на совет нечестивых уже и потому, что – ) яко весть ( – любит, с отеческою любовью, благоволением охраняет) Господь путь ( – жизнь, деятельность, участь) праведных, и туть нечестивых погибнет ( – будет иметь гибельный, несчастный конец, как по обыкновенному, хотя и неизбежному развитию самого зла, так и по особенному действию правосудия Божия).

– ст. 11-й: (Поэтому) работайте (служите, являйтесь в действиях и молитвах своих Господеви со страхом (с постоянным, но благоразумным опасением за участь свою, особенно вечную), и радуйтеся (самые празднества, радостные торжества ваши совершайте) Ему с трепетом (радостным, но благоговейным, чисто сыновьим).

– ст. 12-й: (И, в сдедствие своих благоговейных, чисто сыновних поступков пред Господом, как) блажени (счастливы) вси надеющиеся на – Нь (на Него)!

Из пс. 3-го ст. 8-й: Воскресни (ж, воздвигнись, начни являть, и по отношению ко мне, действия всемогущества и благости Твоей,) Господи (,и, таким образом,) спаси мя, Боже мой!

– ст. 9-й: Господне (только от Господа) есть спасение (: да будетъ же) и на людех твоих (на всех верующих и избранных Твоих от всех стран и времен) благословение Твое!

Заключение первой, как отчасти и всякой другой, «славы»: слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу: аллилуиа (трижды). И ныне и присно, и во веки веков, аминь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа: слава Тебе, Боже (трижды и «аллилуиа» тройное и припев: «слава»...)!

И тотчас следует малая эктения:

Повторение выражаемого в «великой эктении» приглашения к молитве: паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся;

Общее прошение, заимствуемое из «великой же эктении»: заступи, спаси...

Заключение из той же эктении: Пресвятую, Пречистую… с обыкновенным припевом: Тебе, Господи, и с возгласом священника : яко Твоя (Господи) держава и Твое есть царство…

После «малой эктении», на «воскресной вечерне» читается вторая и третья слава первой кафизмы, с повторением той же самой, после каждой «славы», эктении, и уже после третьей малой эктении поётся: Господи, воззвах к Тебе70...; на «праздничных же вечернях» это пение следует прямо за первою «малою эктениею», так как две последние «славы» первой кафизмы на этих вечернях не читаются.71

Пение псалма: «Господи, воззвах к тебе»… и проч. с стихирами

§ 48. Псалом: Господи, воззвах к Тебе(140) употребляется на «вечерне» вместе с тремя другими (141-м, 129-м, 116-м), и первые два стиха его непременно поются на какой либо из 8-ми гласов, смотря т.е. пo тому, какой следует по «октиоху», или какой полагается в «минеи». При пении, стихи эти подразделяются на три отдела, и, после каждого отдела, повторяется «припев», заимствуемый из 1-го стиха;

Отдел. 1-й: Господи, воззвах (я взываю) кТебе, услыши мя:

Припев: услыши мя, Господи!

Отдел. 2-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми (внемли) гласу моления моего, внегда (когда нужно и должно) воззвати ми к Тебе:

IIрипев: услыши мя, Господи!

Отдел. 3-й: Да исправится (исправною, достойною явится, пусть благоговейно вознесется) молитва моя, яко кадило (как фимиам, или дым кадильный) пред Тобою; воздеяние руку моею (а возношение, поднятие рук моих, в знак усердия моей молитвы, да будет, как) жертва вечерняя(приносившаяся в ветхозаветные времена каждый день, за спасение людей и в благодарность спасающему Господу):

IIрипев: услыши мя, Господи!

Слеудющие за тем стихи 140-го псалма, так как и первые 7-мь стихов 141-го, не поются, а читаются; последний же, т. е. 8-й стих этого последнего псалма, разделяющийся на две части, равно как все 6-ть стихов 129 псалма и весь 116-й псалом (имеющий всего два стиха) составляют припевы к «стихирам», и, смотря по важности праздника, или по тому обстоятельству, когда два и даже три праздника сходятся вместе, употребляются, или все 10-ть, или 8-мь, или только 6-ть72 т. е. соразмеряясь с числом положенных на это время, и от этого последнего обстоятельства так и называемых стихир на Господи воззвах, которая, из всех суточных молитвословий, первые ясно обозначают, кому именно, т. е. какому святому, или празднику отправляется служба, и которая, вместе с стихирами стиховными73 и с стихирами на хвалитех,74 и песночтениями из октоиха, или минеи, особенно с каноном75, составляют такое отличительное Богослужебное свойство, по которому Богослужение одного дня строго отличается от Богослужения всех прочих дней и празднование одному празднику, или святому от всех других празднований. – «Стихиры на Господи воззвах», или читаются с своими «припевами», или поются, смотря по различию праздников, или как где принято; в заключение ж их, с присовокуплением, то же как припева, «малого славословия»: слава… и ныне…, или, когда слава употребляется на ряду с предъидущими «припевами», только с присовокуплением: и ныне…, всегда поется по праздникам – стихира праздничная76, а на службах восскресных – Богородичен, или догматик, т. е. такая церковная песнь, в которой кратко, но точно и разительно, в том, или другом отношении, излагается догмат77 о воплощении Сына Божия и о послужившей сему воплощению – Богоматери. Всех «догматиков», по числу гласов, восемь78, и все они написаны великим песнотворцем церковным, св. Иоанном Дамаскиным.

Вход священослужащих в алтарь, при пении: «свете тихий», прокимна и проч.

§ 49. Во время пения «догматика», или «праздничной стихиры», священник, предшествуемый свещеносцем со свечею79 и диаконом с кадилом, или и без диакона, но сам с кадилом,80 исходит из алтаря северными дверьми, становится против растворенных царских врат, и, благословивши «вход» в них, когда совершится каждение иконостаса и молящихся, и пропоется догматик, или стихира, при возгласе в царских вратах: премудрость (т. е. не земная, или человеческая, а Божественная, небесная, нам, здесь – в священнослужении предлагается; поэтому мы должны быть) прости (от всего земного отрешены, ничем, противным нашей вере, не предзаняты, но незлобивы, «просты» и доверчивы, как добрые дети пред добрым своим наставником)! Совершает вход в алтарь, представляя, целым этим священнодействием, разумно – благоговейному помышлению верующих, спасительное сошествие на землю Единородного Сына Божия и воплощение Его от Пресвятой Девы Марии, для просвещения людей светом Божественного учения и для спасения их. И вот, как бы в приветствие явившемуся Светоподателю, и, в то же время, единому истинному свету – Господу нашему, Иисусу Христу, и в ответ на приглашение: «премудрость: прости»! на клиросе, тихо, но выразительно, поется трогательно – умилительная древняя церковная песнь81:

Свете тихий (тихо, кротко проливающий живительные лучи свои, – не ослепляющий, как свет полуденного, или утреннего яркого солнца, а только все озаряющий, животворно греющий, как солнце в тихий, но светлый летний вечер, – свет от света, вечная святая слава от) святыя славыОтца небеснаго, святаго, блаженнаго, (и этот животворный свет есть именно Ты, наш Господи и Боже – ) Иисусе Христе! (Чрез Твое спасительное просвещение и освящение, достигши возможности видеть Тебя, свете невечерний и неприступный, в доступной и даже осязаемой плоти человеческой, как солнце, склонившееся к западу, в вечернем примраке его, – достигши этого – ) пришедше на запад солнца (и таким образом у) видевше свет (Божественный, но тихий – ) вечерний, (мы научились знать и петь, и) поем Отца, Сына и св. Духа,Бога; (поэтому, за наше освящение и просвещение светом Божественным) достоин еси во вся времена петъ быти гласы преподобными ( – самыми превосходными, совершенно, по своему духовному совершенству, подобными гласам ангельским, – достоин Ты – ) Сыне Божий, (как со светом и) живот даяй: тем же ( – от чего и за что весь) мир Тя славит!

За «свете тихий» следует возглас: вонмем (будем внимательны, и, для этого, между прочим, да подаст Господь) мир (умирение внутреннее и внешнее, благодатное успокоение) всем; (ибо во всем, что мы при Богослужении слышим, так как и в паремиях, предлагается Божественная) премудрость! В ответ на это поется прокимен, т. е. известный82 стих св. писания, и в то время, когда при этом читаются другие подобные стихи, пение «прокимна» повторяется несколько раз; а после «прокимна», если празднуется какой особенный праздник, то, посреди церкви, читаются паремии, от трех до шести и более; если же празднуется одно «воскресенье», без всякого другого праздника, то паремии не читаются и за «прокимном» прямо следует «сугубая ектения»83.

Сугубая эктения

§ 50. Сугубая, т. е. сравнительно с другими эктениями, более усиленная, или особенно усердная эктения выражает это усугубленное сердечное напряжение молящихся, как самым выражением своим, так и тройным при этом пением: Господи помилуй! и состоит из двух прошений приготовительных и девяти собственно сугубых:

Приготовительное 1-е прошение: Рцем (скажем, воспоем )вси от всея души и от всего помышления (усердия, желания) нашего рцем:

И поющие, в ответ на это приглашение, поют один раз: Господи, помилуй!

Приготов. 2-е прошение: Господи – Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе) – услыши и помилуй!

Опять то же простое пение.

Сугубое 1-е прошение: помилуй нас, Боже, по велицей (великой) милости Твоей, – молимтися – услыши и помилуй!

Здесь, так как и дальше – после каждого сугубого прошения поющие уже трижды поют: Гоcnoдu, помилуй!

Сугуб. 2-е прошение: еще (т. е., после первого общего сугубого прошения, прежде всего) молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем великом Государе нашем Императоре, Алексадре Николаевиче, всея России, (т. е.) о (Его) державе (верховной власти), победе (над врагами и препятствиями), пребывании (продолжении жизни), мире, здравии, спасении Его, и (о том, чтоб угодно было) Господу Богу нашему наипаче (больше всего и прежде всего) поспешити (споспешествовать, содействовать) и пособити Ему во всех (во всем благом), и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата (противника)!

Сугуб. 3-е прошение: еще (дальше) молимся о супруге Его, благочестивейшей Государыне Императрице, Марии Александровне;

Сугуб. 4-е:... о Государе Наследнике и о всем царствующем Доме;

Сугуб. 5-е:... о духовных влястях и о всей во Христе братии нашей;

Сугуб. 6-е:... о всем Христолюбивом воинстве;

Сугуб. 7-е:... еще (после сего) молимся о блаженных (по благим деяниям их и блаженной на небесах участи) и приснопамятных (всегда живо памятных, никогда в молитвах церкви не забываемых) создателях (строителях) св. храма сего, и о всех преждепочивших (умерших) отцех и братиях здележащих (здесь погребенных) и повсюду (во всяком другом месте) православных;

Сугуб. 8-е:... еще (а за сим) молимся о (ниспослании) милости, (о продолжении) жизни, (о) мире, здравии, спасении, посещении (благодатно – благотворном), (о) прощении, и оставлении грехов рабов Божиих (именно) братии св. храма сего(т. е. принадлежащих к нему);

Сугуб. 9-е:... еще (наконец) молимся о плодоносящих (приносящих плоды, пользу) и добродеющих (делающих добро, благодеяния) во святем и всечестнем храме сем, (так же о) труждающихся (для него), поющих (в нем) и предстоящих (благоговейно стоящих при отправляемом Богослужении) людех, ожидающих от Тебе (Господи) великия и богатыя милости: Господи помилуй (трижды)!

Молитва: «сподоби, Господи, в вечер сей»…

§ 51. Когда, в заключение «сугубой ектении», или лучше, в подтверждение того, что предлагаемые в ней прошения, как должно надеяться, могут исполниться, священник провозгласит: яко (потому что) милостив и человеколюбец Бог еси, и (в таком непреложном уповании) Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, н Св. Духу, ныне… веков, и поющие подтвердят все это словом: аминь! читается, или иногда и поется трогательная вечерняя молитва:

Часть 1-я: Сподоби (удостой, дай возможность), Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам, (и Ты, всеблагий Господи, уповаем мы, столько всемогущ и благ, что соделаешь с нами такую милость свою; поэтому) благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально, и прославленно имя Твое во веки, аминь.

Часть 2-я: Буди (да продлитсяж), Господи, (такая) милость Твоя на нас, якоже (потому что) уповахом на Тя (и мы это упование свое так выражаем, воспевая):

(Тройственное, как всестороннее, просвещение от Отца светов:)

Благословен еси, Господи, (благословен, как Господь и Бог мой, от которого одного может истекать и истекает закон и оправдание мое): научи (ж) мя оправданием Твоим (научи меня тому, чем бы я мог заслужить оправдание, помилование пред Тобою, – научи т. е. спасительному закону Твоему);

Благословен еси, Владыко (обладающий всяким могуществом и разумом): вразуми (ж) мя оправданием Твоим (подай силы уразуметь и постигнуть их);

Благословен еси Святый (своею вечною святостью, как чистейшим светом, всех просвещающий): просвети (ж) мя оправдании Твоими (подай мне средства приложить их к жизни, и тем освяти и просвети темные дела мои и все существо мое).

Заключение: Господи, милость Твоя во век(вечна, не прекращается и не прекратится никогда; поэтому) дел (создание) руку Твоею (т. е. нас) не презри (и Ты преблагий, твердо уповаем, не презришь нас; почему и за что) Тебе подобает (непременно должна быть воздаваема и воздается) хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне и присно, иво веки веков, аминь.

Простая эктения – дополнительная, или заключительная

§ 52. После молитвы: «сподоби Господи», бывает последняя вечерняя эктения, так называемая, в противоположность эктении сугубой, простая, отличающаяся от первой, между прочим, как тем, что в ней припев не троится, а просто – по одному разу поется; так и тем, что обыкновенный припев: Господи, помилуй, в ней употребляется лишь дважды, при начале; а потом, при дальнейших прошениях, заменяется новым: подай, Господи. Можно еще ее назвать дополнительною, по отношению т. е. к сугубой и другим эктениям, или заключительною, так как ею заключается ряд вечерних эктевиальных молитв. – В состав ее входят: особенного рода «приглашение» к молитве, 7 «прошений»: одно, самое первое, обыкновенное, и 6-ть особенных, и общее почти всем эктениям заключение.

Приглашение к молитве: Исполним (дополним, довершим,) вечернюю молитву нашу Господеви (к Господу)!

На клиросе отвечают на это: Господи, помилуй!

1-е (а в «великой эктении» заключительное) прошение: заступи, спаси, помилуй, сохрани... благодатию!

На клиросе опять поют: Господи, помилуй!

2-е прошение: вечера всего (препровождения всего вечернего времени) совершенна (правильного), свята, мирна и безгрешна у Господа просим:

Поющие, на это прошение, так как и на все за ним следующие, охвечают: подай, Господи!

3-е прошение: Ангела мирна (приносящего мир с собою), верна (верно, право направляющего) наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим;

4-е: прощения и оставления грехов (преступлений более извивительных) и прегрешений наших (преступлений более тяжких), у Господа просим;

5-е: добрых и полезных (направлений, дарований) душам нашим и мира мирови, у Господа просим;

6-е: прочее (остальное) время живота (жития) нашего в мире и покаянии скончати (докончить), у Господа просим;

7-е: Христианския кончины живота нашего безболезненны, (для существа богоподобного – ) не постыдны, мирны, (а по кончине) и добраго (оправдывающего) ответа на страшнем судищи Христове просим;

Общее почти всем эктениям заключение: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную... предадим

Выражающуюся в этом заключении полную преданность верующих в волю своего Спасителя и Господа, священник, по обычаю, подтверждает возгласом: яко благ и человеколюбец Бог еси, а поющие своим: аминь, и когда священник, после этого, провозгласит: мир (благодатный, Божественный) всем, и поющие, пο закону Христианского братского взаимного благожелания, ответят священнику: и духови твоему (т. е. мир); тогда, по пригласительному ко всем возгласу: главы наша Господеви приклоним, молящиеся, в знак совершенной покорности воле Божией, держат головы свои преклоненными, до тех пор, пока священник, то же главопреклоненный, тихо, про себя, читает положенную на этом случай краткую молитву84. Прочитавши молитву, он, вместе с молящимися, восклоняется и вновь подтверждает всеобщую преданность во власть Божию, новым возгласом: буди держава царствия Твоего (Господи) благословенна и препрославленна, (держава т. е.) Отца, и Сына, и Св. Духавеков.

Стихиры стиховные и молитва: «ныне отпущаеши»

§ 53. За обычным ответом поющих на возглас священника: «буди держава царствия Твоего»..., читаются стихиры спшховные85; по прочтении же этих стихир, для живейшего возбуждения в молящихся, при окончании дня, мысли о кончине нашей, как о явлении, сколько для всех нас неизбежном и всегда возможном, столько и зависящем от премудрого и благодетельного распоряжения Божия, читается, или поется возвышенная трогательная молитва св. праведного Симеона Богоприимца:

Ныне (т. е. после того, как праведный Симеон телесными очами увидел Божественного Младенца – Мессию; а каждый из нас, чрез спасительное учение св. церкви, сознательно познал своего Божественного Искупителя и Господа, – ныне) отпущаеши (из мира настоящего в мир другой – радостнейший) раба (верного делателя) Твоего, Владыко, по глаголу Твоему ( – или по особенному откровению, как праведного Симеона, или по общему распоряжению Твоего спасительного промысла, как всех покоряющихся этому промыслу, – отпущаешь) с миром (в душе умиротворенными, сердечно успокоенными, – успокоенными) яко видеста очи мои спасение Твое (и Спасителя – Мессию, Тобою посланного, и совершенное чрез Него спасение), еже (которое) еси уготовал (не сокровенно и не для одной какой нибудь страны, или только известного народа, а) пред лицем всех людей (для народов всех стран и времен, и уготовал так, что спасение это составляет и всегда будет составлять) свет во откровение (для открытия, в просвещение и освящение) языком (язычникам и всем неведущим спасительного имени Твоего) и славу людей ТвоихИзраиля (Твоих избранных от всех веков и конец земли)!

Окончание великой вечерни

§ 54. После ныне отпущаеши, читается так называемое трисвятое, т. е. святый Боже..., «малое славословие», Пресвятая Троице..., Отче наш…; за возгласом после Отче наш, трижды поется: по праздникам – тропарь86 праздничный, по воскресеньям – Богородичный: Богородице Дево, радуйся…; за этим, то же трижды, поется стих, употребляющийся и на обедне, пред самым ее окончанием: буди имя Господне благословенно отныне и до века, и бывает чтение 33-го псалма: благословлю (восхвалю) Господа на всякое время…, но чтение не до конца, как на обедне, а лишь до 12-го стиха, после которого священник, в заключение вечерних молитв и как бы в вознаграждение за них, преподает молящимся благословение Божие: благословение Господне на вас, говорит он, (да будет) Того (Его) благодатию и человеколюбиеми всегда, ныне и присно, и во веки веков. Поющие, подтвердивши это своим аминь, непосредственно приступают к началу «утрени».

В особенных случаях, преимущественно в великие праздники, после «дополнительной эктении», отправляется лития87, или, так выразительно у нас называемое, благословение хлебов, т. е. то же самое, какое мы сейчас представили, окончание «великой вечерни», только с различными дополнениями и распространениями.

Лития, или благословение хлебов

§ 55. Для отправления литии, священнослужащие, при пении праздничных стихир, исходят в «притвор»88 церковный, и здесь, ставши пред праздничною иконою, начинают особенного рода сугубую, или, точнее, сугубейшую, на 5-ть больших прошений разделяющуюся, эктению, – «сугубейшую» говорим потому, что, при исполнении ее, певцы, по прочтении каждого из трех первых ее прошений, повторяют Господи, помилуй, не по три раза, как на «сугубой» эктении, а несравневно больше, именно: после первого прошения: спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое, повторяют 40 раз; после второго прошения о Государе Императоре, Государыне Императрице с Наследником и о всем царствующем Доме, – 30 раз; после третьего о духовных властях, о всех христианах и за вся, 50 раз. На остальные два прошения, поющие отвечают обыкновенным сугубым, т. е. тройным пением: Гисподи, помилуй, и, после окончательного пения, священник читает две молитвы: первую – краткую, выразительную: услыши ны (нас), Боже, Спасителю наш, упование всех концев (оконечностей, или отдаленнейших стран) земли и сущих (существующих, живущих) в мори далече (на дальнейших островах моря)… читает простобез приклонения главы; вторую же, замечательную, как и первое, вначале литии употребляющееся, эктениальное прошение, перечислением всех святых (в главных лицах и ликах), произносит с приклонением головы всеми священнослужащими и предстоящими.

По прочтении двух молитв, когда поются стихиры собственно89 стиховные, свящоннослужащие из притвора переходят в храм, где, вблизи амвона,90для совершения чина – благословения хлебов, на этот раз ставится стол и на столе особый церковный сосуд91, в виде особенного блюда, на котором кладутся пять хлебов (просфор), а около хлебов, в особых (по большой части к главному сосуду прикрепленных) сосудцах, бывает: прямо против священнослужащего – пшеница, налево – вино, направо – елей (оливковое, или деревянное масло), т. е. все необходимое для подкрепления человека простою , но питательною пищею, и, пред такою церковною трапезою92, бывает, или одна зажженная свеча, или две, или три.

Когда священнослужащие окружат трапезу с хлебами и совершится обычная стиховная93 с каждением трапезы, иконостаса и предстоящих, во время троекратного пения «праздничного тропаря»; тогда, для совершения собственно «благословения хлебов», после возглашения: Господу помолимся! с обычным на него на клиросе ответом: Господи, помилуй! священник, над трапезой, читает благословительную и освятительную молитву:

Господи И. Христе, Боже наш, благословивый (в пустыне, во время своего видимого, во плоти, на земле пребывания) пять хлебов, и пять тысячь (людей ими) насытивый, Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия (и все потребное для пищи) во граде сем (или: «в веси сей»), и во всем мире твоем, и вкушающия от них верные освяти: яко Ты еси (един) благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе… славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым…..

За этой молитвой тотчас94 следует заключение вечерни, точно такое же, какое бывает и на обыкновенной «всенощной»; а после заключения вечерни непосредственно начинается «утреня».

б) Утреня

Шестопсалмие, как начало праздничной утрен.

§ 56. Воскресная утреня, так как и праздничная, соединяясь непосредственно с «вечернею», для составления «всенощной», начинается троекратным, в честь Пресвятой Троицы, чтением, или пением ангельского славословия: слава в вышних (в небесных, или ангельских мирах) Богу, и (слава за то, что) на земли мир (совершилось примирение земной твари с Творцом и самой с собою, чрез воплощение Спасителя; в следствие чего; в человецех (к людям открылось) благоволение (Божие)! Это славословие, как известно, воспето Ангелами в минуты и в честь рождения нашего Господа И. Христа, на земле, и мы, при самом начале «утрени», славословим Господа ангельским славословием, между прочим, потому, что утреннее наше Богослужение, своим назначением и отчасти самым составом, должно напоминать и напоминает нам, так сказать, утро, как бы зарю нашего избавления, т. е. рождество и детство нашего Избавителя. И чтоб наше славословие, как это, так и дальнейшее, было для нас удобоисполнимо, а Господу Богу приятно, мы, непосредственно за ангельским славословием, двукратно просим Господа: Господи, устне мои (наши) отверзеши (на достойное и усердное хваление Тебя), и уста моя (наши) возвестят хвалу Твою, и, в след за этим, читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142-й, которые составляют так называемое шестопсалмие, и в которых, главнейшим образом, выражается сознание человеком своей греховности, а в следствие сознания греховности – сознание бедности, даже невыносимости своего необлагодатствованнаго греховнаго положения, что, между прочим, выражается даже уменьшением света95 в храме и самых облачений96 на священнике, который, после трех первых псалмов, заключаемых малым славословием, с троекратным повторением: аллилуиа и Господи, помилуй, и новым малым славословием, – исходит из алтаря пред заключенные «царские двери», для чтения, про себя, особых молитв, и, своим благоговейно – умилительным положением, должен выражать человека сокрушающегося о грехах своих, но, в то же время, и ожидающего всех милостей от неизреченного милосердия Божия. – В конце последнего псалма дважды повторяется конец 1-го и начало 2-го его стиха: услыши мя (Господи) в правде Твоей (по правде Твоей и при оправдании Твоем) и не вниди в суд (не судись судом строгости неумолимой) c рабом Твоим, и однажды повторяется конец 10-го стиха: Дух Твой благий (оправдавши и помиловавши меня) наставить мя на землю праву ( – поведет меня по путю жизни праведной). – В заключение шестопсалмия «малое славословие» читается; аллилуиа же тройное поется.

Великая эктения и пение: «Бог Господь и явися нам»…

§ 57. После «шестопсалмия» бывает великая эктения, точно такая же, как и на «великой вечерне». За эктениею и возгласом, на тот, или другой «глас октоиха», или «минеи», поется, по числу произносимых при этом священником, или диаконом особенных стихов97, четыре раза: Бог Господь и явися нам (Сын Божий – сыном человеческим, Мессиею явился нам, и явился для того, чтоб спасти нас): благословен (же он, как) грядый во имя Господне (как пришедший, и, так сказать, постоянно с неба нисходящий, именем Господним и в честь этого пресвятого имени, устроить на земле царство Господне, – царство правды и истины)! и по такому же гласу поется «тропарь, или воскресный98 или праздничный».

Чтение «кафизм и седальных»

§ 58. За пением «тропаря» и обычного пред чтением псалтири припева, т. е. Господи, помилуй, трижды, и слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу, чтец, докончивши малое славословие, т. е. сказавши: и ныне, и присно, и во веки веков, аминь, начинает чтение псалтири по кафизмам и славам. Кафизм, по воскресеньям и праздникам99, обыкновенно, читается две. После первой и второй «славы», когда чтец скажет: слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу, на клиросе поют: и ныне, и присно, во веки веков, аминь, аллилуиа трижды, Господи, помилуй, тоже трижды, слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу; а чтец: и ныне, и присно, и во ееки веков, аминь, и продолжает следующую «славу» кафизмы. После «третьей славы», т. е. по окончании кафизмы, чтец сам читает все «малое словословие» и аллилуиа трижды; за этим следует «малая эктения»; а за эктениею, по возгласе, бывают седальны, т. е. такие стихиры (две, или одна), во время чтения, или пения которых требующие отдыха могут сидеть и которые свое название передали и самым псалмам. – В таком порядке прочитывается, как одна, так и другая из положенных кафизм100, и, после второй кафизмы, следует пение псалмов полиелейных101, или так, по начальным словам первого из этих псалмов, называемое: хвалите имя Господне...

Псалмы «полиелейные» и проч.

§ 59. Из псалмов полиелейных, т. е. 134 и 135-го, поются только первые и последние стихи, с троекратным, после каждого из них, припевом: аллилуиа, и, значит, разделяющиеся, по числу, на четыре части, по содержанию же состоящие из двух «приглашений» к прославлению Господа, за Его дивные чудеса и благодеяния:

Первое приглашение:

Стих первый 134-го пс.: хвалите имя Господне, хвалите раби (сыны) Господа (Господни),Аллилуиа…

Стих последний: (и вот как должно хвалить Господа:) благословен Господь от Сиона (являвшийся в благотворных знамениях и чудесах на Сионе, особенно дивна явивший Себя чрез непостижимое воплощение Свое на земле, и) живый во Иерусалиме (временно пребывавший в столице избранного древле народа Своего, постоянно же присутствующий в Иерусалиме духовном – истинной церкви Своей)!

Второе приглашение:

Стих первый 135-го пс.: (Сему то) исповедайтеся (выражайте вашим прославлением поклонение) Господеви, яко (Он) благ, яко в век милость Его;

Стих последний: исповедайтеся Богу небесному (везде – присущему, особенно на небесах, исповедайтеся) яко в век милость Его (к тем, которые воздают Ему хвалу и поклонение), –

Аллилуиа…

В воскресенье, без какого нибудь другого праздника, во время пения «полиелейных псалмов», совершается каждение храма. Если же бывает праздник, отдельно ли, или с воскресеньем вместе; то, во время этого пения, священнослужащие исходят из алтаря на средину храма, становятся, с зажженными свечами102, пред праздничной иконой, и каждение совершается уже тогда, когда, за полиелейными псалмами, сами священнослужащие пропоют величание празднйку103, илй святому. В праздники без воскресенья это «величание», с припевами из «избранных» псалмов104 повторяется на клиросе несколько раз105 и заключается малою эктенией; в праздник же, соединяющийся с воскресным днем, оно, за малыми исключениями, поется только однажды, а за этим бывает пение воскресных тропарей106, с припевом в начале каждого тропаря: благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим107; пред двумя же последними: слава, и ныне, и эти тропари в простые воскресенья поются непосредственно за «псалмами полиелейными», и когда пропоются, тогда бывает малая эктения.

За эктенией, после чтения «стихиры»108, читаются, или поются, степенны антифоны109, т. е. небольшие стихи, составленные св. Иоанном Дамаскиным, по образцу избранных стихов из псалмов, называемых степенными110, и употребительнейшие из этих антифонов, собственно по праздникам, суть следующие:

1-й стих: от юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!

2-й стих: ненавидящии Сиона (церковь Божию) посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем (гнева Божия), будете ивсохше (лишены жизненности, наказаны).

3-й стих с припевом слава и ныне: (напротив) св. Духом всяка (верующая) душа живится (к жизни истинной возраждается) и чистотою возвышается (чрез благодатное очищение усовершается в духовной жизни), светлеется Тройческим единством (совокупным действием трех лиц Пресв. Троицы просвещается), священнотайне (чрез священные Божественные таинства и вообще – таинственно, по действию всеосвящающей благодати Божией).

Чтение Евангелия и молитва: «спаси, Боже, люди Твоя»...

§ 60. За «утренними антифонами» тотчас следует обычное приготовление к чтению и слушанию Евангелия: вонмем, мир всем, и прокимен; за «прокимном», после: Господу помолимся (чтоб Господь же помог нам достойно прославить Его, за просвещение нас светом евангельского учения), священник, от лица всех молящихся, возглашает «славословную молитву: яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши (являешь Свое чудодейственное присутствие лишь святым и лишь в их сердцах вселяешься, для освящения и умиротворения их), и (за такую Твою святость и правду) Тебе славу возсылаем, Отцу… веков. Когда молитва священника, как молитва предначинательная, подтвердится известным выражением общего согласия: аминь; тогда, к дальнейшему и общему хвалению Господа, приглашаются и все молящиеся, чтением и пением последнего стиха последнего111 псалма: всякое дыхание (все, что только в Божием мире живет и дышет) да хвалит Господа! Восхваливши Господа, мы дальше слышим приглашение к молитве о том, что теперь всего ближе к нам: и о сподобитися нам к слышанию св. Евангелия – Господа Бога молим, и самую молитву об этом на клиросе: Господи, помилуй, трижды. За этим слышим повторение приглашения к готовности слушать Евангелие: премудрость, прости (сделаемся, и) услышим (чтение) святаго Евангелия; для чего священник говорит обычное: мир всем, а на клиросе: и духови твоему. После этого возглашается, какого евангелиста будет Евангелие читаться: (напр.) от Иоанна св. Евангелия чтение, на что поющие отзываются известным особенным славословием, за преподание нам Евангелия: слава Тебе, Господи, слава Тебе! наконец: вонмем! и самое чтение евангелия.

ІІосле евангелия и повторения того же евангельского славословия: слава Тебе, Господи…, на воскресных утренях поется известная «воскресная» стихира:112 Воскресение Xpucmoвo видевше (в евангельском сейчас предложенном повествовании), поклонимся святому Господу Иисусу...; за стихирою читается 50-й псалом. Заключающаяся в этом псалме молитва об очищении от грехов, усиливается представлением заступничества Апостолов и Богородицы, в следующем пении: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу: молитвами Апостолов, Милостиве (Господи), очисти

множество согрешений наших; и ныне, и присно… аминь: молитвами Боюродицы, Милостиве... наших, и повторяется, только уж чрез пение, первое полустишие первого стиха из 50-го псалма: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, за которым следует новая стихира; за стихирою первая литийная эктения: спаси, Боже, люди Твоя….; по эктении 12-ть раз: Господи, помилуй; за этим возглас от священника: милостию и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…, и наконец113канон.

Канон, – его значение и свойство

§ 6І. Канон есть цельное и, по большой части, обширное собрание церковных песнопений и песночтений, в которых, ближайшим и непосредственным образом, выражается тο, ο чем, или почему мы в известный день, или при известном случае молимся, – выражается так называемый предмет Богослужения, или молитв – частный, особенный, и которые располагаются по определенному сочинительному порядку, по одному и, так сказать , раз навсегда, в известном роде сочинений, принятому правилу, от чего взято и само название этого собрания, потому что греческое слово: канон, означает правило, «закон», или то, что по известному правилу, «закону», составлено, или собрано.

Предмет «канонов» слишком разнообразен, слишком многосложен; многочисленны, поэтому, и каноны у нас, многочисленны, можно сказать, до необъятности: без преувеличения можно положить, что у нас столько же канонов, сколько праздников, сколько особенных случаев в жизни верующего, вообще гораздо больше, нежели сколько самых дней в году, и только безчисленный совм святых Божиих может, своею безчисленностью, превзойти число канонов. При таком их обилии, многие праздники, многие особенные случаи в церкви и жизни верующих, даже некоторые святые имеют по два, по три канона, если не более. По воскресеньям, напр. большою частью, бывает три канона; то же самое, весьма часто случается и в другие дни.

Внешний состав и отправление «канона»

§ 62. С внешней стороны, каждый канон, в обыквовенное (не великопостовое) время и, значит, большею частью, делится на 8-мь частей, называемых песнями (церковными) и, как известно, составляющихся по образцу священных песней библейских, какова т. е. «песнь Богородицы, песнь Моисеева» и проч.114 Великим постом, в некоторых канонах, к восьми песням присовокупляется и 9-я, которая, впрочем, всегда есть и в канонах восьми – песненных; а не бывает в них собственно 2-й песни, которая, как составляющаяся по образцу «предсмертной песни Моисеевой», дышащей обличением и угрозами, и сама, потому, имеющая характер грозный, обличительный, по материнской снисходительности царкви к чадам своим, в обыкновенные дни молитв, так как и в светлые торжества праздничные, оставляется, и от того, в этих последних канонах, после первой песни, прямо следует 3-я песнь.

Отправляется «канон» таким образом: в каждой песни поется115собственно первый стих, так называемый ирмос116, иногда не повторяясь, иногда же повторяясь однажды, дважды и больше раз117; следующие за тем стихи, вообще называемые «тропарями»118, читаются с различными119, в начале прилагаемыми, коротенькими «молитвами» или припевами120 к каждому из них, и с обыкновенными пред двумя последними тропарями: слава, и ныне, или, вместо этого, при самом последнем тропаре: Пресвятая Богородице, спаси нас, так как, в каждой песни, за самым лишь малым ограничением, каждый последний тропарь бывает в честь Богородицы, и этот последний тропарь весьма часто заключается пением катавасии121т. е. «ирмоса» из другого канона, вместе с первым, или и в другое какое либо время употребляемого. – После 3-й песни бывает «малая эктения» и за нею читается кондак122 и седален123 за 6-ю песнью опять такая же эктения и потом «кондак»124 с икосом125.

Песнь Богородицы: «величит душа моя Господа»...

§ 63. Пред 9-ю песнею, когда с припевом: хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще вовся веки, повторится «ирмос», или пропоется «катавасия» 8-й песни и с каждением сделается возглашение: Богородицу и Матерь Света ( – Светоподателя – Господа нашего И. Христа) в песнех возвеличим! с припевом на конце каждого отдела, поется, за исключением лишь весьма немногих дней в году, разделенная на 6-ть отделов, песнь Богородицы, воспетая Ею, при свидании с праведною Елисаветою, после ангельского Благовещения о «воплощении Бога – Слова», – та самая священная, библейская песнь, по образу которой составляются «девятые песни» в канонах:126

Отдел. 1-е: Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе – Спасе моем (чрез меня, для моегож и всех людей спасения, воплощающемся):

Припев: (А мы) Честнейшую Херувим и славнейшую…. сущую (действительную, истинную) Богородицу, Тя величаем!

Отдел. 2-е: (Вся проникнутая неземною радостью и исполненная всесовершенного благоговения к Отцу небесному, душа моя, кроме других высочайших побуждений, величает Господа, во первых за то) яко призре (что Он обратил Свое всемогущее отеческое внимание) на смирение (и скромную долю) рабы Своея, (так как – ) се бо (в следствие такого всесильного отеческого, милостивого внимания) отныне ублажать мя (будут знать меня, как истинно несказанно блаженную, и, в следствие этого, будут прославлять меня) вси роди (все племена и народы, подвигнутые к этому дивными чудесами Божественного всемогущества, так обильно на мне проявившегося):

Припев тот же.

Отдел. 3-е: (Во вторых, величает Господа в следствие того) яко сотвори мне величие (возвел меня на такую степень величия, выше которой, для существа сотворенного, нет и быть не может, и возвел, как единый истинно) сильный, и (потому) свято (единственно священно, достопоклоняемо) имя Его (достопоклоняемо еще) и (потому, что Он, святейший, так дивно прославивши меня, тем самым пред всеми открыл, что) милость Его в роды родов (всегда и неизменно всем) боящимся Его (боящимся, как боятся послушные дети доброго отца своего, в котором видят все свое счастье и единственное успокоение);

Отдел. 4-е: (В третьих, величит Господа по тому, что Он) сотвори державу (явил всемогущество) мышцею Своею (всесильным действием Своим, именно:) расточи гордыя мыслию сердца их (гордо мечтавших, много замышлявших, увлекавшихся суетными желаниями сердца своего, оставил без всего и ни при чем);

Отдел. 5-е: (Дальше восхваляет Господа за то, что при воплощении и чрез воплощение Бoгa – Слова) низложи сильныя со престол (с высоты славы и могущества) и вознесе смиренныя (духом), алчущия (истины и оправданий Его) исполни благ (истинных, спасительных) и богатящияся (а надмевающихся мнимым богатством собственной премудрости и силы) отпусти тщи (заставил сознать и увидеть всю тщету и пустоту их упования на собственные силы и премудрость);

Отдел. 6-е: (Особенно же, заключает пресвятая Дева, величит душа моя Господа и радуется дух мой потому, что, из совершившегося непостижимого таинства воплощения Бога – Слова, становится ясным и несомненным, что) восприятъ (после того, как было отдалил от Себя, принимает опять в особенное Свое отеческое попечение) Израиля – отрока Своего (избранных Своих от всех народов, – принимает, между прочим, ради того, чтоб) помянути милости, якоже (как) глагола ко отцем нашим – Аврааму и семени его даже до века (всем без изъятия и всех времен потомкам его, по духу веры и благочестия).

Заключение канона

§ 64. После «песни Богородицы» и после 9-й песни канона, бывает третья «малая эктения», с возгласом священника: яко Тя (Господи) хвалят (непрестанно) вся силы небесныя (все лики всех чинов ангельских; а с ними и мы) Тебе славу возсылаем, Отцу… На воскресных утренях, как бы в большее (после обычного: аминь) подтверждение этого возгласа, произносится, а потом, при чтении стихов, трижды поется и другой возглас: свят Господь Бог наш! Наконец «канон» заключается чтением стихир, называемых: екзапостиларии127 и светильны128.

Псалмы «хвалитные», стихиры «на хвалитех» и «великое славословие»

§ 65. Постоянно выражающееся в утреннем Богослужении прославление Господа – Бога, за несказанные Его милости к людям, под конец этого Богослужения, как бы особенно усиливается и сосредоточенно выражается: а) в трех, непосредственно следующих за «экзапостиларием», или «светильничною» стихирою, хвалитных129 псалмах: 148-м, 149, 150-м; б) в стихирах, от этих «хвалитных» псалмов, так и называющихся на хвалитех, и в) особенно в великом славословии.

«Хвалитные псалмы», вызывающие все существующее, даже горы, холмы, вси кедры, к хвалению Господа, начинаются пением последнего стиха самого последнего псалма: всякое дыхание (все дышущее) да хвалит Господа, вместе с первым стихом первого из этих псалмов: хвалите Господа с небес (нанебесах, но так, что бы «с небес» было ощущаемо и на земле), хвалите Его в вышних (в селениих горных), и с прибавлением припева: Тебе подобает песнь, Богу! За этим поется второй стих того же 148-го псалма: хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы (все небесные воинства) Его, опять с тем же припевом: Тебе подобает песнь Богу! Дальнейшие стихи, как этого псалма, так и двух остальных, читаются, и к последним из них прибавляются стихиры «на хвалитех», которые, по воскресным утреням, заключаются пением Богородичного (стиха):

Преблагословенна еси, БогородицеДево, (потому что – ) Воплощимбося из Тебе (Спасителем) ад пленися (лишен власти), Адам воззвася (из ада), клятва (наложенная на землю Судьей небесным, за человеческий грех) потребися, Ева (вместе с прочими верующими, от ада) свободися, смерть умертвися (лишена страшной своей силы – губить людей навеки), и мы ожихом (жизнью своего Спасителя; от чего – ) тем воспевающе вопием: благословен ХристосБог, благоволивый (соделать) тако, слава Тебе!

И за этим делается возглас: слава Тебе (Промыслителю и Спасителю), показавшему нам свет (и вещественный – в явлении дня130, и благодатный, духовный – в учении и тайнодействиях св. церкви Своей)! На такой возглас поющие отвечают пением «великого славословия»: слава в вышних Богу, и на земли мир....; а славословие заключается тропарем «воскресным», или «праздничным».

Сугубая эктения с дополнительной и окончание утрени

§ 66. В заключение «утрени», после «великого славословия и тропаря», бывают две эктении: сугубая и дополнительная, – те же самые, какие предлагаются и в заключение вечерни, с тем небольшим отличием, что на утрени «сугубая эктения» начинается прямо с прошения: помилуй нас, Боже; а в «дополнительной эктении»131, вместо: «вечера всего совершенна», испрашивается: дне всего совершенна, и что следующие за этой актенией два возгласа и тайно читаемая священником молитва, с преклонением главы, отличны от употребляющихся, за той же дополнительной эктенией, на вечернем Богослужении. – Самый конец «утрени» составляется из так называемого великого отпуста, таким образом: после второго возгласа за эктенией дополнительной, священник, или диакон возвещает: премудрость! поющие, в ответ на это, предлагают священнику: благослови ( – прославь Божественную Премудрость – Господа нашего И. Христа)! и священник благословляет, или прославляет: Сый (был, есть и будет) благословен ХристосБог, всегда…. веков! поющие отвечают: аминь, и поют затем: утверди, Боже (в силе, крепости и могуществе) Благочестивейшего, Самодержавнейшего…. С заключительной молитвой священник обращается к Пресвят. Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас! и поющие, в, знак живейшей благодарности за постоянное ходатайство о нас Богородицы пред Господом Богом, восхваляют Ее достойным Ей славословием: Честнейшую Херувим… Когда поющие окончат своехваление, тогда священник, в довершение всех утренних славословий, восхваляет Самого Господа нашего И. Христа: слава Тебе, Христе – Боже, упование наше, слава Тебе! поющие, с своей стороны, все свои хваления заключают: «малым славословием», тройным пением: Господи, помилуй, и повторением преждевозгляшенного: благослови! Тогда священник произносит самый отпуст, т. е. готовясь отпустить верующих из храма, уверяет их, что Христос-истинный Бог наш, молитвами Пречистыя своея Матере,святых (особонно почитаемых в известный день седмицы, равно как в известных местностях и храмах), святых праведных Богоотец (родителей Богородицы и прародителей Господних) Иоакима и Анны, дневного святого и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец – Все, наконец, завлючается многолетием: Благочестивейшаго… после чего, за исключением лишь самых немногих случаев, непосредственно следует первый час.

в) Первый час

Общий состав «часов» и особенное значение «первого часа»

§ 67. Внешний состав всех часов: и первого, и третьего, и шестого, и девятого – , одинаков, т. е. все они состоят: из трех различного рода псалмов, из определенного числа тропарей и других различных кратких молитв, и из общей всем им пред концом молитвы: Иже на всякое время и на всякий час... По содержаниюж своему и внутреннему значению, а отчасти и по некоторым особенностям отправления своего, каждый из «часов» имеет своего рода отличия и разности. Так, первый час, самым названием своим указывая на начало дня, этим самым внушает освещать его молитвою, что бы, чрез освящение его, молитвенно освятить и все последующие часы дня. – С другой стороны, «первый час» дня, как час утра, неизбежно напоминает собой то страшное утро, когда Праведнейший Судия – Господь наш И. Христос предан был, от одних неправеднейших судей – иудейских начальников и книжников, другим, если не более неправедным, то нисколько не менее их коварным и бездушным – Ироду и Пилату. Обе эти мысли и должны быть неразлучны с службой «первого часа».

Начало и продолжение «первого часа»

§ 68. «Первый час» прямо начинается тремя пригласительными к молитве стихами: приидите поклонимся…, за которыми следуют три псалма: 5-й, 89, 100-й. Псалмы оканчиваются обычным: слава и ныне, тройным аллилуиа и Господи, помилуй.За этим снова: слава… и читается, или поется тропарь дневной; за тропарем: и ныне... и «Богородичен»: что Тя наречем (как назовем, возвеличим Тебя), о Благодатная! После «Богородичного» трисвятое с кондаком; после кондака, Господи, помилуй, 40-к раз и известная молитва к Господу Иисусу: Иже («который», полнее: «о Ты, который») на всякое время и на всякий час – По окончании молитвы, снова: Гocnoдu, помилуй,12-ть раз, слава, и ныне, обычное величание Богородице: Честнейшую Херувим…, с прибавлением на конце обращения к священнику: именем Господним благослови, отче! на что священник возглашает, непосредственно обращаясь к Господу Богу: Боже, ущедри ны (пролей щедроты, милости Твои на нас), благослови ны, просвети лицеТвое на ны («яви нам от лица Твоего», или: «в лице Твоем свет и благоволение, а не гнев и суд» – ) и помилуй ны! Вера и надежда на такую милость Божию подтверждается словом: аминь, и пространней выражается в последней краткой молитве к Господу нашему И. Христу.

Окончание первого часа

§ 69. Последняя на «первом часе» молитва к Господу нашему И. Христу есть следующая:

Христе, свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, (соделай) да знаменается (отразится, отпечатлеется) на нас (Божественный) свет лица Твоего, да в нем (при этом свете и чрез него) узрим (когда явимся на небеса) свет Неприступный ( – Самого Господа Бога, живущего во свете неприступном) и (а здесь – на земле) исправи (направь) стопы наша (все деятельные силы наши) к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Твоих святых, аминь.

Как выражение надежды на всемогущественную помощь и содействие нам нашего Спасителя и вообще сил высших, небесных, после этой молитвы поется победная песнь (первый кондак акафиста), или самому Господу Иисусу: Взбранный (Всепобеждающий) Воеводои Господи…, или Пречистой Его Матери: Взбранной Воеводе победительная (победные песни)…, или какому нибудь особенно чтимому святому, или празднику.

За победной и вместе хвалебной песней прямо следует: слава Тебге, ХристеБоже....; на клиросе поют малое славословие: слава Отцу….,Господи, помилуй, трижды, с прибавлением: благослови (и отпусти с миром), на что священник отвечает малым отпустом, когда т. е. для уверения нашего в ходатайстве святых о нас пред Господом и Спасителем нашим, не подробно перечисляет различных святых, а кратко говорит: Христос – истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. – В заключение поется, или: Господи, помилуй, трижды, или «тропарь праздничный», или какая нибудь другая священная песнь, как напр. у нас в Киеве весьма часто употребляемая: под Твою милость…

* * *

55

Быт. 1: 2; снес.с этим стихом и 5 стих.

56

Быт. 1: 5, 6 и др. подобные в этой же главе.

57

Сомнения не может быть уже и потому, что в продолжение первых шести дней мира, главнейшим образом, полагался и освящался порядок развития и течения жизни во всей видимой природе и на все времена, и что этот порядок, как непосредственно указаный Самим Творцом, не смотря ни на какие изменения и перевороты, как в мире физическом, так и нравственном, или духовном, в существе не мог изменитъся и не изменится никогда.

58

«Малая вечерня» бывает во всех тех случаях, когда отправляется «всенощное бдение», и непременно наперед этого «бдения», следов.наперед и «великой вечерни».

59

Об «алтаре», так как и о прочих местах и принадлежностях храма, особые, хотя u краткие, замечания будут представлены в третьей части «изложения».

60

Стоящие в скобках слова, как здесь, так и дальше, в подобных местах, очевидно, к тексту церковному не относится, а служит: или пояснением его, или продолжением, или дополнением к нему; при том, текст церковный везде печатается курсивом.

61

«Вечерню малую» и «буднишнюю великую», равно как и «невеликопраздничную», священник начинает один, без диакона, и возгласом другим, более употребительным, именно: благословен Бог наш, всегда – ныне и присно, и во веки веков.

62

Стихи эти помещаются, так как и дальше, в нашем «изложении», некоторые другие из молитвенных стихов, даже целые молитвы, или известные отделы молитв, а равно более важные песнопения с песночтениями церковными, будут, с пояснительными примечаниями, помещаться в целом составе своем, на основании того справедливого убеждения, что все они, как постоянно употребляющиеся при Богослужении, и как, по своему содержанию и значению, весьма важные и необходимые для верующих, должны быть ими необходимо изучаемы и правильно понимаемы. Само собой разумеется, что без предуготовительного о навычного знакомства со всеми этими молитвами, молитвенными схами и подоб., учение их на память, не только затруднительно, а и должно быть почитаемо необязательным, по крайней мере по отношению к выучиванию некоторых из них. Да и во всяком случае, чтобы не предпочитать меньше полезное более полезному, почему бы, и при научном изучении Богоглужебного чина, не руководствоваться тем благоразумным правилом церкви, по которому даже хорошо знающий те, или другие из молитв церковных, должен читать и употреблять их, не наизусть, а по книге, разумеется для того, чтоб читать и употреблять их правильно, сознательно?

63

На «вечернях простых» (упомянутых в 61-м примечании) не поются, а читаются, и читаются не одни избранные стихи, а весь псалом, вместе и с «стихами пригласитеьными».

64

Предначинательным, или начинательным называется, как от того, что им предначинается длинный ряд псалмов, употребляющихся при суточном Богослужении, так и от того, что в нем больше, нежели в других псалмах, говорится о начале, или творении мира.

65

Припевы – то же стихи, и, по большой части, заимствуются из псалмов же; обыкновенно они употребляются при начале какого-нибудь пения, или чтения; но бывает и так, что их употребляют и в конце, как вот напр. здесь, при пении стихов 103-го пс.

66

Малым «славословие» называется в противоположном великому, употребляющемуся на «повечериях» и «утрени».

67

Аллилуиа – еврейское слово, с значением, какое уже указано в тексте, т.е. хвалите Бога; след. прибавление к нему: слава Тебе, Боже, – есть не продолжение «аллилуиа», а ответ на него.

68

Напр. на утрени, обеднях, даже во время великой панихиды и некоторых молебнов, с водоосвящениями; так же на буднишней вечерне; но на вечерне малой эта эктения не употребляется, равно как следующая за ней кафизма с малой эктению.

69

Прочие же стихи этой «славы» должны быть читаны, как это бывает и в др. подобных случаях.

70

Различие же именно в том заключается, что, в других случаях,1) «слава и ныне» употребляются подряд; 2) за троекратным и трижды повторяемым: «аллилуия... слава»... прилагается троекратное: «Господи помиуй»; 3) все оканчивается повторением того жe «мaлoго славословия».

71

Ha «вечернях буднишних», имеющих «кафизму» читается не «первая кафизма», а рядовая.

72

В буднишние службы число этих припевов сокращается до 4-х – самых последних; а прочие, как в этом случае, так и в других, когда т.е. это число простирается до 6-ти, или 8-ми, читаются на ряду с другими стихами псалмов.

73

Стиховными назынаются стихиры, употребляющиеся на литии (см.§ 54, примеч.), или вообще в конце вечерни, а иногда в утрени; с внешней стороны эти стихиры отличаются от других тем, что «припевы», или заглавные стихи к ним берутся не из одного известного псалма, как напр. к стихирам «на Господи воззвах», или «на хвалитех», а из разных псалиов и даже вовсе из других книг св. писания.

74

Стихиры на хвалитех употребляются во время утрени, пред великим славословием, по прочтении так и называемых псалмов хвалитных и с припевами из них (см. § 63).

75

Значение и объяснение этого слова смотр. дальше, в § 61-м.

76

Праздничною называется стихира, собственно назначенная для этого времени в вечернем праздничном Богослужении, и называется так в отличие от стихиры «воскрессной» или «догматика».

77

Греческое слово: догмат, по-русски значит: «правило, постановление, определенное учение» о предмете, или истине особенно важной, даже таинственной, непостижимой, в вероучении; означает так же и самую эту истину, самый этот предмет вероучения; отсюда слова: догматизмз – что нибудь правильно-уясненное, неизменно – постановленное; догматика – наука о догматах, или важнейших истинах христианского вероучения, и догматик – песнь церковная о важнейшей из этих истин – о воплощении Бога-Слова.

78

Вот один из этих догматиков, именно первого гласа: Всемирную славу (всемирною славою покрытую), от человека прозябшую (произшедшую) и Владыку рождшую, небесную (проведшую с небес на землю небесного Царя) дверь, воспоим Марию ДееуБезплотных песнь ( – предмет святейших ангельских песнопений) и верных (а для верующих) удобрениe (украшение, венец славы, так как Ее слава превыше славы Херувимов и Серафимов почему же и от чего Ей такая сдава?) Сия 6о явися небо и храма Божества! сия (чрез воплощение Бога – Слова,) преграждение (причину) вражды (между Богом н человеком) разрушивши, мир введе (в мир) и царствие (людям) отверзе! сию (Матерь Божию) убо (таким образом) имуще веры (нашей) утверждение, (мы) поборника имамы из Нея рождшагося Господа: дерзайте убо (и так торжествуйте с твердым, несомненным упованием и верою), дерзайте, людие Божии! ибо Той (поборник наш и Господь) победит враги, яко всесилен.

79

Горящая свеча, на этом входе, так как и на других, впереди носимая, служит символом или света духовного – Божественного, откровенного, или Самого Светоподателя – нашего Господа И. Христа, таинственно изображаемого каждым знаменательным Богослужебным священнодействием, так как и описываемым здесь «входом».

80

На тех «вечерних», на которых читается Евангелие, как, напр. в великий пяток, в день светлого Христова воскрссения, и еще в некоторых, впрочем весьма не многих случаях, «вход» в алтарь совершается с Евангелием.

81

Обынновенно, эта песнь считается произведением св. Софрония, патриарха Иерусалимского.

82

«Прокимны» постоянно меняются, как по дням седмицы, так и по праздникам. В воскрссенье напр. поется: Господь воцарися, в лепоту (величие и красоту) облечеся! в субботу: Боже, заступник мой ecи Ты, и милость Твоя предварит (всегда готова будет защитить) мя! Прокимен Богородичный, по бодьшей части, бывает следующий: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем!

83

В буднишние дни, после прикимна, читается: сподоби Господи...; после «сподоби Господи» следуют эктении, и с начала «дополнительная», а потом уже, в заключение вечерни, «сугубая». В праздникиж и воскресенья эти эктении располагаются на оборот.

84

Чтение священником молитв пpo себя, а не в слух, бывает и при других случаях в священнослужении, и бывает довольно часто, особенно на обеднях. Во время вечерни и утрени это чтение совершается и в алтаре, и вне алтаря – пред царскими вратами; на обедне же – всегда в алтаре.

85

«Стихиры стиховныя» в церковных книгах, по большой части, называются: стихиры на стиховнех, т. е. назняченные на то время, когда эти «стиховныя», или известные стихи, как припевы в стихирах, употребляются.

86

Тропарем, по русски: образцом, выразительным изображением, называется самая главная песнь, или стихира, между всеми стихирами, в честь какого нибудь святого, или праздника, какова напр. радостная песнь на светлое Воскрссение Христово: Христос воскресе из мертвых..., песнь в честъ Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш... и друг. Если это название усвояется другим – не главным в Богослужебном составе стихирам, тогда оно берется в значении вообще «песни церковной», так как его значение, по греческому корню самого слова, довольно разнообразно и обширно.

87

Лития собственно значит: «какое нибудь Богослужебное священнодействие с народом, или в средь народа, отправляемое при том всегда вне храма, по крайней мере – в «притворе» его, как это обыкновенно бывает и с священнодействием здесь нами разсматриваемым.

88

О притворе смотр. в 3-й ч. Изложен., § 130.

89

Стиховными иногда называются и те «стихиры», которые поются при начале литии, так как и некоторые другие.

90

Объяснение слова: «амвон», смотр. в 3-й ч. изложен, $ 131, в примеч.

91

Попросту называемый всенощником, или «благословенником».

92

Смо-тp. примеч. 7-е, в § 9-м.

93

«Обычная стиховная» состоит: из чтения, или пения стихир, так называемого «трисвятого» и тропаря.

94

В древние времена, когда «всенощняя», при неоднократных чтениях из «апокалипсиса и творений отеческих», в собственном смысле бывала всенощною, т. е. продолжалась чрез всю ночь (что, впрочем может быть и в наши времена), по совершении «благословения хлебов», раздавали их молящимся, ддя подкрепления.

95

Свет, или освещение уменьшается того, что, мо окончании «освящения хлебов», гасются большие свечи в паникадилах и не зажигаются вновь до самого пения «псалмов полиелейных», Смотр.ниже, § 59.

96

Облачение – это общее название священных Богослужебных одежд, видоизменяющееся лишь по степеням священства, так говорится: облачение священническое, облачение диаконское, облачение архиерейское; есть облачеиие и другого рода, напр. облачение напрестольное, облачение на жертвенник.

97

Стих первый: исповедайтеся Господеви (будте верны, признательны Гоподу Богу) яко благ, яко в век милость Его; стих второй: обышедше обыдоша мя (враги), и именем Господним противляхся имя, и проч. Великим постом читаются другие – особенные стихи.

98

«Воскресных тропарей», так как и «догматиков», по числу гласов – восемь. Вот тропарь первого гласа: камени (приваленному Иосифом и Никодимом ко гробу Спасителя, a) запечатану от Иудей и воином стрегущим пречистое тело Твое Господи), воскресл еси, тридневый (три дня во гробе пребывший телом) Спасе, даруяй (чрез свое спасительное воскресение) мирови жизнь; сего ради (в следствие такого неизглаголанного благодения миру земному) силы небесныя (лики ангельские) вопияху Tи, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе! слава царствию Твоему (на земле и на небе распространившемуся после вокресения Твоего)! слава смотрению (отеческому промышлению, попечению о мире и людях). Твоему, едине (единственный истинный) человеколюбче!

99

За исключением праздников, случающихся в велик. пост, когда вообще, кроме воскресеньев и суббот, читается на утрени по 3 кафизмы.

100

На воскрееной утрени, обыкновенно, читаются 2-а 3-я кафизмы.

101

Псалмы полиелейные название свое получили в церкви Христианской, от обычая, при пении их, зажигать: у нас – много свечь, на востоке – много лампад с елеем; потому что полиелейный по-русски значит: многоелейный, полиелей – множество зажженного, или горящего в лампадах елея.

102

Вот эти то горящие свечи, вместе с другими, на этот раз нарочито зажигаемыми, и составляют полиелей в обрядах Богослужения.

103

Из всех праздников, «светлое Воскресение Христово» величания не имеет, по совершенно особенному устройству своего Богослужебного чина.

104

Избранными псалмы называются потому, что составляющие их стихи собраны из различных псалмов, и выбраны именно такие, которые прямо, и, можно сказать, непосредственно относятся к тому, или другому празднику, или святому.

105

Смотря т.е. по тому, какой где обычай, как велик праздник, а иногда и простο соображаясь с тем временем, какое требуется для окаждения, в это время, всего храма и предстоящих в нем.

106

Вот первый из этих тропарей: Ангельский собор (собрание, сонм, мир) удивися, зря Тебе (Спасителю и Господи) в мертвых (между мертвыми) вменишася (явившегося), смертную же, Спасе, крепость (силу, вдадычество) разориша, и с Собою Адама (из преисподней) воздвигша, и от ада вся (всех верующих) свободиша.

107

Это 12-й стих 118-го псалма.

108

Читаемая в это время по восксресеньям стихира называетса ипакой, по-русски – «внимательное, усердное сдушание», с каким т. е. должны слушатъ ее, как возвещающую нам, словами Евангелия, о воскресшем Спасителе, и какое всегда требуетса от молящихся, особенно пред чтением и во время чтения евангельскаого, весьма скоро за этой стихирой сдедующего, или, если она читается по 3-й песни канона, не многим ее предваряющего.

109

Смотр привеч. 25.

110

Степенными эти псалмы называются от своего надписания; песнь степеней, которое имеет кяждый из них и которым выряжается то обстоятельство, что в ветхозвветной церкви эти псалмы, во время великих праздников, были петы левитами на степенях, или «ступенях» огромного крыльца, ведшего к западным большим дверям храма и служившего, в такие праздинки, главным сборным местом для молившегося народа. И содержание этих псалмов выражает различные степени приближения и возвышения человека к Богу, что, может быть, отзывалось в различных степенях возвышения и разнообризия самого голоса поющих. Всех, этого рода, псалмов 15-ть, от 119-го до 133-го включительно, и они составляют 18-ю кафизму псалтири.

111

Т. е. 150-го.

112

На праздничных утренях стихиры поются «праздничные», почти совершенно в таком же порядке, как и на воскресных утренях.

113

На «буднишних» утренях канон сдедует прямо после чтения кафизмы; за то эти утрени, в пачале своем, сравнительно с утренями «воскресными и праздничными», имеют добавления.

114

Смотр. § 24, с примечаниями 29–38-м.

115

Случаи, когда не поется, а читается и «ирмос» на ряду с тропярями, бывают очень редко, по большой части лишь на «повечериях и полунощницах».

116

Ирмос собетвенно значит: начальная (в каждой канонной песни), «всенаправляющая», все собою связывающая песнь, которой т. е. определяется порядок, свойство следующих за нею других песней (собственно «тропарей») и которая, таким образом, как бы связывает их с собою.

117

Как напр. об пасхе, при исполнении пасхального канона.

118

Тропари эти, в отличие от «тропаря главного», как главной праздничной песни, могут быть названы тропарями канонными.

119

Смотря т. е. по тому, в честь чью бывает канон; напр. в каноне «Троичном» эта молитва есть следующая: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! в честь Воскресения Христова: слава, Господи, святому воскресению Твоему! в честь Апостолов: святии Апостоли, молите Бога о нас!

120

Припевами называются потому, что иногда они и поются.

121

Катавасия, по-русски: низхождение, схождение, «сшествие», от того так называется, что, для пения ее, по древнему обычаю, оба клироса должны сходиться вместе, на средину церкви, и, в знак торжественного окончания каждой песни, вместе исполнять ее.

122

Кондак собственно значит: «свиток, отрывок», т. е. такая песнь, которая в немногих, кратких словах выражает главное свойство празднуемого святого, или праздника. – Первый и главный творец «κοндаков» есть св. Роман сладкопевец; а первый из его кондаков: Дева днесь Пресущественнаго рождает....

123

Седален с кондаком соединяются по 3-й песни в том случае, когда читаются вместе два, или три канона.

124

То же самое, что замечено о соединении «седальна с кондаком», должно заметить и о соединении, по 6-й песни, «кондака с икосом».

125

Икосом, по-русски: пространным, «полным домом», называется эта песнь в противоположность, «кондаку», как бы строению (сочинению) небольшому, маленькому, и называется потому, что в «икосе» хотя заключяется та же главная мысль, какая и в «кондаке», но излагается в чертах (размерах) более подробных и пространных, чем в последнем.

127

Екзапостиларии, по-русски: послания, низпослания, свое название имеют, как от того, что содержанием, их, большею частью, бывает обетование Спасителя – низпослать на Апостолов Духа Всесвятого, и послание их на всемирную проповедь Евангелия; так и от того, что, для пения некоторых екзапостилариев, в древние времена, один, или несколько певцов были высылаемы с клироса, на средину церкви. По местам, этот последний обычай сохраняется и поныне.

128

Светильничными стихиры называются от того, что в них содержится моление об освящении верующих светом Божественным, чтоб они, вместе с прочими тварями, могли достойно восхвалить Господа, при пении и чтении, тотчас за этими стихирами следующих, 148, 149, 150-го, так и называемых «хвалитных» псалмов.

129

Хвалитными называются, как от содержания своего, так и от постоянного употребления в них слова: хвалите.

130

Так как утреня, по уставу, должна оканчиваться на рассвете дня, при восхождении дневного светила.

131

На буднишней утрени, «дополнительная» эктения, так как и на вечерни простодневной, предшествует «сугубой», и утреня, таким образом, заключается не первой, а этой последней зктенией.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle