Глава 9. Службы святителям
Служба святителю Петру митрополиту
В наших Минеях встречаются парные службы, использующие одна другую, и в таких случаях определение времени написания каждой из них и автора встречает понятное затруднение, если только не существует о какой-либо из них определенных указаний. Перед такой задачей ставят нас две службы – свт. Петру, митрополиту Московскому (Киевскому), на 21 декабря, день успения его, и свт. Стефану Сурожскому, 15 декабря. Святитель Стефан – святой VIII века, и митрополит Петр – XIV († 1326). Он был прославлен тотчас же после смерти. митрополит Феогност (1328–1351) вел переписку с Константинопольским патриархом о причислении к лику святых свт. Петра.802 Но, по архиепископу Филарету,803 канон свт. Петру составлен был Прохором, епископом Ростовским, который сам скончался в 1327 году. Чудеса у гроба свт. Петра стали совершаться тотчас по его кончине, и местное прославление началось сейчас же по смерти Святителя. Трудно предположить, что епископ Прохор так быстро мог написать канон804 святителю-современнику.805 Это сумел бы произвести имевший талант борзописца иеромонах Пахомий: такая способность кажется почти невероятной у епископа Прохора, ничего, кроме, этого канона не оставившего. То обстоятельство, что Святой еще не был прославлен официально, не должно смущать: прп. Иосифу Волоцкому еще до прославления его старец Фатей составил келейную службу.806
В службе свт. Петру два канона, и оба без надписания. Если один из них принадлежит епископу Прохору, быть может, наш первый, то второй является творением неизвестного, жившего позже. Это показывает само содержание канонов. Первый канон говорит о непосредственной опасности, грозящей Москве: «Сокруши агаряны и вся сопостаты безбожныя <...> и силу их борющую ны немощну покажи, и свирепства злолютыя покори верному императору807 нашему» (п. 3, тр. 1); «Храни град твой <...> от безбожных и чужеверных нахождений и от междоусобныя рати» (п. 6, тр. 2); «Имамы тя заступника тепла твои раби и стену необориму града твоего Москвы» (п. 7, тр. 2); «Вооружаются на люди твоя смиренный <...> сынове агарини: сокруши тыя» (п. 8, тр, 3); «Приидите соберитеся вси московстии народи к блаженнаго <святителя> Петра гробу <...> глаголюще: Избави от бед люди твоя и императора808 нашего здрава и весела сотвори и покори ему род исмаительский, наветующий нам» (п. 9, тр. 2) Москва находится под угрозой от татар, и князь, вероятно, – не в добром здравии.
Второй канон писан во времена более спокойные: «Падоша востающии на ны<, отче, твоими молитвами> побеждаеми агарини внуцы, хотящие наследие твое озлобити и смех быша и поругание падения своего плачуще» (п. 8, тр. 2). Тут как раз лежит затруднение в том факте, что второй канон находится в службе более раннему святому (по времени жизни), чем свт. Петр – свт. Стефану Сурожскому. О службе последнему нет нигде указаний, и о Святом, которому она посвящена, Голубинский умалчивает. Святитель Стефан, живший в VIII веке, неизвестно когда был прославлен. В его службе наш второй канон помещен целиком с применением к Сурожу вместо Москвы, да и первый канон повторяет тропари809 первого же канона свт. Петру. Это обстоятельство, именно, что не все тропари первого канона помещены в соответствующем каноне свт. Стефану, дает право утверждать, что служба ему есть заимствование из текстов службы свт. Петру, а не наоборот. В первом каноне свт. Стефану п. 6, тр. 2; п. 7, тр. 1, п. 8, тр. 2* [тр. 3]; п. 9, тр. 1810 и 2 взяты811 из канона [первого] свт. Петру с тех же мест. Тропарь 2 песни 9 [канона первого], приведенный нами ранее, читается без указания на болезнь князя. Служба свт. Стефану была ретуширована в XIX веке, хотя числится она в Минее начала XVI века.812 И служба свт. Петру и служба свт. Стефану черпает многое [из] более ранних образцов. Так, в службе свт. Петру на малой вечерни стоят обычные в святительских службах стихиры «Дом* [Жилище] Духа Святаго» [стихира 1], на великой вечерни «Киими похвальными венцы» (в службе свт. Стефану – те же); на литии стихира 3 – общая святительская [«Слава» на «Господи, воззвах»]; по 50-м псалме стихира по образцу Успенской (такая же – на литии свт. Леонтию Ростовскому). Несомненно, что и здесь перед нами служба, сложенная из двух, писанных двумя авторами. Голубинский813 приводит показание одной рукописи о написании службы свт. Петру митрополитом Киприаном, написавшим житие его.814 Это указание может служить руководящим для определения автора и времени написания второго канона свт. Петру – митрополит Киприан добавил его к написанному епископом Прохором.815 Рука двух авторов заметна уже в том, что существует два тропаря: содержание их в сущности одно и то же, даже многие слова повторяются. Литийная стихира 1 самостоятельна и по стилю очень подходит ко второму канону, так же, как и «Слава» на стиховне. Кондак и икос также не отходят от этого стиля. Можно думать, что во время, недалекое от кончины Святого, епископ Прохор или кто-то иной написал лишь первый канон, и уже митрополит Киприан (1376–1406) заполнил службу своими и взятыми из других служб песнопениями.
Служба святителю Стефану Сурожскому
Мы сделали вывод, что служба свт. Стефану составлена была путем заимствования текстов из службы свт. Петру. Невозможно установить, когда именно было это сделано: мы не располагаем и сведениями о том, когда установлено было у нас празднование ему.816 Во всяком случае, некоторые песнопения службы ему писаны не ранее XVI века.817 Некоторые переделки внесены были, несомненно, в XVIII–XIX веках. Обширный тропарь свт. Стефану переносит нас ко временам иконоборчества, но при этом в нем употребляется новейший термин, появившийся в употреблении на Руси в XVIII веке – «духоборцы». Святитель Стефан – святой Юга России, куда наши духоборцы попали в начале XIX столетия – пострадал в Суроже, нынешнем Судаке, в Крыму. Ни в одной из русских служб этот специальный термин не встречается. Можно предположить, что в данном случае новейшим в службе является только один тропарь, добавленный в XIX веке, самое раннее в конце XVIII века, ибо в службе находятся и образцы более древних писаний, заимствованные не только из службы свт. Петру. К таким, например, относится типичный для сербских служб славник на «Господи, воззвах»: «Подобает Сурожскому роду Стефана везде имети архиереа, яко некую утварь церковную* [царскую]», повторенный в качестве стихиры по 50-м псалме. Характерно, что второй канон сохраняет Рождественские ирмосы, вполне естественные в службе свт. Петру, расположенной во время предпразднства Рождества.818 Это еще раз подтверждает, что именно эта служба списана с текстов свт. Петру. Этой службы не было у нас долгое время – с VIII века, времени мученической кончины свт. Стефана. Греческий Менолог Василия упоминает его под наименованием, более соответствующим нынешнему названию места страдания Святого, – Стефан Сугдайский, при Копрониме пострадавший со многими, память коему совершалась в день св. исповедника Стефана Нового, пострадавшего при Копрониме же в Цареграде в 767 году.819 Поздно составленная служба берет тексты и из служб свт. Николаю и святым Трем иерархам. В ней находятся некоторые оригинальные выражения: «Радуйся, священная главо, от пелен очистившаяся Духом и Сему соумножившися» [стихира 1 на стих.]; «<вся> влечеши к непостыдному рачению и Божественною любовию взерцатися всегда лица твоего неразсуднаго зрака» [стихира 2]. Первый канон почти все песни начинает личными молитвенными обращениями, в большинстве навеянными предпостовыми службами: в тропаре 1 песни 4 о блудном сыне; в тропаре 1 песни 7: «отверзи ми двери покаяния».
Служба святителю Исайе Ростовскому
Май – месяц ростовских праздников: 14 – св. Исидора юродивого (в день св. мч. Исидора Хиосского), 15 – свт. Исаии, епископа Ростовского (в тот же день и прп. Исаии Печерского), 23 – обретение мощей свт. Леонтия, 28 – свт. Игнатия, епископа Ростовского.820 Две нерассмотренных нами службы, свт. Исайе и свт. Игнатию, являют ту особенность, что ни одна, ни другая не имеют литии. Празднование обоим Святым установлено окончательно при ростовском архиепископе Вассиане Рыло (1468–1480), около 1480 года. Мощи свт. Исаии были открыты с мощами свт. Леонтия в 1164 году.821 Тогда же, при Иоанне, епископе Ростовском, было написано его житие.822 Приводит [ся] житие более позднее – 1274 года.823 В одной из рукописей жития прп. Феодосия Печерского имеется указание, что вскоре после открытия в 1164 году мощей свт. Исаии он почитался святым: «<прият бо от Бога> чудотворения <дар>».824 Данные канона показывают, что писан он поздно. Только однажды, в Богородичном песни 5, находится моление «не предаждь <нас> в руце поганых» – в общей форме Ростову опасность не грозит, Ростов не самостоятелен – он находится в одной области с Суздалем: «Обходя грады и веси в Ростовстей и Суждальстей области»825 (п. 4, тр. 2) Несколько раз в каноне упоминается «вся Российская земля» (п. 3, тр. 1, 3; п. 7, тр. 1; п. 8, тр. 2). На кафедре Ростова – святитель, который озаботился перенесением мощей Святого: «Гроб честнаго твоего телесе иногда в небрежении бысть, и от святителя твой престол держащаго826 <...>, оттуду преносится, явственно ныне полагается» (п. 6, тр. 2); «Помилуй святителя, престол твой ныне украшающаго и до конца его сохрани невредима» [п. 9, тр. 2]. Неизвестный автор имеет здесь в виду архиепископа Вассиана, установившего местное празднование при перенесении мощей в 1474 году,827 и поручившего кому-то составление службы.828 У Голубинского829 есть неверное указание об установлении празднования в XVI веке. Данные канона относят написание его ранее.830
В каноне есть некоторые материалы из жития Святого. Кроме того, можно найти в службе и влияние Пахомиевых творений: светилен* [седален], единственный в службе, взят из службы свт. Стефану Пермскому [сед. по 2 стихосл.]. Автором составлены: три стихиры на «Господи, воззвах», стихира по 50-м псалме, «Слава» на хвалитех и кондак с икосом. В остальном он пользуется текстами Общей Минеи: «Слава» стихир стиховных,831 даже тропарь – из службы общей исповедникам; стихиры стиховные* [хвалитные] – из службы Октоиха, мученикам, глас 8 «Что тя наречем» [Ср. мученичен на стиховне понедельника и пятницы832]. Светилен ставит праздник свт. Исаии в положение предпразднства дня свт. Леонтия, что доказывает более позднее установление праздника свт. Исаии: «Явися днесь память твоя, <...> предвозвещающи нам пресветлаго солнца незаходимый свет, пречуднаго Леонтиа светоносный праздник» (ср. стихиру по пс. 50 «Тебе Христос показа второе светило в Ростовстей Церкви») Празднование совмещает в себе «память <...>, честное обретение пречуднаго телесе <…>, вкупе же и преславное пренесение <пре>честных мощей» (стихира по пс. 50). Песни 4, 5* [п. 6] и 7 начинают тропарь 1 первым словом ирмоса, а песнь 6* [песнь 5] даже все тропари.833 Вообще же тропари не соразмеряются ни с ирмосами, ни друг с другом. Канон не подписан именем автора и без надписания – это искусство не уловлено им. Служба с тропарем была уже в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря 1476–1482 гг.834
Служба святителю Игнатию Ростовскому
Приблизительно в одно и то же время, когда было составлено житие свт. Исаии,835 при митрополите Максиме Киевском (1283–1305)836 было составлено слово о преставлении свт. Игнатия, епископа Ростовского († 1288), 28 мая, мощи которого почивают открыто с самой кончины. Голубинский837 приводит указания, что канонизация произошла около 1480 года при том же архиепископе Вассиане Рыло.838 Канон службы давал бы основания заключить о раннем написании его, если бы он оказался оригинальным творением. В нем, как и в стихире 2 на «Господи, воззвах», упоминается град Ростов, а не Российская земля («утверждение граду нашему Ростову» (п. 1, тр. 2), так же как в п. 1, тр. 3; п. 3, тр. 2; п. 5, тр. 1; п. 6, тр. 2; п. 7, тр. 2; п. 9, тр. 1). В песни 8 помещено указание на опасные времена: «Вооружаются на ны, смиренный люди твоя, <...> сынове агарины» (тр. 2); «И ныне не отходи от нас <...>, яко да от безбожных варвар нас избавиши» (п. 9, тр. 1); «Приидите, соберемся, вси ростовстии народи, к блаженней раце преподобнаго Игнатия <...>, не даждь достояния твоего роду исмаительскому» (тр. 3). Упоминание раки относится ко времени архиепископа Вассиана. В тропаре 3 песни 3 говорится о чуде Святого над неким архим. Стефаном – это указывает дату, близкую к написанию канона,839 когда имя исцеленного не стерлось из памяти; он упоминается как всем известный. В тропаре 2 той же песни говорится: «Проявил еси, Владыко, последнему роду нашему чудотворца святителя Игнатия». Очевидно, пишет современник чуда над архимандритом после прославления Святого: составитель канона пользуется творением, уже бывшим до него. Он берет канон из службы свт. Петру митрополиту, 21 декабря, написанный Прохором,840 епископом Ростовским, и поставленный в службе свт. Петру первым. В каноне сделаны малые поправки применительно к Ростовскому святому. Кроме того, некоторые изменения выражений, характерных для творений монгольского периода, показывают, что именно этот канон заимствован из службы свт. Петру, а не наоборот. В каноне у свт. Петра: «сокруши агаряны» (п. 3, тр. 1), у свт. Игнатия: «сокруши супостаты»; у свт. Петра: «да избавит ны от насилия безбожных агарян, врагов наших» (п. 9, тр. 3), у свт. Игнатия– «да от безбожных варвар нас избавиши» [п. 9, тр. 1]. Это уже общие формулы, указывающие менее определенные обстоятельства. Кроме канона из той же службы взяты и стихиры на «Господи, воззвах» [ср.: свт. Петру стихиры на хвал.]. Можно считать, с некоторым сомнением, самостоятельной «Славу» на «Господи, воззвах». Мы встретим ее в следующей рассматриваемой нами службе. Быть может, собственным творением являются стихиры на стиховне со «Славой», едва ли не заимствованной откуда-то: «советы злославныя еретичества разсыпал еси». Несомненно, самостоятелен тропарь и кондак с икосом. Седален по песни 3 взят841 из службы свт. Леонтию. Таким образом, неизвестный составитель842 службы переписывает в конце XV века канон и стихиры епископа Прохора.843
Служба святителю Иакову Ростовскому
Служба четвертому ростовскому святому, Иакову, 27 ноября († 1392),844 в день вмч. Иакова Персянина, составлена по многим источникам – вряд ли в ней есть что-либо самостоятельное Голубинский845 отмечает, что житие свт. Иакова, единственного из канонизованных на Соборе 1549 года святых, не обретается. Однако архиепископ Сергий846 указывает житие у митрополита Макария под 12 февраля847 и, кроме того, отмечает две даты празднования: 22 ноября и 7 февраля.848 Закрепление памяти за настоящим днем произошло, очевидно, по дню ангела Святого – вмч. Иакова Персянина. Служба свт. Иакову появляется в рукописях XVI века. В ней стихиры на «Господи, воззвах» первые – из Общей Минеи; ины – взяты из хвалитных свт. Петру на 21 декабря [2-й ряд стихир на хвал.], использованные уже и в службе свт. Игнатию, 28 мая [стихиры на Г. В.]; из этой последней службы взята «Слава» на хвалитех [ср. свт. Иакову стихиру 4 на хвал.]. На литии поставлены стихиры [2, 3 –] хвалитные свт. Николаю; «Слава» к ним из службы свт. Игнатию [стихиры на стих.]. Стихиры на стиховне, несомненно, взяты из службы кому-то из святых отцов Церкви (об отгнании тьмы ересей [стихира 1]); «Слава» к ним – из Общей Минеи [служба преподобномученику, стихира по пс. 50]; седальны – из службы свт. Леонтию (23 мая); стихира по 50-м псалме – опять-таки из службы свт. Николаю; седален песни 3 – из служб свтт. Леонтию и Игнатию, откуда [из службы свт. Игнатию] взят и светилен 1; а 2-й – из службы свт. Леонтию; из службы же свт. Игнатию взяты и стихиры на хвалитех. Что же касается канона, то и он заимствованный: он, по песни 9, типично Иосифов: в переводном на греческий язык изложении эта песнь даст имя прп. Иосифа:
[п 8, Богородичен] | Священно (лепно) | Ἱεροπρεπξς |
[п. 9] | Яко | Ὡς |
Плотию | Σαρκί | |
Земля | Ἡ γή | |
Глас | Φωνή |
И действительно, канон обретается в службе прп. Вуколу Смирнскому, 6 февраля. На выбор этого именно канона, несомненно, повлияло то, что празднование свт. Иакову было, по указанию преосв. Сергия,849 7 февраля, на день позже Вуколова, ближайший текст и был использован. Стиль переложения канона страдает неясностью изложения. Оригинальными во всем каноне являются лишь один тропарь – 3-й, песни 4, и Богородичен песни 1.850 В тексте иногда автор меняет выражения оригинала, например: у прп. Вукола: «Путь показал еси жизни всем прельщенным от врагов навета» (п. 3, тр. 3), у свт. Иакова «Путь обличил еси, мудре, всем прельщенным нечестиваго искушения»; у прп. Вукола: «Святителю преславне» (п. 4, тр. 2), у свт. Иакова: «Святителю пресловущий»; у прп. Вукола851 «Мерзкий победися твоими священными словесы Маркион и изринеся всякаго безместия» (п. 5, тр. 3), у свт. Иакова: «Мерзкий низложен бысть твоими священными словесы Маркиан и изгнан бысть ради всякаго безместия». В данном случае эта вставка «ради» спасает смысл тропаря, неудачно переведенного в службе прп. Вуколу. Такой же неудачный перевод в каноне прп. Вуколу: «Обладав воздержанием телесе страстьми» (п. 7, тр. 3) передан лучше у свт. Иакова: «Обладав страстьми телесными, пощением». У композитора службы не оставалось места сообщить свое имя: все сплошь было заимствовано. Маркиан – лицо неизвестное в истории.852
Служба святителю Авраамию Ростовскому
Пятая служба – ростовскому святителю, Авраамию, о времени жизни которого существует неразрешенный спор, помещена на день 29 октября – память прп. Авраамия Затворника, друга прп. Ефрема Сирина. Это не осталось без влияния и на составление жития свт. Авраамия.853 По преосв. Сергию854 и преосв. Филарету,855 прп. Авраамий скончался около 1073–1077 гг., по Голубинскому,856 жил в XIV веке – современник прп. Сергия. Служба свт. Авраамию состоит из стихир подражательных. Каждая стихира на «Господи, воззвах» [малой вечерни] имеет в себе основную фразу, взятую из службы прп. Сергию:
стихира 1: «Небесный человек, земный ангел» [ср. стихиру 3 на литии прп. Сергию];
стихира 2: «Светоносный <...> твой праздник» [ср. кан. 1, п. 8, тр. 1 прп. Сергию];
стихира 3: «Взем <бо> крест <твой> последовал еси» [ср. стихиру 1 на Г. В. прп. Сергию];
Слава: «Постом <бо> и бдением изнурил <еси> тело <твое>, темже <и> образ был еси монахов» [ср: тропарь прп. Сергию].
Стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни составлены в подражание стихирам Успению: мода заразительная и доселе.857 Стихиры* [стихира 1] на литии взяты без переделки из службы прп. Сергию, 25 сентября; «Слава» – из Общей Минеи; на стиховне переделаны из той же службы прп. Сергию.858 Канон составлен по методу повторения начальным словом тропаря первого слова ирмоса, что и выдержано до конца даже в Богородичнах.859 Только в ирмосе 1 начальное слово заменено было при исправлениях книг, вместо нашего «Горькия работы» было «Лютыя работы» и в песни 5 у нас860 «От нощи» вместо бывшего «Из нощи», в песни 9 у нас «Живоприемный Источник» вместо бывшего, естественного на слух, «Живоносный Источник». Канон сохраняет исправленные выражения – следовательно, писан он до правки книг. Преосвященный Сергий861 указывает помещение его в Минее 1558 года, и Кадлубовский862 для жития дает дату XVI век. В службе встречаются выражения довольно ранние: «благовониши <душевная> наша чувства» [мал. веч.: стихира 2 на Г. В.]; «память <...> ангелоговейная» [мал. веч.: Слава: на стих.]; «кипарис добровонный» [вел. веч.: стихира 2 на Г. В.]; сокращенные окончания прилагательных среднего рода: «тело <...> лежащо, <...источник> чудес источающо» [стихира по пс. 50]; «две цате» [п. 4, тр. 1]; «восхоте спону тебе сотворити <...> лукавый» [п. 6, тр. 3]; «ученик <Христов> Богословеснейший» [п. 7, тр. 3].863 В стихирах на хвалитех содержатся также выражения из текстов службы прп. Сергию: «многи скорби, но сладок рай» [стихира 2 на хвал. – ср. прп. Сергию: вел. веч.: стихира 5 на Г. В.]; в икосе шесть «Радуйся» с припевами из этой же службы.864 Очевидно, служба составлена была под большим влиянием известной уже службы прп. Сергию во 2-й пол. XV века кем-то из ростовских иноков. Голубинский865 говорит, что была и вторая служба, где находятся «усвоения»866 из службы прп. Сергию. У нас, очевидно, служба составлена из двух. Голубинский867 в специальном экскурсе о свт. Авраамии указывает, что Следованная Псалтирь митрополита Даниила (1522–1539) под 29 октября называет свт. Авраамия игуменом Богоявленского монастыря в Ростове в XIV веке.868 Сравнение Святцев показывает, что имя его внесено в конце XV века.869 Преосвященный Филарет870 утверждает, что житие свт. Авраамия было составлено, вероятно, при вел. кн. Всеволоде († 1212) при открытии мощей Святого. Служба несколько раз упоминает о мощах [мал. веч.: Слава, на Г. В.; Слава: на стих.; вел. веч.: Слава: на Г. В.; стихира по пс. 50, светилен], в тропаре также говорится о них. Списки канонизованных на Соборах 1547 и 1549 годов не числят в себе имени свт. Авраамия, тогда как в них включен свт. Иаков Ростовский. Правда, Соборы не включают и имен свт. Леонтия и свт. Исаии, но почитание их было задолго до Соборов. Нужно думать, что почитание свт. Авраамия в то время было местным. Оно основывалось на ведомом ростовцам житии Святого, нашедшем полное отражение в службе ему. По ней свт. Авраамий является просветителем Ростовского края, поражающим идола Велеса жезлом Богослова Иоанна (сед. [по полиелеи]), заключающим беса, оклеветавшего его перед «тогда владущим <благоверным> князем Владимиром» [п. 6, тр. 3]. Частые традиционные ссылки на особое заступничество ап. Иоанна Богослова представляют собой, по нашему мнению, традицию Севера иметь своего первоапостола, по образу Киева. Новгородское творчество следует этой традиции.871 Святитель Авраамий, с другой стороны, прославляется в службе как подвижник, собравший множества монахов: этим объясняется такое обильное заимствование из службы наставнику северных иноков – прп. Сергию. Неупоминание об агарянах и исмаильтянах в каноне отводит написание службы к концу XVI* [XV] века или начале XVII [XVI] века.872 Автор украшает канон простейшим рисунком по образцу славянских служб.
Служба святителю Арсению Тверскому
Святитель Арсений Тверской († 1409, 2 марта) получил празднование памяти рано: Устав 1438 года отмечает ее.873 Канонизован он был на Соборе 1547 года. Житие его, служба и канон были составлены в 1483 году иноком основанного свт. Арсением Желтикова монастыря, [иером.] Феодосием,874 при архиепископе Вассиане,875 который при открытии мощей876 закрепил празднование ему.877 [Иеромонах] Феодосий пользуется образцами, ему известными,878 приноравливая содержание их к своей теме. Стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах» взяты879 из общей службы святителю. «Слава» и стихиры на литии вряд ли Феодосиева творения; то же можно сказать о тропаре и кондаке. Службу пишет он, чувствуя влечение прославить и свт. Феодосия, имя которого он носит: свт. Арсений вышел из Киевской лавры и в Твери построил храм преподобных Антония и Феодосия (см., икос и сед. по полиелеи). Кондак отмечает совместно с тропарем* [икосом], очевидно, позднейшее перенесение мощей при патриархе Никоне.880 Несомненно, произошло слияние двух служб.
Стихиры дают много житийного материала, иногда даже в форме речей и обращений (Слава: на стих). Стихиры на стиховне* [на хвалитех] обычные, подобен «Киими похвальными венцы». Канон имени автора не дает, но надписан «Святаго Христова святителя Арсениа похвалити разум, Боже мой, даруй ми». В каноне всего 32 тропаря с Богородичнами, надписание же числит 58 букв. Порядок надписания не соблюден, и фраза стоит оторванным благочестивым выражением, с каноном не связанным. Очевидно, [иером.] Феодосий видел уже переводные и русского творения службы с акростишными канонами, не сохранившими своих узоров после перевода Пахомиевы краесловия уже были составлены, но искусство составления их не всем давалось. [Иеромонах] Феодосий воспользовался здесь службами сербским святым – свтт. Савве и Арсению Из службы свт. Савве взяты им: две стихиры на литии, три* [два] седальна и стихира по 50-м псалме, надписание канона, тропари канона: песни 1 – целиком, песни 3 – первый, песни 6 – второй [ср. п. 5, тр. 3 свт. Савве]. Стихиры 1 и 2 на хвалитех взяты им из службы свт. Арсению, 28 октября [стихира 2 на стих.].
Виноградов881 приводит надписание* [послесловие] древней службы Святому: «В лето 6991 (1483) при державе <...> великого князя Михаила Борисовича <.> по благословению <...> священно-епископа Вассиана Богом спасаема града Тфери <... съставлен бысть сии> канон и стихири <... в обители... на> Желтикове <... рукою> многогрешнаго инока Феодосия». Служба была составлена, по-видимому, не сразу целиком: малой вечерни в ней нет, но лития поставлена – вероятно, что она была позднейшим, единственным добавлением, сделанным в Твери после соборного постановления «<пети и> праздновати в Твери»882 ему или же после вторичного переложения мощей. Все остальные стихиры составлены по подобнам святительским, литийные же надписаны: «самогласны». Их строение отличается тем, что каждая из них состоит из двух или трех фраз, по смыслу почти не связанных между собой, тогда как «Славы», обширные по размеру, представляют связное изложение житийных подробностей. Святой Арсений – «любитель монахов», гнушающийся неуставнаго (стихира 1 на Г. В.* [стихира 1 на стих.; ср.] тропарь). Прославляется он как строитель обители (п. 8, тр. 1 и др.). В кондаке заметно знакомство со службой прп. Сергию: «И мы ныне, твоея ограды словесныя овцы, <...> любезно вопием ти: не забуди чад твоих, отче, ихже мудре собрал и возлюбил еси». Праздник чисто тверской: «град Тферь» [Слава: на литии, икос], и земля Тферская возвеличиваются, Русская земля и власти только раз поминаются (тр. 1, п. 7).
Служба святителю Иоанну Новгородскому
Собором 1547 года канонизован был и свт. Иоанн,883 в схиме Илия, Новгородский архиепископ († 1185), с празднованием 7 сентября. Уже в XV веке при архиепископе Евфимии (1429–1458) было установлено в Новгороде празднование Святому, мощи которого открыты были в 1439 году, 4 октября, т.е. когда иеромонах Пахомий Серб прибыл уже в Новгород.884 Было бы естественно ожидать его службу в прославление Святого, однако служба не его руки. Ее можно определить как более древнюю. Возможно, что дату прибытия иеромонаха Пахомия надо отнести к более позднему времени, уже по открытии мощей Святого. Принятый сразу же ласково архиепископом Евфимием,885 иеромонах Пахомий сочиняет житие и службу прп. Варлааму Хутынскому,886 мощи которого открыты были спустя 15 лет по написании службы иеромонахом Пахомием. Потому-то и естественно было бы ждать от иеромонаха Пахомия составления службы сначала нашему Святому. Преосвященный Сергий887 и архим. Леонид888 называют автором канона свт. Иоанну какого-то Иннокентия,889 которого нет ни у преосв. Филарета,890 ни у преосв. Евгения.891 Можно думать по виду службы, что она древняя: в ней нет литии, упоминается несколько раз «нахождение* [пленение] ратных [» (Слава: на Г. В.); «]варварское пленение, и междоусобная брань, и огненное запаление [» (тропарь); «]варварское негодование [» (п. 3, Богородичен); «]поганых нахождения» [п. 8, тр. 3]; испрашивается «хоругви православной помощь на враги» [п. 9, тр. 2].
30-е годы XV столетия в истории Новгорода не были очень спокойными892 из-за возможности войны с Ливонией; в городе появлялись еретики. Автор службы – новгородец и современник иеромонаха Пахомия, не успевший искуситься его умением Новгород называется неизменно Великим, в обращениях употребляется «мы <...>, чада твоя» [п. 5, тр. 1; ср.: п. 4, тр. 1]. Упоминаются мощи Святого [стихира 3 на Г. В., тропарь]. Стиль службы отмечает не искусность автора в писании, канон составлен несоразмерно: некоторые тропари размерами больше доброй стихиры (см. пп. 5, 6, 9), ирмосы несоразмерны тропарям. Тропарь Святому послужил образцом для составления тропаря Владимирской иконе Божией Матери в первой его половине.893 В стихирах и каноне проскальзывают элементы из жития Святого – устроение храмов [п. 4, тр. 1]; поездка его в Святую Землю894 [п. 5, тр. 1]; перенесение мощей (тропарь и кондак). Канон не надписан и без краегранесия. В Богородичном песни 4 канона упоминается о каком-то церковном смущении и помещено моление: «еретиков уста загради, возлюбивших огнь вечный* [негасимый]». Последнее замечание не является определением содержания ереси – из него вырастает молитва об освобождении [от] огня вечнующего православных. Автор знает местные религиозные волнения своего времени, и Богородичен песни 4 отражает это. Кто был Иннокентий, названный автором канона и службы, определить с точностью невозможно. Служба прп. Дмитрию Прилуцкому составлена в XVI веке Иннокентием, но нет данных отождествлять этих двух Иннокентиев.895
Служба святителю Ионе Новгородскому
Собор 1549 года канонизовал и Новгородского свт. Иону († 1470),896 много потрудившегося в деле составления служб русским святым и в строительстве храмов. Служба ему, 5 ноября, отмечает: «песньми же похваляя чудеснаго Варлаама и Савву, Евфимия же со Ионою митрополитом» (сед по 2 стихосл.). Все эти службы были написаны при архиепископе Ионе, использовавшем талант все того же иеромонаха Пахомия Сербина. Книга (*)«Житий святых» (изд. 1764 г.) говорит в повествовании об архиепископе Ионе: «Иоанн (Иона) нача подвиг в пустыни Отня..» Став архиепископом Новаграда, он «понуди Пахомиа каноны и жития писати»: прп. Варлааму, св. кн. Ольге, прп. Савве Вишерскому, митрополиту Ионе, за что «одари Пахомиа многими дарами». Мощи архиепископа Ионы почивали открыто, но в 7062 (1554) году были перенесены, и инок Отней пустыни, где начал подвиг свт. Иона, Зиновий, составил на перенесение мощей слово.897 Архиепископ Филарет898 называет инока Зиновия, сосланного в Огню пустынь и там «благодушно подвизавшегося для Господа», «учеником Максима Грека».899 Голубинский900 предпочитает думать, что инок Зиновий был философом-самоучкой, написавшим свое «Истины показание» в обличение еретиков, да еще слово похвальное на открытие мощей свт. Ионы и, также, в честь свв. кнн. Михаила и Феодора Черниговских.901 Однако нам кажется, что инок Зиновий подвизался для Господа и на поприще литургического творчества – в области составления служб или канонов Рассматриваемая нами служба свт. Ионе, по нашему мнению, принадлежит ему.902 По преосв. Филарету,903 «Нифонт, постриженник Антониева монастыря», написал в 1598 годe «Воспоминание о св. Ионе архиепископе Новгородском и повесть о чудесах его, с службой». В нашей службе житие Святого имеет отражение, но о чудесах его нет ничего. Очевидно, эта написанная позже служба была параллельной нашей, с ней не слившейся. Дань Отенского инока своему предшественнику по подвигам в той же обители, эта служба прославляла и архипастыря области, где лежала обитель; писана служба была, вероятно, ранее перенесения мощей. Она была первой и единственной, по всей вероятности, писанной иноком Зиновием. Служба начинается малой вечерней, и стихира 1 ее начинается как бы первыми словами заглавия труда инока Зиновия «Истины показание» (взятыми из стихиры общей службы исповедникам) в стихире – «Водружение истины». Прочие стихиры также навеяны этой общей службой. Сосланный в Отню пустынь инок Зиновий намеком отмечает свое положение, облекая его в форму молитвы: «Самодержавных государей на милосердие и тихость прелагающа и противныя примиряюща» [мал. веч: Слава, на Г. В.]; «И самодержцы почтоша тя, <...> присно благопослушны бываху преподобию твоему» [вел. веч: Слава: на стих.]. Стихиры писаны по образцу стихир свт. Николаю,904 тропарь начинается несколько измененным началом тропаря свт. Николаю, ставшим общим святителям: «Исправление веры и образ кротости» Стихиры на стиховне малой вечерни повторяют в свободном изложении стихиры свт. Николаю на стиховне [великой вечерни],905 стихира по 50-м псалме – также.906 Стихиры передают свои выражения канону, в точности иногда повторяющему их. Из житийного материала в службе почти ничего нет: единственное – указание на пророчество прп. Михаила Клопского ребенку Иоанну о его будущем служении Церкви [п. 1, тр. 3]; отмечено и поставление его рукою митрополита Ионы [тр. 2], храмоздательство [п 4, тр. 1, 2, п. 7, тр. 1–3] и забота о составлении служб русским святым [п. 4, тр. 3; п. 5, тр. 3] в его управление Новгородской епархией. В этом заметна рука новгородца, знающего новгородское предание. Отсутствие житийного элемента и хвалебный характер службы позволяет думать, что инок Зиновий составил службу еще до открытия мощей: в песни 6 канона говорится о соблюдении тела «во многа лет [а» (тр. 3) «]в честней храме» Святого [тр. 1], не упоминая о событии открытия мощей. Канон надписания не имеет, нет над ним и указания автора, но в акростихе по слогам в песни 6* [песни 7] канона оно отмечается: Зи(ждеши)
Но(ву обитель)
Ви(ноград)
Е(дину всесвятую),
т.е. ЗИНОВИЕ907
Нам кажется возможным по указанным признакам утверждать принадлежность этой службы руке инока Зиновия. Праздновать положил архиепископ Новгородский в период между 1568 и 1572 годами, когда сгорел храм в Отней пустыни, но мощи остались целы.908
Такое наше утверждение может быть подкреплено и не раз уже встречавшимися случаями написания службы составителями жития или похвального слова святому. Процесс такого совместного написания понятен, как и со стороны удобства заодно составить похвалу и молитвенное прославление, так и со стороны сочетания того, что входило ранее в состав службы в качестве отдельного чтения с самой службой. Житие ранее читалось как составная часть службы. Наши Минеи утеряли сохранившуюся в греческих практику помещения кратких житий в службах по песни 6 канона. Это зачастую помещается у нас вкратце в кондаке и икосе.909 Но главный материал ушел у нас в особые книги проложных чтений. Книги эти не везде имелись, и потому наши службы утратили чтения их в богослужебной практике. Составление житий и служб во времена митрополита Макария стало делом разных писателей, составлявших то одни, то другие, но все же и при нем часты случаи совместного составления их, например, игумен Маркелл и, здесь, инок Зиновий
«Труды автора “Истины показания” доселе не все приведены в известность», говорит Ключевский.910
К статье Никольского,911 например, приложено Зиновиево сказание о Софии Новгородской, долго укрывавшееся от внимания ученых.
В «Православном собеседнике» 1859 года, в томе 2, помещены: «Слово черноризца Зиновия о преподобием Савватие, иже в отоце Соловецком, сущем в окианьстем море»,912 и его же «Слово похвально на освящение церкви и на перенесение честных мощей преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев в лето 7064»913 (1556), и там же, под 17 апреля, слово на память прп. Зосимы.914 В томе 3 того же года находится и «Черноризца Зиновия слово на память преподобнаго и богоноснаго отца нашего и чюдотворца Савватия, (иже в монастыре) сущем понта окияна Соловецкаго отока. Евлогисон Патер».915
«В нашей академической библиотеке много книг, в которых после надписания статьи стоит “благослови отче” или “евлогисон патер<а>”».916 Такое надписание означает обращение писца-монаха, даже заочное, к архимандриту или игумену за благословением на труд писания.917 Не лучше ли предположить, что так могли обозначаться разделы для чтения за богослужением или в трапезной?
«Весьма вероятно, что <ему>918 принадлежит» и составление этих слов.919 Эта вероятность подтверждается фактом, приводимым Голубинским:920 «празднование <обоим>921 установлено <...> до 1540 года». В одной из новгородских церквей был освящен придел во имя Преподобных. На это освящение инок Зиновий и заготовлял свои похвальные слова.
Служба святителю Филиппу Московскому
В 1579 году умучен был свт. Филипп, митрополит Московский. Мощи его оставались в Тверском Отрочем монастыре до 1591 года, когда перенесены были в Соловецкий монастырь,922 которого игуменом он раньше был. По архиепископу Филарету,923 это перенесение состоялось в 1584 годау при игумене Иакове. Тогда же инок соловецкий Пафнутий составил житие Святого924 и в нем описал как мученическую кончину, так и перенесение мощей в Соловецкий монастырь. Прославление началось тогда же и положено было на день 9 января.925 В 1652 году, по настоянию митрополита Никона, ставшего вскоре патриархом, мощи свт. Филиппа перенесены были в Москву: это событие положено было праздновать 3 июля.926 «Собрание Государственных Грамот» помещает «Молебное Послание <(в списке) > Государя Царя Алексея Михайловича к мощам Святаго митрополита Филиппа...».927 Протоиерей Дебольский928 указывает, что на эту память составлена была служба патриархом Иосифом I, что вряд ли верно, ибо престарелый патриарх уже скончался ко времени перенесения мощей. В наших Минеях службы на тот и другой день одинаковы. В них можно обрести остаток прежней,929 быть может, Пафнутиевой, службы и дополнения, внесенные по перенесении мощей в Москву. К первой части можно отнести: малую вечерню, две стихиры на литии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны, стихиру по 50-м псалме, один канон, светилен и стихиры на стиховне.930 Эти песнопения прославляют свт. Филиппа в общей форме. Один из канонов взят из Общей Минеи и второй – из службы свт. Стефану Новому, 28 ноября.931 О кончине Святителя говорится кратко и сдержанно, «кротко царя умоляя» [мал. веч.: стихира 2 на Г. В.]; «царя <же> и люди научаеши апостольским и отеческим преданием последовати: и от разделения царства и злато начинания престати повелеваеши, и прещеньми, по власти от Бога данней тебе, мужественне запрещавши» [стихира 3 на литии]; «ревностию царя удивив» [стихира 2 на стих.]; «разумно изъобличив начальствующыя» [п. 5, тр. 2]; «ярость самодержавнаго на кротость преложити тщался еси и к прещением царевым непреклонен отнюдь был еси» [п. 6, тр. 2].
О чудесах при мощах упоминается в каноне только дважды [п 7, тр. 3, п. 8, тр. 1], нет прославления ни града, ни обители. В каноне, писанном с краегранесием по алфавиту (нарушенному в п. 5, тр. 1 перестановкой слов), встречаются старинные слова: «яко остном сречеми» (п. 4, тр. 1); «на среду приводя» [п. 5, тр. 2]; «Ятро <...> уврачил еси» (п. 8, тр. 1); «Тело <же> твое соблюде невредимо от боков земленых» (тр 2); «День* [время] нашего веселия и натрижнения наста» (икос). В песнях 8 и 9 находятся отзвуки истории: «Шатания и брани междоусобныя, <...> востания языков [» (п. 8, тр. 3), «Нахождение варварское!» (Богородичен)] и «свирепство» [п. 9, тр. 3]. Автору известны, по-видимому, и война со Швецией при Феодоре Иоанновиче, коснувшаяся и Севера, и боярские раздоры.
Вторая часть службы – добавление московское при патриархе Никоне «Царствующаго града Москвы великое удобрение, Российское утверждение» (стихира 1 на Г. В.); «Града нашего стена необоримая» (стихира 2); «Радуйся и веселися, славнейший граде Москва, <...> обстояще <...> твою раку» (Слава), «Возвратился еси в царствующий град Москву» (стихира 1 на литии); «Подобает царствующему граду Москве Филиппа везде имети архиереа, яко некую утварь царскую» (Слава, на литии – ср. свт. Арсению Сербскому932). Добавления эти не мог сделать скончавшийся 15 апреля 1652 года патриарх Иосиф – сделаны они были позже: «Возвратился еси в царствующий град Москву» (стихира 1 на литии). Кто составил службу в ее московской части, остается неизвестным.
Служба Трем Святителям Московским
В 1596 году повелением царя Феодора Иоанновича при патриархе Иове933 установлен был праздник, 5 октября, Трем Святителям Московским, Петру, Алексию и Ионе,934 к ним в 1875 году был прибавлен и четвертый святитель – Филипп. Похвальное слово и канон составил кн. Симеон Шаховской, содержавшийся в Чудовом монастыре935 за четвертый брак и какие-то политические проступки около 1620 года.936 В (*)Супрасльском каноннике, перепечатанном при патриархе Иосифе, канон Трем Святителям тот же, что и у нас. Стихиры этой службы в большинстве заимствованы: на малой вечерни на «Господи, воззвах» – три из Общей Минеи [служба преподобным]; на стиховне – тоже обычные: «Доме духовный* [Евфрафов]»; стихиры первые [1, 2] на «Господи, воззвах» – из Общей Минеи [служба святителям]; три особые, как и литийные. «Слава, и ныне» на литии составлены по стихирам Трем Святителям, 30 января; на стиховне – из службы свт. Арсению Сербскому, 28 октября; тропарь – по подражанию Трем Святителям, седальны – из их же службы; стихира 3 на хвалитех [свт. Ионе] – из службы свт. Ионе, 15 июня; стихира 4 [свт. Филиппу] – из службы свт. Филиппу [стихира 1 на хвал.]; «Слава» – из Общей Минеи Канон оставляет впечатление переработанного из какого-то иного канона. И действительно, на день 5 июля прп. Афанасию Афонскому положен Богородичный канон: его-то и переделали на наш. В каноне много указаний на переживаемые времена: «от лютыя нужды и бед спасите нас» [п. 1, тр. 1]; «от варварскаго нахождения [» (тр 3); «]тяжкими варварскими находы истязаемым» [п. 3, Богородичен]; упоминаются «междоусобный брани [» (п. 5, тр. 1); «]смерть и тля и варварское пленение, <...> и огненное западение» [п. 6, тр. 1]. Москва именуется один раз в каноне (п. 3, тр. 1), и в песни 6 [тр. 2] автор называет ее «град наш». Конец XVI и начало XVII веков вполне подходят под указанные определения характера времени. По преосвященному Филарету,937 Шаховской составил лишь канон, добавления же, возможно, сделаны кем-то иным. митрополит Макарий938 делает интересное указание– служба «неизвестно<го>» – «не Гришкою ли Отрепьевым»? – похвалявшегося, что он составил похвалу Святым.
Служба святителям Гурию и Варсонофию
В начале XVII столетия свт. Гермоген, в бытность свою митрополитом Казанским, составляет службу [на 4 октября] с каноном, украшенным краесловием, в честь свтт. Гурия († 1563) и Варсонофия Казанских. Указание на составление именно им службы обретается только у архим. Леонида.939 Этого указания нет в исчерпывающей статье Мансветова.940 митрополит Макарий941 пишет просто: служба «неизвестного». Внутренние данные службы позволяют сделать вывод, вполне подтверждающий сообщение архим. Леонида. митрополит Казанский Гермоген составил сказание об обретении мощей Казанских святителей,942 он же составил жития их.943 Святитель Димитрий Ростовский позже также составил службу святым Казанским,944 о чем у преосв. Филарета нет ничего. Многие признаки того, что наша служба принадлежит руке свт. Гермогена, заключаются в нашей службе. Житие составлено «по повелению царя Феодора Иоанновича и <по> благословению патриарха Иова <первым> Казанским» архипастырем [Гермогеном], будущим патриархом.945 Почти все это подтверждается службой, составленной позже, имеющей в каноне своем подпись составителя в описательной форме, безымянно. Служба, прежде всего, писана в Казани: «граду нашему Казани похвала и утверждение» (кондак свт. Варсонофию). Писана служба в обители Преподобного: «молися о граде и <о> святей сей обители, ейже был еси первый зда<тель>» (стихира 4 на Г. В. [, свт. Варсонофию]). Кроме того, Богородичен песни 5 второго канона говорит о поклонении честней иконе Божией Матери. Это необычно в Богородичнах канонов и могло быть написано только в месте празднования и пребывания чудотворной иконы – здесь Казанской, прославленной тем же автором службой в ее честь Стихиры и канон постоянно упоминают о мощах Святых, и притом в тех же выражениях, которые находятся в житии, составленном Гермогеном, митрополитом Казанским, открывшим мощи Святых с архим. Арсением.946 В (*)«Житиях святых» (изд. 1764 года) читаем выражение947 «и открывши гроб свт. Гуриа, обретши его полн благоуханного мира, тело же его верху мира яко губа ношашеся цело» – ср: «К тридесятем два лета948 землею покровено бысть честное тело твое, Ссвятителю Гурие, > и обретеся рака мощей твоих полна мира благовоннаго <...> тело же твое честное аки губа верху мира ношашеся» (стихира 2 на Г. В.). Об этом пишет очевидец: «Видехом и почудихомся <...> целы <бо> и неразрушимы обретошася честныя <твоя> мощи» (кан. 2, п. 3, тр. 2). Писана служба, следовательно, после обретения мощей в 1595 года. Отражение обстоятельств времени более позднего, чем относительно спокойный 1595 года, находится в канонах и в стихирах: «Не предаждь нас в руки поганых» (стихира 2* [стихира 3] на литии); «Спаси от бед и <от> клеветы злых человек раб твоих» (кан. 1, п. 3, Богородичен); «Подати христолюбивому царю нашему здравие и на враги победу» (кан. 2, п. 4, Богородичен); «Благочестивому царю нашему на враги победу даруй, и сопротивных советы разори, и от междоусобныя брани избави, и клеветников челюсти сокруши» (кан. 1, п. 5, Богородичен); «Правоверно чтущаго тя самодержца и люди, <и> иконе твоей святей любезно покланяющыяся <...> спаси, и клеветы злых человек избави» (кан. 2, п. 5, Богородичен); «Низложи вражия силы под нозе нашему благоверному царю и тишину неизглаголанну устрой ему» (кан. 1, п. 9, Богородичен). В тропарях канона встречаются моления об умирении и прекращении междоусобной брани [кан. 1, п. 5, Богородичен; кан. 2, п. 9, тр. 1]. Несомненно, что служба писана уже не при Феодоре Иоанновиче, а при Борисе Годунове, в правление того же, при двух царях, патриарха Иова. Две службы отдельные – свт. Гурию и свт. Варсонофию – слиты в одну. Два ряда параллельных стихир, два отдельных канона им соединяются тем, что находятся в службе и песнопения общие двум Святым тропарь малой вечерни (писанный по тропарю Трем Московским святителям), стихиры на литии, на стиховне великой вечерни, седальны, стихира по 50-м псалме, две хвалитных стихиры. Над канонами не читается надписание, указаний на автора также нет, но для нас нет сомнения в том, что автор задумал и исполнил краесловие, остающееся скрытым из-за того, что нет указаний ни на «червленые словеса», ни на «внимай..». Краесловие не дает имени автора, но положение его ясно обнаруживается в следующем выражении:
Канон | Песнь | Тропарь | |
1 | 1 | 2 | Повелением Самодержца благочестиваго царя и Великаго князя |
Богородичен | Бо(жия) | ||
2 | 1 | 1 | И(же) |
2 | С(вятителю) | ||
1 | 3 | 1 | А(дама) |
4 | 2 | Благословением крайняго святителя | |
3 | Иова | ||
2 | 4 | 1 | Патриарха |
1 | 5 | 1 | Архиерей сый |
2 | Ныне | ||
8 | 2 | Новопросвещенному граду Казани | |
3 | Пастырский жезл прием | ||
9 | 3 | Благодарственныя песни принесем | |
2 | 9 | 3 | Царю сил вышних949 |
Этот акростих сводится в одно выражение в тропаре (кан. 1, п. 6, тр. 2): «Божиим смотрением, и святительским благословением, и царским повелением, рукою моею недостойною приносимое вашым трудам похваление <... > не отрините, но приимите». «Архиерей сый, архиереем нашым в молитвах способствуй» (кан. 1, п. 5, тр. 1) – обращение автора-архиерея. Казанский архипастырь митрополит Гермоген сам прославил Казанских чудотворцев этой составленной им службой и об этом свидетельствует в каноне, сообщая об обстоятельствах и времени написания его.950 В службе весьма мало заимствований: стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах» малой вечерни написаны под влиянием стихир прп. Сергию, 25 сентября;951 тропарь – по Трем Святителям.952 В светильне употреблено выражение, встречавшееся в службах новым святым.
Эта служба – образец самостоятельного творчества доброго русского писателя, владеющего хорошим славянским изложением, по временам уклоняющегося к современным ему русским выражениям: «Святители возсиявшыя напоследок лет» (мал. веч.: Слава: на Г. В.; [ср.] славянское «в последняя лета»), «трудолюбезно» [вел. веч.: стихира 4 на стих.], «всенародное множество» [вел. веч.: стихира 3 на Г. В.]. Еще употребляется двойственное число, прилагательные с краткими окончаниями, причастия вместо деепричастий, «саном почется» [кондак свт. Варсонофию]. Это время можно назвать началом внедрения в старославянский язык руссицизмов. Начало XVII века дало толчок к исправлению наших книг, к переложению их на славяно-русское наречие.
* * *
Голубинский Канонизация № 17 с. 68* [с. 67, 382–]383 Грамота от 1339 года патриарха Иоанна Калеки о прославлении [свт Петра]
Духовная литература, I [№ 66 с.] 98 [см. также выше, на с. 123]
Васильев В. История канонизации с. 84 служба составлена еп. Прохором в [1327 году с. 85–86 а «в] 1339 году [последовала другая канонизация»] с политической целью – возвышения Москвы. митрополит Феогност искал подтверждения канонизации у патриарха Константинопольского [Иоанна XIV].
Голубинский История, II(1) первое житие не еп. Прохора, ибо о нем самом говорится в 3-м лице, а неизвестного, второе житие – Киприаново, после 1390 года (с. 98). Святитель Петр к лику святых причислен через 13 лет [«после своей кончины»] (с. 143), тогда как еп. Прохор скончался через 2 года после Святителя, Филарет Жития святых, XII [с. 483,] примеч. 329 «<По> рукописному сборнику <служб> 1698 года, надпись над службою св. Петру <на 21 декабря> (она же <и> в Минее) <говорит> “писа же смиренный митрополит Киприан тояж митрополитополья”»
[См. ниже, на с. 226]
Было «князю»
Было «князя»
[Кроме Богородичное]
[Ср. кан 1, п. 9, тр. 3 свт Петру]
[Без полного совпадения]
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 384], Викторов Описи рукописных собраний № 55 с. 182* [с. 162] житие в сборнике XVI века, Никольский А. Рукописи Синода, I [№ 448] с. 141. Канонник XVIII века канон свт. Стефану [№ 796] с. 339 в сборнике избранных служб на 15 декабря служба свт. Стефану Сурожскому № 38 с. 10. Евангелие церкви Введения и Стефана Сурожского XV или XVI века.
История, II(2) с. 585, примеч. [2]
Филарет Духовная литература, I [№ 74 с.] 110
Ключевский Древнерусские жития житие писано митрополитом Киприаном (с. 82) Служба на преставление митрополита Петра писана [митр] Киприаном же (Синодальный сборник № 637), пользовавшимся житием, писанным епмскопом Прохором (с. 83 [и продолжение примеч. 1 к с. 82])
Калайдович, Строев Рукописи Толстова с. 178* [с. 182 Отд 1] ркп. XVI века житие свт. Стефана Сурожского (№ 292 [/31] л. 170) «Житие и жизнь < > Петра Архиепископа Киевьского и всея Русии» ([№ 292/33] л. 184). Такое близкое расположение двух житий может служить намеком на сближение и служб в XVI веке. Там же с. 498* [с. 501 ркп] XVI в «декабря 15 служба св. исповеднику Стефану Архиепископу Сурожскому» (№ 364 [/31] л. 308) и житие его ([№ 364/32] л. 315) конца XVI или начала XVII века. Строев [Название исследования не указано] с. 312*, Филарет Духовная литература, I [№ ] 91 [с. 137] Макарий Прилуцкий в XV веке писал о чуде у гроба свт. Стефана Сурожского.
Сергий Месяцеслов, I (1875 г) с. 158 [= изд. 1901 г с. 215] служба в Минеях начала XVI века.
[См. выше с. 109 и примеч. 1, 2 подобное в службах свт. Николаю (6 декабря) и ап. Андрею (30 ноября)].
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 369] 26* [28 ноября. В современной Минее нет.
Исключение составлял свт. Феодор (†1394), первый архиепископ Ростовский (до него были епископы), племянник прп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Память его чтилась в XV веке, и на 28 ноября положена не сохранившаяся в Минее служба. Титов Рукописи Вахромеева с. 181–197 текст службы.
Барсуков Источники агиографии с. 207* [с. 227, 323] [мощи свт. Исаии] перенесены в новый собор в 1231 году.
Филарет Духовная литература, I [№ 34 с.] 51
Житие свт. Исаии Ростовского с. 432
Голубинский Канонизация № 38 с. 80
Филарет Жития святых, V 15 мая «Он окончательно низложил язычество в Ростовско-Суздальской стороне» [с. 241], ссылка на службу, «составленную или поправленную при царе Иоанне, так как молятся в ней за царя» ([с. 422,] примеч. 226)
Настоящее время.
Васильев В. История канонизации с. 105, Голубинский Канонизация [№ 38.] с. 80
Ундольский Славяно-русская библиография [с. 322] № 356* [№ 3569] одна из служб – на перенесение мощей [св. кн. Александра Невского] 30 августа – издана отдельным выпуском в 1828 году [данное примеч. размещено здесь автором ошибочно (см. то же выше в примеч. 4 на с. 146)]
История, II(2) с. 592.
Никольский А. Рукописи Синода, I № 804 с. 345* [с. 344] сборник XVI века служба есть.
[В общей службе исповедникам – «Слава» на «Господи, воззвах»]
[Стихиры свт. Исайе написаны по образцу их, но самостоятельны]
[См. подробнее ниже, на с. 409–410]
Макарий История, VIII [(3)] с. 3–33<*> [IV(2) (1996 г) с. 28], Филарет История, III с. 205 служба Василия, «панегириста Аллилуи»
Приведено в [публикации] Житие свт. Исаии Ростовского [с. 434–450]
Преосвященный Сергий (Месяцеслов [, III (1901 г) с. 698]) называет его Владимирским
Канонизация № 39 с. 81
Барсуков Источники агиографии с. 207–208* [с. 208] «<В 1480 году архиепископ Ростовский Вассиан (Рыло) в послании <своем к великому князю Иоанну III молитвенно вос>поминает» [чудотворцев] Игнатия наряду с Леонтием, Титов Рукописи Вахромеева № 902 с. 20], примеч] Месяцеслов март-апрель, скоропись XIX века «под 23 марта в числе святых значится пре<д>ставление иже во святых отца нашего Вассиана архиепископа Ростовскаго, преставившегося в лето 6989» (1481), у преосв. Сергия (Месяцеслов], II (1901 г) с. 83–84]) – нет.
Месяцеслов святых [, III с. 401] служба составлена при Иоанне Грозном (ркп Румянцевского музея (с. 596) и у Толстова (Т 2 № 158) XVI век), но Сергий Месяцеслов, I (1875 г) с. 156 [= изд. 1901 г с. 213] служба в Минее XIV века (очевидно, иная)
Он же Месяцеслов], III (1901 г) с. 513]
[Взят за образец]
Леонид Святая Русь с. 158* [с. 160–161 № 617] «Канон-молебен свт. Игнатию – творение Ионы II, епископа Ростовского, XVII век», Булгаков Настольная книга [, I с. 1418] ИонаДумин [, митрополит Ростовский и Ярославский], 1603–1604 гг
Никольский А. Рукописи Синода, I [№ 793] с. 337 сборник XV века.
Голубинский Канонизация № 61 с. 85
История, II(1)* [11(2)] с. 189
Месяцеслов [, II (1901 г) с. 42]
Филарет Жития святых, XI [с. 413,] примеч. 425 [источник, которым пользовался преосв. Филарет (?) –] «рукописное сказание»
[Сергий Месяцеслов, II (1901 г) с. 368 отмечено шесть дат памяти–15 января, 6, 7 и 12 февраля, 22 и 23 ноября]
Месяцеслов [, II (1901 г) с. 37]
[Написан по подобию Богородична п. 1 прп. Вуколу]
По существу, весьма странно звучащий в его службе из-за несогласованности времени жизни прп. Вукола и еретика Маркиона
Филарет Жития святых, XI 27 ноября] с. 355–356] «Какой-то Маркиан возмущал Ростовскую паству <враждою своею против святых икон > человек начитанный и ловкий на слово, он успел образовать секту < > Маркиана выгнали из Ростова “ Избавил ты людей”, – поет Церковь». Преосвященный Филарет неосторожно делает выводы о Маркмане, по выражению нашей церковной службы, – Вуколу, разумеющей (и без оснований) Маркиона.
Кадлубовский Очерки древнерусской литературы с. 42
Месяцеслов [, II (1901 г) с. 336]
[Источник сведений не указан, Филарет Жития святых, X с. 244–245 прп. Авраамий преставился в самом начале XII в «подвиги Преподобного против ростовского язычества начались с 1073 года, а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет»,] Леонид Святая Русь с. 162 [№ 627] † [около] 1077 года.
Канонизация [№ 44] с. 82
См. службу прп. Серафиму Саровскому
[Найдены следующие сходства со службой прп. Сергию, 5 июля в стихирах на стиховне свт. Авраамию Ростовскому тот же подобен («Небесных чинов»), что и прп. Сергию (мал веч стихиры на Г. В.) Совпадают только начальные слова в двух стихирах «Небесных чинов радование» (стихира 2 на стих прп. Авраамию – ср. прп. Сергию, мал. веч. стихира 1 на Г. В.), «Небесный человек явися нам и земный Ангел» (стихира 3 на стих прп. Авраамию) – ср. «Иже на Небеси человека Божия ина земли Ангела суща» (мал. веч. стихира 2 на Г. В. прп. Сергию). В службе прп. Сергию, на 25 сентября, на стиховне тот же подобен («Небесных чинов»), иных сходств не обнаружено].
[См. ниже, на с. 410]
[Т.е. в ирмосах нынешних Миней]
Месяцеслов [, II (1901 г) с. 336]
Очерки древнерусской литературы [с. 42], Соколов М. Редакции жития свт. Авраамия Ростовского [с. 310–311] пространная редакция жития принадлежит иноку ростовского монастыря, старцу Григорию, составившему ее в 1649 году [он дополнил житие, составленное некиим Зосимою в 1553 году], Филарет Жития святых, X [с. 284,] примеч. 386* [примеч. 335] служба при Грозном.
Никольский А. Рукописи Синода, I № 405 с. 125 Минея XVI век, октябрь служба.
[Ср. с икосом прп. Сергию «Радуйся, Авраамие преподобие и Богоносе, небесный человече и земный ангеле Радуйся, Духа Святаго обителище < > Радуйся, целомудрия столпе < > Радуйся, яко от младых ногтей последовал еси Христу Радуйся, светильниче многосветлый, приведыйко Христу монахов множества < > Радуйся, православному отечеству нашему похвала и утверждение»]
История, I(2) с. 773* [с. 772]
Голубинский История, I(2) с. 772* [с. 925 (Дополнения и поправки к с. 773)] житие 1649 года Григория монаха, две службы [примеч. перемещено редактором из главы о прп. Авраамии Смоленском (см. примеч. 2 на с. 196–197), т.к. речь в источнике идет о свт. Авраамии Ростовском]
Там же с. 765–775* [с. 763–775]
[Там же с. 769,] Кадлубовский Очерки древнерусской литературы с. 5
Там же с. 6
Духовная литература, I № [40 с.] 58
См. [ниже, на с. 174,] Иоанн-Илия [возможно Ф. С. указывает на то, что Святитель новгородский носил имя св. ап. Иоанна]
Макарий История, VIII(3) с. 35(*) [IV(2) (1996 г) с. 28], Барсуков Источники агиографии с. 5 служба при Борисе Годунове, наряду с рядом других служб [вернее, наряду со списками одной службы разного времени На с. 4–5 указано 1 сп – XV в, 2 спп – XV–XVI вв, 12 спп – XVI в, 10 спп – XVII в, 1 сп – 1706 г, 1 сп – при Борисе Годунове]
[См. Ключевский Древнерусские жития с. 183]
Филарет Духовная литература, I [№ 105 с.] 155 [–156], Месяцеслов святых [, III с. 7]
Виноградов свт. Арсений Тверской с. 27* [с. 23] в 1654 г мощи Святителя были переоблачены патриархом Никоном, а в 1655 году положены в деревянную раку свт. Филиппа [, в которой мощи свт. Филиппа были привезены в Москву из Соловецкой обители]. В 1734 году заменена серебряной, жертвованной, Калайдович, Строев Рукописи Толстова с. 267 [Отд. 2 № 76/5 л. 129] ркп. XVII века «Месяца июния во 2 день, служба < > на пренесение мощей его Составися праздновати, по благословению <святейшаго> Никона Патриарха < > при Архиепископе Лаврентии Тферском», Ундольский Славяно-русская библиография [с. 313] № 3451 печатная служба [М,] 1815* [1816 , Леонид Святая Русь с. 118 [–119 № 473] служба XVI века.
Голубинский Канонизация с. 544 [Дополнения и поправки к с. 81 и с. 101]
Там же с. 81 № 40
Ключевский Древнерусские жития. с. 433 свт. Арсению Тверскому «канон выписан из службы исповеднику Феофилакту» [, епископу Никомидийскому, 8 марта]. В наших текстах нет буквально никакого сходства.
[с. некоторыми изменениями]
См. примеч. [5 на с. 172]
Свт Арсений Тверской с. 25* [с. 22]
Голубинский Канонизация [№ 7] с. 101
Там же с. 73 № 25
Яблонский Пахомий Серб с. [12,] 13
[Там же с. 15]
Там же с. [16,] 148 служба писана была в 1438 году.
Месяцеслов [, II (1901 г) с. 274]
Святая Русь с. [42–]43 [№ 185]
Вряд ли и Иннокентий, названный составителем службы прп. Пафнутию Боровскому в XVI веке Месяцеслов святых [, I (с. 11),] под 7 сентября указывает также Иннокентия, в особой службе его канон] «есть особая служба, в которой канон составлен Иннокентием»], Леонид Святая Русь с. 42* [с. 43] канон Иннокентия, но приписывали иеромонаху Пахомию.
Духовная литература [, I № 117 с. 172 в источнике указан прп. Иннокентий, «из рода бояр Охлебиных», живший вместе с прп. Нилом Сорским и составивший ему канон]
Словарь писателей духовного чина
Новгородский летописец в лето 6835 (1327) «бысть мятеже Новегороде» (с. 165). Татары в это время Новгорода не тронули, взяв с него только дань [с. 166]. «Корела подведше Немец побита Русь, Новогородцев много» в 1337 году (с. 171)
[Только в начальных словах «Днесь светло красуется славнейший Великий Новград»]
Филарет Жития святых, IX [с. 359,] примеч. 40. «Другое сказание, о путешествии в Иерусалим (на бесе), – произведение известного Василия, написавшего службу св. Иоанну». Вряд ли пскович Василий употреблял бы в службе такое возвеличение Новгорода, соперника Пскова
Никольский А. Рукописи Синода, I № 802 с. 343 служба XVI века.
[Примечание, размещенное здесь автором ошибочно, перенесено редактором ниже (см. примеч. 1 на с. 26), т.к. речь идет в нем о житии прп. Саввы Сторожевского. О житии свт. Ионы см. Ключевский Древнерусские жития с. 184–188]
Рукописи Соловецкого монастыря, II [№ 580(991) л. 148] с. 312 инока Зиновия Отенского сказание об обретении мощей Ионы, архиепископа Новгородского, [текст «Слова»] приведен в приложении к сочинению Калугин Зиновий с. 17–26 (Прил [, 2-я паг])
Духовная литература, I [№ 138 с.] 215
Будовниц Публицистика XVI века с. 146, 271 инок Зиновий Отенский и кн. А. М. Курбский, ученик Максима Грека, также и Иконников Максим Грек с. 554
История, II(2) с. 228 [Ср. ниже, на с. 266]
Филарет Духовная литература, I [№ 138 с.] 215* [с. 217 говорится только о «Слове» Святым князьям]
Леонид Святая Русь с. 46 [–47 № 195] «Житие и служба написаны в Отенском монастыре (вероятно иноком Зиновием) < > Служба в списках XVI века»
Духовная литература, I [№ 195 с.] 305
[Стихиры различны, незначительная общность смысла намечается только в следующем «Отче преподобие Ионо, < > душу направил еси к невлаемому наслаждению. Проси нам невлаемо преити пучину жития» (мал веч стихира 2 на стих) и «святителю Николае, пристанище тихое, в неже притекающе треволненьми жития одержимии спасаются» (вел веч стихира 2 на стих)]
[Общее только начальное слово «Отче»]
[Общее только в следующих словах «По имени твоему и житие < > незлобием»]
[См. также ниже, на с. 429]
Филарет Жития святых, XI [с. 40]
См. замечание Ключевского (Древнерусские жития с. 362) «Кондак кратко передает в повествовательной форме основные черты деятельности святого, икос <на основании этих черт излагает похвалу святому>. Таким образом, в этих песнях содержится литературная программа жития».
Там же с. 226* [с. 266]
София [(1906 год) Прил. III с. 90–100 (см. ниже, на с. 266)]
Жития прпп Зосимы и Савватия Соловецких и похвальные слова в память их ч. 2 с. 24* [с. 224 название указано по предисловию к изданию рукописи, но в публикации ее (ч. 3 с. 96–118, 197–216) – иное «Черноризца Зиновия слово на память преподобнаго и богоноснаго отца нашего и чюдотворца Савватия, (иже в монастыре) сущем понта окияна Соловецкаго отока Евлогисон Патер» – ср. название, указанное Ф. С. ниже в конце абзаца Таким образом, всего имеется не 4, а 3 рукописи]
Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и похвальные слова в память их ч. 2 с. 24* [с. 224, название указано по предисловию к изданию рукописи, но в публикации ее (ч. 3 с. 302–314) – иное «Месяца августа в 8 день, < > на освящение церкви и на пренесение честных мощей преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцов, в лето 7064, слово похвально Благослови отче»]
Там же ч. 2 с. 220* [с. 229–240, 347–368, 471–511 «Месяца апреля в 17 день, черноризца Зиновиа. Слово на память преподобнаго и богоноснаго отца нашего и чудотворца Зосимы, иже на Соловецком огоке, на полунощней стране сущем понта окияна Евлогисон Патер»]
Там же ч. 3 с. 93* [с. 96–118, 197–216 это похвальное слово, указанное у Ф. С. первым («Слово черноризца») (см. выше примеч. 6 на с. 178)], Равинский (Школы иконописания] с. 12]) делает любопытное замечание о Новгороде «Замечательно еще то, что в Новгородских <икон>ах XVI и даже XVII веков к именам святых почти постоянно прибавляется слово ᾶγιως [«святой»] – особенность, которой мы не встречаем в других письмах». Традиция удержания греческих формул, как видим, в Новгороде отражалась и в иконографии, и в письменности.
Списывание книг в древние времена России с. 154.
[Там же с. 153–154].
Зиновию, иноку Отенского Новгородского монастыря.
Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и похвальные слова в память их [ч. 2] с. 225.
Канонизация [№ № 48–49] с. 83.
Святым.
Голубинский Канонизация [№ 19] с. 118
Духовная литература, I [№ 150 с.] 227
[Также и службу ему]
Месяцеслов святых [, II с. 139] служба под 23 числом декабря в Минее 1636 года та же, что и [ныне] на 9 января. Перенесение даты, вероятно, во 2-й пол XVI* [XVII] века [см. также ниже примеч. 8], дата 23 декабря – преставление Святителя (Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 392]). Это подтверждает предположение о составлении службы Пафнутием.
Титов Летопись Двинская [с. 23–24], (*)Минея 1889 года, с. 652 «В то же лето мощи Филиппа митрополита от Соловецкого монастыря в царствующий град Москву, июля 3», Собрание Государственных Грамот, III № 149 [с. 475] всенощную пел [будущий] патриарх [, тогда еще митрополит] Никон «Сшествию Святому Духу купно со святым Филиппом митрополитом», Никольский [Н. К. Сочинения инока Герасима Фирсова С XXXVIII, 3–17] инок Герасим Фирсов написал службу отказанную.
Собрание Государственных Грамот, III № 147 [с. 471–472].
Дни богослужения с. 502.
Филарет Жития святых, I служба составлена в 1590 году ([с. 335,] примеч. 92) «<В минее декабрьской, печ М. 1636 года под 23 декабря служба святителю–> та самая, которая ныне поется 9 января. В Святцах (М, 1660) память 23 декабря» ([с. 336,] примеч. 102), Филарет Духовная литература, I [№ ] 150 [с. 227] автор – инок Пафнутий.
[Вероятно, имелось в виду «на хвалитех»]
[Канон в службе один, он отличен как от общих канонов, так и от канона св. Стефану (см. о нем ниже, на с. 413)].
[См. выше, на с. 22]
Никольский А. Рукописи Синода, I № 928 с. 479 [–480] Устав церковный «Составижеся сии праздник в лето 7104 <месяца октября> в пятый день повелением благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца по благословению великаго господина святейшаго Иева патриарха Московскаго и всея Русии и всего освященнаго собора».
Дебольский Дни богослужения с. 495.
Филарет Духовная литература, I [№ 203 с.] 314, Макарий История, X с. 225(*) [VI (1996 год) с. 394]
См. у Буслаева (Хрестоматия [№ LXXV] с. 1047–1050) его «Моление к Патриарху Филарету Никитичу о разлучении супружества» и «Послание умильное к Архиепископу Сибирскому и Тобольскому о разлучении ж брака» [см. ниже, на с. 274]
Духовная литература [, I № 203 с. 314]
История, X с. 226(*) [VI (1996 год) с. 139 и примеч. 172 на с. 593]
Святая Русь с. 200 [–201 № № 779–780], примеч. 1* [сведения указаны не в примечании]
Патриарх Гермоген с. 407 и далее* [с. 423 о его сочинениях]
История, X с. 226(*) [VI (1996 г) С. 139]
Голубинский Канонизация № 30* [№ № 21, 22] с. 119 [, примеч. 1], Леонид Рукописи Уварова № 1189 [с. 431–432] скоропись XVII века, не достает первого листа служба и «О житии и <о> пребывании < > повелением благочестиваго и христолюбиваго царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Русии самодержца и благословением святитейшаго господина Иова, патриарха Московскаго и всея Русии, списано Ермогеном, митрополитом Казанским” (Гермоген – митрополит <Казанский> до 1606 года)». Служба писана уже при Борисе Годунове, как показывает акростих, – следовательно, не позже 1605 года.
См. Филарет Духовная литература, I [№ 196 с.] 305, Васильев В. История канонизации с. 209 [, примеч. 21]
Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 308], Муравьев (Путешествие с. 121*) сообщает, что службу чудотворцу Гурию составил свт. Димитрий
Барсуков Источники агиографии с. 14* [с. 141]
Голубинский Канонизация с. 119, примеч. [1]
Приводимое у Голубинского (см. выше примеч. 8)
Мощи открыты в 1595 году, свт. Гурий † 1563.
[Ср. ниже, на с. 430–431, иное вычленение акростиха]
Платонов Повести о смутном времени (1913 г) с. 250, примеч. 1(*) [(1888 г) с. 197, примеч. 2] Иван Андреевич Хворостинин, автор «Словеса дней и царей и святителей Московских, еже есть в России», «Составлено Иваном Дуксом», пишет о митрополите Гермогене «Бе бо ученик и книжному любомудрию искусен, каноны и жития святых написа». Это свидетельство современника полностью подкрепляет наши предположения и выводы о двух службах авторства митрополита Гермогена – Казанской иконе и свтт Гурию и Варсонофию, 4 октября.
[Ср. святителям Казанским «Взясте на рамо крест Христов < > последовасте стопам Создавшаго» (стихира 1) и прп. Сергию «взем кресттвой, последовал еси Христу» (стихира 1 на Г. В.), «шествовавшаго по стопам Владыки своего» (стихира 1 на лит)]
[Совпадают только окончания тропарей «Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашым велию милость»]