Ф.Г. Спасский

Источник

Глава 3. Праздники событий государственных

Последние приведенные две службы относятся к разряду богослужений, которые не всегда закрепляются в Минеях. В греческих Минеях уже не печатаются службы, составленные в память событий, связанных с какими-либо церковно-государственными поводами. Значение этих событий с течением времени тускнеет: преосв. Сергий276 приводит целый список таких событий, уже даже не отмечаемых в Святцах. В наших Минеях также можно найти такие службы, и, вероятно, перепечатаны будут они не все, если, конечно, наши Минеи когда-либо будут перепечатываться. К таким службам относятся составленные русскими авторами в разное время богослужебные последования на дни: освящения церкви св. вмч. Георгия в Киеве; Положения ризы Спасителя в Москве, о котором было целое дело, ведшееся светскими властями; на воспоминания побед; правв. Захарии и Елисавете; повторяющихся празднований в честь икон Богоматери в связи с избавлением России от врагов и памяти некоторых святых князей. Эти последние службы рассмотрены будут вне этого отдела в общем обзоре служб в честь святых князей.

Служба Положению хитона Господня

«Положение ризы, еже есть хитон, великаго Господа <Бога> и Спаса нашего Иисуса Христа» в 1625 году в Москве, праздновавшееся 10 июля,277 имеет службу с литией и полиелеем. Служба составлена, по архиепископу Сергию278, митрополитом Киприаном Крутицким, бывшим затем митрополитом Новгородским († l635). Вслед за преосв. Евгением279, архиепископ Филарет280 говорит, что служба составлена только в 1643 году греком Мелетием Сиригом, в бытность его в Киеве. Однако, судя по грамоте архиепископа Тверского от 1626 года, т.е. вскоре после принесения ризы в Москву, служба существовала уже.281 Виденная нами (*)Минея Общая издания 1635 года включает в себя наряду с общими службами святым и эту частную службу, в нынешней Общей Минее уже не помещенную, а перенесенную в Месячную Минею. Таким образом, сообщение преосв. Сергия достоверно.282 Протоиерей Дебольский283 добавляет, что «службу на этот день церковь приняла от Крутицкого и<ли> Сарского митрополита Киприана, который изложил сию службу по повелению Филарета Никитича». Это же говорит и преосв. Филарет.284 Прежде чем попасть и укрепиться в Месячной Минее, служба эта побывала и в Праздничной Минее: в издании Праздничной Минеи конца XVII или начале XVIII века, без выходного листа, которую нам удалось видеть, служба помещена. Интересен состав этой Минеи: последование Новому лету, все двунадесятые праздники и наша служба.285 Более поздние издания Праздничных Миней службы этой не помещают.286 Странствование ее по разным богослужебным книгам показывает ее восприятие как одной из важнейших служб государства Российского в свое время и, наконец, перемену отношения к ней во времена, более к нам близкие. Автора службы надо назвать, по преимуществу, слагателем. В ее песнопениях намечаются три составных элемента: 1) заимствования из службы Положению ризы Божией Матери во Влахерне [, 2 июля], 2) взятое из служб Кресту*287 [Крестопоклонной недели] и Страстной седмицы и 3) несколько, по-видимому, самостоятельных, добавлений. Из службы первой взяты дословно или с очень малыми изменениями: стихиры на «Господи, воззвах» две [стихиры 1, 2288], на литии две* [три (стихиры 1–3289)], в каноне: п. 1, тр. 3290; п. 4, тр. 1291; п. 5, тр. 2292; кондак; п. 7, тр. 2, 3293, 4294 и Богородичен295; п. 9, тр. 3296. Из службы Кресту* [служб Великого поста – Крестопоклонной недели и Великого Пятка]: «Слава» литии297; стиховны298 со «Славой»299; седальны* [сед. по 1 стихосл.]300; прокимен301; стихира по 50-м псалме302; чтение по песни 3: «во Иоанне Евангелисте <толковом>: Воини же, егда распяша Иисуса»; стихиры на хвалитех303. Самостоятельного остается не так много – по преимуществу, в каноне. В этой части автор обнаруживает хорошее знакомство с событиями, происходившими при принесении ризы во времена царя благоверного Михаила и отца его, патриарха Филарета, в царствующем граде Москве (см. икос).304 Благодарения он составляет в первом лице множественного числа, будучи, очевидно, участником событий. Богородичен песни 9 посвящен молитве о покорении «агарянских чад» благочестивому царю. Никаких благоукрашений в виде надписания или стиха и акростиха он не помещает. Отметим здесь, что греческая служба Положению пояса Божией Матери, 31 мая, пользуется также каноном митрополита Георгия Никомидийского из службы Положению ризы Богоматери, 2 июля, писаной ранее.

Служба освящению храма святого великомученика Георгия в Киеве

Более древним памятником русского сложения служб является последование 26 ноября в воспоминание освящения храма вмч. Георгия в Киеве при митрополите Иларионе (1051–1054). «Осенний Юрий» в особенности почитался на Руси,305 с днем этим связывались обычаи и заключения контрактов на работы. Постройка храма в Киеве во имя вмч. Георгия вызвана тем, что великий князь Ярослав, строивший его, получил во святом крещении имя Георгия. Освящение же храма именно в этот день совершено было, вероятно, по дню воспоминания освящения храма св. Георгия в Кипариссе.306 В Минее XI века служба та же, что и вмч. Георгию 23 апреля. В нашей Минее иная, написанная неизвестно кем, но рано: в ней нет литии, в нашей службе прославляется Великомученик и всего трижды* [четырежды] упоминается киевский храм – в тропаре, седальне по 1-м стихословии, кондаке и икосе. Это самая древняя и единственная часть основной киевской службы, прибавлявшаяся, вероятно, к тексту службы 23 апреля. В нашу нынешнюю Минею от службы 23 апреля взято немного: две стихиры на «Славах»,307 стихира по 50-м псалме и светилен 2.308 Вполне понятно, что нужна была новая служба, которая по содержанию более бы соответствовала осеннему празднику, апрельская служба полна весенних мотивов и, кроме того, отражает близость Пасхи. Канон наш взят, вероятно, с какого-то мученического канона по югославянскому списку: в нем встречаются характерные выражения: «великострадальче» [п. 1, тр. 2], «велеумне» [п. 5, тр. 2], «натрижнение» [п. 6, тр. 2], «бразды» [п. 6, Богородичен] вместо «нивы». В этом же месяце, 3 ноября, совершается и воспоминание «обновления храма вмч. Георгия в Лидде», служба коему находится в греческой и в нашей Минее. Она отмечается также в сокращении в сербском Зборнике канон в нем отсутствует. Между текстами нашей Минеи и Зборника наблюдается разница. Но все же в службе 26 ноября из сербской службы 3 ноября есть песнопения: стихира 1 и «Слава» на «Господи, воззвах», стихира 1 на стиховне, седальны по 1-м и 2-м стихословии (последний – из апрельской службы), седален по полиелее, стихиры на хвалитех. Таким образом, служба к основной ее оригинальной киевской части получила добавления из заимствованных, неизвестно кем и когда, приложенных древних текстов. Эта служба в ее оригинальной части может служить образцом раннего творчества по поводу, связанному с историей Руси.309

Служба праведной Елисавете

На 5 сентября, кроме общей с греческой Минеей службой пророку Захарии, у нас добавлена и особая – св. пророку Захарии и св. прав. Елисавете. Тексты ее составлены в разумении прославления именно св. Елисаветы и явно по поводу тезоименитства Елисаветы Петровны, во время составления службы бывшей еще цесаревной. Совершалось это последование, вероятно, обязательно в столице, и потому она легко в XVIII веке проникла и закрепилась в Минеях. «Чиновник нижегородский» дает указание: «В сей день тезоименитство всемилостивейшия государыни императрицы Елисаветы Петровны. Празднество бывает Захарию и Елисавете по особливой тетрадке: <...>. После литургии <молебен о здравии <...> государыни>».310 Вероятно, лишь соборные храмы имели такие тетрадки. Время распространения службы не определяется сроком правления императрицы (1742–1761). Можно предположить дату введения службы к обязательному отправлению ее – именно 1747 году,311 когда была освящена церковь имени свв. правв. Захарии и Елисаветы в Придворном госпитале у Полицейского моста, при митрополите Феодосии.312 Кто был автором службы, установить трудно, так как положительных указаний и данных в самой службе нет. Невозможно сделать и предположений, так как в то время при дворе подвизались многие риторы, как, например, преосвв. Стефан Калиновский, Платон Малиновский и другие.313 Автор службы, несомненно, человек с образованием, со вкусом и начитанный в Священном Писании: он использует его в стихирах на «Господи, воззвах» и даже на полях указывает места, откуда он берет тему. Богородичны канона писаны по образам Ветхого Завета, которые могут относиться к прав. Елисавете по аналогии. Автор держится в границах должного приличия и не делает из службы панегирика цесаревне Елисавете, не говорит о ней применительно к темам, взятым им из Священного Писания, как позволяет себе архиепископ Феофилакт в отношении императора Петра. Такой стиль автором выдержан до конца, и только в заключении канона он вставляет со скромностью упоминание о Елисавете: «Моли <убо> всеблагаго Владыку, тезоименитыя, и всех восхваляющих тя, спастися душам» (п. 9, тр. 2) и «Моли Всеблагаго о тезоименитой, да <и> возлюбит Бога, и возлюблена будет благоутробием Его» (тр. 3). Все содержание службы является прославлением свв. Захарии и Елисаветы и рождения Предтечи. В таком виде служба является как бы русским дополнением общей нам и грекам службы пророку Захарии, в которой весьма мало уделяется внимания прав. Елисавете. В нашей службе, в частности, положены ветхозаветные чтения (Быт. 18, Суд 13, 1Цар. 1), чего нет в греческой и нашей первой службе. Греческая служба в надписании даже не упоминает прав. Елисаветы.

Служба Полтавской победе

Совершенно обратными качествами отличается благодарственная служба 27 июня на день Полтавской победы. В ней слышны трубы и литавры победного марша, композиции придворного витии, не воздержанно применяющего события Священной истории к обстоятельствам и лицам современной ему эпохи. Петр Великий сравнивается с Петром-апостолом и даже уподобляется Христу; генералы уподоблены прочим апостолам, Мазепа – Иуде. Архиепископ Феофилакт Лопатинский, автор «превосходной “службы”»,314 не стесняется толковать Трисвятую песнь в применении к победе: «<Святый Боже, грешников помиловавый;> Святый Крепкий, сильных гордыню сокрушивый; Святый Безсмертный, врагов наших умертвивый» [мал. веч.: стихира 1 на Г. В.]. Риторское искусство противоположений полностью применено в ущерб смыслу христианского учения:315 «Рог Христа» Божия316 «и всех православных» возносится [мал. веч.: стихира 3 на Г. В.], и «Торжественными ветвьми приукрашенна, Новый Сионе, Россия [» (мал. веч.: стихира 1 на стих.); «] Стени, враже православия!» (стихира 2); «] Вси окрестнии народи <...> вострепещите» [стихира 3]; «Иже бо древле гордаго фараона погрузи в Чермнем мори, Сей и ныне равнаго фараону гордостию и суровством в чермнем крове воев его потопи мори сопротивнаго» [вел. веч.: стихира 3 на Г. В.]; «Господь сил не стерпе наругания свейскаго на Российскую державу, <...> разгна вся полки противных, Российскому же роду спасение и безсмертную славу содела» [стихира 2 на стих.]. И далее: «Ныне <...> обретеся вторый Иуда, раб и льстец, обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату» [Слава, и ныне: сед. по 1 стихосл.]. И другая стихира, полная преотменных ругательств, посвящена Мазепе:317 «Не уподобился еси <человеку> купцу, ищущему добрыя бисеры,318 неблагодарный и лукавый рабе: но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему, иже предаде многоценный бисер, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси, юроде, сему подражал еси, неблагодарне, сему последовал еси, лестче Мазепо» [Слава, и ныне: сед. по 2 стихосл.]. Господь творит милость «Христу Своему Петру» [сед. по избранном псалме]. Эта игра слов «Христос» и «помазанник» нарочито часто повторяется. Стихира по 50-м псалме обещает верным военачальникам 12-ти престолов для суда над 12-ю коленами израилевыми за их преданность и послушание. В восторге от своих похвалений императору Петру, преосв. Феофилакт319 перебирает все гласы ирмосов,320 выискивая среди них все, что по тону может подойти к его победному кличу.

Служба на воспоминание мира со свеями

Вторая подобная «Служба благодарственная Богу, в Троице славимому, на воспоминание заключеннаго мира, между империею Российскою и короною Свейскою» в 1721 году составлена на день 30 августа архиепископом Гавриилом Бужинским, автором молебствия на Новый год Закрепление этой службы имело свою историю. Петр Великий приказал321 в этот день, вместо 23 ноября, праздновать св. кн. Александру Невскому совместно с воспоминанием Ништадтского мира. Бужинский составил службу по поручению императора.322 Но в 1727 году, при императоре Петре II, празднование было отменено и «служба как заключающая в себе “поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича”323 была отбираема». В 1730 году императрица Анна Иоанновна снова повелела праздновать.324

Все же служба, вплетенная в празднование св. кн. Александру Невскому, несколько скромнее и менее напыщена, чем Феофилактова. Петр не именуется Христом, он только «муж по сердцу» Господню [тропарь благодарственный, писан на малой вечерни], которым Бог избавляет «от бед Россию» [стихира 1 на литии], просвещает ее, укрепляет совне («Воинство Российское во бранех премудростию исполнивш<аго>, и кораблями <Российскими> Балтийское море украсив<шаго>» [И ныне на хвал.]) и умиряет внутри «И внутрь многая злая обыдоша нас, смятения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащееся опровергати, но и здравия его ищущее» [Слава: на литии]. Этот намек и вызвал запрещение службы в 1727 году. Канон [первый] без Богородичнов представляет собой хвалебный гимн России, почти каждый тропарь имеет обращение к ней. Архиепископ Гавриил охотно пользуется часто употребляемыми при богослужениях выражениями, в особенности прокимнами: «Господь воцарися» [кан. 2, п. 3, Богородичен]; «Вся тварь да радуется с нами, да поет имени Господа вышняго» [кан. 1, п. 9, тр. 3]; «Во всех странах Российских произыде вещание» [кан. 2, п. 8, тр. 2]; «Господь крепость людем Своим даде» [кан. 1, п.8, тр. 1]. Архиепископ Гавриил перекладывает по-своему тропарь Пасхального канона «Возведи окрест очи твои, Россие, и виждь, се бо распространишася пределы твоя, приусугубишася от запада, севера и юга» ([кан. 1,] п. 3, тр. 3, восток не упоминается: Петр не был еще им занят). Чтения апостольское и евангельское составлены заимствованными из разных посланий и Евангелий стихами, дающими послание и Евангелие «от Бужинского». Второй канон св. Александру целиком и без изменений составлен из обоих канонов ему на день 23 ноября.325 Из той же службы взяты почти все стихиры. Оригинальными, не заимствованными, являются: стихира 2 на «Господи, воззвах» малой вечерни, тропарь, стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни с их «Славой», четыре стихиры на литии со «Славой» (одна из них [, 2-я,] повторяется в качестве седальна [по 1-м стихословии]), кондак с икосом и хвалитные. Стихиры эти, за редким исключением, немногословны, не напыщены, чем выгодно отличаются от стихир в честь мира: по «Месяцеслову святых», и вся служба св. кн. Александру Невскому составлена преосвященным Гавриилом,326 что не кажется верным.

В XIX веке нашелся подражатель Феофилактову творчеству. Некий Разумовский составляет табельное песнопение на глас 6: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в Российском царстве благоволение; якоже бо от корене богоизбраннаго пророка царя Давида, и от плоти пречистыя Девы Марии, возсиял нам Христос Избавитель мира: сице от корене равноапостольнаго князя Владимира и от плоти благородный фамилии и христианнейшия, и от священныя крови царския возсиял нам Император наш Николай Павлович, истинный образ Иисуса Христа, венценосный и миропомазанный, монарх церкви и царства российскаго, наследник царствиа Божия, наместник престола Христова и временный Спаситель отечества. Слава в вышних Богу, и в воинствующей церкви мир, в Российском царстве благоволение».327 По счастью, это творение не вошло в употребление. Составлено оно в подражание стихиры по 50-м псалме на Рождество Христово.328 14 июля 1826 года митрополит Серафим доносит Синоду: «<Сего числа> д. т. с. кн. Голицын сообщил мне Его Императорского Величества волю, чтобы составленное мною и высочайше аппробованное благодарственное <... > пение Господу Богу, даровавшему победу на ниспровержение в 14 день декабря крамолы, угрожавшей бедствиями всему Российскому государству, было отпечатано и разослано немедленно по всему Российскому государству для торжественного отправления».329 В Петербурге такое отправление имело место330

У епископа Порфирия (Успенского)331 находится и заграничный гимн, писанный в Константинополе, где «сочинил нотный полихронизмос, <т.е.> многолетие, <...> Храли Иеромонахи Саккеларий, <а> улучшил <это песнопение> Петр Берекет: “Приидите Христоноснии людие, воспоим согласно. Отче вышний, Царю безначальный, Вседержителю, единородное сияние Божества, Сыне Божий и Слове, животворящий Утешителю, Душе истины. Троице нераздельная, едино Божество, покры, сохрани и спаси от напастей царя богомудраго и величайшаго самодержца всея России Петра присно августейщаго, провозвестника благочестия, сына августа Алексия, победителя, победоносца и царей славу, даруй Ему победу над врагами, и царствия небеснаго сподоби молитвами Пречистыя и всех святых”».

* * *

276

Месяцеслов, II(2–3) (1875 г) с. 198(*) [Месяцеслов, III (1901 г) с. 655–656. Особые события]

277

Белокуров Дело о присылке ризы Господней в 1625 году, с. VIII (Введение [, 1–я паг]) праздник установлен был в 1625 году на день 27 марта. Сказания о ризе составляли 1 кн. Симеон Шаховской и 2 «<выписано из кизылбашских отписок> государевы<х> посланник<ов> Василья Коробьина да дьяка Остафья Кувшинова и из роспросу Иеросалимскаго келаря Оникея о Срачице Господа нашего Иисуса Христа», Собрание Государственных Грамот, III № 73 [с. 190]. Сибирский и Тобольский архиеп. Макарий писал «отписку» воеводе Ивану Баклановскому о ризе в Туринский острог Делом о ризе ведали, по преимуществу, светские, была попытка обратить шаха в Православие, чем занялся кн. С Шаховской см Иконников Русская историография [, I(1)] с. 707 переписка с шахом* [«с. С.И. Шаховским»] велась диаком Третьяком Васильевым.

278

Месяцеслов [, II (1901 г) с. 209], Филарет (Духовная литература, I [№ 206] с. 317) не указывает этой службы в числе трудов митрополита Киприана.

279

Словарь писателей духовного чина [, II] (1818 г) с. 65(*) [(1995 г) с. 213]

280

Обзор песнопевцев (1864 г) с. 464(*) [(1902 г) § 84 с. 381]

281

Дебольский Дни богослужения с. 101, Строев Книги Толстова [Отд. 1] № 146* [№ 148] с. 318 служба печатная, 23 листа (Μ, XVII век).

282

Макарий История, XI с. 227(*) [VI (1996 г) с. 394] службу и канон на Положение ризы писал и кн. С Шаховской.

283

Дни богослужения с. 101

284

Жития святых, VII 10 июля [с. 93]

285

Устав Успенского собора 1634 года (с. 59) на 27 марта приравнивает торжество к празднику Благовещения «А буде на Светлой <неделе> учнут праздновать, празднуй по Благовещенской главе и со всенощным», Месяцеслов святых [, IV с. 248–249] 10 июля служба на 27 марта, составление ее поручено митрополит Киприану, напечатана в 1626 году, Борин Древнее изображение Положения ризы Господней в 1625 году на Воробьевых кручах построен храм Положению ризы, «в 1705–1716 гг перестроен <в> каменный» (с. 35) Празднование [было 26 марта при патриархе Филарете, затем] на 10 июля перенесено при патриархе Никоне [с. 36]

286

[Текст службы сверен по изд. М Синод. тип-я, 1876]

287

Филарет Жития святых, VII [с. 94] «ризу выносили в праздник на главе», «по подобию Креста < > Мы слышим доселе одинаковое призывание верных к поклонению и лобызанию Креста и ризы Господа», Борин Древнее изображение Положения ризы Господней с. 36 [, 38] в летнем Покровском храме Рогожского кладбища икона Положения ризы Господней времени 1625–1633 гт.

288

[Ср. стихиры 2, 3 на стих. Здесь и ниже в примечаниях – сопоставление со службой на 2 июля]

289

[Ср. стихиры 2–4 на Г. В.]

290

[Ср. кан 1, п. 1, тр. 3]

291

[Ср. кан 1, п. 4, тр. 2]

292

[Ср. кан 1, п. 5, тр. 1]

293

[Ср. кан 1, п. 7, тр. 2, 3]

294

[Ср. кан 2, п. 7, тр. 3]

295

[Ср. кан 1, п. 7, тр. 4]

296

[Ср. кан 1, п. 9, тр. 2]

297

[«Одеяйся светом яко ризою наг на суде стоит» (антифон 10 после 4-го Страстного Евангелия в Великий Пяток)]

298

[Ср. Неделя Крестопоклонная, стихиры на хвалитех]

299

[«Прежде Честнаго Твоего Креста, воином, ругающимся Тебе, Господи» (тр. 2, часа 3-го Великого Пятка)]

300

[Ср. Неделя Крестопоклонная, седален 2 по песни 3]

301

[«Разделиша ризы Моя себе» (прокимен после 11-го Страстного Евангелия)]

302

[«Совлекоша с Мене ризы Моя» (Слава, и ныне на хвал., перед 10-м Страстным Евангелием)]

303

[Ср. антифоны Блаженны после 6-го Страстного Евангелия, стихира 1 – антифон 2, стихира 2 – антифон 4, стихира 3 – антифон 6.]

304

Рукописи Соловецкого монастыря [, 1] № [117] (873) [л. 134–153 С 110–]111 Шестоднев «Сказание о ризе Господа нашего Иисуса Христа < > “И повеле (патриарх Филарет) составили празднественную службу, стихеры и канон и вся почину церковному <. >, повеле праздновати праздник сий в царствующем граде Москве и по всем градовом русскаго государства месяца марта в 27 день, в соловецкой же обители < в неделю> по празднице благовещения пресвятей Богородице, или прежде праздника в неделю (а не в постный день), егда будет вместно, в постен же день, < > не повеле, < > на трапезе же братиям снеди тогда поставляются ихавъяр (греч ἰχθυάριον, от ἰχθύς – «рыбка»), сиречь икра”» [в источнике объясняется поскольку пост от апостолов издревле, а сей праздник уже позднее, то снедь, как в день Воздвижения, «рыбы же в той день иноком и бельцом никакоже повеле, понеже поется все крестно»], преосв. Сергий (Месяцеслов, II(1) [II (1901 г) с. 88]) отмечает 27 марта Пренесение и Положение ризы Господней. Закрепление празднования на 10 июля произошло, скорее всего, из-за желания поместить его на период, с постом не совпадающий, причем не посчитались с памятью в этот день прп. Антония Печерского.

305

Голубинский История, I(2) с. 408

306

Сергий Месяцеслов, II(1) [II (1901 г) с. 367]

307

[Найдена одна стихира в службе 26 ноября «Слава» на стиховне соответствует стихире 4 на литии, 23 апреля]

308

[В службе 26 ноября светилен 1 – «Слава» светильна 23 апреля]

309

Служба не была распространена повсюду еще в XIV или нач. XV века. Мансветов Церковный устав с. 394 «26-го ноября св. мученика Георгия, служба апреля 23», преосв. Сергий (Месяцеслов [, II (1901 г)]) на 12 мая указывает освящение Десятинной церкви в 996 году [с. 140], на 11 [мая] – св. Софии в 952 годц [(с. 139), по расчетам преосв. Сергия – 960 год], но служб им нет, тогда как княжеская, именная, получает праздник.

310

Голубцов Чиновник нижегородский с. 1

311

Викторов Описи рукописных собраний № 15 с. 227 ркп. Флорищевой пустыни служба Захарии и Елисавете и на Полтавскую победу, на переплете надпись [о том, что рукопись была переплетена в] 1742 году, (*)Месяцеслов святых 1818 года. Захарии и Елисавете в 1742 году построена была [в Москве] в Златоустовском монастыре церковь на пожертвование императрицы Елисаветы в 2000 рублей.

312

См Историческое известие [с. 153 только указание «при Придворной больнице»], Ундольский Славяно-русская библиография служба Захарии и Елисавете, 12 листов в четвертку, напечатана была СПб, 1719 ([с. 163] № 1648* [№ 1596]), затем в 1723 году [(с. 172 № 1684), М, 1793 (с. 277 № 2997)] и в 1804 году(*). Это отдельное издание и внесено было уже в XVIII, а может быть и в XIX веке, в наши Минеи, Никольский А. Рукописи Синода, I [№ 648] с. 265 сборник богослужебный XVIII века, первой половины служба пророку Захарии и прав Елисавете, списано со службы М, 1723.

Служба была поднесена молодой Елисавете (род. 1709) Сдержанность выражений службы показывает некоторую нерешительность автора в отношении событий, которые могли бы произойти так, что Елисавета не стала бы Императрицей Всероссийской. Иначе автор не преминул бы вступить в соревнование с современными ему творцами служб «медового месяца» Синодального правления (Феофилакт, Бужинский). Составлялись часто особые чины благодарений по случаям смены государей. См., например, Леонид Описание Коренной пустыни с. 61 [–62] в инвентаре* [в ризнице] «Книжица благодарственного молебна, певаемаго на возшествие на <Всероссийский> Престол и на коронование Ея Императорскаго Величества Благочестивейшия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Всея России», 1762, или Ундольский Славяно-русская библиография «Канон мол[итвенный] о многодетном здравии [государя] Петра Алексеевича, соч[инения] Ф[еофана] Прокоповича» М, 1721 ([с. 166] № 1716* [№ 1625, слова в квадратных скобках восстановлены Ф.С. по другому изданию этого канона СПб, 1721 (№ 1626)], «Молебен благодарственный (митр Серафима) о ниспровергнутой крамоле» (М, 1826) ([с. 321] № 3556) [см об этом ниже, на с. 67], молебен* [«канон»] о здравии императрицы Екатерины ([с. 175 № 1716] – вероятно, появился после предложения императора Петра Синоду пополнить службу вмц. Екатерине (см. далее примеч. 3 нас 65).

313

Филарет Духовная литература, II[ преосв. Стефан Калиновский (№ 24 с.] 56–57 [), преосв. Платон Малиновский (№ 25 с. 57–58)].

314

Филарет Духовная литература, II [№ 12 с.] 32 кавычки при слове и определение архиеп. Филарета, Ундольский Славяно-русская библиография [с. 149] № 1499* [№ 1449] печатана в 1709 году, Леонид Описание Коренной пустыни с. 61 «Книжица благодарственнаго молебствия о победе под Полтавою одержанной, 1709 года черниговской печати, печатана 1710 года» (см. далее примеч. 2 [на с. 64]), [источник сведений не указан] Чернигов, по близости к Полтаве, проявил усердие в прославлении победы церковными сочинениями. Автором их, скорее всего, был преосв. Иоанн Максимович, с. 1697 по 1712 года бывший на кафедре Черниговской, располагавший к тому времени типографией в Елецком монастыре, получившем весь материал Новгородсеверской типографии, принадлежавшей архиепископу Лазарю (Барановичу), см. Филарет Духовная литература, I [№ 187] с. 298 о Синаксаре на этот день Той же типографией в 1747 г издан (*)Служебник

315

[Собственный вывод Ф.С.]

316

Императора Петра

317

Тишайший царь Алексей Михайлович писал в том же роде, но скромнее – его тропарь кн. Симеону Пожарскому таков Леонид Рукописи Уварова № 1240 [с. 480] «Земнаго сана славы оставил еси, небесное царствие наследовал еси кровными каплями, яко пречюдным камением нетленный венец оукрасил еси, и безбожнаго царя Хана прелесть посрамил еси, и злочестиваго Выговскаго изменника и крестопреступника лжу тому обличил еси и ныне с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа приобрел еси, княже Симеоне стратилате, егоже моли, да и нас избавит от тоя прелести». Барон Мейерберг в 1661 году в «Путешествии в Московию» упоминает о причислении к мученикам кн. Пожарского, что опровергал Бодянский. Возможно* [«очевидно»], что Алексей Михайлович и хотел* [«точно имел намерение»] канонизовать кн. Пожарского, но патриарх Никон [, «вероятно»,] отговорил [от сего (примеч.)]. Не всегда написание службы и канона следовало за официальной канонизацией. Остается много русских творений в честь умерших, никогда не канонизованных. Эти писания остаются неприспособленными для богослужений, но в частных молениях они употреблялись. Белокуров (О библиотеке московских государей в XVI веке [Прил, 3-я паг]) приводит тропарь и кондак прп. Максиму Греку Святыя Горы, бывшие на таблице [у] гроба прп. Максима в Сергиевой лавре [в 1702 году] (с. XII* [с. XLI–XLII]). Было и житие его на 21 день января, хотя умер прп. Максим в декабре, в 7064 (1558) года [с. XLIII–LXXXII], Сергий Месяцеслов (1875 г.)(*) не указан [Месяцеслов, II (1901 г). с. 21 преставление 21 января]

318

Ср тропарь св. кн. Владимиру

319

В нашей статье «Священное Предание в богослужебных книгах» [ниже, на с. 320], по недосмотру, автор службы назван Феофаном.

320

Строев Книги Толстова [Отд 1 № 220] с. 438 [-439] «Синаксарь о преславной победе под Полтавою издан в Чернигове, 1710 года < > в типографии < Свято->Троецкой Илинской», 40 листов. Указано «По службы благодарственной, в великоцарственном граде Москве богомудре изданной (службе), или кто когда изволить < > чести».

321

[Далее до конца абзаца излагается по] Голубинский Канонизация с. 65 [–66], примеч. [2]

322

Строев Книги Толстова [Отд. 1 № 235] с. 454 преосв. Феофилакт Лопатинский 1 января 1722 года проповедовал в Московском Успенском соборе, произнеся «Слово о богодарованном мире (со Швециею)», напечатанное особо (10 листов) в том же году, Ундольский Славяно-русская библиография «Служба благодарственная» (М, 1725) ([с. 174] № 1715), в том же году и в Санкт-Петербурге [с. 175 № 1719], Месяцеслов святых [, V(2) с. 273] 30 августа служба св. кн. Александру Невскому в конце 1724 года представлена архиепископом Гавриилом и напечатана, разослана, и в 1727 года отобрана, [источник цитаты не указан] «30 августа 1724 года совершено было освящение верхней церкви Александро-Невской лавры, и тогда же была торжественная встреча мощей Святого, прибывших из Владимира. День этот выбран был по предварительному соглашению < > в память заключенного в этот день славного Ништадтского мира со шведами», [Голубинский Канонизация с. 65–66, примеч. 2] мощи увезены были из Владимира еще 11 августа 1723 года и 29* [20 сентября прибыли в Шлиссельбург, где и оставались до августа 1724 года, [Александро-Невская Лавра]. Епископ Рязанский Гавриил Бужинский составил службу на сей день [с. 549], с 1743 года установлен был императрицей Елисаветой крестный ход в Лавру из Казанского собора [с. 763–767]. Над ракой Святого – стихотворение ЛомоносоваˆcitataСвятый и храбрый князь здесь телом почивает,

Но духом от небес на град сей призирает

И на брега, где он противных побеждал

И где невидимо Петру споспешствовал

Являя дщерь его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От перваго сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть [с. 769]

323

«Авессалома», по выражению службы [Слава на лит]

324

Чистович Феофан Прокопович с. 223, примеч. [б] «В 1730 году 31-го августа, императрица <Анна> дала указ Синоду “Празднество св. Александру Невскому <30-го августа> для чего оставлено? А впредь бы <его> отправлять означеннаго числа и месяца по церквам неотложно”»

325

Месяцеслов святых [, V(2) с. 273] служба архиепископа Гавриила представлена и разослана по напечатании после конца 1724 года, [источник сведений не указан] дело же о службе возникло, по желанию императора Петра, ранее Распоряжение Синода № 649 от 1772 года, считаясь с пожеланием императора, указывает «Сделать вновь и напечатать для викторий июня 27, августа 30, сентября 28 и ноября 24 мч. Екатерине стихиры литии и стиховны, и тропари, и кондаки, синаксарии с литиями, величания» Поручение это дано было архимандриту Троицкого монастыря Сергиевой лавры Гавриилу «со обретающимися в Москве школьными учителями неотложно сочиня оные проделать для аппробации в Синод неукоснительно», Месяцеслов святых [, V(2)] распоряжение Синода № 649 основывалось на указании императором Петром дня 30 августа службу св. Александру Невскому «приполнить новым сочинением, канон и прочее, что во всей службе содержится и, сочинив, напечатать потребное число без отлагательства» [с. 276] Синод рассматривал и дело о написании акафиста св. Александру Невскому каким-то дворовым человеком Космой Любимовым, сославшимся на благословение митрополита Стефана Яворского Последний был допрошен и показал, что акафист прп. Марку Фрачскому, Космой писанный, он отослал в училищный монастырь на просмотр, а об акафисте св. Александру не знает (с. 274), Чистович Феофан Прокопович составлен был Космой и канон* [акафист] св. Алексию, человеку Божию (с. 111 [, примеч. 1]) Указ императора о составлении службы о мире [архим] Гавриилом – от 2 сентября 1724 года (с. 330), Филарет Духовная литература, II № 13 [с. 35] в 1728 г Маркелл Радышевский, содержавшийся в Преображенском приказе, доносил, что служба поносит царевича Алексия, император Петр правил и тексты служб Евгений Словарь светских писателей, II с. 120. «В библиотеке Санкт-Петербургской Академии Наук есть < > Благодарственная служба за Полтавскую победу, им во многих местах перемененная и поправленная»

326

Месяцеслов святых [, V(2)] с. 273.

327

Котович Духовная цензура с. 209 «Божественная служба на высокоторжественные дни» [– была в замысле, но составлено лишь несколько стихир]

328

[Общее для обеих стихир только начало «Слава в вышних Богу, и на земли мир»]

329

[Там же с. 207]

330

Пассек Воспоминания с. 192, Ундольский Славяно-русская библиография [с. 321] № 3556 «Молебен благодарственный о ниспровергнутой крамоле» (М, 1826).

331

Афон, II(2) с. 79.


Источник: Русское литургическое творчество / Ф.Г. Спасский. - Москва : Изд. Совет Русской православной церкви, 2008. - 507 с. : табл. (Литургическая библиотека).

Комментарии для сайта Cackle