Азбука веры Православная библиотека святитель Прокл, патриарх Константинопольский Две малоизвестные проповеди святителя Прокла Константинопольского на Пасху и на Пятидесятницу по изданию Procliana Б. Маркса
А.Г. Пернбаум

Две малоизвестные проповеди святителя Прокла Константинопольского на Пасху и на Пятидесятницу по изданию Procliana Б. Маркса

Источник

Содержание

Введение Иже во святых отца нашего Василия Селевкийского. Слово на Святую Пасху Иже во святых отца нашего Василия, епископа Исаврии, града Селевкийского. Слово на Пятидесятницу Приложение. Свт. Прокла Константинопольского на Святую Пасху, и что в начале было Слово Слово 15  

 

В публикации предлагается русский перевод двух проповедей из спорного наследия свт. Прокла Константинопольского – на Пасху (CPG 6664) и на Пятидесятницу (CPG 6665), опубликованных в приложении к работе Б. Маркса Procliana. Даются краткие комментарии к данным сочинениям. Первая проповедь сопоставляется с другой, довольно близкой, гомилией Прокла на Пасху (CPG 5814), перевод которой также дается в приложении.

Ключевые слова: свт. Прокл Константинопольский, Василий Селевкийский, богословие, домостроительство, Безначальное Слово, вера, богопознание.

Введение

В предлагаемой статье дается перевод с древнегреческого языка двух небольших проповедей на Воскресение и на Пятидесятницу, которые были помещены в качестве приложения к статье Бенедикта Маркса Procliana1. Работа была направлена на изучение малоизученного наследия свт. Прокла Константинопольского и издана в 1940 г. В 1972 г. Мишель Обино выпустил первое критическое издание проповеди на Воскресение в серии «Sources chrétiennes» с весьма подробными комментариями и сравнениями со святоотеческими текстами, с которого нами был выполнен перевод первого слова2.

Предлагаемая нами проповедь «на святой день Пасхи» (incipit: Ἄφατος εἰς ἡμᾶς ἡ τοῦ Χριστοῦ φιλανθρωπία) была опубликована дважды. Первое издание было осуществлено по рукописи X в. (cod. hierosol. bibl. Patr. S. Sabas 1. F. 164v –165v ) неизвестным ученым в 1924 г., скромно подписавшимся «I. М.»3. Во второй раз гомилия была опубликована уже упоминавшимся нами б. марксом по рукописи XIV в. cod. Paris. gr. 1554 a. F. 75v –78. И хотя Маркс не знал о печатном издании, выполненном 16 годами ранее в иерусалимском журнале, тираж которого был весьма ограничен, своим новым изданием ученый сделал этот важный текст более доступным. Иерусалимская рукопись приписывала этот отрывок свт. Василию селевкийскому, парижская рукопись – Иоанну Златоусту; Б. Маркс (p. 10–12), не знавший заглавия иерусалимского надписания и отдававший предпочтение произведениям Прокла, высказался тем более охотно в пользу последнего.

Приблизительно треть первой проповеди, перевод которой мы публикуем, вдохновляется, по мнению М. Обино, иногда достаточно буквально, Словом 15 на св. Пасху (In S. Pascha) свт. Прокла Константинопольского4. Потому было сочтено уместным здесь же в приложении привести перевод и проповеди свт. Прокла по изданию Ж.-П. Миня для возможности сравнения. Известен славянский перевод этого слова в сентябрьских Четьях Минеях свт. Макария (с. 1674–1677).

Проповедь на Пасху (направленная на «богословие» больше, чем на «домостроительство») возводит слушателей вслед за евангелистом Иоанном богословом до созерцания слова внутри отца: «ни одна часть не испытывает нехватку ни в литературном блеске, ни в красноречии»5. Автор описывает мистическое восхождение апостола, который оставляет землю, восходит на небо, минует все вышние силы и чины, чтобы достичь Царского Престола. В четко выверенных богословских фразах, на основании пролога Евангелия апостола любви, изложено глубокое учение о непостижимых свойствах бога слова, во всем равного богу отцу. Комментируя эту краткую и яркую проповедь величиной не больше страницы, М. Обино смог едва уместиться на ста страницах в удачно составленных примечаниях, к которым мы и отсылаем заинтересованного читателя. Стоит обратить внимание на одно место, почти не отмеченное в этом исследовании. Речь идет о значении в проповеди роли самой веры в богопознании. Так, только верою, говорится, евангелист Иоанн смог пройти все небесные силы и достигнуть Лона Христа, смог вострубить веру, неведомую и непостижимую для собственных сил человеческого разума. Возвестил о безначальном бытии сына. Также и свт. Прокл в своем слове говорит, что только по вере, верою окрылившись, евангелист принес нам с неба непостижимое учение о невыразимом Рождении Слова Сына от Отца. Опять, как и непостижимые дела домостроительства, великий апостол смог изъяснить соразмерными вере делами: «опять, приобретением дел6 с небес на землю сошел и сказал: “слово стало плотию”» (Ин.1:14). Увидел тайну Божию без Его превращения и изменения. Увидел Слово, воплощенное на земле и небеса не оставляющее.

В обоих случаях указана вера не пытливая, указана живая вера апостольская и пророческая, которая постигает бога не пытливым разумом и риторским искусством, но богобоязненной и чистой жизнью, которую дарует любящим Его сам господь, как дар Его любви к взыскующим Его всем сердцем. Примечательно, что здесь замечательные рассуждения о вере родственны написанному о том же предмете в знаменитом «Послании к Диогнету» неизвестного автора: «Кто из людей знал, что такое бог, прежде пришествия Его самого? (…) из людей никто и не видел и не показал бога; он сам себя явил. он явил себя чрез веру, которой одной даровано видеть бога. (…)Если и ты пожелаешь этой веры, то получишь тотчас познание об отце (…) Ибо кто, будучи правильно научен и рожден от возлюбленного слова, не постарается тщательно изучить то, что слово ясно преподало ученикам своим? Им само слово явившееся открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим и что оно объясняло ученикам, и те, которых оно нашло верными, познали таинства отца»7.

С изложенными здесь мыслям о вере также согласуется еще одна мало известная проповедь «о Воплощении господа», изданная Д. Амандом в 1948 году, которая представляет один любопытный документ, выделяющийся как христологией, так и лирическим и изысканным стилем8. Поучение состоит из двух отдельных частей. Проникнутый глубоким религиозным чувством, первый раздел посвящен таинственной и непонятной природе божественного снисхождения – Бог стал Человеком! Тайна, абсолютно недоступная для любопытных исследований человеческого разума, которая частично обнаруживается очами веры, которая только и способна созерцать невидимое. В ней неизвестный автор говорит следующее: «Поэтому те, кто Его ищут (человеческими средствами) а не верой, становятся врагами Того, Кого они ищут, как злые и пытливые взыскатели, и не избегнут страшного приговора судьи: “Взыщут Мене злии, и не обрящут” (Притч.1:28). Напротив, те, кто не ищут Бога с любопытством, но верою приемлют божественную тайну, те Меня содержат в их сердце, Меня, Которого небо само не смогло содержать. Они будут признаны достойными услышать из уст Владыки эту блаженную речь: «Явлен бых мене не вопрошающим» (Ис.65:1). «Я действительно, – говорит слово, – был явлен и до Моего Воплощения. Все те, кто с верой прибегали ко Мне, смогли Меня и понять и увидеть. И ныне, став Плотью по истине, как благоволил, являюсь всецело, сохранив непорочность и чистоту моей матери». Итак, никто неразумно да не презирает милости Бога! Пусть никто не обижает Его дара кощунством! Пусть никакая речь не старается никогда описывать Логос! но пусть более поет с пророком в духе веры: “яко возвеличишася дела твоя, господи, вся премудростию сотворил еси” (Пс.103:24)! Ибо кто увидел очами или кто смог объяснить рождение, чуждое истечения (τόκον ἄρρευστον), и Рождение вневременное (ἄχρονον) и свободное от всякой боли, и Сына, совечного Отцу, и ветвь, от корня собезначальную (συνάναρχον), и Бога из Девы, и Младенца, у Которого нет отца (на земле), и Рождающую, Кто без напрасного любопытства глаголемым к ней словам верила и сказала: “се, Раба господня. Да будет Мне по слову твоему”? Это торжество любви Бога к грешным людям. Именно здесь спасение, которое выходит за пределы всякой меры. Здесь (воплощается) природа, которая превосходит понимание самих ангелов. только поклонение показывает Вневременного (τὸν ἄχρονον), по слову Писания: “удивися разум твой от меня, утвердися, не возмогу к нему” (Пс.138:69.

Возвращаясь к представляемым ныне проповедям, укажем на общую особенность их богословия, которая отличается тем, что в них говорится о вечно пребывающем Сыне человеческом (semper-hodie Filius genitus), вечном Христе10, как это отмечено в одном современном исследовании «Послания к Диогнету»11. Эта особенность отличает как раз множество проповедей среди спорного наследия Златоуста, по которой они могли бы быть единоообразно выделены и отдельно изучены12.

Что касается второй работы «на Пятидесятницу» (Inc.: Πυκνὰ μὲν ἡμῖν), то при переводе нами обнаружено дословное соответствие двух ее больших фрагментов следующим уже известным словам. Первое относится к слову спорного Златоуста «на Пятидесятницу»13, вторая часть – к слову прп. Ефрема Сирина, написанному на греческом языке: «Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна»14.

Все эти тексты отличаются как удивительной поэтикой, так и соразмерной рифмой. Так, слово на апостолов, возможно, представляет собой один из первых вариантов возникновения акафистной формы, представленный концом IV – началом V веков.

В слове прп. Ефрема Сирина «На апостолов» хотелось бы обратить внимание на одну примечательную параллель, которая встречается дословно в 44 слове свт. Григория Богослова «На новую весну и память мученика Маманта»: «Радуйся, шестокрылая сила невидимых серафимов, шестодневное утверждение видимой твари, шестеричное число камней на каждой стороне первосвященнического нарамника, шесть хлебов на трапезе, которую указал Бог, описал Моисей, и водрузил Веселеил»15; «обновляется, и притом весьма великолепно, скиния свидения, которую бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил»16.

Наличие указанной параллели – факт, заслуживающий упоминания и дальнейшего изучения. В исследовании Д. Аманда отмечается, что неизвестный текст «О Воплощении Господа» расположен столь совершенно в поэтическом смысле, что сравнивается непосредственно со свт. Григорием Богословом. Причем во многих местах делается утверждение, что разбираемое сочинение «часто даже превосходит его в этом роде изысканности» (p. 255).

* * *

Автор выражает благодарность преподавателям московской духовной академии игумену Дионисию (Шленову) и иеромонаху Феодору (Юлаеву) за предоставленные редкие материалы и ценные советы. Автор заочно выражает благодарность С.С. Киму, предварительный перевод которым первой проповеди на Пасху нам повстречался в интернете на его личной странице17 уже при подготовке данной статьи и помог автору исправить незамеченные до того ошибки.

Список сокращений

B Bruxellensis, bibl. reg., IV, 459 (XIIIe s.).

M Messanensis, Bibl. uniuers., S. Salu. 92 (X–XIe s.).

P Paris. gr. 1554 a (XIVe s.): ex hoc codice marx editionem suam fecit.

S Hierosolym. Bibl. Patr. S. Sabas 1 (Xe s.): ex hoc codice editio in Νέα Σιών.

V vallicell. E. 40 (gr. 72). F. 5v –6r (xe s.): Catena in iohannem.

Hier. Editio anonyma (I. M.), в: Νέα Σιών. T. 19 (1924). P. 355–358, e cod. Hierosol., Bibl. Patr. S. Sabas 1.

Marx Editio B. Marx, в: Procliana (munster i. W. 1940). S. 97–99 c cod. Paris. gr. 1554 a.

Иже во святых отца нашего Василия Селевкийского. Слово на Святую Пасху18

1. Неизреченно к нам Христово19 человеколюбие и обогатило многими дарами Его Церковь. Великий советом и чудный делами (Иер.32:18) искупил от клятвы закона (Гал.3:13), избавил природу от древнего рукописания. Восторжествовал на древе над тем, кто запял через древо20. Притупил жало страшной смерти. Обветшавших от греха обновил не огнем, а водой. Показал вратами Воскресения тридневный гроб. Отчужденных жительства Израильского согражданами святых и домочадцами показал. С чуждыми заветов обетования вступил в теснейшее общение посредством небесных таинств. Не имеющим надежды залог спасения – Духа даровал. Безбожных в мире (Еф.2:12) соделал храмами Троицы. Бывших некогда далече, не местом, но нравом, не расстоянием, но волею, не страною (местом), но богопочитанием, вблизи сотворил, через спасительный Крест убивающих обнял, поистине по слову пророка: «Кто слыша сицевое, и кто виде сице»? (Ис.66:8).

Все ангелы благоговеют таинству, все силы трепещут пред чудом21: Престол не оставлен, и мир спасся; от небес не отступил и землю освободил; отеческие недра не обнажил и ад разграбил; неподверженный изменению пребывал (ἀναλλοίωτος) и новопросвещенных облек;

2. Существуя как Слово, и рыбаков к богословию окрылил. Сего ради вопиет Иоанн: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу» (Ин.1:1). И смотри на эту Евангельскую точность. Не говорит: В начале рождено Слово, не о домостроительстве (οὐ τὴν οἰκονομίαν), но о существе (τὴν ὕπαρξιν) возвещает. Поскольку ведь рождение означает начало бытия, то евангелист, желая представить сына22 безначальным (τὸ ἄναρχον), молчит о Рождении и объявляет о существе: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Три сказанных выражения достаточны для защиты Церкви23.

Кто тебя этому научил, Иоанн? Озеро? но оно не учит догматам; рыбная ловля? Но она не богословствует. Зеведей? но он простец. Отечество? Но оно было незнатное село. Жители? Но они были неученые иудеи. Закон? Но он имел лишь тень (будущих благ) (Евр.10:1). Моисей? Но он был «худогласен и косноязычен» (Исх.4:10). Авраам? Но землею и пеплом был (Быт 18:27). Давид? Но он же червь, а не человек (Пс.21:7). Пророки? Но на них лежало покрывало Закона. Итак, как же ты сказал (смог сказать): «В начале бе Слово»? Кто тебя к таковой высоте возвел? Кто тебе даровал такие крылья24?

Забыл свою природу, оставил землю, ты преодолел воздух, протек эфир, перелетел небеса25, превзошел ангелов, миновал серафимов, опередил херувимов; предстал Царскому Престолу, склонился на Царское Лоно, был окрылен верою, вострубил веру неведомую26 (уму), возгремел27 Рождение непостижимое (ἀκατάληπτον), возвестил о безначальном бытии (ὕπαρξιν ἄναρχον), сказал: «В начале было слово»28. Начало, которое не допускает начала29. «В начале было Слово»30. Ибо прежде всякого начала «было Слово». Было, не произошло Слово31. Бесстрастно (ἀπαθῶς) было рождено, непостижимое (ἀπερινόητος), простое (ἁπλοῦς), несложное (ἀσύνθετος), неприступное (ἀνέφικτος), непытливое (ἀπολυπραγμόνητος), вечное (ἀΐδιος), неизмеримое (ἀμέριστος), несозданное (ἄκτιστος), сущее всем тем, что есть Родивший (Его Отец). «В начале было Слово». Тем указал, у этой Ипостаси нет начала32. «И слово бе к Богу». Показал на неделимый (τὸ ἀδιαίρετον) характер сущности (Божией). «И Бог бе Слово». Так указал безразличие (τὸ ἀπαράλ(λ)ακτον) естества (Божия). «Сей бе в начале к Богу». Тем показал Отца совечного (συναΐδιον). «Всяческая чрез Него быша». Так показал в сотворении самовластие (τῆς δημιουργίας τὸ αὐτεξούσιον)33. Все (ведь) через Него возникло (Ин 1:3), в древности было (Им) создано, а теперь вновь обновлено34.

3. Итак, смотри, новопросвещенный, чего ты удостоился. Ты познал силу на опыте. Ты был искуплен, не дай себя вновь пленить. Отрекся ты, не свяжи (себя), опять уловленный. Ты обозначил договор, позаботься о плодах35. Тебе вверен талант, пекись (заботься) о делании36. У тебя был опыт брака, не прелюбодействуй богохульством. Ты приведен в свободу, не оскорбляй освободителя как раба. Тебя одели в светлую одежду37, блесни совестью. Ты отложился внешности, не огорчай Духа. Ведь пророк, издавна возглашая о таинстве Крещения и о безмерной благодати Распятого, вопиял38: Волитель милости есть (Мих.7:18). Кто, о пророк? Христос, Который стал Человеком по милости. Девственные врата Рождением не отверз39, Той обратит и ущедрит нас. Ты обратился, ибо избавил от обольщения. Он ущедрил тебя: ведь на Кресте восторжествовал над общим грехом и «погрузил наши неправды», так как мистические воды Крещения стирают наши грехи «в глубинах моря»40.

Помысли купель и возвести благодать41. Ибо Крещение – главизна всех благ, мира очищение, природы обновление, быстрое искупление, лекарство нетрудное, влага, сжигающая грехи; губка, очищающая совесть42, одежда, не ветшающая со временем; чрево, рождающее бесстрастно, гроб, возрождающий погребаемых (в нем)43; бездна, потопляющая грехи, стихия, гробница для диавола; печать, служащая стеной для принимающего ее, надежный заступник перед Судьею; источник, угашающий геенну, благодать, приводящая к Вечере Владычной; таинство древнее и новое, и при Моисее написанное тенью. Христу же Богу – слава во веки веков. Аминь.

Иже во святых отца нашего Василия, епископа Исаврии, града Селевкийского. Слово на Пятидесятницу44

Хотя и часты у нас духовные зрелища церковные, но (всем бывают) полезны. Ведь более частое и постоянное учение возделывает как язык говорящего, так и ум слушающих, подобно и когда земледелец часто пашет землю и возделывает всякое растение, то поля очищаются от всякого терния. Итак, да прославляется Христос, даровавший нам полноту праздников несказанным и спасительным домостроительством Его, да цветет всегда юностью светозарность праздника Рождества, нестареющее торжество богоявления, вечная похвала Воскресения, удивительное чудо Вознесения, духовное благодеяние Пятидесятницы. Ведь утешитель, Дух Святый, Пришедший сегодня к человекам, запечатлевает завершение христова домостроительства, апостольский лик освящает, оказывает дарования, доставляет дерзновение, дарует чудеса, словом позволяя изгонять болезни.

И что я говорю – словом, когда и тень святых действовала к исцелению. Ведь скорбящие искали тень Петра, от одного мимохождения которого спасение похищали45. Павловы же платки и опоясания (Деян.19:12) залог удерживали здоровья. Настолько же постигла благодать Духа, что и посредством ничтожных вещей болящим подавались исцеления. Но праздник представляет некое удивительное таинство. К чуду же действия Духа присоединилось и разрешение древнего приговора. Разделенные же ныне Духом языки исцелили слитые некогда языки людей при столпе. И доказательство этого – свидетельство язычников. «Парфяне, и мидяне, и Еламиты» и других многих «слышим», говорит (Писание), «как они говорят на наших языках о великих делах Божиих» (Деян.2:9–11). Где Божии возвещаются глаголы, там варварский слух исполняется разумения46, а где же предмет заботы составляет злое строение, там обычно раздаются варварские языки. Потому прекрасно Писание сообщает о разделении при исправлении языков; (как прежде глас) – сошедше смесим (Быт.11:7), был нужен разделенным47.

«И явишася им разделени языци яко огненни» (Деян.2:3). О удивительная забота Духа, которая доставила апостолам краткую премудрость48!

Заметь, что двенадцать учеников наставлены одним учителем,

что двенадцать блестящих светил воссиявают из одной Главы,

что двенадцать чистых лучей исходят из одного Солнца,

что двенадцать светильников зажигаются от одной Искры,

что двенадцать ветвей произрастают от истинной виноградной Лозы,

что двенадцать корзин наполняются с одной Трапезы,

что двенадцать рек вытекают из одного Источника,

что двенадцать языков говорят с помощью одной благодати49.

И поклонись Духу Святому как единосущному (ὡς ὁμοούσιον) Отцу и Сыну; ведь не из поучения и научения слов неученых (рыбарей) соделал Дух премудрыми (апостолами), но из их же языков сотворил воссоздание. Но и более удивительное дело, что не только подал им, чтобы они учили величествия Божия, но и к каждому языку язычников сродное их гласу образовал. Ведь уста рыбаков стали сетью спасения, которыми мы, спасшись, благодарно возопиим:

Радуйтесь, цари Христовы, апостолы, ибо вам подаянием Духа и горе и долу Христос вверил Царство;

Радуйтесь, вы – соль земли, которая никогда не может обуять (потерять силу).

Радуйтесь, вы – свет миру, пребывающий на востоке и повсюду просвещающий слепых, горящий без вжигаемого вещества. Светильник – Христос, свещник – Крест, а елей – раздаяние святого Духа.

Радуйтесь, вы – свет миру, которому уступает всякая ночь50.

Радуйтесь, вы, печатлеющие иереев, образователи учителей, ловцы языков, проповедники народов, наставники праведников, убелители грешников, истребители греха, просветители неверных, неодолимые риторы, добровольные проповедники, бодрственные стражи51.

Радуйтесь, вы, не имеющие у себя сумы – и целую вселенную наполнившие богатством. У вас не было лишнего жезла – и отвсюду изгнали вы волков. Вы не имели у себя другого хитона, но цари искали себе у вас одеяния52.

Море пешешествующих вас носило на себе, подобно кораблям, идущим на полных ветрилах.

У вас не было серебра при поясе, и золота не вмещал в себе ваш мешец, но многое из сумы своей ссужали вы хромым, а слепой, коснувшись вашего пояса, начал счислять течение дня и перстом указывать звезды, о которых прежде не знал53.

Радуйтесь, вы, обложившие узами диавола, запинатели бесов, истребители заблуждения, очистившие души наши от обольщения. Ваши «убрусцы» (Деян.19:12) уподобляются «воскрилию» ризы Господней (Мф.9:20)54.

Радуйтесь, вы, обретшие «сокровище сокровенно на селе» (Мф.13:44), указавшие жене «погубленную ею драхму» (Лк.15:8)55.

Радуйтесь, вы, в глубину вселенной свой невод распростершие, от всякаго рода собравший (Мф.13:47), уловившие рыб, которыми и доныне увеселяется Царь, вечеряя на небесах56.

Радуйтесь, вы, краеугольный Камень везде на плечах обносившие57, и дома верных просвещающие и утверждающие силою Распятого и погребенного и Воскресшего Христа, Которому подобает слава и держава ныне и во веки веков. Аминь.

Приложение. Свт. Прокла Константинопольского на Святую Пасху, и что в начале было Слово58

Слово 15

1. Другие евангелисты показали родословную по плоти Господа нашего и Бога Иисуса Христа; Иоанн же, среди евангелистов выдающийся, богословия лира, безначальное существо Божия Слова богословски изъяснил и Рождение Сына от Отца прежде веков и неизъяснимое высказал, говоря: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него стало» (Ин.1:1–3). Этих пяти камней достаточно для защиты Церкви. «В начале было Слово». Он не сказал «в начале стало Слово»; но «в начале было Слово». Показал на безначальную (τὴν ἄναρχον ὕπαρξιν)59 Ипостась Сына и Его отношение к отцу: и представляет самое сильное основание нашей веры.

«Слово было к Богу». Показывает сущность нераздельную, – великий гром евангелиста против язычников. «И Слово было Бог». Показал неразличимую сущность – великая рана иудеям. «Сей был в начале у Бога». Совечность Его с Отцом заявил: тяжелое падения манихеев. «Все чрез Него стало». Показал абсолютную власть в творении; заградил уста всех еретиков.

Поистине благодаря Ему все вещи были сотворены. Небеса – Его создание; земля – творение Его, море – (Его) дело. (Им) был сотворен воздух, свет из ничего стал; ангелы – слуги (Его); силы – служители; херувимы – престолы.

Отец есть Бог, и Сын Слово – Бог, и святой Дух, Бог; число Лиц природу (Божества) не ослабило; ни природу Троицы разделило. Но есть Троица, единосущная по силе, по Божеству, по благости, веру нашу основывает и сохраняет. Церковь укрепляет, вселенную освящает, диавола упраздняет; демонов бьет и томит; еврейское обрезание угашает; ошибки языческие устраняет; еретические уста заграждает.

2. Евангелист же богословствовал (изъяснил учение о Боге) о прежде век не засвидетельствованом Рождении из Отца Сына, сказав в Евангелии: «Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» (Ин.1:18). И опять же, «был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мф.3:17).

Итак, не засвидетельствовано это вышнее прежде всех Рождение, что Един от Единого рожден. И никто не увидел, как Он родил, и как родился, кроме Отца и Сына. Ведь не было времени, – так как он является основателем веков (Евр.1:2). Ангелы не присутствовали; так как Он есть Тот, «Кто творит Ангелами Своими духов небесных» (Пс.103:4). Неба не было, ведь «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс.32:6). Солнца не было, ибо он положил солнце в светило, чтобы светить в день (Быт. 1:16). Не было луны, ни звезд; ведь «луну и звезды, он основал» (Пс.8:4). Не было земли, ибо он сказал: «Да соберутся воды, и да явится суша» (Быт.1:9). Таким удивительным способом Евангелист выразил безначальное бытие (τὴν ἄναρχον ὕπαρξιν) Слова и прежде веков не засвидетельствованное (ἀμάρτυρον) Рождение Сына.

3. Кто, о блаженный апостол Иоанн, это (тебя) сказать научил? не озеро ли Геннисаретское? Но оно не учит догматам. Не рыбная ли ловля? Но она не богословствует. Зеведей? Но он простец. Отечество? Но оно было незнатное. Село? Но то были сельские жители, а не городские. Иудеи? Но они были нарушителями Закона (Рим.2:27). Закон? Но он был тенью. Моисей? Но он был гугнив и косноязычен (Исх.4:10). Давид? Но он же червь, а не человек (Пс.21:7). Как же ты сказал: «В начале было Слово»? Кто тебя возвел до такой высоты? Кто твоему уму даровал такие крылья?

По вере60, ты оставил землю и стал выше воздуха, превзошел эфир; Высоты премирных небес перелетел; перешел высших; миновал архангельские лики; Владычному серафимову Престолу предстал. Верою окрылился, и о невыразимом Рождении возгремел. непостижимое провозгласил существо, о безначальном (ἄναρχον) Слове богословски научил; сказал ведь: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

4. Великая благодать, возлюбленные. Человек ростом в три локтя, умом и мыслью, вместе со Словом на небо перенесся. Верою узрел от Отчего лона бестрастно Иcшедшего (ἀπαθώς ἐξελθόντα), и (созерцал) Бога, рожденного от Бога. Он увидел Святого Духа, с Отцом и Сыном поклоняемого; (увидел) Троицу, в единстве прославляемую, в Три Ипостаси разделяемую и соединенную по естеству. Так что Евангелист оказался выше, чем серафимы, поскольку они закрывают свои лица (Ис.6:6) от (сверкающей) молнии. Сей же благодаря благодати Божественное Рождение, а также существование (Слова) в учении о боге изъяснил.

5. Опять приобретением дел с небес на землю сошел и сказал: «Слово стало плотию» (Ин.1:14). Увидел тайну Божию без (Его) превращения и изменения. Увидел Слово, воплощенное на земле и небеса не оставляющего. Увидел Деву родящую, и девства не растлевающую. Он видел чрево ширшее небес. Увидел Матерь безмужнюю и рождение без боли. Видел … рожденного как человека61. Видел Младенца, совершенного прежде век. Видел повитого в пеленах, Кто по своей собственной власти разрешает Лазаря от пелен (Ин.11:44). Он видел творение, познавшее Создавшего62. Видел пещеру, умилостивление миру. Он видел, как существо носит Творца. Видел откармливаемого, Который Сам откармливал питающую. Он увидел Его на лоне матери, никогда не удаленного от Отчего Лона. Он видел поклоняемого от волхвов и славимого ангелами (Мф.2:12). Видел отбегавшего по плоти в Египет (Ис.11:12) и землю горстью содержащего. Видел Его крещающегося водой, источники вод от земли источающего. Видел, как Учитель предан Своим учеником. Его видел связанного, Кто не развязал девство Матери. Видел стоящего Его пред Пилатом63, Кто из праха Пилата образовал. Видел Его в терновом венце, цветами землю увивающего. Видел Его распятого, превознесенного на небесах. Видел Его мертвым в гробу, мертвых из гроба воздвигшего. Видел Воскресшего, воскресение предвозвещающего. Видел Его, во ад сошедшего и на небеса возшедшего. Ад Его изблевал, не зная, кого поглотил.

6. но кто же наконец Тот, Кого он увидел? Кто Он, я спрашиваю? Он, конечно, Тот, Кто преклонил небеса и без всякого шума сошел вниз (Пс.17:10). Который скрылся от горних сил. Кто воплотился из Девы, не обнажил Отческого лона; Кто на небе без матери, на земле (без отца) от Матери, от Девственного Бога Бог64, и от Матери Девы Сын, любя человека, ради человека сделался Человеком; Кто чистое чрево Своим гостеприимством освятил; недра освободил. Природные члены благословил; Рождество Девы запечатлел. Тот, кого небо не может вместить, утробу не стеснил. Кто прежде века существует как Создатель веков; Кто словом мир с силой совершил; Слово невыразимое Отца; Сын, единосущный с Родившим; Безначальный (ὁ ἄναρχος), ни начала не допускающий (ἀρχὴν μὴ δεχόμενος), тем не менее, чтобы быть (с нами), начало получил.

Действительно удивительно чудо, возлюбленные, то, что Престол на небе не оставил, а мир на земле спас. Все это объемлют пять слов великого громогласного евангелиста Иоанна. Ими, наконец, язычники да погибнут65; иудеи да упразднятся; да постыдятся самаряне; да расточатся манихеи, да погибнут еретики, все враги Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Поскольку вся их надежда в падение была и погибель; наше же упование – в воскресение и жизнь вечную ради господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

* * *

1

Marx B. Procliana. untersuchung über homiletischen Nachlaß des Patriarchen Proklos von konstantinopel. münster: aschendorff, 1940. (münsterische beiträge zur Theologie; 23). P. 97–99.

2

aubineau M. homélies pascales (cinq homélies inédites). Paris, 1972. (Sc; 187). P. 204–214.

3

Νέα Σιών. t. 19 (1924). Σ. 356–358.

4

PG 65. col. 800–809.

5

Аubineau M. Нomélies pascales. P. 199.

6

Ср.: «Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга. Апостол усмотрел силу этого соединения и потому укоряет ведение, обращаемое в жизнь без истинной заповеди, говоря: “разум кичит, любовь созидает” (1Кор 8. 1). Кто думает знать что-либо без истиннаго ведения, не засвидетельствованнаго жизнию, тот ничего не знает, тот обольщается змием, потому что не возлюбил жизни. но кто получил ведение со страхом и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету // он же. творения. м.: Паломник, р 1995 (библиотека отцов и учителей Церкви; т. 1). с. 384.

7

Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 379–383.

8

Аmand D.. Une homélie grecque inédite antinestorienne du Ve siècle sur l’incarnation du Seigneur // revue bénédictine. Vol. 58. 1948. P. 223–263. Гомилия носит название: εἰς τὴν ἐνανθρώπησιν τοῦ κυρίου. Проповедь расположена под двадцатым номером свода древних моральных проповедей свт. Василия Кесарийского (p. 225).

9

Ibid. P. 233–237.

10

ср.: «но есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероятное для меня и для всякой боголюбивой души), по которому из достигавших совершенства прежде Пришествия христова никто не достигал сего без веры во христа. Ибо слово хотя ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до христа» (Григорий Богослов, свт. слово 16. на память святых мучеников маккавеев // святитель григорий богослов, архиепископ Константинопольский. творения: в 2 т. т. 1: слова. м.: сибирская благозвонница, 2007 (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1). с. 208) (далее – творения. т. 1).

11

Riggi C. lettura dell’ ad Diognetum secondo il codice F // texte und textkritik. Eine aufsatzsammlung / ed. J. Dummer. berlin, 1987 (texte und untersuchungen zur geschichte der altchristlichen literatur; bd. 133). P. 527 (чтение послания к Диогнету согласно кодексу F). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же ты услышишь о христе, то не считай Его одним только богом и не думай об одном только домостроительстве во плоти, но о том и другом вместе, и о Боге Слове и о плотском домостроительстве. Я знаю, что Христос алкал, знаю также, что Христос с помощью пяти хлебов и двух рыб напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей; знаю, что Христос жаждал, знаю также и то, что Христос превратил воду в вино; знаю, что Христос плавал на корабле, знаю и то, что Христос ходил по водам; знаю, что Христос умер, знаю и то, что Христос воскрешал мертвых; знаю, что Христос предстоял Пилату, знаю и то, что Христос сидит вместе с Отцем; знаю, что Христос терпел от иудеев оплевания, знаю и то, что Христу поклонялись ангелы; и одно привожу, доказывая Его Божество, а другое – доказывая Его человечество. Поэтому сказано то и другое вместе, так как я знаю, что Христос родился от Марии, и знаю, что Христос существовал прежде веков» (Иоанн Златоуст ,свт. о честном и животворящем Кресте и о преступлении первых людей // Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста (далее – Пст). В 12 т. т. 2. Ч. 2. сПб., 1896. с. 889; сочинение находится в разделе Spuria).

12

например: «”Совершен мужеский пол”. Исполнение правды есть у одного только истинного Царя. однолетний агнец есть образ вечного христа, – потому что год есть символ вечности; совершая один и тот же круг в каждом веке и имея в себе самом все повороты, он есть образ нового человека, в котором ветхая наша человеческая природа заменена новой, потому что «облецытеся», сказано, «в нового человека» (Еф 4. 24)… с самого начала Жертва христова всегда понималась в страданиях праведных, начиная от праведного Авеля, и христос был во всех страдающим; совершилась же она тогда, когда пострадал сам по себе пришедший божественный Агнец» (Иоанн Златоуст, свт. о том же предмете (о Пасхе) 5-е // Пст. т. 8. Ч. 2. СПб., 1902. с. 941–942; сочинение находится в разделе Spuria). см. также: Иоанн Златоуст, свт. на слова апостола: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7. 15); и о том, как Иаков был прообразом Христа; а в начале слова – против любителей театральных зрелищ // там же. с. 848.

13

ПСТ. т. 3. Ч. 2. с. 870–871.

14

Творения иже во святых отца нашего Ефрема сирина. сергиев Посад, 1907. т. 3. с. 413–422.

15

Ефрем Сирин, прп. Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна // Он же. Творения. т. 3. с. 415.

16

Григорий Богослов, свт. на неделю новую, на весну и на память мученика маманта // он же. творения. т. 1. с. 553.

17

url: http://kimss.livejournal.com/4641.html (дата обращения: 03.06.2013).

18

Слово на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. благослови, Владыко. Ρ, Мarx.

19

Господнее κυρίου Ρ, Мarx.

20

Началозлобного змия τὸν ἀρχέκακον ὄφιν ΒΜ.

21

ср.: «Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы со страхом и трепетом предстоят Ему в ужасе, долу всегда поникши взором, а пепел и прах, поверженный на земле, входит в исследование о создателе! херувим у престола крылами своими закрывает взор свой, потому что нестерпимо для него взирать на оную славу страшного Владыки; а перстный человек, который не знает сам себя, а также и часа собственной смерти своей, входит в исследование о Владыке и творце всяческих!» (Ефрем Сирин, прп. Против исследователей естества сына божия // творения. т. 3. с. 379). см. также: «наконец спаситель взошел, победив всякую власть и силу, и все ангельские воинства встретили и, как Владыке, поклонились, – весь херувимский чин и серафимское служение поклонились Ему и отцу, (Его) родившему. И он был принят отцом, и сел одесную, никогда не оставлявший отеческого Лона. Если и сошел он на землю по человеколюбию, то, однако, никогда не оставлял Престола; если и сделался совершенным Человеком для устроения (спасения), то (однако) никогда не изменял своему природному божеству. Не по преуспеванию человеческому сделался Богом Христос, – да не будет! – но, будучи Богом, сделался Человеком, чтобы человека спасти. Поэтому не человека обоженного кого мы проповедуем, но Бога воплотившегося исповедуем, как божественный Павел сказал: поэтому всякое начало и власть подчинились Ему, как существующему раньше всякого создания; а лучше (исповедуем) Творца твари, господствующего и царствующего с непорочным Своим Отцом и животворящим Духом во веки. Аминь» (Иоанн Златоуст, свт. на слова: Помянух Бога и возвеселихся (Пс 76:4) // Пст. т. 10. Ч. 2. сПб., 1905. с. 840–841)

22

Υἱοῦ сына S, V:: Иисуса Ἰησοῦ ВP, Мarx.

23

Достаточно сказанного для защиты Церкви τοιαῦτα Ρ, Мarx.

24

Ср.: «Ибо нам должно или все оставить для Христа, дабы, взяв крест, истинно следовать за ним (Мф 16:24), и, сделавшись легкими, развязанными и ничем не увлекаемыми вниз, как на крыльях, лететь к горнему миру, и, возвысившись смирением, обогатившись убожеством, в замену всего приобрести Христа (Флп. 3:8); или разделять свое имущество со Христом, дабы и самое обладание имуществом освятилось через то, что мы будем обладать им, как должно, и соучастниками в нем будут неимущие» (Григорий Богослов, свт. слово 14. о любви к бедным // он же. Творения. т. 1. с. 184).

25

ὑπερέπτης: взлетел на небеса ἀνέπτης, Ρ, Мarx.

26

Ср.: «Ибо не земное, как я сказал, изобретение предано им, не вымысел кого-либо из смертных они так тщательно стараются сохранить, и не распоряжение человеческими тайнами им вверено. Но сам по истине Вседержитель и Творец всего, невидимый Бог, Сам вселил в людей и напечатлел в сердцах их небесную истину и святое и непостижимое Слово Свое» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 377).

27

πίστιν ἀπερινόητον ἐβρόντησας [ἐβρόντησες ВS] пропущено в Ρ, Мarx.

28

Ср.: «Так рассуждая сам с собою, апостол Иоанн, с тростью для письма в руках и с мыслью о том, как начать богословие, радуясь душою и трепеща рукою, вдохновился и, находясь телом в Ефесе, чистым сердцем и духом возвысился над землею. И вот, оставив всю землю, он прошел облегчающий ее воздух, миновал созвездия светил, миновал воинства ангелов, лики архангелов и все небесные силы, чины херувимов и серафимов, и все, что создано из небытия, прошел все небеса, сколько их ни было, и проник за пределы их. он приблизился к пределам непостижимого и никто не препятствовал ему, никто не удерживал его Итак, обладая этими величайшими божественными дарами, Иоанн с дерзновением вступил на высоту и достиг беспредельного моря и здесь чистыми очами своего сердца созерцал в недрах безначального Отца (τοῦ ἀνάρχου Πατρός) собезначальное Слово (τὸν συνάναρχον Λόγον), прежде всех веков неизреченно рожденное от Отца; и будучи не в состоянии сдерживать в себе плод этого созерцания – неизглаголанную радость, он открыл святые свои и серафимские уста и великим гласом возопил: “в начале было Слово”!» (Иоанн Златоуст, свт. слово о святом Иоанне богослове // Пст. т. 8. Ч. 2. с. 770–771; слово опубликовано в разделе Spuria).

29

Ср.: «Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, беспредельный, благого, великого, Единородного Сына великий Отец, Который в Рождении Сына не потерпел ничего свойственного телу, потому что Он – Ум» (Григорий Богослов, свт. стихотворения богословские. 1. об отце // он же. творения. т. 2. c. 12 (в дорев. переводе: «Песнопения таинственные. слово 1. о началах»). см. также: «Везде ищу помощи и, повсюду от Тебя обременяемый, к Тебе опять обращаю взоры, Блаженный, к Тебе, моя помощь, к Тебе, Вседержитель, Нерожденный, Начало и Отец Начала – бессмертного Сына, великий Свет равного Света, Который, по неисследимым законам, из Единого исходит в Единое» (Григорий Богослов, свт. стихи о самом себе // творения. т. 2. с. 192).

30

ἀρχῇ ἀρχὴν οὐκ ἐπιδεχομένη. Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος пропущено в Ρ, Мarx.

31

Λόγος слово: отсутствует в P, Мarx. ср.: «Петр по вере назван камнем, и на самом себе поддерживает здание Церкви: “Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою и врата адова не одолеют ея” (Мф. 16:18). Но посмотрим, за что и по какой причине получил верховный эту награду? Спаситель спрашивал некогда учеников, какое у них мнение о Нем. Пока остальные молчали, он, доблестный, выступив, не сказал: “Ты сделался, Ты создан был”; но, по слову пророка: “Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют” (Пс 101:28), сказал: ‘‘Ты – Христос, Сын Бога Живого’’. И за это исповедание получает ключи небесные» (Иоанн Златоуст, свт. на Преображение // т. 10. Ч. 2. с. 872; опубл. в разделе Spuria). См. также: «Что же сказал Моисей? “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт 1:1). А что рыбак? нигде не говорит он ‘‘сотворил’’, но что? “В начале было Слово, и Слово было у Бога”. Тот начинает с создания, а этот с Создателя. Видишь, насколько выше Моисея он восходит? Слышал он слова Моисея о том, что Бог сотворил небо – оставил небо и устремился выше. Встретились ему на пути ангелы – он миновал их; встретились архангелы – он прошел мимо; херувимы – не остановился и на них. “Куда ты стремишься?” – “Мне нужно нечто другое. Хотя херувимы и сияют, но они тварь; хотя серафимы и воспевают, но они сорабы мне”. – “Чего же ты ищешь? Начала и господства – тоже рабы, тоже создания; власти – и те творение. Куда ты идешь?” – “Самого Создателя я ищу, самого ищу Единосущного Отцу”.Нашел – и что говорит? “В начале было Слово”. Нигде не говорит: “сотворил”, нигде не говорит: “произошло”, потому что не о создании его учение. у него речь о Слове: “В начале было Слово”» (Иоанн Златоуст, свт. «Аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор 5. 17) // Пст. т. 12. Ч. 2. сПб., 1906. c. 912–913; опубл. в разделе Spuria).

32

ὑποστάσεως […] τὸν θεόν· ἔδειξε τῆς BS, V: отсутствует у P, Мarx. ср. у Дидима: «но Он никогда не называется ребенком или дитятей или потомком по отношению к небесному неограниченному рождению – которое вообще ничем не может быть охарактеризовано, чтобы кто-либо не представлял и даже малую мысль или подозрение не придал их софистическим богохульствам, которые мы уже упоминали, но называют Сыном по причине совершенного (διὰ τὸ τέλειον) и безначального (τὸ ἀνάρχως) рождения, и по неотличимости Его природы относительно Отца. Но все то, что некоторые считают малым по отношению к Божеству, а также слово: “пославший Мя Отец болий мя есть” (Ин. 14:28) было возвещено как пророчества священными книгами по причине человеколюбивого и неизреченного вочеловечения Его, которое произошло через нас и ради нас» (Didymi Аlexandrini De Тrinitate libri tres. lib. 1. cap. 16 // Pg 39. col. 340 А).

33

Ср.: «Исаия же (Его называет) как (ни с кем) несравнимого, как и Бога Отца, восклицая возгласом: “От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе” (Ис. 64:4). Иного же не знаем Бога, кроме как Рожденного от Девы Марии для спасения (нашего) Воплощение (приявшего), ни (иного свидетельства) слышахом, кроме как свидетельства от Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный» (Мф 3:17). И еще, как прежде сказано: «Отроча родися нам, Сын и дадеся (нам), Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается Имя Его, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» (Ис 9:6). После другого же добавил: «И миру Его несть предела» (Ис. 9:7). Когда Бог вочеловечился, Сын, говорит, родися (как) отроча и дадеся нам, неся начальство Свое на раме Своей Свое же нижнее (земное) Рождение: то есть, Сам для Себя был начальство, без истечения от Девы, неизменно прияв плоть, неизреченным образом родился, начало соития с мужем (Рождеству Своему) не доставив» (Didymi alexandrini De trinitate libri tres. lib. 1. cap. 27 // Pg 39. col. 397 a).

34

καὶ νῦν ἀνεκαινίσθη пропущено в P, Мarx. М. Обино в прим. 67 сообщает: «”Все было сделано”, прежде создал, и теперь возобновил (καὶ νῦν ἀνεκαινίσθη)»: этот последний член предложения неудачно был опущен рукописью P и издателем Марксом.

35

Ср.: «Кто думает знать что-либо без истинного ведения, не засвидетельствованного жизнию, тот ничего не знает, тот обольщается змием, потому что не возлюбил жизни. но кто получил ведение со страхом и ищет жизни, тот с надеждою насаждает, ожидая плода» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 384).

36

Ср.: «А я всякому мужу и жене, старцу и юноше, городскому жителю и поселянину, простолюдину и начальнику, богатому и бедному, так как всех призывает один подвиг, даю совет один – приготовиться к сему подвигу охотно, не расслабевать, не медлить, не терять времени, которого возвратить уже невозможно. Ибо настоящее время есть время делания (Ἐργασίας), а будущее – время воздаяния» (Григорий Богослов, свт. слово 19. сказанное св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану // он же. Творения. т. 1. с. 248).

37

ἐνεδύσω: ἀπεδύσω P, Мarx – Ты снимаешь с себя роскошную одежду. Ср.: «Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты и облекися в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды» (Поучение предогласительное или предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. 4).

38

«обращуся и помилую их» (Иер 12:15). Мarx.

39

«О пророк, Христос из сострадания вочеловечился, девственные врата Рождением не повредил (μὴ λυμηνάμενος)». Мarx.

40

«Ты ущедрил: ведь на Кресте над общим грехом восторжествовал, и одежду нашего греха расторг в водах таинственного Крещения, и (вверг) в глубины морския и (погрузил) неправды наши». Мarx.

41

Ср.: «Итак, Владычными сражениями давайте победу приобретем: когда Христос борется, собственный воздвигнем трофей. Да не оскверним хитона веры, который благодать исткала; ни дара не унизь, который от Бога принял; помысли Давшего, и дарованное соблюди» (Аthanasii Аrchiepiscopi Аlexandrini Sermo in sanctum Pascha et recens illuminatos, seu baptizatos sabbato in albis [Афанасий Александрийский, свт. слово на святую Пасху и на новопросвещенных, или крещенных в субботу в белых одеждах] // Pg 28. col. 1081–1092; напечатана в разделе Spuria, приписана свт. Василию Селевкийскому).

42

«Радуйся, бане, омывающая совесть» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос 11).

43

Ср.: «Крест принимала (новая) гробница, до сих пор смерти не причастная. О гробница бессмертия место! О гробница воскресения мастерская! О гробница, гробов разрушение! О гробница, в которой смерть перестает быть смертью! О гробница, в которой жизнь произрастает, границ не имеющая! Конечно, гробница новая! Таков был совет Божественной благодати» (Аthanasii archiepiscopi Аlexandrini Sermo in Passionem Domini in Parasceve [Афанасий Александрийский, свт. слово на страдание господне в святый Пяток] // Pg 28. col. 1060; слово напечатано в разделе Spuria, приписано свт. Василию Селевкийскому)

44

2. Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Βασιλείου ἐπισκόπου Ἰσαυρίας πό(λεως) Σελεύκειας λ(όγος) εἰς τὴν Ν (Πεντηκοστήν) B. Marx. Procliana. P. 100–102.

45

Ср.: «Отчего не сказать короче? тень Петра исцеляет, а одежда Христа не исцелит? Я уже чувствую, насколько во мне и простая решимость обуздала болезнь. О вера, побеждающая приступы болезни! Поверила она только и – и злой недуг бежал, поверила – и любопрительный зверь ничего не мог возразить, поверила – и престал непрерывный поток кровей, как бы иссушенный каким-нибудь невидимым пламенем» (Иоанн Златоуст, свт. на начало нового года и о мучениках, а также о кровоточивой жене // Пст. т. 8. Ч. 2. с. 726; опубл. в разделе Spuria).

46

Ср.: «Насадив это древо и принося плод, ты всегда будешь получать от Бога то, чего желает, к чему ни змей не касается, ни обольщение не проникает; тогда и Ева не растлевается, но остается девою, и спасение является, и апостолы исполняются разумения, Пасха господня совершается и лики сходятся и установляются в стройном чине, слово поучает святых, и торжествует, и Отец чрез Нeгo прославляется. Слава Ему во веки. Аминь» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 363–364). См. также: «настоящим случаем мы должны воспользоваться, чтобы, с одной стороны, заплатить долг Иосифу, с другой – возвестить славу Креста. сегодня и Иосиф увенчивается, и Крест произрастает; сегодня и Петр отрекается, и разбойник услаждается; сегодня и Закон исполняется, и предсказанный пророками христос славословится; сегодня в полном смысле исполняется слово, сказанное о смерти господней: в своей сети запутался грешник (Пс. 9:16). И какой грешник? Изобретатель греха – дьявол. И какая это сеть была приготовлена им? Крест – не что иное» (Иоанн Златоуст, свт. беседа об отречении Петра, и о Кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом христа // Пст. т. 8. Ч. 2. с. 774; опубл. в разделе Spuria).

47

Ср.: «При построении башни языки народов были разделены, и люди не понимали языка друг друга. надлежало, чтоб единомыслие, проявлявшееся в богопротивном замысле, расстроилось вследствие непонимания одними слов других, чтобы люди, соединившиеся между собой на порочное дело, разошлись в силу изменения их языка, и чтобы в безрассудстве своих намерений они убедились из их речи, когда говорящий в сущности ничего не говорил, а слушающий не понимал, так что напрасно тратилось время: ‘‘Какая для тебя выгода в высокомерии? Какой конец горделивого дела? Зачем силишься схватить неуловимое? К чему стараешься похитить небо, когда ты недостоин пользоваться даже и землей? Зачем говоришь о том, что вверху – на небе, когда не понимаешь речи даже своего соседа? Разделяю у тебя язык и полагаю конец делу, не потому, что боюсь твоего восхождения, и не потому, что опасаюсь за Свое Царство, но потому, что я озабочен твоим напрасным трудом и таким же утомлением’’. обыкновенно возвышают к небу не здание из камней и не башня, сооружаемая множеством рук, но колесницы боговедения, кони правды, жизнь, которая чище света, и крылья добродетели – вот что возводит на тот путь» (Иоанн Златоуст, свт. на Пятидесятницу. слово второе // ПСТ. т. 3. Ч. 2. сПб., 1897. с. 869–870).

48

Ср.: «Поскольку многие, приходя к твоему благочестию, требуют утверждения в вере, а потому ты с любовью просил у меня краткого определения (σύντομον ὅρον) и правила (κανόνα), излагающего образ моих мыслей; то писал я твоему благочестию, что я (о чем ты знал и прежде моего писания) никогда ничего не предпочитал и не могу предпочитать Никейской вере, изложенной Святыми Отцами, собравшимися в Никее для низложения арианской ереси, но при помощи Божией держусь и буду держаться сея веры, проясняя только неполно сказанное в ней о Святом Духе» (Григорий Богослов, свт. Послание 4. К Кледонию, против Аполлинария второе // Он же. Творения. т. 2. с. 485–486). См. также: «И мы ныне узрели и проповедуем краткое (σύντομον), ни в чем не излишествующее богословие Троицы, от Света Отца прияв Свет Сына во свете Духе. Преступаяй да преступает, и беззаконнуяй да беззаконствует (Ис 21:2); но мы, что уразумели, то и проповедуем. Если бы не услышали нас снизу, взойдем на высокую гору и оттоле будем вопиять. Возвысим Духа, не убоимся. А если убоимся, то (должно нам) – безмолвствовать, а не проповедовать» (Григорий Богослов, свт. слово 31. о богословии пятое, о святом Духе // Он же. Творения. т. 1. с. 377).

49

Ср.: «Явишася в образе огня разделени язы́цы. Языки апостолов должны были действовать наподобие огня и обнаруживать двоякое их употребление: попалять диавола и просвещать сидящих во тьме. Обрати внимание на то, что для верных огонь нежнее елея; заметь, что для диавола язык страшнее всякого огня; посмотри, как язык сжигает терние нечестия и орошает нивы благочестия; заметь, что двенадцать учеников наставлены одним Учителем, что двенадцать военачальников поставлены одним Царем, что двенадцать блестящих светил воссиявают из одной Вершины, что двенадцать чистых лучей исходят из одного Солнца, что двенадцать светильников зажигаются от одной Искры, что двенадцать ветвей произрастают от истинной виноградной Лозы, что двенадцать корзин наполняются с одной Трапезы, что двенадцать рек вытекают из одного Источника, что двенадцать языков говорят с помощью одной благодати» (Ефрем Сирин, прп. Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну и на чтение из Евангелия от Иоанна // творения. т. 3. с. 413–414).

50

Ср.: «Радуйтесь, цари Христовы, святые апостолы, ибо вам и горе и долу Христос вверил Царство; Радуйтесь вы – соль земли, которая никогда не может обуять (потерять силу, испортиться). Радуйтесь, вы – свет миру, пребывающий на востоке и сияющий повсюду, просвещающий омраченных, горящий без вжигаемого вещества. Светильник – Христос, свещник – Петр, а елей – раздаяние святого Духа. Радуйтесь, вы – свет миру, которому уступает всякая ночь» (Ефрем Сирин, прп. Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну и на чтение из Евангелия от Иоанна // творения. т. 3. с. 413–414).

51

Ср.: «Радуйтесь, вы, печатлеющие иереев, образователи учителей, ловцы языков, проповедники народов, наставники праведников, убелители грешников, истребители греха, просветители неверных, неодолимые стражи, купцы, продающие драгоценности» (Там же).

52

Ср.: «Радуйтесь, вы, не имеющие у себя сумы – и целую вселенную наполнившие богатством. У вас не было лишнего жезла, и отвсюду изгнали вы волков. Вы не имели у себя другого хитона, но цари искали себе у вас одеяния» (Там же).

53

Ср.: «У вас не было двойной обуви, но землю приводили вы в колебание своими шествиями; облака расстилались под вашими ногами; ангелы являлись уготовляющими путь; море пешешествующих вас носило на себе, подобно кораблям, идущим на полных ветрилах. У вас не было серебра при поясе, и золота не вмещал в себе ваш мешец, но многое из сумы своей ссужали вы хромым, а слепой, коснувшись вашего пояса, начал счислять течение дней и измерять очами солнце и перстом указывать звезды, о которых прежде не знал» (Ефрем Сирин, прп. Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну… с. 413–414).

54

Ср.: «Радуйтесь, вы, обложившие узами диавола, запинатели бесов, истребители заблуждения, очистившие души наши от обольщения. Ваши «убрусцы» (Деян. 19:12) уподобляются «воскрилию» ризы Господней (Мф. 9:20). Ваша тень даровала многие и различные исцеления в городах и весях» (Там же).

55

Ср.: «Радуйтесь, вы, обретшие “сокровище сокровенно на селе” (Мф. 13:44), указавшие жене “погубленную ею драхму”» (Лк. 15:8) (Там же. с. 415).

56

Ср.: «Радуйтесь, вы, обретшие “сокровище сокровенно на селе” (Мф. 13:44), указавшие жене “погубленную ею драхму” (Лк. 15:8), сугубо принесшие Христу вверенные вам таланты проповеди, в глубину вселенной распростершие “невод, от всякаго рода собравший” (Мф. 13:47), уловившие рыб, которыми и доныне увеселяется Царь, вечеряя на небесах» (Там же).

57

Ср.: «Радуйтесь, вы, воздвигшие на краеугольном камне столько брачных царских чертогов, создавшие на земле столько подобных небесам церквей, водрузившие столько алтарей для животворящей Жертвы» (Там же).

58

Pg 65. Сol. 800–805. Прокла, архиепископа Констянтинаграда, Похвално слово святому Иоану евангелисту и Богослову. Чет. Мин. Сент. с. 1674–1677.

59

Ср.: «Ты не понимаешь, как родила Дева, и желаешь знать, как родил Бог? Как произошло рождение Христа по плоти во дни Ирода ты не знаешь, а осмеливаешься исследовать и намереваешься проверять Рождение от Отца, бывшее безначально, неизъяснимо, священно и неизреченно, прежде всякого понимания, прежде времен и веков, без всякого посредства?» (Иоанн Златоуст, свт. Против еретиков, и о святой Богородице. т. 8. Ч. 2. с. 910; опубл. в разделе Spuria).

60

Ср.: «Дел постигнуть невозможно без веры: как же возможно без веры познать Бога? Дела познаются не без веры. Как же Сын – посредством суждений? “Яко право слово Господне и все дела Его в вере”» (Иоанн Златоуст, свт. беседа на слова: «коей властью сия твориши?» (Мф. 21:23) // Пст. т. 6. Ч. 2. СПб., 1900. с. 719; опубл. в разделе Spuria). См. также: «И человек слепотствуя, обходил создание, и на что наощупь натыкался, тому поклонялся. Бога найти не был в состоянии: Кого проповедует всякого создания род, к учению о едином Боге прийти (один только человек) не был в состоянии. Но то, что не сделало небо, то возмог Крест; и кого солнце не научило, Крест, воссияв, просветил: и простое насажденное древо, нечестию преданную вселенную, к благочестию возделал. Древом осуждения, как инструментом, осужденным свободу доставило. Бессильно ко спасению человеков было создание, Крест же, войдя, как врач был показан» (Аthanasii Аrchiepiscopi Аlexandrini Sermo in Passionem Domini in Parasceve [Афанасий Александрийский, свт. слово на страдание Господне в Святый Пяток] // Pg 28. col. 1053–1061). Dubia. Приписано свт. Василию Селевкийскому.

61

«Виде раждаемаго, яко человека, создавшаго человека» (Чет. Мин. сент. с. 1676).

62

Ср.: «Им Само Слово явившееся открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим и что Оно объясняло ученикам, и те, которых Оно нашло верными, познали таинства Отца. Для сего самого Он и послал Слово, чтоб явилось Оно миру, и, отвергнутое народом Иудейским, Оно было проповедано апостолами, и в Него уверовали язычники» (Св. Иустин Философ и мученик. Послание к Диогнету. с. 383).

63

Ср.: «Итак, что совершено сегодня? Да не пройдут мимо наших ушей совершенно чудеса этого дня! Был уже свет, и уже наступало утро, и Он со связанными руками вводится в преторий Пилата. С какими руками? Исцелявшими слепых, врачевавшими хромых. И пальцы, давшие зрение, пригвождаются узами, и Исцелитель естества удерживается насильно от исполнения свойственного Ему дела. Это воздано Господу. “Заключающий воды в облаках” (Иов. 26:8) связан, “изводящий окованных мужественно” (Пс. 67:7), дарующий “пленным освобождение” (Ис. 61:1); связан разрешивший Лазаря от уз смерти; приведен в преторий дориносимый бесчисленным множеством ангелов. Предстоит Пилату имеющий Своим Престолом небо; удерживался Творец, влекомый творениями, Создатель – созданием, Совершитель – совершенным» (Иоанн Златоуст, свт. на святую и Великую Пятницу // Пст. т. 2. Ч. 2. сПб., 1896. с. 883; опубл. в разделе Spuria).

64

Ср.: «Священные оба Рождения Христа – и то, и другое: и то, которое по природе, и то, которое вопреки природе. Именно, вопреки природе в последние времена Он родился от Девы, а согласно с природой Он прежде веков был рожден от Отца так, как знал Родивший. И это небесное Рождение не ложно. Истинно Бог от Бога родился, истинно и от Девы человеком Бог между людьми родился: вверху один от одного Единородный, и внизу один от одной Единородный; и как по отношению к верхнему Рождению нечестиво предполагать матерь, так и по отношению к Деве будет богохульством предполагать отца. Отец родил неделимо, а Дева родила невредимо; ни Отец, родивши, не потерпел истечения, потому что родил так, как подобает Богу, ни Дева по Рождении не испытала тления» (Иоанн Златоуст, свт. Против еретиков и о святой богородице // Пст. т. 8. Ч. 2. с. 908–909; опубл. в разделе Spuria).

65

Говорится не в смысле – сами погибнут, но чтобы умерли для греха: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:3). Ср.: «Сюда, о разбойник, ограбивший диавола и увенчанный супротив него; увидев Человека, Богу поклонился, отбросив древнее оружие, восприяв оружие веры. А когда это так происходило и когда все освящалось: из области эфира – солнце, из растений же – дерево, а из животного мира – желчь, из тканей – неразрываемый хитон, из моря – пурпуровое одеяние, из металлов же и именно железа – копье и гвозди, и когда излились двоякие источники: кровь и вода, – тогда Спаситель исполнил то, что было Ему свойственно: “Отче! прости им” грех (ст. 34). Кому – прощение? Эллинам, иудеям, пришельцам, варварам, просто сказать – всем, потому что однажды Он сказал, и это дело совершается всегда. Не о врагах только сказал: “прости” – Он говорит ежегодно и всегда говорит, и тот, кто желает, получает» (Иоанн Златоуст, свт. на Святую и Великую Пятницу… с. 886).


Источник: Пернбаум А.Г. Две малоизвестные проповеди святителя Прокла Константинопольского на Пасху и на Пятидесятницу по изданию Procliana Б. Маркса // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 1 (7). С. 191-214.

Комментарии для сайта Cackle