К вопросу о проблематике теории познания Р. Штайнера

Источник

Содержание

Аннотация К вопросу о проблематике теории познания Р. Штайнера Источники Литература  

 

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы теории познания антропософии Р. Штайнера в части методологии, метода и критериев достоверности полученных результатов. Поскольку антропософия претендует на раскрытие сокровенного смысла христианства на очередном этапе эволюции человечества, то основные положения ее теории познания рассматриваются в статье в контексте православного вероучения и аскетики.

К вопросу о проблематике теории познания Р. Штайнера

Антропософия как одно из направлений в западном эзотеризме была создана Рудольфом Штайнером в начале XX в. Он рассматривал антропософию как очередной этап в раскрытии сокровенного смысла христианства1 и считал, что с 1920-х гг. и на протяжении ближайших трех тысячелетий люди «без особой ясновидческой подготовки», как это было в предыдущее время, смогут «достичь непосредственного созерцания Христа Иисуса». Штайнер не утруждал себя историческим и богословским обоснованием своего мнения и заявлял, что «всегда <…> образ Христа модифицировался в соответствии с общим мировоззрением, с тем, что в определенное время чувствовалось, ощущалось и рассматривалось как истинное»2 , поскольку воспринимал христианство как «факт духовного мира, который может быть понят только посредством прозрения в события духовной жизни, в мир, который лежит за внешним чувственным миром, – за тем, что могут установить исторические источники»3. Намеренно отбросив историзм христианства как один из объективных аргументов достоверности и аутентичности его веры и учения, Штайнер основывает свое представление о Христе личным субъективным знанием, полученным путем разработанной им же теории познания духовного мира. Штайнер отдает себе отчет в крайнем субъективизме своей теории и признает, что «антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души»4.

Штайнер прямо заявляет, что его «антропософия есть путь познания» и ее средоточием является Христос, поэтому изучение его теории познания неизбежно будет компаративистским, так как антропософия противопоставляет себя свидетельству Божественного Откровения о том, что Христос есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6), и в Церкви (см. 1Тим. 3:15) содержится неизменяемая истина (см. Евр. 13:8) наряду с методом ее постижения5.

Антропософская теория познания имеет две взаимосвязанные цели: 1) познание человеком самого себя как вечного духовного существа и 2) через познание своей природы и раскрытие дремлющих в ней способностей познание вселенной. Эти гносеологические установки опираются на штайнеровскую монистическую онтологию, согласно которой весь мир происходит из одного начала посредством эманации, и хотя Штайнер склонен говорить о духовном, сверхчувственном мире и мире материальном или вещественном, но это лишь «чистейшая логическая иллюзия, философский самообман»6, который наблюдался в гностических системах, пытавшихся посредством эонов заполнить разрыв между духовным и материальным, ибо никакого онтологического отличия эти миры как одноприродные с логической точки зрения иметь не могут7.

Постижение мира в антропософии связано с антропологией, рассматривающей человека малым космосом в большой вселенной, структуры бытия которых когерентны. Свою антропософию Штайнер именует «духонаукой», поскольку считает, что «духовно-научный образ мыслей всецело соответствует по духу естественнонаучному образу мыслей. Но так как эта духовная наука касается совсем другой области исследования, нежели естествознание <…> то естественнонаучный способ мышления там <…> должен существенно видоизмениться, должен стать иным, нежели в сфере естествознания»8.

Методика пути к познанию высших миров Штайнера состоит из двух этапов: подготовительного и основного. В рамках подготовительного этапа ученик должен привести свою жизнь в соответствие определенным и нравственным стандартам, которые напоминают требования к новоначальному на православном пути богопознания. К числу негативных качеств человека, которые необходимо преодолеть, «наравне с гневом и раздражительностью принадлежат, например, также: робость, суеверие и склонность к предрассудкам (предосуждениям), тщеславие и честолюбие, любопытство и излишняя откровенность, различное отношение к людям в зависимости от их внешнего положения, пола или племени и т.д.»9.

Предназначение этой борьбы с ними рассмотрим на примере обретения учеником-оккультистом смирения в штейнеровском понимании и необходимости преодоления осуждения. Штайнер уверяет, что «подняться к высотам духа можно, только проходя через врата смирения. Настоящего знания ты можешь достигнуть, только научившись уважать это знание»10, остерегаясь «неуважительных мыслей, осуждающей критики», а вместо нее ученик «должен <…> стремиться к воспитанию в себе благоговейных мыслей». Однако борьба с осуждением оказывается обусловлена не смирением, а верой в материальную природу мыслей, способных выходить за пределы ума, перемещаться и действовать в мысленном пространстве «столь же разрушительно, как выпущенная наугад ружейная пуля – на физические предметы, в которые она попадает». Как полуправда о смирении как осознании невежества11 есть ложное смирение, так и штейнеровское учение о вреде осуждения есть проявление ложной «благоговейности» из-за опасения и страха завязывать новые кармические узлы.

Ученик должен в итоге очистить свое мышление от земного дискурса и расчистить место для мыслей о высших мирах и контактах с духовным миром. Отрешившись от земного, он, по мнению Штайнера, начинает слышать в себе голоса, «прислушивается к ним и вступает внутри себя в общение с духовным миром»12 и в конечном итоге «убеждается <…> что посредством [мыслей] говорят с ним скрытые существа…»13. Таким образом, нравственная подготовка ставит перед собою задачу не очистить человека от страстей, а лишь высвободить место для общения с духовным миром.

После этих подготовительных упражнений ученик вступает на основной путь для постижения сверхъестественного мира или духовного обучения, состоящий из трех ступеней. Первая ступень: подготовление – предполагает развитие духовных чувств; вторая: просветление – видение некоего света; третья: посвящение – открывает общение с высшими духовными существами.

В ходе духовного обучения с помощью медитации за внешними формами материальных вещей ученик должен увидеть духовные, мысленные образы, или – на языке антропософии – астральные образы вещей. Затем ученик обучается способности сливаться с предметом, от которого исходит звук, и ощущать состояние этого предмета или существа, как бы входя в него (сливаясь с ним)14.

В конечном итоге ученик должен достичь такого состояния, когда он лишь сосредоточится мыслью на предмете и сразу же соединится с ним и будет ощущать, переживать те же состояния, что и этот предмет. Так с помощью чувств и связанных с ними мыслей образуются органы ясновидения. С помощью этих органов человек рано или поздно встретит, по мнению Штайнера, высших существ, «которые никогда не вступают в физическую действительность», т.е. бестелесных духов.

Поскольку Штайнер считает себя выразителем подлинного христианства, то естественно возникает вопрос о природе этих духов. Для антропософской методики духообщение является высшей целью духовного обучения, духи выступают источником знаний о мире сверхчувственном и чувственном, а установивший с ними контакт превращается в своего рода канал или гортань духовного мира.

С православной точки зрения в вопросе духовной жизни всё обстоит совершенно иным образом и общение с духами считается предосудительным. Свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что «желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви»15.

Намеренное вхождение в контакт с духами с целью познания чего-либо запрещено в Священном Писании: Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя <…> прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим (Втор. 18:9–14).

Таким образом, методика духовной жизни уШтайнера превращается в методику духообщения. Внешне эта методика формально схожа с православной, но целеполагание, определяемое методологией, различное и различны результаты.

Как любая гносеология и ее методология, штайнеровская предполагает свое решение вопроса о критериях достоверности полученного знания. Штайнер отдает себе отчет, что в мире мыслей о познании сверхчувственного мира ученик может потеряться, предаться своим фантазиям и мечтам; чтобы этого не произошло, ученику предлагается ориентироваться на правильные, с точки зрения Штайнера, оккультные писания: «Он [ученик] должен взять своей исходной точкой писания, которые сами возникли из подобных откровений в медитации… Они дадут ему материал для его медитации»16. Однако проблема в том, что эти писания сами нуждаются в обосновании достоверности своих утверждений. Еще одним признаком достоверности является полная «ясность [и] <…> трезвость рассудка», «здоровая и уверенная способность суждения»17. В итоге получается, что оккультисту предлагается быть критерием достоверности самого себя.

В штайнеровской методике познание сверхчувственного мира нет чувства покаяния, смирения, полагания на Бога, предания своей воли в руки Бога, а только полагание на самого себя, самоконтроль ума, а ум, в свою очередь, должен быть открыт для воображения и для чувств и погружен полностью в чувственное постижение вещей до такой степени, чтобы чувства были своего рода каналом беспрепятственного перетекания информации из духовного мира в настоящий. Штайнеровские указания направлены не столько на контролирование самого себя, сколько на превращение себя в канал передачи информации из духовного мира в материальный. Эти указания не касаются вопроса об источнике сообщаемого знания и критериях достоверности этого знания. В этом и состоит ловушка: все силы отданы на самоконтроль и сосредоточенность, но вне этого критического мышления пребывает то, что передается и сам источник передачи и информации. Таким образом, штайнеровская методология и методика замыкает оккультиста на самого себя; разомкнуть этот порочный круг можно, лишь взглянув на оккультный опыт с позиции христианской онтологии и гносеологии, методика познания истины в которой предполагает отказ от самого себя и Откровение Нетварного Бо Самом Себе, исключая какое-либо субъективное начало в познании нетварного бытия, которое лишь в Православии может стать подлинным тайноведением.

Источники

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и духовном видении духов // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 3. М.: Паломник, 2002.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СТСЛ., 2003.

Штайнер Р. Антропософия и христианство // Штайнер Р. Мир чувств и мир духа. Христос и духовный мир. Христос и человеческая душа. О смысле жизни. Теософская мораль. Антропософия и христианство / Пер. с нем. М.: Антропософия, 1999.

Штайнер Р. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила / Пер. с нем. М.: Антропософия, 1996.

Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров? / Пер. с нем Ереван: Ной, 1992.

Штайнер Р. От Иисуса ко Христу / Пер. с нем. Калуга: Духов. познание, 1994.

Литература

Бердяев Н. Теософия и антропософия в России // Собр. соч. Т. 3. Париж: YMCAPRESS, 1989. С. 463–486.

Булгаков С., прот. Христианство и штейнерианство // Переселение душ. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век”, 1994. С. 229–253.

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.

Конь Р.М. Православная миссия среди сект. Часть I // БВ. 2018. Т. 29. № 2.

Хондзинский П., свящ. Против Штайнера: Православие и вальдорфская педагогика // ЖМП. 2000. № 8. С. 71–83; № 10. С. 62–76.

* * *

1

См.: Штайнер Р. Антропософия и христианство // Антропософия и человеческая душа. М., 1999. С. 166.

2

Штайнер Р. От Иисуса ко Христу. Калуга, 1994. С. 7.

3

Там же.

4

Штайнер Р. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила / Пер. с нем. М., 1996. С. 4.

5

См.: Конь Р.М. Православная миссия среди сект. Часть I // БВ. 2018. Т. 29.№ 2. С. 206.

6

Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 117.

7

Критику онтологии и христологии Р. Штайнера см.: Бердяев Н. Теософия и антропософия в России // Собр. соч. Т. 3. Париж, 1989. С. 463–486; Булгаков С., прот. Христианство и штейнерианство // Переселение душ. М., 1994. С. 229–253; Хондзинский П., свящ. Против Штайнера: Православиеи вальдорфская педагогика // ЖМП. 2000. № 8. С. 71–83; № 10. С. 62–76.

8

Штайнер Р. Антропософия и христианство // Штайнер Р. Мир чувств и мир духа. Христос и духовный мир. Христос и человеческая душа. О смысле жизни. Теософская мораль. Антропософия и христианство / Пер. с нем. М., 1999. С. 19.

9

Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров? / Пер. с нем. Ереван, 1992. С. 49.

10

Там же. С. 52.

11

См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 24.29.

12

Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров? С. 78.

13

Там же. С. 82.

14

См. там же. С. 70.

15

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и духовном видении духов // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 3. М., 2002. С. 13

16

Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров? С. 16.

17

Там же. С. 40.


Источник: Конь Р.М. К вопросу о проблематике теории познания Р. Штейнера // Диакрисис. 2020. № 1 (5). С. 160-167.

Комментарии для сайта Cackle