Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?

Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?

(5 голосов5.0 из 5)

Сокра­щен­ный пере­вод с англий­ского А. Л. Дворкина.

1. Рудольф Штай­нер и антропософия

Валь­дорф­ские школы – одна из наи­бо­лее замет­ных форм дея­тель­но­сти «Антро­по­соф­ского обще­ства», кото­рое швед­ский иссле­до­ва­тель Свен Ове Ханс­сон назвал «самой удач­ли­вой оккульт­ной рели­гией в Европе» . Дру­гие иссле­до­ва­тели назы­вают его «самой раз­ви­той совре­мен­ной фор­мой запад­ного эзо­те­ризма» и «высо­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной оккульт­ной группой» .

Антро­по­со­фия заро­ди­лась в период духов­ной сумя­тицы, кото­рая царила в Гер­ма­нии в начале ХХ в. В то время экзо­ти­че­ские и оккульт­ные рели­ги­оз­ные группы пло­ди­лись как грибы, то есть ситу­а­ция была похожа на взры­во­по­доб­ное рас­про­стра­не­ние куль­тов «Нью эйдж» в 60‑е годы в США. «Антро­по­соф­ское обще­ство» было создано Рудоль­фом Штай­не­ром (1861–1925 гг.), ранее воз­глав­ляв­шим гер­ман­ское отде­ле­ние тео­со­фии, но отко­лов­шимся от него и сфор­ми­ро­вав­шим секту, кото­рая после­до­вала за его лич­ными откро­ве­ни­ями о «духов­ном мире». Секта достигла пери­ода зре­ло­сти во время соци­аль­ного и поли­ти­че­ского кри­зиса, пере­жи­вав­ше­гося Гер­ма­нией во время Пер­вой миро­вой войны и после нее.

Дея­тель­ность секты вклю­чает в себя антро­по­соф­скую меди­цину (в Европе у секты есть соб­ствен­ные боль­ницы), «био­ди­на­ми­че­ское» сель­ское хозяй­ство, эврит­ми­че­ские школы танца, деревни «Кем­п­хилл» для отстав­ших в раз­ви­тии людей и «цер­ковь» под назва­нием «Хри­сти­ан­ская община». Однако самой эффек­тив­ной про­грам­мой рас­про­стра­не­ния тео­со­фии явля­ются ее валь­дорф­ские школы.

Их число иллю­стри­рует раз­меры успеха. По всему миру суще­ствуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число валь­дорф­ских школ посто­янно рас­тет. Хотя чаще всего их назы­вают валь­дорф­скими в честь пер­вой такой школы, раз­ра­бо­тан­ной Штай­не­ром в 1919 г. для детей рабо­чих табач­ной фаб­рики «Валь­дорф-Асто­рия», их также назы­вают штай­не­ров­скими шко­лами, а в неко­то­рых частях Европы – про­сто «сво­бод­ными школами».

2. Уче­ние

Согласно уче­нию Штай­нера, Хри­стос – это сол­неч­ный бог, при­шед­ший на землю не для того, чтобы иску­пить чело­ве­че­ство от греха, но чтобы помочь роду люд­скому найти пра­виль­ный баланс между вли­я­ни­ями зоро­астрий­ских богов света и тьмы – Люци­фера и Ари­мана. В откро­ве­ниях Штай­нера обычно сме­ши­ва­ются рели­ги­оз­ные, науч­ные и исто­ри­че­ские аспекты. Его вер­сии исто­рии вклю­чают в себя главы о погиб­ших кон­ти­нен­тах Лему­рия и Атлан­тида, кото­рые, как он утвер­ждает, он про­чел посред­ством «ясно­ви­де­ния» в мифи­че­ских «хро­ни­ках акаши».

Часть цен­траль­ных кон­цеп­ций Штай­нера: реин­кар­на­ция, карма и мно­го­бо­же­ство – почерп­нута им из инду­изма через тео­со­фию. К ним он под­ме­шал двух богов из дуа­ли­сти­че­ского зоро­аст­ризма и поме­стил эту смесь в рамки гео­цен­три­че­ской кос­мо­ло­гии сред­не­ве­ко­вой Европы, согласно кото­рой чело­ве­че­ство зани­мает сту­пень в кос­ми­че­ской иерар­хии непо­сред­ственно под девя­тью чинами сверхъ­есте­ствен­ных существ. Объ­еди­ня­ю­щим прин­ци­пом штай­не­ров­ской системы явля­ется оккульт­ная док­трина соот­но­ше­ний, выра­жен­ная в фор­муле «что наверху, то и внизу». Семь пла­нет соот­но­сятся с семью исто­ри­че­скими эпо­хами, две­на­дцать созвез­дий зоди­ака – с две­на­дца­тью частями чело­ве­че­ского тела, четыре сти­хии – с четырьмя типами чело­ве­че­ского тем­пе­ра­мента, и т. д., до мель­чай­ших дета­лей. Эти маги­че­ские соот­но­ше­ния харак­те­ри­зуют Кос­мос как еди­ную живую духов­ную сеть бытия.

Мисти­че­ское миро­ощу­ще­ние Штай­нера глу­боко пес­си­ми­стично. В числе про­чего он пред­ска­зал вопло­ще­ние тем­ного бога Ари­мана в начале ХХ в. В этом отно­ше­нии антро­по­со­фия весьма сма­хи­вает на псевдо­хри­сти­ан­ские хили­а­сти­че­ские секты.

После Пер­вой миро­вой войны, когда Штай­неру не уда­лось убе­дить глав пра­ви­тельств раз­ных стран мира вос­при­нять его уто­пи­че­скую поли­ти­че­скую систему, Штай­нер раз­ра­бо­тал обра­зо­ва­тель­ную схему, чтобы антро­по­со­фия по мень­шей мере могла бы начать про­цесс повы­ше­ния эво­лю­ци­он­ного уровня душ, кото­рые будут вопло­щены в буду­щих поко­ле­ниях. Как и дру­гие лидеры сект, Штай­нер без­апел­ля­ци­онно утвер­ждает, что его откро­ве­ния явля­ются един­ствен­ной исти­ной и что все осталь­ные тра­ди­ции и типы зна­ния ошибочны.

3. При­вле­ка­тель­ные черты валь­дорф­ских школ

Каким же обра­зом и почему не име­ю­щие ника­кого отно­ше­ния к антро­по­со­фии роди­тели посы­лают своих детей в школы, рас­про­стра­ня­ю­щие эти столь необыч­ные идеи? Валь­дорф­ские школы про­во­дят дни откры­тых две­рей для роди­те­лей, однако сек­тант­ская идео­ло­гия оста­ется неза­ме­чен­ной. Ее можно заме­тить только если знать, где искать. Посе­ти­тель видит лишь пре­крас­ные деко­ра­ции и гро­мад­ный энту­зи­азм каж­дого сотруд­ника школы. Цвета, осве­ще­ние и худо­же­ствен­ное оформ­ле­ние тща­тельно подо­браны с вни­ма­нием к чело­ве­че­ским ощу­ще­ниям. Стены покра­шены в мяг­кие пастель­ные тона, при­чем исполь­зу­ется спе­ци­аль­ная фрес­ко­вая тех­но­ло­гия, про­из­во­дя­щая так назы­ва­е­мый эффект мер­ца­ния. Стены укра­шают репро­дук­ции вели­ких про­из­ве­де­ний искус­ства, а также рисунки уче­ни­ков школы и собра­ния кра­си­вых при­род­ных объ­ек­тов, кото­рые меня­ются по мере смены вре­мен года. В изу­че­ние каж­дого пред­мета вклю­чены искус­ство уст­ного рас­сказа, рисо­ва­ния, музыки и драмы. Учи­теля выка­зы­вают не мень­ший энту­зи­азм и любовь к детям, чем като­ли­че­ские мона­хини. Каж­дое утро они при­вет­ствуют каж­дого школь­ника руко­по­жа­тием и теп­лой улыб­кой с непре­мен­ным загля­ды­ва­нием в глаза. Учи­теля началь­ных клас­сов оста­ются со сво­ими уче­ни­ками до выпуск­ных клас­сов, во мно­гом под­ме­няя собою роди­те­лей. Поэтому не уди­ви­тельно, что физи­че­ская кра­сота и забот­ли­вая атмо­сфера школ, также как и иде­а­лизм учи­те­лей, делают валь­дорф­скую педа­го­гику необы­чайно при­вле­ка­тель­ной для родителей.

4. Обман

Помимо соблаз­ни­тель­ной кра­соты, валь­дорф­ские школы для при­вле­че­ния детей из неан­тро­по­соф­ских семей исполь­зуют созна­тель­ный и зара­нее раз­ра­бо­тан­ный обман отно­си­тельно своих целей и своей орга­ни­за­ции. С самого начала Штай­нер пла­ни­ро­вал поль­зо­ваться услу­гами «внеш­них» для его секты людей путем систе­ма­ти­че­ского сокры­тия целей школ и содер­жа­ния их учеб­ных пла­нов. В 1920 г., пыта­ясь полу­чить госу­дар­ствен­ное лицен­зи­ро­ва­ние для своей школы, он написал:

«Мы должны создать усло­вия, чтобы нам это уда­лось… А для того, чтобы сде­лать то, что мы хотим, по мень­шей мере необ­хо­димо бесе­до­вать с людьми, не потому, что нам это при­ятно, но потому, что нам это необ­хо­димо, – и попро­сту оду­ра­чить их» .

Поскольку валь­дор­фцы исполь­зуют хри­сти­ан­скую сим­во­лику, неуди­ви­тельно, что посе­ти­тели при­ни­мают их школы за хри­сти­ан­ские. Роди­тели-хри­сти­ане или те, кто хотел бы дать своим детям достой­ное обра­зо­ва­ние в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, могут выбрать валь­дорф­ские школы именно из-за этого, также как и мно­гие нека­то­лики пред­по­чи­тают посы­лать своих детей в като­ли­че­ские школы. Помимо этого, валь­дорф­ские учи­теля рас­ска­зы­вают, что в пред­мете «духов­ная исто­рия чело­ве­че­ства» помимо хри­сти­ан­ства изу­ча­ются и дру­гие рели­гии как неотъ­ем­ле­мая часть этой исто­рии. Но захо­тели бы эти роди­тели запи­сать своих детей в валь­дорф­ские школы, если бы они знали о стран­ных веро­ва­ниях их осно­ва­теля, о прин­ци­пах, кото­рыми руко­вод­ству­ются учи­теля, и о том, насколько эти стран­ные веро­ва­ния и эти прин­ципы вли­яют на каж­дый пред­мет, пре­по­да­ва­е­мый в школе? Конечно, учи­теля будут утвер­ждать, что, несмотря на их лич­ную веру в рели­ги­оз­ное уче­ние Штай­нера, в шко­лах они про­фес­си­о­нально исполь­зуют только его педа­го­ги­че­ские нара­ботки. Но мы знаем, что это не так.

Если антро­по­софа спро­сить об оккульт­ных уче­ниях Штай­нера, он отве­тит вам весьма уклон­чиво. Однако педа­го­гика осно­вана на всем насле­дии Штай­нера без исклю­че­ний. Соот­вет­ственно госу­дар­ствен­ные педа­го­ги­че­ские инстан­ции, рас­смат­ри­ва­ю­щие вопрос о лицен­зи­ро­ва­нии валь­дорф­ских школ, должны рас­смат­ри­вать всю пол­ноту писа­ний созда­теля системы. Миро­воз­зре­ние Штай­нера можно обна­ру­жить в его кни­гах, издан­ных антро­по­соф­скими изда­тель­ствами и про­да­ю­щихся, в част­но­сти, в валь­дорф­ских шко­лах. Если на основе этих док­трин соста­вить сво­его рода «сим­вол веры» и попро­сить роди­те­лей под­пи­саться под ним, то вряд ли антро­по­соф­ские школы смо­гут похва­статься боль­шим коли­че­ством уче­ни­ков: в каж­дой из них будет лишь по десятку детей мест­ных антропософов.

Антро­по­соф­ских учеб­ни­ков как тако­вых не суще­ствует. Но если роди­тели захо­тят про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние, они смо­гут найти напи­сан­ные Штай­не­ром книги, в кото­рых содер­жатся оккульт­ные, рели­ги­оз­ные, псев­до­на­уч­ные и расист­ские выска­зы­ва­ния, типич­ные для Гер­ма­нии 20‑х годов. Тем не менее учи­теля-валь­дор­фцы убеж­дали авто­ров этого тек­ста в том, что их школы вне­де­но­ме­на­ци­онны и нере­ли­ги­озны. Они при­знали лишь то, что неко­то­рые из уче­ний Штай­нера «довольно сложны».

Мы не знаем, какие мате­ри­алы предо­ста­вили антро­по­софы руко­вод­ству обра­зо­ва­тель­ных окру­гов горо­дов Милу­оки и Дет­ройта , но валь­дорф­ская школа в Сан-Фран­циско предо­ста­вила в рас­по­ря­же­ние авто­ров доку­мент, в кото­ром содер­жа­лись сле­ду­ю­щие обман­ные утверждения:

«Какое коли­че­ство антро­по­со­фии и Штай­не­ров­ских идей пре­по­да­ется детям в валь­дорф­ских школах?

Ни капли. В день, когда Рудольф Штай­нер открыл первую валь­дорф­скую школу, он твердо заявил: “Мы совер­шенно не наме­рены пре­по­да­вать рас­ту­щим чело­ве­че­ским суще­ствам наши идеи и содер­жа­ние нашего миро­воз­зре­ния. Нашей целью не явля­ется обра­зо­ва­ние ради какой-либо осо­бой догмы”. Хотя суще­ствует все­мир­ное “Антро­по­соф­ское обще­ство”, члены кото­рого неиз­бежно под­дер­жи­вают валь­дорф­ские школы, не суще­ствует абсо­лютно ника­кой связи между шко­лами и обществом.

Явля­ются ли школы религиозными?

Если это озна­чает при­со­еди­не­ние к той или иной дено­ми­на­ции или секте, то мы отве­чаем НЕТ. Однако школы можно назвать “рели­ги­оз­ными” в более воз­вы­шен­ном смысле этого слова и к тому же они осно­ваны на хри­сти­ан­ской пер­спек­тиве запад­ной цивилизации».

Срав­ните это выска­зы­ва­ние с тем, что Штай­нер гово­рил на закры­тых кон­фе­рен­циях учи­те­лей пер­вой валь­дорф­ской школы:
«Вы, сотруд­ники, рабо­та­ю­щие в валь­дорф­ской школе, должны помо­гать под­дер­жи­вать нам все дви­же­ние… Валь­дорф­ская школа может поме­стить себя на самую широ­кую основу и таким обра­зом сде­латься стол­пом и утвер­жде­нием всего Антро­по­соф­ского Движения».

То, что эта поли­тика про­дол­жа­ется до сего­дняш­него дня, неопро­вер­жимо дока­зы­ва­ется сло­вами совре­мен­ного антро­по­соф­ского писа­теля Гил­берта Чайл­дза: «Валь­дорф­ские учи­теля должны быть в первую оче­редь антро­по­со­фами и лишь во вто­рую – учителями».

«…Нико­гда нельзя забы­вать, и это нужно под­чер­ки­вать вновь и вновь, что все содер­жа­ние пре­по­да­ва­ния и педа­го­ги­че­ские методы в шко­лах Штай­нера направ­лены на раз­ви­тие в каж­дом ребенке осо­зна­ния того, что дух явля­ется осно­вой для всего существующего».

Худож­ник, писа­тель и быв­ший пре­по­да­ва­тель валь­дорф­ской школы М. С. Ричардс так пишет о рели­ги­оз­ной при­роде валь­дорф­ских школ: «Можно ска­зать, что у валь­дорф­ского обра­зо­ва­ния есть скры­ва­е­мое от “внеш­них” пред­на­зна­че­ние. Ее про­грамма опи­сы­ва­ется в тер­ми­нах, общих для всех сред­них школ: ариф­ме­тика, письмо, чте­ние… Но в штай­не­ри­ан­ских шко­лах содер­жа­ние всех этих пред­ме­тов тро­ично – они худо­же­ственны, позна­ва­тельны и религиозны».

5. Антро­по­со­фия в про­грамме школ

Эта про­ти­во­ре­чи­вая пози­ция ока­зы­вает дво­я­кое вли­я­ние на преподавание:

1) через пря­мое пре­по­да­ва­ние веро­уче­ния, при­чем более рев­ност­ные учи­теля зани­ма­ются им больше, чем другие;

2) через исклю­че­ние из пре­по­да­ва­ния инфор­ма­ции, кото­рая про­ти­во­ре­чит вероучению.

Веро­ва­ния секты про­са­чи­ва­ются в школь­ную про­грамму из-за энту­зи­азма учи­те­лей, счи­та­ю­щих необ­хо­ди­мым доно­сить эти «факты» до школь­ни­ков. Часто попро­сту из-за неве­же­ства они при­ни­мают на веру идеи Штай­нера отно­си­тельно дан­ного пред­мета, даже не осо­зна­вая, что весь осталь­ной мир думает иначе. Штай­нер гово­рил: «Вы должны заста­вить детей осо­зна­вать, что им дают объ­ек­тив­ную истину. И если это ино­гда выгля­дит похо­жим на антро­по­со­фию, то в этом не вина антро­по­со­фии. Про­сто вещи устро­ены таким обра­зом… Так или иначе позна­ю­щий истину неиз­бежно ста­нет антропософом».

В дру­гих слу­чаях учи­теля верят, что док­трины секты явля­ются самым пере­до­вым науч­ным зна­нием, и им предо­став­лена осо­бая при­ви­ле­гия пре­под­но­сить его школь­ни­кам. Напри­мер, в пред­мете «физио­ло­гия», кото­рый пре­по­да­ется в 6‑м классе валь­дорф­ских школ, име­ются уроки о «две­на­дцати чув­ствах» и их соот­но­ше­нии со зна­ками зоди­ака. В каче­стве объ­ек­тив­ных исто­ри­че­ских дан­ных при­во­дятся, напри­мер, штай­не­ров­ские «пост-атлан­ти­че­ские эпохи», послед­няя часть его чте­ния «хро­ник акаши», содер­жа­щие дан­ные об «эво­лю­ции земли». Уроки искус­ства состоят из копи­ро­ва­ния рису­е­мых учи­те­лем на доске иллю­стра­ций и в штай­не­ров­ских аква­рель­ных меди­та­циях на «чистом цвете», испол­ня­е­мых в тех­нике «влаж­ным по влаж­ному». Много вре­мени про­во­дится в повто­ря­ю­щемся гео­мет­ри­че­ском чер­че­нии, пред­на­зна­чен­ном для того, чтобы уче­ники оце­нили «свой­ства чистых цифр».

Любые зна­ния, кото­рые про­ти­во­ре­чат весьма свое­об­раз­ным док­три­нам Штай­нера, про­сто исклю­ча­ются из про­цесса обу­че­ния. Напри­мер, Штай­нер утвер­ждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя валь­дорф­ские уче­ники могут рисо­вать весьма изящ­ные диа­граммы чело­ве­че­ской системы кро­во­об­ра­ще­ния, им нико­гда не объ­яс­нят, как она рабо­тает. Штай­нер учил, что свет явля­ется чистым духом и что Нью­тон был не прав: свет нельзя раз­ло­жить на состав­ные цвета. Выпуск­ники валь­дорф­ских школ вряд ли будут иметь ясное пред­став­ле­ние о све­то­вом спек­тре, несмотря на то, что они прой­дут курс физики как в началь­ной, так и в сред­ней школе.

Посто­янно рабо­та­ю­щие в валь­дорф­ских шко­лах учи­теля явля­ются убеж­ден­ными антро­по­со­фами, счи­та­ю­щими зада­чей своей жизни сохра­не­ние и рас­про­стра­не­ние штай­не­ри­ан­ского миро­воз­зре­ния. Над цен­тром класс­ной доски, где в като­ли­че­ских шко­лах обычно поме­щено рас­пя­тие, валь­дорф­ские учи­теля часто поме­щают изоб­ра­же­ние солнца. Также мы видели на этом месте изоб­ра­же­ние тан­цов­щика, левая рука кото­рого согнута под пря­мым углом вверх, а пра­вая – под пря­мым углом вниз. Это – изоб­ра­же­ние знака бога-солнца – свастика.

Валь­дорф­ские заня­тия все­гда начи­на­ются с молитвы. Вот сти­шок Штай­нера, кото­рый еже­дневно про­из­но­сится перед заня­ти­ями в клас­сах с 1‑го по 4‑й:

«Любя­щие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих чле­нах я ощущаю
Духов­ную силу души.
В ясном сия­нии сол­неч­ного света
Я покло­ня­юсь, о Бог,
Вла­сти чело­ве­че­ской силы,
Кото­рую Ты столь благодатно
поме­стил в мою душу».

Для неин­фор­ми­ро­ван­ного чело­века это может выгля­деть как общая молитва, при­ем­ле­мая для любой деи­сти­че­ской рели­гии. Однако для того, кто знает, что антро­по­софы почи­тают бога-солнце, этот текст выгля­дит совсем по-другому.

В Милу­оки, где город­ская обра­зо­ва­тель­ная комис­сия при­няла реше­ние суб­си­ди­ро­вать валь­дорф­скую школу как аль­тер­на­тив­ное част­ное обра­зо­ва­тель­ное заве­де­ние, «заслу­жен­ный» валь­дорф­ский учи­тель Бетти Стели сооб­щила, что им уда­лось оста­вить все молитвы , лишь заме­нив слово «Бог» сло­вами «внут­рен­ний свет». Однако исполь­зо­ва­ние слова «Бог» в про­во­ди­мых в классе валь­дорф­ских молит­вах было вве­дено в 20‑е годы как созна­тель­ное при­спо­соб­ле­ние к обще­ствен­ному мне­нию. В антро­по­соф­ских писа­ниях обычно упо­треб­ля­ется слово «боги», а не «Бог». Все эти пере­мены нахо­дятся в пол­ном согла­сии с про­во­див­шейся Штай­не­ром поли­ти­кой мас­ки­ровки. Как он сове­то­вал еще в 20‑х годах, «что каса­ется всех этих вещей, то тут важ­нее всего их внеш­няя форма. Нико­гда не назы­вайте это сти­хо­тво­ре­ние молит­вой, но “откры­ва­ю­щим заня­тия стиш­ком”. Про­сле­дите, чтобы внеш­ние люди нико­гда не слы­шали выра­же­ние “молитва”, исхо­дя­щее из уст учи­теля. Это вам помо­жет на дол­гом пути пре­одо­ле­ния пред­рас­судка, что валь­дорф­ская школа явля­ется антропософской».

Все валь­дорф­ские школь­ники обя­заны про­хо­дить два осо­бых пред­мета, кото­рые явля­ются чисто антро­по­соф­скими духов­ными упраж­не­ни­ями: живо­пись и эврит­мия. Школь­ники про­хо­дят живо­пись каж­дый год в тече­ние всего про­цесса обу­че­ния, но на этих уро­ках они разу­чи­вают только одну тех­нику: штай­не­ров­ский метод аква­рель­ного письма по влаж­ной поверх­но­сти. Валь­дорф­ские школь­ники разу­чи­вают и исполь­зуют иные спо­собы рисо­ва­ния в ходе заня­тий по дру­гим пред­ме­там, но заня­тия живо­пи­сью выде­ля­ются особо. Все школь­ники пишут одни и те же кар­тинки. Валь­дорф­ские заня­тия живо­пи­сью не имеют ничего общего с твор­че­ством или само­вы­ра­же­нием. Их тай­ная задача – воз­дей­ство­вать на под­со­зна­ние школь­ни­ков путем меди­та­ции на чистый цвет и сим­во­ли­че­ские образы.

Эврит­мией все школь­ники зани­ма­ются два­жды в неделю. Как и живо­пись, это духов­ное и «цели­тель­ное» упраж­не­ние. Эврит­ми­че­ские пози­ции пред­став­ляют соглас­ные (12, что соот­вет­ствует зна­кам зоди­ака), глас­ные (7, что соот­вет­ствует семи пла­не­там), музы­каль­ные ключи (12), интер­валы (7) и гео­мет­ри­че­ские фигуры. Чело­веку внеш­нему все эти пози­ции кажутся абсо­лютно бес­смыс­лен­ными, но посвя­щен­ные верят утвер­жде­нию Штай­нера, что эврит­мия – это под­лин­ный язык ангелов.

Одной из наи­бо­лее оче­вид­ных сек­тант­ских харак­те­ри­стик валь­дорф­ских школ явля­ется отвер­же­ние ими всех внеш­них идей как в педа­го­гике, так и в пре­по­да­ю­щихся там пред­ме­тах. У валь­дор­ф­цев есть их соб­ствен­ные методы, кото­рые они вос­при­няли от сво­его учи­теля. Поскольку Штай­нер уже мертв, ника­кие изме­не­ния или допол­не­ния не допускаются.

Валь­дорф­ские учи­теля про­хо­дят обу­че­ние только в валь­дорф­ских инсти­ту­тах по под­го­товке и обо­га­ще­нию педа­го­гов. Они не обу­ча­ются в педа­го­ги­че­ских инсти­ту­тах и не вхо­дят в реги­о­наль­ные или наци­о­наль­ные учи­тель­ские орга­ни­за­ции. Валь­дорф­ские школь­ники изо­ли­ро­ваны в рав­ной сте­пени. Напри­мер, обу­ча­ю­щихся точ­ным нау­кам валь­дорф­ских школь­ни­ков в Сан-Фран­циско не водят на экс­кур­сии в «Экс­пло­ра­то­рий» (все­мирно извест­ный науч­ный музей в Сан-Фран­циско, где можно все тро­гать руками и про­во­дить какие угодно опыты), так как науч­ная экс­по­зи­ция музея про­ти­во­ре­чит «откро­ве­ниям» Штайнера.

Школь­ни­кам началь­ных клас­сов валь­дорф­ских школ не поз­во­ляют даже при­ка­саться к ком­пью­теру. «Внеш­ним» это объ­яс­ня­ется тем, что ребе­нок не дол­жен поль­зо­ваться меха­низ­мами, прин­цип дей­ствия кото­рых ему непо­ня­тен. Под­лин­ная же при­чина в том, что ком­пью­теры счи­та­ются вопло­ще­нием духа зла Ари­мана. Это хоро­ший при­мер того, как тай­ные док­трины ока­зы­вают раз­ру­ши­тель­ное вли­я­ние на содер­жа­ние учеб­ных программ.

6. Милу­оки

Руко­вод­ство аме­ри­кан­ских горо­дов Милу­оки и Дет­ройта начало финан­си­ро­вать валь­дорф­ские школы, кото­рые были оформ­лены как госу­дар­ствен­ные «аль­тер­на­тив­ные» школы. Но для полу­че­ния этого ста­туса валь­дор­фцы должны были нанять зна­чи­тель­ное коли­че­ство учи­те­лей «со стороны».

Однако поз­во­лить пре­по­да­вать в своих шко­лах людям, не раз­де­ля­ю­щим их рели­ги­оз­ную док­трину, валь­дор­фцы не могли. Для раз­ре­ше­ния этой дилеммы они немед­ленно под­вергли учи­тель­ский состав рели­ги­оз­ной индок­три­на­ции. По сло­вам «заслу­жен­ного» валь­дорф­ского учи­теля Бетти Стали, учи­теля изу­чали био­гра­фию Рудольфа Штай­нера, раз­ви­тие ребенка, основы валь­дорф­ской учеб­ной про­граммы и ее соот­но­ше­ние с раз­ви­тием ребенка, четыре тем­пе­ра­мента, важ­ность для учи­теля заня­тий раз­ви­тием своей внут­рен­ней жизни через груп­по­вые упраж­не­ния и про­цесс самот­ранс­фор­ма­ции через искусство.

Пер­вый насто­ра­жи­ва­ю­щий при­знак – это то, что био­гра­фия осно­ва­теля была поме­щена на самый верх списка. Осталь­ные пред­меты являют собой типич­ный при­мер исполь­зо­ва­ния сек­той при­выч­ных назва­ний, под кото­рыми они под­ра­зу­ме­вают нечто совер­шенно иное. Напри­мер, когда антро­по­софы гово­рят о раз­ви­тии ребенка, они имеют в виду 3 штай­не­ров­ских семи­лет­них цикла (мисти­че­ское число), в ходе кото­рых душа ребенка посте­пенно пере­во­пло­ща­ется из духов­ного мира и «физи­че­ское», «эфир­ное» и «аст­раль­ное» тела вхо­дят в то, что глав­ный антро­по­соф назы­вает долж­ными отно­ше­ни­ями между собой, для того, чтобы смогло вопло­титься «внут­рен­нее Я», доселе балан­си­ро­вав­шее между смер­тью и новым рож­де­нием. Под ссыл­кой на четыре тем­пе­ра­мента име­ется в виду увле­че­ние Штай­нера сред­не­ве­ко­вой физио­ло­гией. Валь­дорф­ские учи­теля клас­си­фи­ци­руют лич­но­сти на санг­ви­ни­ков, мелан­хо­ли­ков, флег­ма­ти­ков и холе­ри­ков и отно­сятся к детям соот­вет­ственно их типам. Груп­по­вые упраж­не­ния на самом деле явля­ются меди­та­тив­ными прак­ти­ками Штай­нера. Стали сооб­щила, что новые учи­теля вос­при­няли док­трину Штай­нера с энтузиазмом.

7. Выводы

Валь­дорф­ские школы созданы для того, чтобы рас­про­стра­нять уче­ния Рудольфа Штай­нера, а эти уче­ния бес­спорно явля­ются рели­ги­оз­ными. Итак, любая валь­дорф­ская школа по опре­де­ле­нию – рели­ги­оз­ная школа. Утвер­жде­ние, что про­шед­шие рели­ги­оз­ную под­го­товку валь­дорф­ские учи­теля могут остав­лять свои рели­ги­оз­ные убеж­де­ния на пороге класс­ной ком­наты, явля­ется оче­вид­ной ложью. Ввиду того, что антро­по­со­фия явля­ется тота­лист­ской систе­мой, мы глу­боко сомне­ва­емся в том, что вне­ре­ли­ги­оз­ные госу­дар­ствен­ные школы могут исполь­зо­вать педа­го­гику Штайнера.

Жур­нал «Free Inquiry». Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.

Источ­ник: Центр сщмч. Ири­нея Лионского

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Юлия, 10.02.2018

    Ста­тья так себе. Пере­воды невер­ные. Хотя ничего дру­гого и не стило ожи­дать от такого “источ­ника”…

    А Белый Андрей, кстати, был после­до­ва­те­лем Штайнера

    Ответить »
  • Александр, 13.01.2016

    “В одном из писем Блоку, А.Белый пишет, что в 1904 году Бул­га­ков ска­зал ему: “Тео­со­фия это еще ничего. Сей­час нас ожи­дает уже насто­я­щая тьма — Штейнер! ”

    Ответить »
  • Екатерина, 04.01.2016

    Мою сестру (со сред­ним меди­цин­ским обра­зо­ва­нием) при­гла­шали пройти 2‑месячные курсы и стать пре­по­да­ва­те­лем Валь­дорф­ской школы… Гос­подь отвёл. Спа­сибо за статью!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки