Игумен и должностные лица

Глава 13. Поставление игумена

Необходимо также напомнить вашей любви и о неизменном и нерушимом порядке поставления игумена, если захотите выбрать игумена, и эконома, и первого экклиесиарха. Ибо наш святой монастырь Госпожи Наставницы нашей Богородицы благоверные цари выделяли в числе игуменских монастырей, как и другие царские игуменские монастыри. Прочие знаменуются царем. А я, смиренный, уразумел ущерб в золоте, конях и в труде, наносимый монастырю путешествием в Царьград, и упросил тех благоверных царей, чтобы игумены не ходили к ним ради царского назнаменанья.

Когда же ваш игумен преставится ко Господу или по своей воле оставит игуменство, пусть эконом и экклесиарх выберут 10 или 12 самых старших из братии; пусть они войдут в церковь и продумают, кого выбрать игуменом. И пусть он откроется не только их телесным очам, но и душевным; и чтобы вся братия знала, что он пребывает в добродетели, в праведности и преподобии и имеет свободу сказать: «Придите, чада послушайте меня. Страху Господню научу вас» (Пс.33:12). «Возмите иго мое на себе и научитеся от Мене, ибо кроток семь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). Да не будет наговора ради удовлетворения телесных похотей. Выйдя из церкви, объявите о том, кого выбрали, всем.

А поставлять игумена надо так: войдите все в церковь, возьмите сей устав и положите его на Святую Трапезу, прислоните жезл к Святой Трапезе и затем повелите избранному войти в алтарь с обычным «Трисвятым» и тропарями: тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй...»; слава: «Господи, Господи, призри с небес и виждь», и другое. А в Октоихе пусть будет шестой глас: «Единородный и Единосущный Своему Отцу»; затем – «Господи, помилуй» 30 раз.

После того, как избранный три раза поклонится до земли перед Святой Трапезой, он берет с нее устав и жезл; и после того, как все скажут: «Достоин», пусть достойный станет на достойном игуменском месте. И после того, как станет там, целует его вся братия. Теперь он ваш игумен, поставленный Богом и Пресвятой Госпожой и Владычицей Богородицей Наставницей, Которые помогают ему.

Глава 19. Поучение игумену

И ты, духовный отец и наставник этого освященного стада, будь смиренным и милостивым к братии, показывая все отеческое благоволение. И прошу тебя: обо всем пекись, все храни и все терпи, помогай, поучая, напоминая, уча и утешая, больных исцеляя, немощных утверждая, малодушных ободряя, согрешающих обращал, семьдесят семь раз прощая – по слову Господню (Мф.18:22). Ибо уподобившейся Господу должен судить нас снисходительно. А если он вознерадит об этом или впадет в крайнюю праведность, то будет по причине своей ненависти осужден как немилостивый. Святитель Василий сказал: «А сам игумен, заботясь, как отец о родных детях, будет заботиться о всякой нужде и предпримет по возможности нужное исцеление и заботу». Воистину, на член больной, душевно или телесно, он будет смотреть с любовью и отеческой добронамеренностью. Когда вы будете такими неизменно, то тогда не будет никого, кто, как выскочка, недостойно игуменствует или экономствует, ссылаясь на старость, или на дело, или на благородное происхождение, или знатность, или приношение какого-то имения или денег.

Пусть прежде этого будет он почитаем всеми теми, кто вами определен для совещания и рассуждения об игумене. Пусть будет избран в игумены только кто-то из них, даже если он только что постригся, был неграмотным и приведен из тех, которые вне Церкви. Из этого не будет монастырю никакого вреда, «ибо... может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9), и слепым дать премудрость, и не красноречивым дать слова, которые будут угодны Ему более, чем хвалящиеся своей силой, мудростью, богатством и происхождением.

И этому свидетель – воистину божественный и великий апостол, св. Павел, вопиющий: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и ничего не значащее, чтобы упразднить значащее» (1Кор.1:27–28). Это -то, что касается поставления игумена и эконома. Добавлю к сказанному еще немного, но очень нужное и важное.

Глава 31. Обязанность игумена поучать братию

Также пусть игумен присматривает за пением в церкви, вхождением в трапезную и пусть блюдет, братию на всяком месте. Сидящих вместе без причины и ведущих праздные беседы пусть по-братски поучает и исправляет, уговаривая их идти в свои кельи и творить молитву и рукоделие.

И трапезник должен внимательно смотреть, чтобы по своей лености не поставить на трапезу что-либо непригодное из еды и не вызвать этим роптания братии. Не должно быть немытой посуды, или чего-либо гнилого, или делить пищу неодинаково. А если это случится, пусть игумен назначит для него епитимью.

Глава 41. Поучение игумену и братии

То, о чем я хочу сказать, скажу постольку, поскольку это по воле Божией и благоугодно Богу и Наставнице, а вам необходимо и на великую пользу. Вам должно хранить это нерушимо и неизменяемо всегда. А именно: подобает неопустительно совершать преданное вам служение на всех богослужениях, хранить доверие и честь, принадлежащие вашим игуменам, любить друг друга и стараться друг друга превзойти в смирении, сочувствии в беде, как члены одного тела, и восполнять взаимные недостатки, не пускаться в зависть, в неприличную любовь, или незаконное сборище или расколы, беречься первых мест и мирских почестей. И только об одном подобает заботиться: о том, чтобы жить по добродетели, т.е. если возможно – дышать спасительным словом и всем, что служит для созидания души и пользы. При этом надо изгонять источник всех зол, т.е. любовь к деньгам, а пользоваться монастырским. Не подобает никаким иным способом оставлять кладовые и устраивать ризницы, хотя бы и из малого, если ни игумен этого не заповедал, ни разрешил переданный вам Номоканон. И не только это, но также нельзя по небрежению или беспечности допускать, чтобы пропадало монастырское. Ибо это равносильно первому и приводит к одинаковой вине перед Богом. Свободную беседу пресекайте, насколько возможно. Скажу коротко: надо отгонять все, что не ведет ко спасению. О чада и братия, никогда не посмеем почитать приносящее вред, а спасающее обходить, ибо нет ничего из переданного нам, что было бы немощно или неспособно исправлять. Да и если бы нечто из этого выглядело слабым для некоторых, однако мы боремся, претерпеваем, храбро переносим, немного пересиливаем себя. Ибо мы оставили мир не ради отдыха и роскоши, но ради старания и борьбы, насколько это возможно, ради получения обещанных благ. Следовательно, пересилим себя, по сказанному, понудим, ибо царствие небесное с усилием приобретается и подвижники стяжевают его (Мф.11:12). Ибо никто, будучи ленивым, не достиг победы, и никто, пребывая во сне и дремоте, не победил своего врага. Победные венцы принадлежат делающим добро, трудящимся, борющимся, выдерживающим труды, неизбежные при борьбе. «Многими скорбями, – говорит Господь, – подобает вам войти в Царствие небесное» (Деян.14:22). Поэтому прошу всех вас поступать «достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1). Уготовайте тела ваша святы Господу, любите друг друга, добре спешите на предстоящее вам ристалище. Помышляйте о благом, которое любит Бог. Не отступайте от того, «чему вы научились, что приняли и слышали, и... то исполняйте» (Фил.4:9). «Братия, время уже коротко» (1Кор.7:29). Помните о своих душах и не забывайте наше смирение в своих молитвах.

Глава 30. Кого можно рукополагать

Хиротонии служителей должно совершать после того, как возведут эконома. Ключарей поставляем так: берем ключи и полагаем перед Пресвятой Богородицей или перед Христом. И после того, как будет сказано «Трисвятое», пусть тот, кого поставляют, как подобает, смиренно сотворит три земных поклона перед Пресвятой Богородицей. Затем пусть возьмет своими руками ключи и преклонит выю игумену, и целует икону. Для их поставления достаточно игуменского назнаменования6.

Глава 14. Поставление эконома

Скажу также и о том, как надлежит поставлять эконома. Ты, игумен, и вся братия должны выбрать по вашей добродетели подходящего и поставить его на экономство. Пусть он будет поставлен следующим образом: после отпуста утрени и обычных молитв, и после того, как бывает «Трисвятое», которое поют все, пусть он сделает три земных поклона перед Пресвятой Владычицей нашей Госпожой Богородицей Наставницей и, со страхом целует икону. Затем пусть преклонит непокрытую голову игумену.

А игумен, знаменуя его честным крестом, да говорит благоговейно так: «Молитвами Пресвятой Богородицы и молитвами святых отцов поставляют тебя в экономы монастыря». Дав затем ему целование о Господе, пусть станет на надлежащее ему место. Потом все лобызают его. После целования пусть возносится слава Богу и будет отпуст после обычной иерейской молитвы. Этот эконом должен совершать свою службу Богу и показывать себя опытным, управляя, не взирая на лица, но ко всем относясь, как к членам единого тела, имея и своего помощника, подэконома. И вообще пусть неизменно и непоколебимо хорошо все исполняет о Господе, содержа и управляя всякой вещью. Если же что-либо по невнимательности пропадет, даже и из малых вещей, виновные будут истязуемы в день Суда и за малую вещь, которую потеряли по своей лености. Ибо апостол говорит: «Всякий творящий дело с усердием примет награду по мере труда» (Еф.6:7–8). И еще сказано: "Проклят всякий творящий дело Господне с небрежением» (Иер.48:10).

Слушая сие, подобает убегать от зла и более подвизаться в добре. Если же время покажет его как неспособного и не приносящего пользу, как ленивого к службе и бесплодного, или выявит, что он дает своим родственникам или крадет из монастыря, или развращает братию, соблазняя на что-то, вне указанного уставом, или отрекается от мудрых заповедей игумена, или рассказывает какую-то монастырскую тайну, или нарушает что-то в уставе и устанавливает своеволие, или ясно обнаруживает некие телесные страсти, и если он делает нечто подобное и не оставляет этого, но еще более укрепляется в этом – посовещайтесь сообща и вместе решите, что лучше, и уберите этого неподобающего с попечения о вас, будь он игумен или эконом.

Введите того, кого вы избрали, а этого оставьте: пусть покорится. И если случится, что игумен выйдет по своей воле или ради каких-то таких вещей, то пусть почитается как первый брат после игумена и пусть имеет стояние и восседание в церкви, на трапезе и на остальных собраниях, а в еде и питии и во всем пусть живет с теми, кто в общежитии. И если будет делать что-то, то разрешено ему давать кого-то из младших в помощники.

Пусть и это будет вам ведомо: заповедаю, чтобы никто, даже игумен или эконом, живя в монастыре, не смел о том, что стяжал, сказать: «Это мое», но каждому пусть будет достаточно того, что дает монастырь.

Глава 15. Поставление экклесиарха

В экклесиархи надо поставлять брата, выбрав его по слову Давида: «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедях Его восхощет зело» (Пс.111:1). И пусть, положа церковный устав и церковные ключи перед Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, творят «Трисвятое». И после «Трисвятого» нареченный экклесиарх берет устав и ключи как от Самой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Подойдя к игумену, он берет благословение, как и эконом по вышеописанному порядку. Пусть игумен производит его тем же образом, только называя чин экклесиарха. Заповедаю, чтобы экклесиарх не был ленивым к совершению церковного служения, но чтобы исполнял его бодро, памятуя вопиющего блаженного пророка: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Пусть хранит это и имеет помощника, параэкклесиарха, низшего себя.

Пусть внимательно и осмотрительно следит за чтением и пением, чтобы ничто не опускалось по вашей лености, а при этом и за возжиганием свечей, за очисткой и возжиганием лампад, и за поминовением живых и умерших, которые вписаны на поминовение. При этом да внимает и на панихиде по преданному чину, как заповедует синаксарий, и пусть заботится об умерших святых отцах и братии нашей, т.е. чтобы их поминали, когда с кем-либо случится смерть или когда надо сотворить поминание ранее почившей братии нашей в день, записанный для них. Эти поминовения кого-то из братии, случающиеся в воскресный день или в Господский праздник, не нужно оставлять ради праздника, но пусть они поются прежде или после праздника. Эти поминовения нашей братии, т.е. панихиды об усопших, случающиеся в Великий пост, поем только в субботы. Панихиды, случающиеся в постные дни, необходимо отпеть прежде мясопуста.

Глава 16. Воздавание чести игумену

Но умоляю, чада мои о Господе возлюбленные, умоляю, более того – и заповедую (а для свидетелей слов призываю дела, как хранителей), чтобы послушники имели доверие и почтение к игуменам и экономам. Ибо мое слово обращено к вам, принявшим на себя суд: пусть отступит от вас зависть, пусть отступит всякая суетная любовь и неразумный дар, пусть соберутся суд праведный, точное внимание, мерило правды и точность истины, словно надзирает Своим всевидящим оком «Испытующий сердца и утробы» (Иер.11:20). Таким пусть будет ваш выбор и испытание.

Если же будучи людьми, что-то не сможете рассудить сами собой, т.е. свои согрешения, то придите к тому, кто может рассудить злые обычаи, приносящие нам погибель души. А оправдание каждого слова взыщет от вас Праведный и Нелицеприятный Судия, и не знаю, кого бы вы смогли взять тогда в адвокаты, чтобы избежать осуждения.

А вы, о, тяжко мне! Тем пагубным выбором выбрали недостойного и нанесли великий вред не только ему, но и самим себе, а с собою – и всем остальным, и навлекли погибель и ему, и себе самим, и другим. Поэтому не утешитесь в борьбе, если будете творить по своей воле, но общим рассуждением и советом выберите достойного. В любом случае, и когда жив игумен, надо выбирать достойнейшего из братии. А если вы соединитесь в единое согласие и волю, то игумен да не противится вам. Он, следуя за вами, да будет хранить вашу согласную волю и единое решение.

Если не захотите послушать моих благих поучений себе на пользу, то выберите себе другого вожака, который будет идти по вашей воле и покоряться вам, а не вы ему. А всем противоречащим моя мерность заповедует не противиться из гордости, ибо говорит: «Тяжко отрекающимся и не смиренным, ибо их Господь смирит гневом Своим». Да, сего ради извольте рассуждать в самих себе, смиряясь и не оказывая сопротивления.

Глава 33. О ключарях, хлебопеках, рыбаках, о конюхе и об экономах на метохах

Умоляю ключарей, хлебопеков, рыбаков и заботящихся о лошадях, т.е. конюхов и экономов монастырского имения на метохах, посылаемых вне монастыря или куда-то отправляющихся по заповеди игумена, и просто всех, несущих служение – исполнять свое служение всеусердно, как надеющихся извлечь из этого немалую пользу.

Неграмотным будет достаточно для оправдания и перед Богом, и перед нами внимание и попечение о служении. А грамотных, которые, находясь на послушании, не могут совершать свою молитвенную службу и быть с братией на богослужебных собраниях, поучаем не быть малодушными и не впадать в отчаяние от помыслов, что они теряют свою пользу, но пусть прежде будут благодушными и радостными оттого, что Господь укрепил их послужить своей братии по подобию Сказавшего: «Не... пришел, чтобы Мне послужили, но... послужить и положить душу Мою ради избавления многих" (Мф.20:28; Мк.10:45).

Видите, братия моя, какое дело вы совершаете; видите, Кому вы уподобились? Видите, что с любовью прибегаете к началу всякого блага? Почему же тогда печалитесь и пребываете удрученными, оставшись без богослужения? Разве не понимаете, что полагаете душу свою за многих, как мой Владыка Христос, чтобы упокоить братию вашу? Следовательно, надо радоваться и веселиться, ибо едва ли вы смогли бы, занимаясь молитвой, достигнуть больше того, что вы исполняете делом.

Блаженны вы, печалясь и ревнуя об этом! Ибо блага молитва, и весьма блага. Она делает нас беседующими с Богом и возносит нас от земли на небо. А лучше ее и больше ее – любовь. Ибо молитва есть часть добродетели и совершеннее всего самого совершенного в теле, как некий отрезок и член, а любовь есть глава и совершенство.

Она показывает соединенное с собой смирение, которое возносит, и милостыню, и человеколюбие, ради которых Бог стал Человеком и зовется Бог, и ради чего человек оказывается богом, подобным Отцу Небесному. «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вcи» (Пс.81:6).

Следовательно, ради чего, оставив сокровищницу всех благ и главу, бежите к низшему и к одному достижению? Вовремя подоспевшие к главе должны держаться твердо и все делать для того, чтобы не отпасть от нее. Скажут: «боимся по причине того, что оставляем правило». Но не бойтесь, ибо чистая совесть восполнит этот недостаток и справедливо совершит молитву.

Только пусть не будет ни лености, ни упущения – этого бойтесь, в этом будьте внимательны! Если же этого нет, то радуйтесь, всеусердно держась служения. Те, кто так служит, достаточно научены и в служении будут как добротворящие.

А я к слову изложу то, что немного у меня накопилось.

Глава 32. Исполняющие монастырские послушания

Поставленных на какое-либо служение: эконома, экклесиарха, подэконома и многих других, исполняющих монастырские послушания, и внимательно, хорошо и честно совершающих их, справедливо будет не менять.

А тех из них, которые ленятся и нисколько не заботятся о деле, а также бесчестны, надо менять и ставить других. А если кто-то из них что-то крадет, хотя бы и не много, будет виновен перед Господом нашим Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, от Которой они приняли ключи, обещая честно и всеусердно Ей служить.

Глава 40. Больница и работники в ней

Немного скажу и о нашей больной братии. То, что касается заботы о них, предоставлено воле игумена, ибо необходимо сказать о них побольше. Заповедуем, чтобы для больных была выбрана келья, имеющая вид больницы, были поставлены постели для лежания и отдыха, и был дан брат, во всем обслуживающий их. Если же, по моим грехам, заболеют многие, то надо дать им двух братьев и большую арулу, т.е. переносной очаг, выкованный из меди, на котором будет растапливаться укроп. И в утешение, по возможности, необходимо обеспечить и все остальное, что касается пищи, пития и других нужд. И пусть игумен не редко, а всегда приходит в больницу и посещает братию, от всего сердца принося каждому необходимое. А наша больная братия, надеясь на это, да не распускается, ища что-то излишнее и то, чего никогда не видели, не слышали, не вкушали, но пусть воздерживается и будет скромна, и довольна только тем, чему время и что монастырь может доставить. Пусть это будет дано им. Хотя вы и служите больным ради заповеди, данной нами, однако не разрешаем им быть особенно разборчивым. Думаем, что жить им надо смиренно, как подобает монахам, чтобы принять награду за терпение, т.е. за воздержание от похотей и за печаль от болезни. Это будет заступником за них перед Богом, это будет ходатаем о наслаждении. Да будет так!

Глава 22. О записывании всего, что должно

Заповедую еще вам, чтобы записывалось все, что касается монастырских прав, и приходы служащих подробно переписывались: выдачи – когда и кому, а приходы – когда и откуда. Эта заповедь всем: келарю, эконому и подэконому, или внешнему эконому, или исполняющим любое иное дело. Сему учу вас, чтобы все записывали, да будете безукоризненны и безупречны.

* * *

6

Иерейское именословное благословение (Прим. переводчика)

Комментарии для сайта Cackle