священномученик Серафим (Чичагов)

№ 30. В неделю 1-ю всех святых. О вере и исповедании ее

Господь наш Иисус Христос сказал: Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф.10:32). Следовательно, исповедание Христа пред человеки есть необходимое, спасительное дело для истинного ученика Христова. Тот, кто только верует в сердце и таит свою веру, неугоден Господу. Почему же так, удивляются некоторые, разве Богом не признается одна вера без слов, без свидетельства пред людьми?

Святой апостол Павел дает на этот вопрос прямой и ясный ответ. Объясняя отношение между верою и исповеданием ее, он говорит: Сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10:10), т. е. сердечная вера приводит к праведности, а устное исповедание ведет ко спасению. Вот разница; следовательно, для праведности нужна сердечная вера, а для спасения, что больше праведности, необходимо устное исповедание. Вера и исповедание, конечно, две стороны одного и того же, ибо вера сокровенная в глубине сердца и обнаруженная во вне, пред всеми людьми, и словом, и делом, называется исповеданием; вера и исповедание – неразлучны. Что за вера, если она в благопотребное время не являет себя? И что за исповедание, когда оно только в устах, а не пребывает в сердце и не оправдывается в делах?

Святые отцы говорят так: «потребность является, как в истинной и твердой вере, так и в исповедании, произносимом с дерзновением, чтобы сердце украшалось несомненностью веры и язык просиял, проповедуя небоязненно истину» (Феодорит). «Сердце имеет нужду в устах: ибо что пользы веровать в душе и не исповедовать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но спасение зависит от исповедания, ибо тогда вера пользует многих. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него» (Феофил). Вера без исповедания есть вера притворная, скрытая, несовершенная.

Исповедание имеет свои собственные обязанности. По учению святых отцов, человек должен иметь не какую-нибудь веру, а именно одну, определенную, единую истинную веру. Если Бог – един, неизменен и человеческая природа одна, то и отношение между Богом и человеком – истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, т.е. исповедание истинное есть едино. Это-то единное и должен содержать человек, а иначе что же он будет вмещать в себе – ложь, мечтания и призраки? Подобный человек уподобляется нищему, который во сне видит, что он обладает несчетными сокровищами. Ложная религия есть посмеяние над людьми.

Всякий человек обязан испытать свою веру и увериться, истинна ли та вера, которой он держится и если она окажется ложною, то отыскать, где единая, истинная, которая ведет к истинному Богу и дарует вечное спасение. Христос, чтобы расположить слушателей к вере в Себя и Свое учение, говорил: Испытайте писания (Ин.5:39), а апостолы привлекали к вере тоже убеждением, а не насилием. Но как, спросите вы, увериться и каким путем испытать? Существуют два способа: внешний – научный и внутренний – путь веры. Первый необходим, но он не всеобщий, ибо в основании содержит знания, не для всех доступные; второй – путь веры, более доступный, искренний, живой и многоплодный, это усердная молитва к единому, истинному Богу о вразумлении. Таким путем испросили себе веру – Корнилий сотник и святая Великомученица Екатерина. Посмотрите на мир, кругом себя и увидите, что все искренно верующие веруют на таких основаниях и вследствие личного опыта, а не по науке.

Далее, имеющий веру истинную обязан всецело покоряться ей. Вера эта, говорят св. отцы, идет от Бога, есть Его царский указ к нам – подданным, объявленный с намерением и желанием, чтобы мы приняли ее и спасались ею. Поэтому, кто не покоряется вере, противится Богу, смертельно грешит и творит хулу на Святого Духа. Послушание веры требует, чтобы люди связывали свой разум и обязывали его соглашаться на все беспрекословно, что ни проповедует вера, но разум более всего противится этой покорности. Мы хотим все видеть, когда и ангелы, стоя пред престолом Божиим, не в силах смотреть на все и закрывают свои лица. Известно, что пытливость есть разорение веры.

Человек должен изучать самым делом свою веру, но только когда он с покорностью принимает все, что содержит его вера, а иначе что же выйдет: иметь веру и не знать ее, не знать во что веруешь? Это есть оскорбление и веры, и себя. Но что значит: познать свою веру? Это значит довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая, православная вера; быть способным дать ответ всякому. Это не значить уметь разгадывать все тайны; нет, тайны навсегда останутся тайнами, но познавать свою веру означает принимать уроки святой веры, смиренно и беспрекословно.

Кто же узнал и возлюбил единую, истинную веру, тот может ли воздержаться от свидетельствования своей преданности ей? Как определил Сам Господь Иисус Христос: От избытка сердца говорят уста (Мф.12:34) и сего требует искренность убеждения. Поэтому, если кто боится жить открыто по своей вере, тот приводит в подозрение самую веру. В исповедании веры должна сказываться не только вера, но еще и твердая уверенность в истине, ибо вера бывает столь же различна, как и любовь. Христос же много прощал. только тем, которые возлюбили много.

Каждый из нас испытал, что малая, немощная, слабая и холодная вера весьма легко побеждается сомнениями и недоумениями. Например, мы знаем и твердо веруем, что Господь ненавидит вся делающие беззакония (Пс.5:6–7), но при виде беззаконников, лжецов, обманщиков или убийц, остающихся на земле ненаказанными, наш ум начинает бороть веру и доказывать, что Бог только стращает, но не наказывает, допускает нарушение основ нравственности. Не потому ли мы бываем злопамятны, мстительны, даже жестоки иногда, что в нас недостает уверенности в словах Божиих, что исполнится сказанное: Не мстите за себя, возлюбленные, пишет св. апостол (Рим. 12:19), но дайте место гневу Божию, ибо написано: мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Втор.32:35)? Не потому ли мы боимся за наших детей, за наши семьи, дела, обязанности и нужды, что не имеем уверенности в обещании Господа приложить все это, за наше попечение о своей душе? Следовательно, истинною и совершенною верою называется только та, которая имеет непоколебимую уверенность. Люди, обладающие ею, как например, святые отцы, мученики и другие подвижники, исповедовали Христа своими трудами, проповедями, всею своею жизнью, претерпеваемыми скорбями, страданиями, мучениями и даже самою смертью. Истинно так: ни любовь, ни правда, ни благодарность никогда не умолчат, а всегда будут исповедовать свою любовь, эту правду и сердечную благодарность. Так и вера, если она ясная, твердая, сознательная и воодушевляет человека, никогда не умолчит о истине Христовой, дабы прославить Его, по потребности своего сердца. Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle