священномученик Серафим (Чичагов)

№ 7. На Рождество Христово. О мире на земле

Среди зимней, бесснежной, холодной ночи в Палестине, чарующей миллиардами блестящих звезд на небе, неожиданно предстал небесный Вестник радости, пред дремавшими Вифлеемскими пастухами и возвестил чрез них всему миру о рождении давно обетованного человечеству Мессии, Христа, Сына Божия. Весть о спасении человечества, страждущего столько веков, вызвала внезапные победные клики бесчисленного множества ангелов, которые прославили Создателя за столь беспредельную любовь Его к людям, восклицая: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14)

По примеру небесных жителей и мы в св. церкви славословим Отца Небесного, повторяя благовестие о принесении Рождеством Христовым – мира на землю. Но, что это за мир? О каком мире говорится в славословии? Имеем ли мы этот мир на земле?

Мир был на земле тогда, когда человек повиновался воле своего Творца, когда благодать беспрепятственно изливалась на всю природу, сохраняя наших прародителей от познания греха, смерти и тления. Но как только первый же человек, наученный врагом мира, воспользовался во вред своей свободной волею и воспротивился воле Божией, то охраняющая его благодать отступила от него и он лишился блаженной жизни и душевного мира. Познание добра и зла, возбудило в нем непрестанную борьбу между плотью и духом. Затем, породившиеся страсти привели людей к болезням духа и плоти, к страданиям, к недовольству жизнью, к ропоту на Бога, к вражде и земля обагрилась кровью. Начались бедствия, землетрясения, бури...

Для восстановления мира на земле, предвечный Сын Божий должен был вочеловечиться. Св. Давид так пророчествовал о Спасителе мира: во днех Его возсияет правда и множество мира. (Пс.77:7) Но о каком мире говорит св. Пророк? Где тот мир, который должен был обновить землю, где эта правда, которая должна была воссиять в мире. Тотчас, – как св. ангелы огласили землю благовестием о рождении Спасителя, о пришествии мира на землю, царь Ирод, первосвященники и книжники в ярости избили 14 тысяч младенцев. Через 30 лет Сам Христос, выйдя на проповедь, возвестил людям, что Он пришел низвести на землю не мир, но меч. Думаете ли вы, сказал Христос, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. (Лк.12:51.)

Не смотря на распространение христианства, даже в наше время, замечается упадок религии и нравственности по всей земле; войны и распри не умолкают. Вражда торжествует; родители идут против детей, дети – на родителей; домашние стали врагами человеку. Все это невольно заставляет многих недоумевать: принесло ли рождество Христово мир на землю?

Но разве Сын Божий вочеловечился, чтобы улучшить и изменить внешнюю жизнь людей, даровать им земной покой, попрать телесную смерть, уничтожить бедствия, бури, распри и войны? Он пришел в мир, чтобы изменить внутреннюю жизнь Своих учеников и последователей, спасти их души от духовной смерти, излить на них искупительную благодать Святого Духа, чрез Себя примирить и соединить с Отцом Небесным, привлечь в истинное Царство, которое не от мира сего и, наконец, чтобы даровать блаженство и жизнь вечную. Он принял позорную, крестную смерть, чтобы связать, обессилить древнего врага мира – диавола, чтобы научить людей бороться с ним и сделать их сильными в борьбе. Утверждая на земле новую жизнь, соделывая людей – новою тварью, Христос должен был Своим Божественным учением неизбежно возбудить вражду и разделение. Обличая всемогущим словом пороки мира, Он как бы духовным мечем отсекал заблуждения человеческого разума. Исцеляя болящих, просвещая невежд, умудряя язычников, Христос ставил их в пример и научение – высокоумным, самонадеянным и лживым первосвященникам и старейшинам, руководившим образованием еврейского народа. И поэтому, понятно, что с появлением христианства, внешняя борьба должна была усилиться и внешний мир еще больше нарушиться. Но все это имело конечную цель: возрождение внутреннего мира в человеческих душах. Продолжительная борьба лжи с истиной, порока с добродетелью, велась ожесточенно, но кто в этой борьбе оказался победителем, тот получил истинный душевный мир. Мир Христов – влился в душу каждого христианина, в христианскую семью и в христианское общество. Победа Христова смягчила жестокосердие людей, укротила страсти, заклеймила позором самоубийства, детоубийства, освободила узника, защитила пленника, восстановила слабого, призрела сиротствующего, возвела бедность из проклятия в блаженство, освятила брак, открыла красоту чистоты, освятила всю жизнь человека и спасла человеческие души, столь дорогие – для Сына Божия и возлюбленного Отца Небесного. Мир оставляю вам, говорил Христос, прощаясь с учениками, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, (т.е. не такой, как мир дает,) аз даю вам: да не смущается сердце ваше, не устрашается. (Ин.14:27). Свой мир, не земной, а духовный, даровал и оставил нам Господь Иисус Христос. И мир Христов, как оставленное нам небесное семя, возрос на земле и дал обильный плод.

Но нельзя надеяться, чтобы на этой грешной земле, когда-нибудь был полнейший мир, так как и на небе нет отчасти внешнего мира; Господь имеет Свое небесное воинство, предназначенное для постоянной борьбы с многочисленными отпадшими духами. Мы видим, что с веками внешний мир все более и более нарушается и исчезает. Те истинные христиане, которые пользовались даром Христовым, душевным миром, не оставили этого необходимого достояния своим детям. В наше время земля вновь покрывается мглою неверия, вражды, борьбы, сомнения, отчаяния и непослушания. Многие общества стремятся к разрушению христианских начал. Но по слову Христа, на все это надо смотреть и не ужасаться (Мф.24:6). Подобает всем сим быти! Да не смущаются и не устрашаются сердца наши! Для чего же подобает быти? Чтобы человечество спаслось скорбями и покаянием. Когда оно допьет чашу бедствий до дна, познает свое безумие, тогда только оценит благодеяния Божия мира. «Земля наша, говорит один из св. отцов, не есть ли поле, на котором растут вместе пшеница и плевелы, но доброе сеяние и жатва принадлежат Спасителю мира, решающему когда исторгнуть плевелы и когда собрать и сберечь пшеницу. Искупительная благодать именно действует среди ожесточенного зла, порока и лжи, чтобы не допустить мира до гибели и извлечь из зла – возможное добро».

О беспредельная любовь Божия! Когда же она поймется людьми? Пойте Господу вашему, пойте! Пойте Цареви вашему, пойте! Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle