Источник

№ 9. Сретение Гocподне. Существует ли ад?

В словах праведного Симеона, встретившего в Иерусалимском храме Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом, сказалась необычайная радость. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, произнес Симеон, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк.2:22–40). Как сказано в св. Евангелии, он был муж благочестивый и праведный, чающий утешения Израилева, т.е. веровавший в пришествие Мессии, Сына Божия, Спасителя мира и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И это обетование исполнилось! Теперь он лицезрел Божественного Младенца, Спасителя мира, предвечного Сына Божия, обещанного столько веков страждущему человечеству; он держал на своих руках Агнца Божия, Который должен был примирить Отца Небесного с людьми и открыть им двери рая; он благословил будущего победителя ада, свет ниспосланный для просвещения язычников, слово – дарованное для познания вечной истины! Радость праведного Симеона была так велика, что ее можно только сравнить с радостью погибающего, который вдруг увидел себя спасенным. Сердце его, скорбевшее за будущее, одержимое страхом смерти, тотчас преисполнилось мира, покоя, радости и отрады. Симеон хорошо знал, что по общему закону для всех людей, со времени грехопадения прародителей и ему, по смерти, будет суждено жить вне рая, вне царствия Божия. Земной путь его был труден, как всякого праведника, а впереди ждали опять испытания! Жизнь вдали от Бога составляет невыразимое мучение для души человеческой. Он глубоко верил, что обетование Отца Небесного о ниспослании Сына Божия, Спасителя мира, сбудется, и тогда человечество получит прощение, мир, свободу, а враг – князь мира сего, мучитель человечества, будет побежден и посрамлен; но когда явится миру Христос Спаситель, скоро ли возродится человечество к новой жизни, a любящие Бога получат свободу и награду за земные подвиги, это было великою тайною и для Симеона. Естественно, что весь он преисполнился невыразимой радостью, когда увидел своего Спасителя, принял Его в свои руки и сознал, что твердая его вера, потребовавшая в течении всей жизни столько труда, борьбы и подвигов, оправдалась и осуществилась. Страх смерти заменился радостью о будущей жизни пред лицом Божиим, в царстве небесном, где каждое дыхание обращено в блаженство, наслаждение, радость о Господе, в любовь, в правду, в славу и хвалу Божию. Симеон, как праведник, познавший тайны Божии и мира сего, возрадовался теперь духом о спасении всего человечества, столько веков заключенного и мучимого в аду. Он предвкушал приближение мира Христова для всего мира и наказания злейшего врага спасения.

Не удивительно ли, возлюбленные, что именно после совершившегося суда Божия над врагом человечества, люди начали сомневаться в его существовании? Понятие об аде и геенне стало с веками постепенно изменяться и можно сказать, что вера христиан в существование ада почти исчезла. Как не видеть в этом нового ухищрения врага христианства? Так, современные люди говорят разно: одни, что земля с ее испытаниями и горями – есть чистилище, ад; другие, что понятие о милосердии Божием не согласуется с существованием ада и третьи, – что нельзя понимать Евангельские слова – ад, геенна, неугасимый огонь, огненная пещь, тьма кромешная, в буквальном смысле. Но справедливы ли эти мнения?

Христианская религия учит, что ад есть место мучений, в котором грешники подвергаются казни за свои преступления на земле и он противоположен небу и раю, где праведники получают награду за их добродетели. Еврейский Шеол, греческое – Тартарос и Адис, латинское – Инфернус, ад выражают, в собственном смысле, место низкое и глубокое, гроб, жилище мертвых. Иудеи употребляли еще слово Геенна, потому что так называлась долина близ Иерусалима, в которой находилась печь, именуемая Тофель; в этой печи исступленные идолопоклонники содержали огонь, чтобы приносить жертвы и посвящать детей своих идолу Молоху. Поэтому поводу в Новом Завете, ад часто называется геенною – огненною, долиною огня. Священное писание повествует, как Бог, изгоняя Адама из рая, изрек: что он будет подвергаться на земле страданиям, доколе не возвратится в землю, из которой он взят (Быт.3:19). Господь не сказал, что он пойдет в землю одною плотью. Все праведники Ветхого Завета всегда признавали местом ада земные недра; так утверждали св. Патриарх Иаков, многострадальный Иов, боговдохновенный законодатель Моисей. Св. Давид пророчествовал: милость Твоя велия на мне и избавил ecи душу мою от ада преисподнейшего! (Пс.65:13). Пророк Исаия говорил сатане: во ад снидеши и в основания земли (Ис.14:15). Сам Господь Иисус Христос сказал: будет Сын человеческий в сердце земли три дня и три нощи. Св. апостол Петр (IПет.3:19) и Апостол Павел (Еф.4:9) свидетельствуют, что Христос сходил в преисподнюю земли до ада. Не менее достоверно известно, что некоторые святые видели ад и поведали о том своим современникам. В Четьи Минеях от 28-го марта говорится о воине Таксиоте, который умер от укушения змия и через 6 часов после погребения воскрес. На четвертые сутки, придя в себя, он все рассказал Архиепископу, блаженному Тарасию, как его похитили демоны с блудного мытарства и свели из воздушного пространства на землю и спустили по смрадным ходам в преисподнюю, где души грешников затворены в вечной тьме и в вечной муке. Особенно подробно поведала о своей кончине и о видении демонов преподобная Феодора.

Вера наша требует сердечного убеждения в истине каждого слова Евангелия и что все есть и будет, как сказал Христос. Он же сказал, что пошлет грешников в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.(Мф.25:41). Некоторые думают, что Христос сказал это только для угрозы и вразумления грешников. «Если писание о будущем составлено для угрозы, говорить св. Златоуст, то никто не может отвергать прошлого, уже исполнившегося. Кто не слыхал о потопе? Разве о нем предсказывалось только для угрозы? А праведник в продолжении 100 лет возвещал о потопе и никто ему не верил. Вспомним о Содоме и Гоморре. Кто путешествовал по Палестине, тот видел эту землю, напоминающую о гневе Божием. Там плоды, прекрасные с виду, оказываются при разрезе совершенно пустыми и из них вылетает пыль и прах. У Содомлян было одно тяжкое преступление и за это они сожжены; теперь же совершаются бесчисленные и тягчайшие преступления, но такого наказания не бывает. Почему? Потому, что приготовлен другой огонь, никогда неугасимый. Мы сберегаемся не для того, чтобы вовсе не терпеть наказания, но чтобы потерпеть большее, если не исправимся».

Если нет ада, то где же понесут наказание прелюбодеи, грабители, убийцы и другие, умершие не наказанными на земле? Совершенный Бог может ли быть несправедлив к одним, которые терпят на земле за грехи и милостив к другим неуспевшим понести наказание до смерти? Существование ада вполне совместимо с понятием о благости, премудрости и милосердии Божием. Будем ли мы виноваты, если наши дети расточат, данное им благосостояние? Нет, так и Бог, не хотящий смерти грешников, не виноват, если некоторые Его дети расточат в греховной жизни все дары, ниспосланные на них и умрут без покаяния.

Верьте, возлюбленные, что каждое слово Евангелия есть вечная истина и что Господь бесконечно милосерд к грешникам, но только к тем, которые не бесконечно совершают смертные грехи и очищают себе путь в царство Христово покаянием. Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle