священномученик Серафим (Чичагов)

№ 8. Слово в день Рождества Христова. О благодати

Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть (Ин.1:14–17), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова (Еф.4:7). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» (2Тим.2:1).

Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского: благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго (Ин.15:5). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие (Ин.3:5). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

Из этого, посильного людям, определения, что такое благодать, не трудно уразуметь, как она для нас необходима и вожделенна. Без благодати невозможно быть добродетельным, целомудренным, любвеобильным, честным, бескорыстным, милостивым, справедливым, правдивым, совестливым, счастливым; без благодати нельзя сознавать свою нечистоту, греховность, преступность пред Богом; нельзя иметь раскаяния и получить прощение в грехах; без благодати нет избавления скорбящему, болящему, страждущему и бедствующему; нет никому никакого блага, потому что всякое благо происходит от Единого Бога.

«Если будем рассматривать видимый мир», пишет святитель Филарет, «то найдем, что начало и основание бытия и совершенства есть та же непрестанно действующая благодать и сила Божия. Посмотрите на растительный мир, обновленный весною и подумайте, где начало и основание его. Скажете, что он возникает в земле? Но возьмите горсть земли, покрывающую корень растения и увидите, что она вовсе не имеет силы, ни красоты, ни питательности, ни благовонности, свойственных различным растениям. А чего не имеет, того и сообщить им не может. Скажете, что в растениях действуют силы солнца, воздуха и воды? Но и этим не объясняется их происхождение. Каким образом одно и тоже солнце, одна и та же земля, вода, воздух в одно время и в том же месте производят крепкий дуб, мягкую траву, благовонную розу и у одного и того же растения в стебле – твердость, в листьях мягкость, в цветах благовонность, в плоде питательность? Наконец, кто держит самую землю? Но лучше остановимся, чтобы, испытуя глубину, не низринуться в пропасть».

«Един Бог есть Основатель всякой твари и в Нем Едином ее глубочайшее основание. Рече Бог: да будет свет и бысть свет. (Быт.1:3): Рече Бог: да будет... и вот, коренное начало всех вещей. Сила Божия – слово Божие! Не должно представлять себе Слово Божие, подобно человеческому, которое исчезает в воздухе. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего; слово Его исходит, но не преходит. Глагол Господень пребывает во веки. (1Пет.1:23). Слово Божие есть основание бытия тварей; им сияет солнце, произрастает земля, живет, растет и совершенствуется всякая тварь».

Если бытие и благополучие низших тварей зависит от благости и силы Божией, тем более духовная жизнь и блаженство человека, сотворенного по образу Божию, ежеминутно, также и вечно, зависит от содействия благодати Божией. Поэтому, нельзя не удивляться невнимательности и слепоте людей, которые живут и действуют, вовсе не помышляя о благодати Божией. Чем они стремятся жить? Не разумом ли? Но надо им знать, что он давно уже осужден Богом на отвержение и погибель: Погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрою. (Исх.29:14). «Где мудрец? – спрашивает св. апостол, где книжник, где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (Ис.33:18). Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди (Евангельской) спасти верующих». (1Кор.1:20–21).

«Молитесь, говорит св. Антоний Великий, да дарует вам Бог благодать, все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло».

Божия благодать всегда направляет нашу волю в добрую сторону, но так, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать своих даров беспечным, она нас пробуждает от беспечности; чтобы это даяние не казалось беспричинным, она низводит дары после нашего возжелания и труда. Но, однако, благодать всегда дается даром и с безмерною щедростью.

Итак, возлюбленные, мы спасены благодатию Иисуса Христа! (Еф.2:5). Возрадуемся о спасении! Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle