священномученик Серафим (Чичагов)

Сердце

Сердце есть центр жизни человеческой, и оно приводит в движение все чувства, помышления, намерения, желания, стремления.

Если оно чисто, свято, искренне любящее Бога, то и весь человек чист, свят, предан Богу, руководится страхом Божиим, пониманием правды Божией. И, наоборот, если сердце полно страстей, предано порокам, преисполнено грешных стремлений, то из него исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19).

Каково сердце человека, таков и весь человек, такой весь образ его мыслей и суждений, таковы все его желания и стремления, таковы все слова и дела его.

Только сердце служит сосредоточием наших страстей и грешных навыков, а потому каждому необходимо уметь различать состояние сердца, уметь прислушиваться к чувствам и движениям его, распознавать страсти и находить объяснения своих мыслей в сердце.

От привычки прислушиваться и присматриваться к движениям и желаниям сердца зависит успешность духовной борьбы, истинное покаяние и исправление своих недостатков.

Невозможно воздержаться ни от одного своего греха, пока не исчезнет из сердца страсть, порождающая эти грехи. Сердце же, уличенное в своем греховном влечении, прежде всего будет этим стеснено в свободе действий, а потом,

если человек искренно обратится к Господу со слезной молитвой, прося помощи для искоренения страсти, то оно потеряет свое прежнее влияние на разум, и поневоле все помышления, желания и стремления начнут видоизменяться.

Однако случается, что сердце с должной ясностью и откровенностью не проявляет свою нечистоту, греховность и порочность, дабы противодействовать произволению человеческому, и оно изобретает лукавейшие пути к прикрытию своих страстей лицемерием. Тогда необходимо прибегнуть к испытанным спасительным и обличительным средствам, а именно – к посту, молитве, чтению Священного Писания и обличению сердца словом Божиим.

Окаменелость, нечувствие и расслабление леностию относятся к самым ужасным недугам сердца.

Окаменелость есть последствие долгой греховной жизни без покаяния, без борьбы и приводит грешника к тому, что он не видит и не чувствует своих грехов, не помышляет о смерти, не страшится суда Божия.

Расслабление сердца леностию ведет к исчезновению всех духовных и телесных сил: человек лишается веры, надежды, любви, делается унылым, бесчувственным, не нужным ни себе, ни другим.

Присутствие в сердце злобы, недоброго чувства есть вернейший признак, что им овладел нечистый дух. Горе тем, которые признают это недоброе чувство своим или справедливым, ибо христианин должен иметь в сердце только любовь, а любовь не может мыслить зла!

Для спасения необходимо каждому блюсти свое сердце, уничтожая в нем все земное, греховное, наполняя его желаниями святыми, мыслями богоугодными, благами небесными и вечными, обращая его ко Спасителю, приобретая сладчайшую тишину духа, призывая в него Того, Кто должен быть единым Богом сердца христианского, и кроме Него – никто.


Источник: Твердость духа. Священномученик Се­рафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle