священномученик Серафим (Чичагов)

Свобода произволения

Несомненно, все люди ощущают, что желание добра и зла сопутствуют друг другу: когда приходит доброе желание, тотчас является против него и злое желание...

Так как добро и зло желаются сами собою, помимо нашей воли, то ни зло само по себе не может нам вмениться в порок, ни добро – в добродетель, в достоинство.

Вменяется лишь только то, что зависит от нашего свободного произволения, а зависит от нас – склониться в ту или другую сторону, ко злу или к добру.

Можно дать предпочтение злому чувству, гадкой мысли или доброму сознанию, хорошему чувству, христианскому стремлению. Духовная борьба и обязывает нас не дозволять свободному произволению склониться на желание низшей, плотской воли, а всегда следовать одной высшей, разумной, ибо она и есть воля Божия.

Однако и добрые чувства бывают смешаны с пожеланиями не вполне совершенными, а потому христиане должны и на них останавливать свое внимание и исследовать их ранее, чем приводить в исполнение.

Ведь можно делать добрые дела не ради Господа, не ради любви к ближним, а ради своего услаждения, успокоения, ради выгоды, нечистых намерений, ради славы, награды и прочее. А чтобы добро было чистым, необходимо его делать только ради Христа, по любви к Нему.

Отец Небесный наделяет всех людей благодатными дарами, всевозможными дарованиями и предоставляет им свободу произволения, дабы они на опыте убедились в необходимости склониться на требование доброй воли, а не злой.


Источник: Твердость духа. Священномученик Се­рафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Наталья Ивановна. — М. : Издательство Летопись, 2016. — 272 с. — Серия «От сердца к сердцу». ISBN 978-5-9905-0341-0

Комментарии для сайта Cackle