Источник

Глава третья

1. Толкование св. Афанасия Великого библейского текста: Прит. 8:22.

Посмотрим, наконец, с точки зрения того же святотеческого учения на последнее богооткровенное свидетельство из книги Притчей, приводимое о. Булгаковым в пользу своего взгляда на Софию, Премудрость Божию. Это место из Библии цитируется им по русскому тексту. Наш епископ Феофан Затворник вместе с св. Августином и другими св. отцами предпочитает прочим библейским переводам перевод греческий семидесяти толковников, как самый истинный, боговдохновенный155. А наш славянский перевод был сделан с греческого, не поврежденного текста 70-ти толковников156. Поэтому и мы будем рассматривать этот третий текст Св. Писания, указанный прот. Булгаковым, из книги Притчей 8 гл. 22–23, 30 ст. на славянском языке.

Означенные стихи в славянском переводе читаются так: Господь созда мя (говорит Премудрость,), начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа Мя, в начале, прежде неже землю сотворити ... Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время157 . Все это место св. отцы относят не к Софии в смысле учения о. о. Булгакова и Флоренского, а к Премудрости Ипостасной, что тоже – к Слову Божиему или Единородному Сыну Божиему.

Очень подробно объясняет эти слова из книги Притчей св. Афанасий Великий во втором своем слове против ариан. Имея в виду слово: созда, Афанасий Великий говорит, что здесь разумеется человеческая, тварная природа Божественной Премудрости, Сына Божия158. «Когда, – вещает великий святой отец, – слышите: созда, разумейте, что не Себя называет Он (Господь) тварью, но Свое человечество, которому и свойственно быть созданным»159. «Как слыша у Иоанна, – продолжает св. Афанасий, – Слово плоть бысть, представляем, что не само Слово всецело есть плоть, но что облеклось Оно плотию и соделалось человеком; и слыша, что Христос бысть по нас клятва (Гал. 3:13). и: неведевшаго греха по нас грех сотвори (2Кор. 5:21), представляем, что не Он всецело соделался клятвою и грехом, но что принял на Себя клятву, лежавшую на нас, по сказанному Апостолом: искупил ны есть от клятвы (Гал. 3:13); и по слову Исаии, носил грехи наши (Ис. 3:4) и по написанному у Петра, вознесе их на теле Своем на древо (1Пет. 2:24), так, если слышим во Притчах: созда, должны представлять, что не Слово всецело по естеству есть тварь, но что облеклось Оно в тварное тело; что ради нас созда его Бог, для нас по написанному, совершив Ему тварное тело160, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться»161.

Таким образом, слово: созда св. Афанасий относит к человеческой природе нашего Спасителя, разумеет под этим словом Его спасительное воплощение для нашего обновления и вообще Божественное о нас домостроительство совершенное Сыном Божиим162.

В этом смысле, по учению Афанасия Великого, надо понимать и дальнейшие слова из данного места Притчей: начало путей Своих, в дела Своя. И здесь разумеется Та же Ипостасная Премудрость, Сын Божий, совечный Божественному Отцу Своему, Который впоследствии, как говорит св. отец, созидается началом путей в дела, по причине вочеловечения», согласно апостольским словам: Иже есть начаток перворожден из мертвых, да будет во всех Той первенствуя (Кол. 1:18)163.

Подробнее выясняя смысл означенных слов Премудрости Божией, св. Афанасий показывает нам, почему Она называется и началом путей и созидается в дела Господни и что это за дела, ради которых Она была создана? «Поскольку, – говорит он, – истина показала, что Слово по естеству не тварь, то следует уже сказать, почему называется началом путей. Поскольку первый путь чрез Адама был потерян, вместо рая уклонились мы в смерть и услышали: земля еси, а в землю отъидеши (Быт. 3:19); то человеколюбивое Божие Слово, по изволению Отца, облекается в созданную плоть, чтобы ту плоть, которую первый человек умертвил преступлением, оживотворить Ему кровью тела Своего и обновить для нас путь новый и живый, как сказал Апостол, завесою, сиречь плотью Своею (Евр. 10:19–20). Сие же давая разуметь, и в другом месте говорит он: тем же аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимо идоша, се быша вся нова (2Кор. 5:17)... По сему-то человеколюбиво не иной кто, но Господь, начало новой твари164, созидается путем, и справедливо говорит о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8:22), чтобы человек жительствовал уже не по той первоначальной твари, но, поскольку, положено начало новой твари, то началом путей ее имея Христа, последовали мы уже Ему, глаголющему о Себе: Аз есмь путь"165.

Так св. Афанасий разрешает вопрос: почему Премудрость Божия называется началом путей.

Останавливаясь своим вниманием на словах в дела Своя, св. отец говорит: «поскольку Божие дело, т.е. человек, созданный совершенным, вследствие своего преступления соделалось недостаточным и умерщвлено стало грехом, делу же Божию неприлично оставаться было несовершенным; то все святые умоляли о сем, говоря во сто тридцать седьмом псалме: Господи, воздаждь за мя: Господи, дел руку Твоею не презри (Пс. 137:8). Посему-то совершенное Божие Слово облагается несовершенным телом и именуется созидаемым в дела, чтобы Ему, воздав за нас долг, восполнить Собою, чего недоставало человеку. А человеку недоставало бессмертия и пути в рай. И это значит сказанное Спасителем: Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю (Ин. 7:4); и еще: дела, яже даде Мне Отец да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне (Ин. 5:36). Дела же, о которых говорит здесь, что даны Ему Отцом для совершения, суть те самыя, для которых созидается, говоря о Себе в Притчах: Даде Мне Отец дела, и: созда Мя Господь в дела"166.

Таким образом, по учению св. Афанасия Великого под словами: в дела Своя надо разуметь не только дарование нам бессмертия и рая, но и вообще дела Христа во время земной Его жизни во плоти, о коих повествует нам Евангелие. «Когда Сын стал человеком, – говорит Великий Афанасий, – тогда приял и дела. Ибо тогда довершил их, исцелив наши язвы и даровав нам воскресение из мертвых... Посему род человеческий, как в начале получил бытие Словом, так Им же усовершается и восстановлен, и при том еще при большей благодати; потому что, восстав из мертвых, не убоимся уже мы смерти, но всегда о Христе будем царствовать на небесах, Совершилось же это потому, что само Божие собственное Слово, сущее от Отца, облеклось в плоть и соделалось человеком»167.

Вот что означают, по учению св. Афанасия Великого слова из книги Притчей: Созда Мя начало путей Своих в дела Своя.

Впрочем, в том же слове против ариан мы находим у св. Афанасия и другое объяснение слова: созда. По его свидетельству, это слово можно понимать в несобственном значении, в смысле – родил. «Когда сущность, – говорит он, – есть произведение или тварь, тогда речения: сотворил, стал и создал сказуются о тварях в собственном смысле и означают произведение; а когда сущность есть рождение и сын, тогда речения: сотворил, стал и создал употребляются о сыне уже не в собственном смысле и не означают произведения, но вместо речения: родил иной без различия употребляет и речение: сотворил

Езекия, по написанному у Исаии, сказал в молитве: от днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду Твою, Господи спасения моего (Иса. 38:19)...

Следовательно, Езекия сказал: сотворю вместо рожду, и рождаемых им именует как бы творимыми; и никто не спорит, что речение это употреблено о рождении естественном. И Ева, родив Каина, говорила: стяжах человека Богом (Быт. 4:1). Она сказала: стяжах вместо родила... И об Иове Писание говорит: быша ему сынове седьм и дщерей три (Иов. 1:2); как и Моисей говорил в Законе: если будет у кого сыны, и: если сотворишь сына ...

Вот и о рожденных говорили, что они были и сотворены, зная, что как скоро признаются сынами, нет разности, если и скажет кто: быша, или стяжах, или сотворих, потому что мысль сама собою останавливается на естестве и действительности...

Так, если и о Спасителе, – говорит св. Афанасий, – Который истинно исповедуется Сыном и по естеству есть Слово, говорят святые: верна суща сотворшему Его; если Сам Он говорит о Себе: Господь созда Мя, и; Аз раб Твой и Сын рабыни Твоея (Пс. 115:7), и все тому подобное, то да не отрицают посему иные того, что собственно принадлежит Ему от Отца…»168.

Итак, из учения св. Афанасия Великого видно, что слово: созда в данном библейском тексте можно понимать и в смысле родил.

Но из этого учения видно также и то, что в каком бы смысле мы ни понимали сие слово, нам нужно обращать внимание своею мыслию на естество, на сущность Премудрости Божией, – кого Она представляет Собою в действительности. Премудрость же эта, о коей говорится в настоящем месте книги Притчей, по словам св. Афанасия, есть «Сын (Божий) – не произведение, но по сущности Отчее рождение, домостроительственно же по благоволению Отца, ради нас сотворен и соделался человеком; почему и говорится у Апостола: верна суща Сотворшему Его, и в Притчах: созда Мя. Как скоро исповедуем, – говорит Афанасий Великий, – что Сын соделался человеком, – можно, по замеченному выше без различия сказать о Нем, что Он соделался, или сотворен, или создан, или образован, или есть раб, или сын рабыни, или сын человеческий, или поставлен; ...потому что все эти речения свойственны человеческому состоянию, и подобные этим выражения означают не сущность Слова, но что Слово соделалось человеком»169.

2. Его же толкование библейского текста: Прит. 8:23, 25

Точно такое же значение имеют, по учению св. Афанасия Александрийского, и дальнейшие слова все того же библейского текста: Прежде век основа Мя, в начале прежде нежели землю сотворити170. Приводя в параллель первой половине из этих слов слова Ап. Павла: основания бо инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Кийждо же да блюдет како назидает171, св. отец говорит: «по человечеству полагается Он (Господь) в основание, чтобы и мы могли быть назидаемы на Нем, как драгоценные камни и соделались храмом живущего в нас Св. Духа... Следовательно... Господь не с того времени имеет начало бытия, когда полагается в основание, – Слово было и прежде сего, – но когда облекся в наше тело, изсеченное и восприятое Им от Марии; тогда говорит: основа Мя; а это значить: Меня – Слово – обложил земным телом. Так, для нас полагается в основание, приемля на Себя наше, чтобы мы, как стелесники в Нем составляемые и связуемые по подобию плоти, достигнув в мужа совершенна, пребыли бессмертными и нетленными»172.

Что же касается до второй половины вышеприведенных слов из книги Притчей: в начале, прежде неже землю сотворити173, то имея их в виду, св. Афанасий говорит: «и это (т.е. означенные библейские слова) весьма кстати присовокупило Слово к речениям: основа и созда; потому что и это касается также домостроительства по плоти. Благодать, дарованная нам Спасителем, хотя, как говорит Апостол, явилась и дарована только с пришествием Спасителя (Тит. 2:11), однако же предуготовляема была прежде, нежели мы получили бытие, лучше же сказать, даже прежде сложения мира (1Пет. 1:20)... Бог... предуведав, что мы, сотворенные совершенными, впоследствии соделаемся преступниками заповеди и за преслушание изринуты будем из рая, как человеколюбивый и благий, в Собственном Слове Своем, Которым и создал нас, предуготовляет домостроительство нашего спасения, чтобы... мы... снова возстали и пребыли безсмертными, когда само Слово будет создано для нас началом путей и Перворожденный твари соделается первородным в братиях, и воскреснет Сам начаток умерших. Сему учит блаженный Ап. Павел. Ибо, толкуя сказанное в Притчах: прежде век и прежде нежели создана земля в послании к Тимофею говорит так: спостражди благовествованию, по силе Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати, данный нам о Христе Иисусе прежде лет вечных явльшейся же ныне просвещением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившаго убо смерть, и возсиявшаго жизнь (2Тим.1:8–10); и в послании к Ефесянам: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе Иисусе, якоже избра нас в Нем прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним в любви прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него (Еф. 1:35).

Посему, как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, ...нарек нас во усыновление до создания человеков, если прежде век не был положен в основание сам Сын, прияв на Себя домостроительство о нас? … Как прияли мы благодать прежде времен вечных, не получив еще бытия... если эта предваряющая нас благодать не была уготована во Христе?... Итак, Слово, нисходя в плоть нашу, и в ней созидаемое началом путей в дела Своя, ... справедливо полагается в основание прежде век, нежели создана земля... так прежде еще нас полагается во Христе основание обновлению нашего спасения, чтобы в Нем могли мы быть возсозданы»174.

Из всего вышесказанного толкования св. Афанасием данного места из книги Притчей с совершенною ясностью выявляется истина, что здесь разумеется Премудрость Божия, как Вторая Божественная Ипостась, Слово Божие, или Сын Божий. Это толкование для нас является весьма важным, ибо принадлежит величайшему святому отцу. Мы должны сказать даже больше. Это толкование приобретает для нас особенное, исключительное значение. ибо, по свидетельству св. Афанасия, оно разделяется величайшим из Апостолов, св. Апостолом Павлом, и приобретает, таким образом, апостольский авторитет. Как и св. Афанасий, Апостол Павел разумел в означенных словах книги Притчей Ипостасную Премудрость в Ее воплощении для нашего спасения. Странно, как мог усмотреть о. Булгаков в приводимых им же словах из книги Притчей Премудрость не Ипостасную, а премудрость в смысле каббалистического учения?!

Может быть, прот. Булгаков в этом имел бы малейшее извинение, если бы не знал совсем, что в том же самом месте книги Притчей, откуда он цитирует слова о Премудрости Божией, Последняя говорит о Себе: Прежде же всех холмов раждает Мя175. А слова эти настолько положительны и определенны, что не нуждаются в особом толковании. Они указывают на Премудрость Божию, как Отчее рождение, и что эта Премудрость, когда имеет в виду Свое воплощение, говорит о Себе: Господь созда Мя, прежде век основа Мя, а когда имеет в виду Свою Божественную сущность, говорит: Господь прежде же всех холмов раждает Мя (Притч. 8:25). Вот почему тот же Великий Афанасий в своем втором слове против ариан пишет: «Сам Сын говорит о себе, – прежде же всех холмов раждает Мя (Притч. 8:25)... Не сказывает Слово, для чего раждает, как при речении: созда Мя приосовокупило: в дела, но говорит отрешенно: раждает Мя, как и в Евангелии: в начале бе Слово. Если и не были бы сотворены дела, то было Божие Слово, и Бог бе Слово. Но не соделалось бы Оно человеком, если бы нужда самих человеков не стала тому причиною. Поэтому, Сын – не тварь. А если бы Он был тварию, то не сказал бы: раждает Мя, потому что твари суть внешния дела Творца. Рождение же не со вне, как дело, но собственность Отчей сущности. И посему-то дело суть твари, а Сын – Божие Слово, единородный Сын»176.

Но о. Булгаков очень хорошо знает о существовании и содержании 25-го стиха 8-й главы книги Притчей. Тем не менее он его в данном случае для обоснования своего учения не цитирует, а указывает только 22, 23 и 30 стихи сей главы. И это вполне понятно. Слишком ярко означенный стих изобличает его заблуждение, ибо говорит, что Премудрость здесь совсем не та, о которой он учит и которую он ошибочно видит в приводимых им словах из книги Притчей, говорящих здесь только о Премудрости Ипостасной, как Сыне Божием.

3. Его же толкование библейского текста: Притч. 8:30, 27. Изъяснение текста: Притч. 8:22–30 св. Василием Великим

Впрочем, о. Булгаков не подозревает, что последние слова из указанного им же самим места книги Притчей, а именно – слова 30-го стиха: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время совершенно параллельны словам 25-го стиха: прежде же всех холмов раждает Мя. Слова 30-го стиха исключают всякую возможность допускать мысль, что здесь говорится о какой-то иной премудрости в смысле учения каббалы. Они в корне разрушают лжеучение прот. Булгакова и свидетельствуют, что здесь идет речь только о Божественной Премудрости, как Второй Божественной Ипостаси, – как о Единородном Сыне Божием. Но не будем говорить от себя. Будем говорить словами того же Великого Афанасия.

В первой части творений св. Афанасия в его седьмом послании говорится: «Пусть вразумится тот, кто осмелится сказать: было некогда, что Сын не был; чрез это он говорит также: не было некогда Премудрости, не было Слова, не было Жизни… Но непозволительно и небезопасно, чтобы по немощи нашей, сколько от нас зависит, лишаем был Бог всегда присущего Ему Единороднаго Слова, той Премудрости о Ней же радовашеся (Притч. 8:30). Ибо в таком смысле представляем будет не всегда радующимся»177.

Так смотрит св. Афанасий Великий на слова 30-го стиха из книги Притчей и в конце того же второго своего слова против ариан. Цитируя этот стих, святой отец говорит: «И вся земля исполнилась ведения Его. Ибо одно ведение об Отце – чрез Сына, и о Сыне от Отца и радуется о сем Отец, и тою же радостью веселится Сын во Отце, говоря: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его (Притч. 8:30). Это опять показывает, что Сын не чужд Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо... Он вовсе из не-сущих, Бог не вне Себя приобрел виновника радости, напротив того, сказанное служит признаком собственности и подобия. Посему, было ли, когда, чтобы не радовался Отец? А если всегда радовался, то всегда было, о чем радовался. О чем же радуется Отец – не о том ли, что видит Себя в собственном Своем образе, который есть Слово Его?.. О чем и Сын веселится – не о том ли, что видит Себя во Отце?..»178

Таким образом, 30-й стих, как и 25-й, книги Притчей одинаково говорят нам о вечности Премудрости Божией, каковою может быть только Премудрость Ипостасная, или что то же, Единородный Сын Божий.

Мы будем считать вполне законченным изложение учения св. Афанасия Великого по поводу указанных прот. Булгаковым слов из 8-й гл. книги Притчей Соломоновых, если приведем слова Великого св. отца касательно 27-го стиха из той главы Притчей, параллельного по своему значению стиху 30-му. Объясняя библейские слова: и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию179, св. Афанасий говорит: Бог разглагольствует об этом с Кем-то близким к Нему. Поэтому и необходимо, чтобы с Ним был некто, с кем собеседуя, творил Он вселенную. Кто же это, как не Слово Его? С Кем (пусть скажут) беседовать Богу, как не с Словом Своим? Или Кто был с Ним, когда творил Он всякую тварную сущность, как не Премудрость Его, Которая говорит: когда творил небо и землю, с Ним бех (Притч. 8:27). Под наименованием же неба и земли заключает все сотворенное на небе и на земле. Сопребывая же со Отцом, как Премудрость, и на Него взирая, как Слово, создает, приводит в бытие и благоустрояет вселенную, и как сила Отчая поддерживает в бытии всю совокупность тварей, как говорит Спаситель: все, что вижу творящаго Отца и Я также творю (Ин. 5:19), и священные Ученики Его учат: всяческая Тем и о Нем быша (Кол. 1:16). Он, как благое рождение от Благаго и как истинный Сын, есть Отчая Сила и Премудрость и Слово, и все это не по причастию, не потому, что дано Ему сие во-вне, как дается Его причастникам, которые Им умудряются, чрез Него соделываются сильными и разумными; но потому, что Он есть источная Премудрость, источное Слово, источная собственно Отчая Сила, источный Свет, источная Истина, источная Правда, источная Добродетель, Отпечатление, Сияние, Образ; короче сказать – всесовершенный плод Отца, единственный Сын, неизменяемый Отчий Образ»180.

Вот о какой Премудрости Божией учит св. Афанасий в своем толковании рассматриваемых слов из книги Притчей.

В параллель этому толкованию Афанасия Великого мы должны указать на объяснения слов из той же главы книги Притчей: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя181 – св. Василием Великим. Как и св. Афанасий, Василий Великий находит вполне допустимым на основании библейских свидетельств употребление слова: созда в смысле родил. Поэтому в творениях сего св. отца мы находим такие слова: «Если во плоти Пришедший говорит: Аз есмь путь (Ин. 14:6)... то Им же Самим сказано: Господь созда Мя начало путей Своих. Но и о рождении употребляются слова: создание и тварь, например: создах человека Богом (Быт. 4:1); и еще: сотвори сыны и дщери (Быт. 5:4); и Давид говорит: сердце чисто созижди во мне Боже (Пс. 50:12)"182.

Подобно св. Афанасию и Василий Великий относит данные слова из книги Притчей к человеческой природе Божественной Ипостасной Премудрости. «К Богу Сыну, – говорит он, – надобно относить Слово родил (Притч. 8:2); а слово: созда, – к Принявшему на Себя зрак раба. Впрочем, – замечает Великий Святитель, – во всех сих выражениях разумеем не двоих, не Бога особо и человека особо (ибо Один был), а только по понятию отделяем естество каждого. Ибо Петр не двоих разумел, сказав: Христу убо пострадавшему за ны плотию (1Пет. 4:1)"183.

Таким образом, вместе с св. Афанасием, Василий Великий в только что указанных словах книги Притчей под Премудростию разумеет Вторую Божественную Ипостась, Сына Божия, Который именуется созидаемым началом путей в дела Господни не по сущности Своей, а лишь в Своем воплощении. «У премудрого Соломона в Притчах, – говорит св. Василий Великий в другом месте своих творений, – созидается (ибо сказано: Господь созда Мя, Притч. 8:22) и именуется началом путей евангельских, ведущим нас к царству небесному, не Тот, Кто в сущности тварь, но Тот, Кто соделался путем по домостроительству. Ибо сие выражают слова: „стать“ и „быть создану“. Так стал Он путем, и дверью, и Пастырем, и Ангелом, и Овчатем, и еще Архиереем и Апостолом; потому что дается Ему то или другое имя в том или другом отношении»184.

Таково учение св. отцев Церкви о Премудрости Божией, выраженное в их толковании приточных слов, на которые совершенно напрасно ссылается о. Булгаков, как на основание своего собственного учения о Софии, Премудрости Божией. Как видим, между тем и другим учением абсолютно нет никакого сходства. Св. Отцы под Премудростию разумеют Вторую Божественную Ипостась, или Слово Божие, Единородного Божественного Сына, а прот. Булгаков с о. Флоренским под Премудростию Божией разумеют особое существо, отличное от Божественных Ипостасей, являющееся гранью между Богом и тварью. Но из того же святоотеческого учения видно, что творческим началом может быть один только Бог. Если же о. Булгаков определяет Софию, как творческое начало, то очевидно, он считает ее Богом, что является кощунственным абсурдом.

* * *

155

Сборник писем Феофана, вып. 2-й, Москва, 1898 г., стр. 15–16; вып. 7-й, Москва, 1900 г., стр. 55, 60–62; Твор. бл. Авг. О граде Божием, ч. VI, стр. 70–72. Киев, 1910 г.

156

Письма Феофана, т. VII, стр. 73.

158

Творения св. Афанасия Великого, ч. III, стр. 265.

159

Ibid., стр. 323.

161

Творения св. Афанасия Великого, ч. II, часть II, слово 2-е против ариан, стр. 323–324.

162

Ibid., стр. 323.

163

Ibid., стр. 341.

165

Твор св. Афанасия Великого, часть II, стр. 347.

166

Ibid., стр. 348–349.

167

Ibid., стр. 349–350.

168

Ibid., стр. 264–267.

169

Ibid., стр. 275.

172

Твор. св. Афанасия Великого, часть II, стр. 358–359.

174

Твор. св. Афан. Вел., сл. 2-е против ариан, стр. 359, 362, ч. II.

176

Твор. св. Афанасия Великого, часть II, стр. 303, 335–336; ср. стр. 340–341.

177

Твор. св. Афанасия Великого, часть I, стр. 437.

178

Ibid., часть II, стр. 368–369.

180

Твор. св. Афанасия Великого, часть I, стр. 189–190.

182

Твор. св. Василия Великого, часть III, стр. 145.

183

Ibid., стр. 146.

184

Твор. св. Василия Великого, часть IV, стр. 34.


Источник: Новое учение о Софии- премудрости Божией / архиеп. Серафим Соболев. – (Репринтное издание 1935 г.) / Изд.: Св.-Троицкiй Монастырь, Джорданвиллъ, Н.I. США 1993. – 525 с. ISBN 0-88465-054-5

Комментарии для сайта Cackle