профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Иоахим Флорский

ИОАХИ́М ФЛО́РСКИЙ (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132–1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 г. избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215 г., создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого Заветов» – «Concordia novi et veteris testamenti», 1519 г., «Пособие к Апокалипсису» – «Enchiridion in Apocalypsin», 1527 и «Псалтирь десятиструнная» – «Psalterium decem cordarum»), исходит из деления всемирной истории на три «мировых состояния», или эры, соответствующие трем Лицам христианской Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца Бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется Ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260 г.: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная Церковь Петрова уступит свое место Церкви Иоанновой (см. ст. «Иоанн Богослов»), отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия И. Ф. в течение XIII – нач. XIV вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Данте использовал его тезисы и образы в «Божественной комедии». Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него – на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А. Цешковского («Nôtre Рéге»), позднее у Вл. Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма И. Ф. приобретают в тоталитарных системах мысли XX в.



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Тарасий Земка митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоахим флорийский и иоахимиты профессор Александр Павлович Лопухин

3. Поучения и слова – 49. Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов святитель Димитрий Ростовский

4. Православие и современный мир – Лекция 2, читанная в Европейском Гуманитарном Университете. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы протоиерей Иоанн Мейендорф

5. Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни профессор Анатолий Алексеевич Спасский

6. Другой Рим – Образ Иисуса Христа в православной традиции профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

7. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице – Слово шестое. О том, что Отец неделимо и не текуче родил из Себя Сына святитель Кирилл Александрийский

8. Речь Шеллинга Иван Васильевич Киреевский

9. Богопротивные силы и «число зверя» в книге Откровения архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Образ Божий преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс