профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Лазарь Убогий

ЛА́ЗАРЬ Убо́гий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от Бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «Бог помог» (см. ст. «Лазарь Четверодневный»). Притча повествует, что Л. был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:21). После смерти Л. отнесен Ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Л., чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25). Тогда богач просит отправить Л. как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Фигура Л. как воплощение надежды угнетенных на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нем как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Л. родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Л. молит Бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему Господь тихих Ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные Ангелы», вынимающие его душу сквозь ребра железными крючьями. В некоторых вариантах Л. сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то Господь Бог тебе заплатив». В некоторых славянских песнях Л. смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поется в канун Лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене», – основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Нифоит, Епископ Новогородский митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Послания – Послание 272(460). Георгию Мифанину преподобный Феодор Студит

3. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Можайска святыя Михаил Владимирович Толстой

4. Библейская энциклопедия – Хола архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Письма – 553. Приобретай безценныя дарования смирения, терпения, молчания и покаяния преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иудея профессор Александр Павлович Лопухин

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ПОУЧЕНИЕ (См. также МОЛИТВА, МОЛИТВА ИИСУСОВА, ПАМЯТОВАНИЕ О БОГЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Гора Синай схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Sermons – The light of the body is the eye Антоний, митрополит Су́рожский

10. Курс истории религий – Б. Национальные религии культурных народов протоиерей Александр Смирнов

Комментарии для сайта Cackle