профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Антропоцентризм

АНТРОПОЦЕНТРИ́ЗМ (от греч. ἄνθρωπος – человек), мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в изобилии создает архаический миф, сам, однако, еще не дающий возможности говорить об А. в строгом смысле слова: мифу недостает представления о человеческом как особой сущности со своим онтологическим статусом. Такое представление создается и разрабатывается на почве платоновско-аристотелевской метафизики, синтезировавшей рационалистические модели мышления с его внерациональными, мифоподобными предпосылками. Осуществленное платонизмом рассечение сущностей на духовные и материальные позволяет усматривать в человеке как духовно-телесном существе микрокосм и некую привилегированную срединную точку иерархии бытия (ср. у Державина: «Я связь миров повсюду сущих»). Иначе происходит преодоление натуралистического мифа во имя А. в Библии, где содержанием мирового процесса оказывается взаимоотношение Бога и человека, так что акцент переносится с природных циклов на человеческую историю. Классический А. складывается там, где линия греческого идеализма пересекается с линией библейской традиции, т. е. в христианской теологии, в средневековом мировоззрении, в пришедших ему на смену доктринах Ренессанса. Однако новая европейская научность, поднимающаяся с XVI-XVII вв., отвергает А. вместе с характерным для него телеологизмом. Хотя немецкий классический идеализм реставрирует А. (деятельность человеческого духа как самопознание и возврат к себе абсолютного Духа), материализм и позитивизм оценивают А. как умственный атавизм, как предрассудок обыденного сознания либо как достояние откровенно мистических или оккультных доктрин.



Источник: Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Павел III митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вера св. мученица профессор Александр Павлович Лопухин

4. Письма – 266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

5. Письма – 426. Старайся понуждать себя к молитве преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Послания – Послание 199(387). Евфимию и прочим братьям преподобный Феодор Студит

7. Библейская энциклопедия – Зевадия архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Последование часов и изобразительных. Историческое исследование Евфимий Петрович Диаковский

9. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

10. Замечания на книгу "Поморских ответов" – Степень шестый. Княжение великого князя Всеволода Владимирского архимандрит Павел Прусский

Комментарии для сайта Cackle