профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

Докетизм

ДОКЕТИ́ЗМ (греч. δοκηταί – «каженники», от δοκέω – кажусь), гностическая ересь в раннем христианстве, утверждавшая мнимый, иллюзорный характер телесной природы (а значит, и страданий) Иисуса Христа. Наиболее ранняя формулировка Д. – у Василида: «Христос не страдал, но Симона Киренеянина принудили нести крест вместо него, и по неведению и заблуждению распят был Симон, облик которого был так изменен, что его приняли за самого Иисуса. Иисус же принял обличье Симона, стоял подле и смеялся над ними. Ведь он был сила бестелесная и ум нерожденного Отца, изменяющий свой образ, как ему угодно, и потому вернулся к пославшему его, смеясь над ними, ибо удержать его было невозможно, и он не был видим ни для кого» (Iren. Adv. haer. I, 24, 4). Этот мотив магического оборотничества и насмешки Бога над людьми, характерный для некоторых направлений гностицизма, впоследствии смягчается или исчезает, но остается принципиальная для Д. замена христианской идеи «воплощения» и «вочеловечения» идеей простого «явления» в мире материи, при котором плоть выступает как маска божественного начала, как фантом. Все ориентирующиеся на отрицание космоса как творения благого Бога представители гностической линии от Маркиона до Мани естественно отказывали телесности Христа в онтологическом статусе. Некое подобие Д. присуще мышлению монофиситства, породившего в начале VI в. доктрину Юлиана Галикарнасского, согласно которой тело Христа было по природе нетленным и бессмертным и лишь в специальных актах чуда принимало на себя состояния голода, жажды, утомления, боли и смерти. Эта доктрина получила у своих противников наименование афтартодокетизма (от греч. ἄφθαρτος – нетленный). Ее крайние приверженцы, т. н. «актисты» (от греч. ἄκτιστος – нетварный), говорили не только о предсуществовании, но и о «нетварности», т. е. о безоговорочно Божественной, абсолютной природе тела Христа: сторонники более умеренной интерпретации признавали тело Христа сотворенным, но фактически относились к нему как к предмету Божественному, почему их называли «ктистолатревтами», т. е. «поклоняющимися твари». Отголоски классического Д. имеются в христологии ислама: Коран утверждает, что Иисуса (Ису) не смогли убить, а распяли лишь Его двойника или подобие (4:152); элементы Д. возрождались во многих средневековых христианских ересях.


Вам может быть интересно:

1. София-Логос. Словарь – Донатизм профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Анастасий Братановский митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Епикурейство профессор Александр Павлович Лопухин

4. Библейская энциклопедия – Ахисамах архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Послания – Послание 84(272). К Иоанну грамматику преподобный Феодор Студит

6. Письма – 604. Необходимо непременное самопринуждение преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

7. Собрание сочинений. Том 5 – Речь произнесенная 23 апреля 1885 г. в Харьковском Дворянском Собрании. архиепископ Амвросий (Ключарев)

8. Отзыв о сочинении Ph. Meyer "Die Hauturkunden fur die Geschichte der Athoskloster" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Слово при закладке владимирского храма-памятника архиепископ Виталий (Максименко)

10. Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому архимандрит Леонид (Кавелин)

Комментарии для сайта Cackle