Сергей Васильевич Булгаков

Антитринитарии

Антитринитарии, или Монархиане,– еретики II и III в., признававшие только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лицо Св. Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами единого Божества (модалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер, отчего еретики эти называются еще патрипассианами (допускавшими воплощение и страдания Бога Отца).

Самым видным представителем антитринитариев первого рода был Павел Самосатский (из сирийского города Самосаты), второго – Савелий, пресвитер Птолемаидский (в Египте). Павел Самосатский, проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм1 утверждал, что Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог, что в Нем от рождения обитала в высшей степени, чем в ветхозаветных пророках, божественная мудрость или божественный разум и что только в нравственном смысле Он может быть назван Сыном Божиим. Согласно с этим своим лжеучением, Павел запретил в церкви антиохийской, епископом которой он был, петь стихи в честь Иисуса Христа, как Бога, и крестить во имя Его.

Последователи Павла Самосатского, называвшиеся павлианами, существовали до IV в. Савелий Птолемаидский, утверждавший, что Бог есть одно Лицо, что Он как Отец – на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях, первый ввел в круг Своего созерцания Третье Лицо Святой Троицы, Святого Духа, и тем дал полное развитие системы монархиан-модалистов. Его лжеучение было осуждено на соборе Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.). Ересь антитринитариев представляла собой только первые слабые попытки разума низвести откровенное учение на степень обыкновенного умозрения, а потому вообще не имела большого вредного влияния на ход церковной жизни.

* * *

1

Монотеизм (от греч. monos – единственный, единый; theos – бог) – религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.– Прим. сост.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах профессор Николай Иванович Ивановский

2. Курс истории религий – В. Всемирные религии протоиерей Александр Смирнов

3. Розыск о раскольнической брынской вере – Часть II. О учении раскольническом святитель Димитрий Ростовский

4. Против ереси некоего Ноэта священномученик Ипполит Римский

5. Офитские секты профессор Михаил Эммануилович Поснов

6. Говорят ли сектанты на иных языках? протоиерей Димитрий Полохов

7. Уния: метод папоцентристского экуменизма архимандрит Георгий (Капсанис)

8. Ереси и расколы первых трех веков христианства протоиерей Александр Иванцов-Платонов

9. Путь разума в поисках истины – Глава VI. Язычество засл. профессор Алексей Ильич Осипов

10. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЕРЕСИ, ЕРЕТИКИ праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс