Сергей Васильевич Булгаков

Федосеевщина

Основателем этого толка беспоповщинской секты был Феодосий Васильев (†1711 г.), дьячок Крестецкого Яма, происходивший из рода бояр Урусовых. В конце XVII в. поселившись в Польше с братом и с семейством своим, он привлек к себе раскольников из разных мест России и устроил две обители – мужскую и женскую. Проповедуя ученикам своим общее учение беспоповщины, согласно с поморцами, Феодосий учил вместе с тем и несогласно с ними:

а) на кресте Спасителя делать надпись: И. Н. Ц. И.;

б) брак, заключенный в Русской Церкви до перехода в их общество, признавать за брак законный и не расторгать;

в) брашно, покупаемое на торгу, считать оскверненным и потому очищать молитвами и поклонами, чего поморцы не соблюдают;

г) иноков, постриженных в Русской Церкви, не считать иноками и не дозволять им совершение треб.

Впоследствие учение Феодосия о браке было подвергнуто его последователями некоторым изменениям. На соборе 1752 г., называемом «Польским», брачные федосеевцы разделены были на две партии – «староженов» и «новоженов». Первыми назывались вступившие в брак до перекрещивания (в секту), а вторыми – женившиеся после перекрещивания. Староженов решено было принимать на общественную молитву, но за чадородие подвергать отлучению. В отношении к новоженам правила польского собора были гораздо строже: решено было не принимать новоженов на общее моление, не жить с ними в одной храмине и не сообщаться в едении, не мыться вместе в бане, не принимать их на покаяние, хотя бы и перед смертью, крестить их детей, с обещанием разойтись; даже более: женщинам не помогать во время мук рождения и проч.

На практике, однако, не исполнялись эти статьи, почему федосеевцы на соборе 1883 г. подтвердили постановления польского собора 1752 г., но и после этого собора (1883 г.) они допускают послабления относительно брачных. Это потому, что главные члены их общества, московские купцы,– все почти «новожены», с которыми нельзя поступать по всей строгости правил, так как от них зависит материальное обеспечение федосеевцев, а также и пред начальством новожены служат щитом и прикрытием. По смерти Феодосия, в 1771 г., центром основанной им секты сделалось Преображенское кладбище в Москве, основанное купцом И.А. Ковылиным. С 1854 г. Преображенское кладбище приняло единоверие.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. Библейская энциклопедия – Фахареф архимандрит Никифор (Бажанов)

2. Оправдание Пастырства священник Пётр Кремлевский

3. Праздничный отдых христианина – Часть 2-я: Рассказы и размышления на евангельские чтения во дни праздничные протоиерей Григорий Дьяченко

4. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве Григорий Петрович Георгиевский

5. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

6. Поучения по руководству патерика Печерского протоиерей Виктор Гурьев

7. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета Александр Александрович Бронзов

9. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн (Порфириев), архиепископ новгородский и псковский профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс