Кто стоит за картами Таро?

Источник

Автор благодарит Наталью Ярасову за ценные советы и дополнения.

Содержание

Вера гадательным картам Таро: психологическая практика? Немного истории Таро Что нам делать со своей тревогой

Вера гадательным картам

Карты Таро – чрезвычайно популярный метод гадания. Любой книжный магазин забит литературой, которая обещает научить вас этому искусству, там же продаются и разнообразные колоды, предназначенные для гаданий. Аннотации к книгам сообщают: «Карты Таро – уникальный способ своевременно получить подсказку от мироздания, обнаружить себя на перекрёстке судеб и выбрать свою оптимальную дорогу», «Таро – древнейшая предсказательная система, известная человечеству со времен Вавилона» «Есть ли у наших отношений перспективы? Верен ли он мне? Чего ждать от новой работы? Каким будет мое будущее? Книга для тех, кто хочет получить ясные ответы на самые животрепещущие вопросы при помощи Таро и начать самостоятельно читать карты».

В интернете также можно найти огромное количество «тарологов», предлагающих вам проникнуть в тайны будущего. Объявления выглядят примерно так: «Потомственная ясновидящая, гадалка и маг в пятом поколении, уже более 20 лет помогает людям в самых сложных жизненных ситуациях... Сделает расклад на любую ситуацию, отношения, человека. Предскажет будущее и поможет скорректировать его в правильном направлении... Вы оказались в сложной жизненной ситуации или хотите знать, что ждет Вас в будущем? Напишите Ваш вопрос, и я Вам обязательно помогу».

Сама «технология» гадания сводится к следующему: гадатель тасует карты (желательно на большом столе и круговыми движениями, проворачивая карты так, чтобы верх и низ изображения менялись местами), потом вытаскивает несколько карт (так называемый «расклад») и, открыв их, пытается истолковать эти карты применительно к ситуации клиента («советующегося», как его обычно называют) или к своей собственной.

Как, например, утверждал известный французский оккультист Жерар Анаклет Венсан Анкосс, писавший под псевдонимом «Папюс», «Четыре короля означают большой успех, а четыре дамы – большие сплетни против гадающей особы; четыре валета обозначают ссору между мужчинами и сражение... Если дело идет о разводе, надо раскладывать 21 карту; если четыре девятки окажутся вместе, тогда развод представляется совершенно верным, но если окажутся четыре дамы, то развод никогда не состоится... Если речь идет о вполне основательно предполагаемой ревности, то в пятнадцати картах окажется семь бубен, но если предположение о ревности неосновательно, то окажется пять червонных карт с семеркой треф... Если желают узнать, пойдет ли ребенок по хорошему пути и сохранится ли имение, полученное от родителей, то в этом удостоверяют четыре туза и вместе с тем предвещают брак, соответствующий его влечениям; если это будет девица, тогда нужны четыре восьмерки и король червей, предсказывающие мир и согласие в домашней жизни».

Как мы видим, гадание на картах предлагается использовать для того, чтобы получать важные сведения и принимать серьезные решения. Карты должны показать, изменяет ли супруг(а) и будет ли успешно то или иное начинание. Чтобы обращаться с таким запросом, нужна вера – вера в то, что некая непонятная сила, которая проявит себя в гадании, каким-то образом знает ответы на вопросы и при этом захочет открыть правду.

Обвинить супруга (или супругу) в измене, ввязаться в ссору из-за того, что «четыре валета» указывают на ее неизбежность, вступить в какое-то дело из-за того, что вам выпали четыре короля, обещающие успех, – значит передать контроль над своими решениями кому-то... совершенно не понятно кому, в самом лучшем варианте – случайности.

Принимать решения, подбрасывая монетку, не очень разумная стратегия; но в реальности дело может оказаться даже хуже. К чему (или кому) приходят за советом тарологи и их клиенты? Чему (или кому) они доверяют быть советниками в существенных вопросах своей жизни?

В соответствующей литературе часто мелькает выражение «спрашивать карты» или «разговаривать с картами». Но спрашивать можно у кого-то, за кем предполагается личностная, разумная природа, – кого-то, кто обладает знаниями, с кем можно выйти на связь и вступить в диалог.

Карты сами по себе – это не больше, чем раскрашенные кусочки картона, понятно, что диалог ведется не с ними, а через них. Но с кем? Что (или кто) говорит через карты Таро?

Ответы, которые можно найти в «тарологической» литературе, носят весьма туманный характер. Обычно авторы книг по гаданию вообще не освещают вопрос, откуда исходит информация, на получение которой претендует таролог.

Стоит ли принимать чье-то руководство, даже не задаваясь вопросом, от кого, собственно, оно исходит?

Этот вопрос мы рассмотрим ниже, а пока сделаем остановку на другом – попытке представить Таро как психологическую практику.

Таро: психологическая практика?

Иногда Таро пытаются скрестить с психологией. При этом утверждается, что процедура гадания помогает прояснить что-то, о чём сам человек подсознательно догадывался, но не мог выразить.

При этом карты Таро рассматриваются как система архетипов – универсальных символов и сюжетов, интуитивно понятных человеческой психике. (Концепцию архетипов выдвинул швейцарский психоаналитик Карл Юнг.) Человек проецирует на случайно вытащенные карты содержимое своего подсознания: страхи, желания, интуитивные догадки и знания, которые уже есть внутри, но не осознаются. Карты в этом случае играют роль зеркала, которое помогает человеку увидеть свой внутренний мир.

При этом считается, что таролог помогает человеку расшифровать этот материал. В этом случае практика гадания сравнивается с таким психологическим инструментом, как тесты Роршаха – кляксы, которые ничего не означают сами по себе, но помогают психоаналитику раскрыть внутренние установки и переживания клиента.

Такие попытки свести гадание на картах Таро к психоаналитической практике отражают желание сделать тарологию потенциально приемлемой для более широкой аудитории. В частности, для тех, кто склонен отвергать эзотерику – будь то во имя научного рационализма или христианской веры. Представить оккультную практику как психологическую – довольно обычный способ сделать ее более респектабельной.

Эти попытки тарологов прикрыться психологией сыграли немалую роль в дискредитации метафорических ассоциативных карт (МАК) – современного психологического инструмента, основанного на принципе пятен Роршаха. Гадатели делают расклады не только на специальных колодах Таро, но и на карточках с картинками, используемых психологами для стимуляции психической активности клиента. В результате многие люди убеждены, что МАК – эзотерический инструмент, и это сильно вредит работе профессиональных психологов, использующих данный метод. На маркетплейсах можно увидеть отзывы к профессиональным метафорическим картам, демонстрирующие ожидания оккультистов: эта колода точно или неточно показала ситуацию, отлично или плохо открывает предназначение и т.д.

Однако психологические интерпретации противоречат тому, как гадания традиционно описываются самими адептами Таро, а именно как средство получения какой-то информации относительно будущих событий или поведения других людей, которой клиент не знал и знать не мог.

Таро возникло, живет и развивается именно в оккультных, а не в психологических кругах. И чтобы понять это, нам стоит сделать краткий экскурс в его историю.

Немного истории Таро

Легенда возводит Таро к Древнему Египту, который европейские оккультисты считали источником волнующих тайн.

Французский автор Антуан Кур де Жебелен (1719–1784) утверждал, что Таро происходит из Древнего Египта и оригиналом Таро была иероглифическая «Книга Тота».

Как писал отечественный мистический автор Петр Успенский, «Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее – кожаные карты и, наконец, карты бумажные».

Успенский цитирует легенду, которую приводит французский оккультист Папюс: египетские жрецы, опасаясь, что их знания погибнут из-за нашествия врагов, приняли решение зашифровать их в колоде игральных карт, чтобы игроки, сами того не зная, передавали их из поколения в поколение, пока наконец оккультисты не расшифруют содержащееся в них послание.

Египтология, однако, не находит ни малейшего подтверждения этим легендам, и реальное происхождение Таро, насколько мы можем проследить, выглядит по-другому.

Карточная игра появляется в южной Европе в XIV веке. Вероятно, она была заимствована у арабов. Итальянские аристократы заказывали богато украшенные колоды карт, которые могли быть символом роскоши или дорогим подарком друзьям. После появления печатного пресса изготовление карт сильно удешевилось – и карточная игра стала достоянием простых людей.

Несмотря на то, что и светские, и церковные власти смотрели на карты косо – из-за неизбежно связанного с азартными играми обмана и разорения, они приобрели огромную популярность.

Жан-Батист Альетт (1738–1791), писавший под псевдонимом Эттейла, попытался реконструировать эту мифическую «Книгу Тота» и создать колоду Таро, которая отражала бы эзотерическую традицию Древнего Египта.

Другой французский автор, много сделавший для популяризации Таро как оккультного инструмента – известный оккультист Альфонс Луи Констан (1810–1875), взявший себе псевдоним Элифас Леви. В своей книге «Учение и ритуал высшей магии» он называл карты Таро «Книгой Гермеса» и утверждал, что они восходят к самому патриарху Еноху.

Идеи Элифаса Леви развил его соотечественник Папюс, который был членом Каббалистического ордена Розы и Креста (розенкрейцеров) и посвятил Таро две книги: «Цыганское Таро» и «Предсказательное Таро».

Таро было подхвачено – и получило большое развитие – в Британии, где оно связано с деятельностью «Ордена Золотой Зари». Орден возник в 1888 году и был посвящен исследованию ряда оккультных дисциплин. В частности, теургии (восходящей к античности магической практики, предполагавшей воздействие на демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ), алхимии, астрологии и гаданию при помощи Таро.

История ордена отмечена постоянными скандалами, расколами, взаимными обвинениями в фальсификациях, острой борьбой за лидерство – но тем не менее ему удалось привлечь в свои ряды несколько знаменитостей, например, выдающегося ирландского драматурга Уильяма Батлера Йетса, лауреата Нобелевской премии по литературе. Деятельность «ордена» оказала большое влияние на западный оккультизм, а его наследие во многом усвоено движением New Age.

Один из основателей «ордена», Сэмюэль Лидделл Мазерс, претендовал на то, что установил контакт с «Тайными Владыками» – загадочными духовными существами, представителями иерархии, якобы управляющей космосом.

Нельзя не заметить, что образ «Тайных Владык» вполне узнаваем. Святой апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:11–12). Словом «мироправитель» переведено греческое «космократор», то есть речь идет буквально о «владыках космоса». Для апостола Павла это – демонические силы, которым христианин противостоит, для оккультистов – «владыки», наставления которых они ищут.

Одним из членов ордена «Золотой Зари» был знаменитый британский оккультист и сатанист Алистер Кроули. Кроули еще в юности увлекся оккультизмом, потому что, по его словам, «хотел лично пообщаться с дьяволом». Через несколько лет оккультных занятий на связь с Кроули вышло некое бестелесное существо, которое он называл «Айвасс». Это существо продиктовало ему «Книгу закона», которая легла в основу созданной Кроули «религии телема», провозглашающей самообожествление и неограниченное своеволие – «твоя воля да будет законом».

Чрезвычайно скандальное поведение Кроули (открытое употребление наркотиков, бисексуальный промискуитет и т.д.) уже при жизни сникало ему славу «самого развращенного человека в мире». Кроули также был глубоко погружен в занятия Таро и даже создал (совместно с художницей Фридой Харрис) собственную колоду гадательных карт – эта колода сейчас активно рекламируется на сайтах книжных магазинов.

Таким образом, Таро связано не с академической психологией, а с оккультными или даже прямо сатанинскими кругами. Что проясняет вопрос о том, с кем вы рискуете выйти на связь и чьих советов послушаться, если обратитесь к картам Таро.

В этом отношении становится понятна та намеренная неясность, которой в Таро окружен вопрос об источниках получаемой информации: когда мы пытаемся разобраться подробнее, мы обнаруживаем довольно явное присутствие «духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).

Священное Писание (и вся традиция Церкви) строго предостерегает против любых гадательных практик. Как говорит Священное Писание, «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10–12), «не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26).

Это бывает нелегко осознать. Массовая культура глубоко инфицирована оккультизмом, и, обнаруживая колоды карт Таро в любом книжном магазине, трудно увидеть в этом что-то настолько зловещее. В отличие от Кроули, большинство людей, которые пытаются «раскинуть картишки», не ищут сознательного контакта с нечистым. Они видят в этом либо невинное развлечение, либо возможность получить какие-то преимущества, заглянув в будущее.

Конечно, безрассудство еще не сатанизм, но тоже грех. Когда вы открываете дверь неизвестно кому, вы рискуете, что он воспользуется приглашением и войдет.

Почему же людей так соблазняют гадания?

Что нам делать со своей тревогой

В каком-то фильме женщине предстояло несколько часов мучительного ожидания результатов анализов, которые могут выявить смертельную болезнь. Она тратит это время на то, чтобы пойти к гадалке, которая должна предсказать ей ее будущую судьбу.

Люди пытаются гадать и ворожить, чтобы как-то снизить уровень тревоги – даже плохой прогноз лучше, чем никакого. Как часто говорят, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Гадания создают у человека иллюзию контроля: он может предпринять какие-то меры, чтобы обезопасить себя, как-то совладать с «коварной судьбой», знать, откуда ему грозит беда.

В этом объяснение удивительного парадокса, связанного со всеми оккультными техниками предсказаний: они продолжают оставаться востребованными, несмотря на то, что веками демонстрируют свою бесполезность.

Достоверные прогнозы событий сделали бы тех, кто способен их производить, невероятно могущественными, и мы жили бы в мире, которым бы правили гадатели.

Политические и военные аналитики пытаются предсказать развитие событий на геополитической арене – и очень часто безуспешно. Экономисты – положение дел в экономике. Это требует многолетней подготовки и опыта в избранной сфере – и часто приносит очень скромные результаты.

Люди с колодами карт, казалось бы, могли бы успешно отобрать у них работу – и начать предсказывать, к примеру, курс акций.

Но ничего подобного не происходит. Карты (как и другие методы гаданий) упорно демонстрируют свою полную непригодность для заявленной цели – предсказания будущих событий.

Но (предполагаемое) предсказание событий – это скорее средство, а не цель. Цель – в смягчении мучительной тревоги, когда человек наделяет себя хотя бы иллюзорными средствами контроля над ситуацией.

Люди – существа глубоко встревоженные. Нам предстоит умереть, и мы знаем об этом. Страдание (и смерть) могут постучаться в нашу дверь в любой момент без предупреждения; все, что мы построили, – рухнуть; привычный жизненный путь – упереться в зловещий обрыв.

Мы все очень хотели бы застраховаться от сумы и от тюрьмы, от болезни и смерти, хотя прекрасно знаем, что смерть нас не минует, и мы в любом случае лишимся всех земных имуществ, которые насобирали.

Эта неизбывная тревога означает, что гадатели и обаятели не останутся без куска хлеба – несмотря на их полную бесполезность.

Но мы можем сделать с нашей тревогой нечто лучшее. Тревога пробуждает нас, она требует какого-то действия, подталкивает совершить какой-то выбор. Где мы будем искать прибежища и утешения?

Псалмопевец говорит: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс.55:4). Вслед за ним, мы можем выбрать доверие Богу – Его промысл действует в нашей жизни, всё произойдет так, как Он замыслил, Его планы не будут сорваны, если мы доверимся Ему, Он ведет и приведет нас к вечной радости. Как говорит пророк, «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24).

Бог имеет Свой замысел о каждом из нас. Как сказано в 138 псалме: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:15–16).

Бог обратил к вечной славе и радости даже такое предельно страшное, возмутительное и несправедливое событие, как распятие безгрешного Иисуса Христа. Он обратит к чему-то хорошему всё вообще, что происходит в жизни Его верных. Как говорит святой апостол Павел, «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Даже те, кто противится Богу, в итоге только послужат исполнению Его замыслов. Как исповедуют апостолы перед лицом разгорающихся гонений, «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:27–28).

Для верного христианина даже смерть – это не неотвратимо наползающий ужас, а, как раз напротив, завершение пути Домой. Как говорит святой апостол Павел, предвидя свою мученическую кончину: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23).

Святитель Киприан Карфагенский, утешая паству перед лицом смертоносной эпидемии, говорит:

«И приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу, Который говорит в наставление наше: “Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет” (Иоан.16:20)!

Кто не желал бы избавиться от печали? Кто не поспешил бы насладиться радостью? Господь же Сам объясняет условия, при которых печаль наша обратится в радость; Он говорит: “Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Иоан.16:22).

Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова, то какая же это слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может?

Происходит же это, возлюбленнейшие братья, от недостатка веры – оттого, что никто не верит в истину обещанного Богом, Который есть истинен и Которого слово вечно и твердо для верующих. Если бы тебе человек знатный и важный обещал что-нибудь, то ты, конечно, поверил бы его обещанию и не подумал бы, что будешь обманут тем, кого ты всегда знал стойким в своих словах и поступках. Теперь же с тобою говорит Сам Бог – и ты, вероломный, колеблешься недоверчивою мыслию? По исшествии из сего мира Бог обещает тебе бессмертие – а ты в этом сомневаешься? Это значит – вовсе не знать Бога; это значит оскорблять неверием Христа, Господа и Учителя верующих; это значит – находиться в Церкви, в доме веры, и не иметь веры!»

 

Конечно, правая вера – это не таблетка; это не на сто процентов эффективный психотерапевтический прием, который может моментально угасить вашу тревогу.

Христианин может испытывать страх – как испытывал его св. апостол Павел. «Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи» (2Кор.7:5).

Мы меняемся и развиваемся, входим в отношения с Богом и возрастаем в них, принимая решения, – и тревога попущена нам, чтобы мы выбрали веру. Мы не знаем, что принесет будущее и через что нам надлежит пройти, но Бог знает – и мы вверяемся Ему. Христос говорит о времени Своего второго пришествия: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). Так не наше дело знать, что нам готовит грядущий день. Как говорит Христос, «довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6:34).

Мы не знаем будущего – и это нормально. Наше дело служить Богу там, где мы есть, исходя из того, что нам известно. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29).

Смиренно принять наше незнание, вручая нашу жизнь Тому, Кто знает, – это вера.

А вот попытки все-таки залезть в будущее с черного хода – это отказ от веры. Это подписанное заявление о том, что мы полагаем – Бога то ли не существует, то ли Ему нет до нас дела.

И этот выбор, увы, приводит нас к контакту с духовными силами, которые тоже Его отвергли – и которые хотят увлечь нас за собой в ту «тьму внешнюю», где они пребывают.

И от этого выбора нас настойчиво предостерегает Церковь.


Источник: Худиев С.Л. Кто стоит за картами Таро? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 09.10.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle