Источник

Беседа XVII. О первом члене символа веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

В прошедшей беседе с вами, братие, я упомянул вам, что в шестой день Бог сотворил человека. Побеседуем ныне о том, как и каким сотворен был первый человек, как и где он первоначально жил. Человек сотворен был особенным образом, не так, как другие твари. Бог сотворил их одним Своим словом, человек же сотворен был иначе. Сотворению его предшествовал совет Бога во Святой Троице, именно Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26–27). И создал Бог тело человека из земли и вдунул в лице его дыхание жизни, то есть душу бессмертную и разумную. Итак, человек был сотворен не так, как другие твари: он есть образ и подобие Божие. В чем же состоит образ и подобие Божие? Образ Божий заключается не в теле человека, потому что Бог тела не имеет, – Он есть Дух, – но в душе. Бог – вечен, не имеет ни начала, ни конца, и человека он создал для бессмертия, дав ему душу бессмертную. Бог – всеведущ, человеку дан ум способный познавать вещи и дела, он есть существо разумное. Бог – свят и всемогущ, человеку дана совесть, различающая добрые дела от худых, и воля свободная выбирать между добром и злом. Итак, образ Божий состоит в бессмертной, разумной, со свободною волею, душе человека; этими качествами он отличается от животных. Но человек сотворен был не только по образу Божию, но по подобию. Он уподобляется Богу в том случае, когда живет согласно заповедям Божиим. Первые люди по своей святости были подобны Богу, – они были безгрешны.

Первый человек назван был Адамом, что значит – созданный из красной глины. Бог привел к нему всех животных, он дал каждому из них приличное имя. Но у человека не было помощника подобного ему. Тогда Господь Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял одно ребро его, из ребра создал жену Еву. Этим Господь дал урок мужу и жене. Муж и жена должны жить во взаимной любви и согласии между собою, потому что у обоих совершенно одна и та же природа. Указывая на это и Апостол сказал: мужие, любите своя жены, яко своя телеса... Никто же бо когда свою плоть возненавиде; но питает и греет ю (Еф.5:25–29). Бог привел Еву к Адаму и благословил их, сказав: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными» (Быт.1:28). Этими словами Бог установил брак. Все народы земли произошли от одного мужа и жены. Несмотря на всю многочисленность н разнообразие племен человеческих, населяющих землю, все люди братья между собою, все одной и той же природы и поэтому естественно должны любить и беречь друг друга.

Бог поселил первых людей в раю. Это был прекрасный сад, насажденный Самим Богом в странах Едема, на востоке, в тех краях, где теперь священный город Иерусалим. Первые люди жили в раю в блаженном состоянии. Они были сотворены совершенными по телу и по душе, не было у них ни болезней, ни страданий телесных, ни лжи, ни вражды. Они были невинны и поэтому не имели нужды в одежде. Пищею для них служили семена трав и плоды деревьев. Кроме обыкновенных деревьев посреди рая росло древо жизни, плоды которого предохраняли их от болезней и смерти. Особенное блаженство первых людей состояло в том, что Сам Бог являлся им, беседовал с ними и открывал им Свою волю. На них Бог возложил обязанность возделывать и хранить рай. Это обстоятельство дает и нам урок. Первые люди трудились, хотя сами ни в чем не нуждались. Пример их научает нас, что и мы, хотя бы и не представлялось ничего понуждающего нас к труду, должны, однако трудиться и избегать праздности, потому что праздность учит многому худому, как говорит премудрый сын Сираха (Сир.33:28). –Назначение первых людей состояло в том, чтобы они познавали Бога, любили, прославляли Его и чрез это вечно блаженствовали. Но чтобы они не возгордились своим величием и помнили, что над ними есть Господь, Бог дал им заповедь. Он сказал Адаму: «не ешь от древа познания добра и зла: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17). Исполнением этой заповеди первые люди должны были выказывать свою любовь к Богу и укреплять себя в послушании воле Божией, но они не сохранили данной им Богом заповеди и поэтому были наказаны Им: они потеряли прежнюю блаженную жизнь и стали жить тою жизнью, которою мы теперь живем.

Из рассказанной истории сотворения первых людей вы видите, братие, что Господь благоволил отличить человека пред всеми другими тварями. Это научает нас тому, что мы должны ценить наше превосходство пред всеми земнородными и превосходить их жизнью своею. Господу угодно было создать нас по образу Своему и по подобию. Будем же стараться жить так, чтобы в вас действительно светился образ Божий. Будите вы совершении, говорит Спаситель, яко же Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Господу угодно было, чтобы мы состояли из двух частей, из души и тела. Будем поэтому прославлять Его и душею и телом. Прославите убо Бога, заповедует нам св. апостол Павел в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия( 1Кор.6:20). При этом братие, будем помнить, что душа важнее тела, а потому о душе мы преимущественно и должны заботиться, а потом уже и о теле. Тело наше взято из земли и в землю должно возвратиться, душа же, как созданная по образу Божию, одарена разумом, свободою и бессмертием, и, следовательно, должна быть господствующим в нас началом, а тело должно находится в подчинении ей. Кая польза человеку, говорит Спаситель, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человеку измену за душу свою? (Мф.16:26). Душа наша поставляется выше мира: так велико ее достоинство пред Богом. Будем поэтому употреблять все силы своей души сообразно с волею Божией и для прославления Его святого имени будем ставить ее выше своего тела. Если тело наше должно возвратиться в землю, то зачем же мы будем слишком заботиться о нуждах и удовольствиях тела своего, а о нуждах и потребностях души своей забывать? Впрочем, братие, не будем пренебрегать заботою и о теле своем. Тело наше тесно соединено с душею нашею и дано на служение ей. При расстройстве телесном человек расстраивается и душею своею. Справедливо говорили древние мудрецы, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому мы должны заботиться о поддержании тела своего и на здоровье свое смотреть как на величайший дар Божий. Мы так привыкли к своей жизни, что, пользуясь большим или меньшим здоровьем, мало ценим его. А посмотрите на тех, которые потеряли здоровье свое: с какими стараниями и лишениями они заботятся о возвращении его. Все готов отдать больной человек за возврат здоровья, – так оно дорого ему. Будем поэтому дорожить здоровьем своим, как величайшим из земных благ даром Божиим, не будем истощать тела своего страстями и порочною жизнью. Τело наше должно быть еще дороже для нас и потому, что, оно есть храм живущего в нас Духа Божия. Не весте ли, говорит св. Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). С телом нашим мы должны явиться на страшный суд и принять воздаяние по заслугам. Будем поэтому стараться служить Богу и нашим телом и телесными членами. «Умоляю вас, братие», пишет св. Апостол Павел, «милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву, живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения вашего (Рим. 12:1), и не предавайте членов ваших греxy в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13). Будем удерживать глаза свои от худых зрелищ, уши свои от худых речей, язык свой от лжи и лести, ноги от худых путей и руки свои от злых дел. Итак, бpaтие, будем прославлять Бога и в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия (1Кор.6:20). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle