Источник

Беседа XXXII. О третьем членe символа веры. О приготовлении евреев к принятию обещанного спасителя

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Mapиu Девы, и вочеловечшася

В прошедшей беседе я сказал вам, братие, что Господь для сохранения истинной веры выделил из числа других народов народ еврейский в лице Авраама и особенным образом приготовлял его к принятию Спасителя. Господь повторил Аврааму обещание о рождении Спасителя и вступил с ним и с его потомством в особый завет, поэтому и происшедший от него народ называется избранным народом Божиим. Впрочем, не все его потомки составили избранный народ Божий, а только происшедшие от сына его Исаака, и не все потомки этого последнего, но происшедшие от сына его Иакова. Народ этот называется еврейским по имени Евера, одного из предков Авраама. Внук Авраама иначе называется Израилем, посему происшедший от него народ еврейский называется иначе израильским. Наконец, тот же народ называется еще иудейским по имени Иуды, сына Иакова. Потомки Иакова, по воле Божией, переселяются вместе с своим родоначальником в Египет. Здесь, по смерти Иакова, молодой народ еврейский подвергся тяжелым испытаниям от египтян, пока Господь чудесным образом чрез Моисея не избавил его от рабства египетского. Он дал им новую землю, которую прежде обещал дать Аврааму, почему и земля эта называлась обетованною. На ней Господь поселил евреев. Земля эта называлась еще ханаанскою по имени народа, ее населявшего; в наше время она называется Палестиною, – это та земля, где стоит священный город Иерусалим, прежде принадлежавший евреям. Чудесно избавленный от рабства египетского и поселенный на Богом данной земле, народ еврейский помнил благодеяния Божии и праздновал день своего освобождения. Чрез Моисея Господь дал ему закон, который касался и веры евреев, и их богослужения, и даже гражданской и общественной жизни. Закон евреев отличался от закона всех других народов: он имел целью своею предохранить их от идолопоклонства, разобщить их с языческими народами и приготовить к принятию Спасителя. Поэтому апостол Павел и называет весь закон евреев пестуном во Христа, т.е. детоводителем ко Христу. Закон еврейский отличался особенною строгостью: за многие преступления он предавал проклятию и карал смертью. Своими высокими и строгими предписаниями он возбуждал в евреях чувство виновности и ответственности пред Богом, приводил их к сознанию своей немощи при исполнении его, и чрез это возбуждал в них желание помощи свыше и ожидание обещанного Спасителя. Закон гражданский, как Богом данный, носил характер религиозный, тесно был связан с верою евреев. По этому закону правление евреев было Богоправлением. Бог был царем евреев, их верховным Законодателем, Правителем и Судьею; Он поставлял над ними вождей и судий. Таким образом, закон евреев обнимал всю жизнь их и частную и общественную, и поэтому их жизнь носила характер религиозный. Евреи жили после занятия земли ханаанской на прекрасной земле, но она Божия; у них крепкие города и хорошие дома, но их дал им Бог, первенец каждого еврея или скота его принадлежал Богу, посему он давал выкуп за него и приносил жертву. С Божия благословения еврей начинал жатву и оканчивал благодарностью Богу; он не употреблял в пищу плодов, не посвятивши от них части Богу. Богу посвящал он утро и вечер дня, начало месяца и года, и все его праздники были праздниками церковными. Поэтому и евреи считались народом избранным из всех народов земли, народом, посвященным Богу.

Введши евреев в землю обетованную и дав им закон, Господь, после Моисея, управлял ими чрез Иисуса Навина, затем чрез судей и царей, в числе которых был богодухновенный царь Давид. Евреи нередко забывали истинного Бога и уклонялись к идолам. Когда нечестье их дошло до крайности; Господь наказал их; царство их было разрушено. Часть их царства, под названием Израильского, была разрушена ассириянами, израильтяне отведены были в плен, и самое царство более не восстановлялось. Другая часть – царство иудейское было разрушено Навуходоносором, царем вавилонским. Иудеи отведены были в плен, вавилонский, но чрез 70 лет Господь возвратил их в землю свою. Это наказание имело большое значение в деле приготовления людей к принятию Спасителя. Иудеи на чужой стороне приучились дорожить своею верою в Бога, более не уклонялись от Него, и даже претерпевали мученическую смерть во времена гонений за веру в единого Бога. Язычники от иудеев узнали о вере в истинного Бога и в обещанного Спасителя и переходили в иудейскую веру. От вавилонских царей иудеи перешли во власть царей персидских. Персидский царь возвратил иудеев на родину, и Бог хранил их на земле обетованной уже до самого рождения Спасителя. Впрочем, они не были самостоятельным народом, и продолжали находиться в зависимости от других народов. После персидских царей они перешли во власть Александра, царя Македонского, затем царей египетских, и сирийских. В это время иудеи сделались было самостоятельным народом: им удалось освободиться из под власти царей сирийских, но вследствие начавшихся беспорядков, они подпали под власть самого могущественного тогда народа – Римлян; в это время и родился Спаситель. Таким образом, Господь направлял жизнь еврейского народа. Чтобы иудеи помнили обещание о Спасителе, Господь кроме данного им закона, в разные времена избирал и указывал им лица и вещи, которые предуказывали, предизображали или, как принято говорить, прообразовали будущие времена Спасителя. Эти лица, вещи и события, в которых изображались черты жизни будущего Спасителя, назывались прообразами. Вся история еврейского народа была исполнена прообразовательного значения, напр., жертвоприношение Исаака, медный змей и др. Господь повелел Аврааму принести сына своего Исаака в жертву. Авраам не поколебался и готов был уже исполнить волю Божию, как Ангел Господень остановил его и велел принести вместо сына овна. Авраам показал этим веру в Бога и любовь к Нему, но сам Исаак, единственный сын Авраама от Сарры, покорно несший дрова для жертвы, имеющей принестись рукою отца его, прообразовал собою единородного Сына Божия, принесшего Себя в жертву, по воле Бога Отца. Евреи однажды в пустыне подняли ропот на Бога, Господь наказал их тем, что послал на них множество змей, от ужаления которых они умирали. Моисей, по повелению Божию, повесил на шесте медного змея, и кто из укушенных взирал на медного змея с верою и надеждою на милость Божию, тот оставался живым. Этот медный змей прообразовал Иисуса Христа, распятого на кресте и спасающего верующих в Него от вечной смерти. Такими-то прообразами и исполнена история еврейского народа.

Наконец, для приготовления евреев к принятию Спасителя Господь посылал пророков, которые указали людям признаки, по которым они могли узнать родившегося Иисуса Христа. Об этих предсказаниях, братие, побеседуем в следующий раз. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle