Источник

Беседа L. О восьмом члене символа веры. О третьей ипостаси Св. Троицы – Св. Духе

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже oт Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

В первом члене символа веры, братие, мы говорили, с вами, о первом Лице св. Троицы – Боге Отце; во 2, 3, 4, 5, 6 и 7 членах – о втором Лице св. Троицы – Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе. Мы сказали, что Сын Божий для нашего спасения сделался человеком, пострадал за всех людей и всем приобрел оправдание и спасение. Но нужно, чтобы это великое дело, совершенное за нас и для нас Сыном Божиим, было усвоено нами и сделалось нашею собственностью. Как существа свободные, мы должны сами участвовать в том, что приобретено для нас Господом, должны, так сказать, заслужить свое спасение. Но без особенной помощи Божией, мы, братие, по своей ограниченности, не можем усвоить себе совершенного Господом спасения нашего. «Никто не может прийти ко Мне», говорил Иисус Христос, «если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44). И апостол Павел свидетельствует, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:2). Следовательно, для того чтобы получить спасение, совершенное для нас Сыном Божиим, нужно особенное действие Божие в отношении к нам. Действие это состоит в освящении нашем. Под именем освящения разумеется такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно, очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми (1Кор.1:2; 2Кор.1:2).

В освящении нашем участвуют все три Лица Пресвятой Троицы, Бог Отец есть источник нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: Аз умолю Отца, говорит Иисус Христос ученикам пред вознесением Своим на небо, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век (Ин.14:16). Сын Божий есть виновник нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертью. А посему и Дух Святый ниспослан от Отца на землю по ходатайству и во имя Сына Божия (Ин.14:16,26), и никогда бы не был послан, если бы Он не совершил на кресте нашего искупления (Ин.7:39). Дух Святой есть совершитель нашего освящения. Он именно усвояет и прилагает нам то, что приобрел нам на кресте смертью Своею Господь наш Иисус Христос. Все действия Духа Святого в деле освящения нашего обыкновенно называются благодатию. О третьем Лице Святой Троицы, Духе Святом, Совершителе нашего освящения, и говорится, братие, в восьмом члене символа веры, о котором мы и намерены побеседовать с вами.

В восьмом члене, братие, мы выражаем веру в то, что Дух Святой не есть божественная сила, а Истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. В этом смысле Он и называется в символе веры Господом. О том, что Дух Святой есть истинный Бог, свидетельствует и Свящ. Писание: оно приписывает Ему божеские имена, равенство с Богом Отцем и Сыном и божеские свойства. Апостол Петр, обличая некоего мужа Ананию, который, продав имение свое и утаив часть из цены, думал скрыть свой поступок от апостолов, сказал ему: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3–4). Таким образом, апостол прямо называет св. Духа Богом. Что Духу Святому приписывается равенство с Богом Отцем и Сыном, – это ясно можно видеть из повеления Господня апостолам крестить во имя (а не в имена) Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). В Свящ. Писании приписываются Духу Святому божеские свойства: всеведение (Ин.16:13), вездеприсутствие (Рим.8:9,11), всемогущество (1Кор. 12:7–11). Приписываются также Духу Святому и божеские действия: промышление и управление Церковью Христовою (Пс. 103:30; Деян.20:28 и др.), творение и преимущественно в царстве благодатном возрождение падшего человека. В этом последнем смысле Дух Святой называется в символе веры Господом животворящим, то есть что Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам. Аще кто не родится, говорит Иисус Христос, водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин.3:5).

Итак, братие, мы веруем, что Дух Святой, третье Лицо св. Троицы, есть истинный Бог, что Он равен Богу Отцу и Богу Сыну, что Он входит в сердца наши, очищает нас от всякого греха, – оживотворяет нас благодатью Своею. Будем же, братие, стараться быть достойными даров Его, будем молиться, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякой скверны и спас нас от вечного наказания. Царю небесный, утешителю, душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, блаже, души наша. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle