Библиотеке требуются волонтёры

Беседа LXVII. О девятом члене символа веры. О предстательстве святых пред богом

Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, что православные христиане обращаются, по учению слова Божия, к святым угодникам со своими молитвами. Раскроем теперь учение Православной Церкви о том, что святые угодники Божии, со своей стороны, принимая молитвы верующих, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют, приносят их пред Богом и помогают нам, живущим на земле.

Прежде всего, братие, обратим внимание на то, – могут ли святые слышать наши молитвы, знать наши нужды и желают ли они помолиться за нас и помогать нам? Святые еще при жизни, по благодати Божией, нередко могли прозревать в сердца людей; так напр., Елисей узнал о поступке своего слуги Гиезия, который хотел обмануть его, и изобличил его. Во время войны израильтян с сирийцами тот же пророк открывал царю израильскому все намерения царя сирийского. Св. ап. Петр прозрел в сердце Анании и изобличил его во лжи. Некоторые из святых получали от Бога дар предвидения будущего, напр., пророки, могущество и власть над природою и над дьяволом (Лк.9:1–2). Если же святые при жизни обладали такими дарами, то неужели, после того как разрешились от тела и соединились со Христом (Фил.1:23), они стали менее совершенны и лишились своих даров? Напротив, по разрешении от тела и по соединении со Христом, знание их о людях и о всем мире должно расшириться. Просвещаемые Самим Богом, святые, по учению ап. Павла, получают более совершенное, чем при жизни, знание о том, о чем прежде знали гадательно, как бы видели сквозь тусклое стекло (1Кор.13:9–12). Пo словам блаж. Августина, «святые, совлекшись отягощавшего душу тленного тела и обременявшего многопопечительный ум земного жития, ясно созерцают истину, достижение которой заслужили любовью, и могут знать, что им необходимо из совершающегося на земле, знать не только прошедшее или настоящее, но и будущее, по откровению Духа Божия, подобно тому, как пророки, живя на земле, знали то, что провидение Божие находило нужным открыть им» (Тр. К. Д. Ак. 1890 г., февр., 214 стр.). – И действительно, в слове Божием мы находим указание на то, что святые могут знать о наших нуждах и молитвах. Говоря об обращении грешников на путь истины Иисус Христос однажды сказал: радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). Эти слова показывают, что ангелы знают, как живут на земле люди. А святые, по словам Иисуса Христа, равни суть ангелом (Лк.20:36), и, следовательно, также как и ангелы могут знать жизнь людей на земле. В притче о богатом и Лазаре, по словам Иисуса Христа, Авраам, находясь на небеси, мог слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на великую пропасть их разделявшую, и знать, что делалось на земле, ибо говорил богачу о Моисее и пророках, которые жили на земле уже после его смерти.

Имея возможность знать наши нужды и слышать наши молитвы, святые, несомненно, желают молиться за нас и помогать нам. Святые и при жизни были исполнены любовью к ближним. Они всегда были готовы молиться за них пред Богом, иногда даже готовы были жертвовать своим спасением, чтобы отвратить праведный гнев Божий от грешных людей (Рим.9:1–4). Если такова любовь святых к людям при жизни, то неужели она может ослабнуть или заглохнуть по их преставлении от земной жизни и по соединении с Богом, Который Сам есть любовь (1Ин.4:16)? Св. Иоанн Златоуст, желая показать, что святые принимают участие в живых, так говорит о мучениках: «мученики суть части и члены наши... Если Владыка их не стыдится быть нашею главою, то тем паче они не стыдятся быть нашими членами, ибо в них вкоренена любовь, а любовь обыкновенно соединяет и связывает разобщенных, несмотря на разность их по достоинству». Точно также и блаж. Иероним, сказав, что святые не мертвые, а живые, потому что Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова несть Бог мертвых, но живых (Мк.12:27), так говорит о них: «если апостолы и мученики, будучи еще соединены с телом, когда еще должны были заботиться о себе, могли молиться за других: то не тем ли более после венцов, побед и триумфов? Один человек Моисей испрашивает у Бога прощение шестистам тысяч способных носить оружие (Исх.32; Деян.7); и Стефан, подражатель Господу Своему и первый мученик во Христе, молит о прощении гонителей; неужели они, после того как стали быть со Христом, будут иметь меньше силы? Апостол Павел говорит, что ему дарованы двести семьдесят шесть душ, бывших с ним на корабле: неужели он, после того как разрешившись стал быть со Христом, сомкнул уста и не в состоянии вымолвить слова за тех, кои во всем мире уверовали его Евангелию» (Тр. К. Д. А. 1890 г. февр. 209, 212–213 стр.)? Таким образом, любовь святых к ближним не может прекратиться по их разрешении от тела и соединении со Христом. И св. ап. Петр, напоминая верующим о своих всегдашних заботах об их спасении, довольно ясно указал, что и после своей смерти не будет прекращать попечения о них: потщуся же и всегда имети вас по моем исходе, память о сих творити (2Пет.1:15).

Имея возможность знать наши нужды, слышать наши молитвы и со своей стороны желая помогать нам, святые действительно предстательствуют за нас пред престолом Божиим. Некогда Сам Бог, положивший послать бедствия на нераскаянный народ Свой, говорил пророку Иеремии: «хотя бы предстали пред Лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер.15:1). Этими словами Господь ясно показал, что при других обстоятельствах Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли бы ходатайствовать пред Ним за иудеев, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. Св. Иоанн Богослов удостоился видеть в откровении на небеси, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8), и потом, как «дано было ангелу множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом», и как «вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Откр.3:3–4). Из этого свидетельства мы ясно видим, что святые молятся за нас пред Богом, и что молитвы их благоугодны Ему.

Вознося наши молитвы к Богу, святые в тоже время, по воле Божией, помогают нам или невидимо, или чрез свои явления и некоторые другие посредства. В доказательство этого можно привести множество примеров из Житий святых, из истории Церкви и нашего отечества. Но и в слове Божием можно найти подтверждение той же истины. Святый Евангелист Матвей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим (Мф.27:52–53). поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то должно полагать, что воскресшие святые, по воле Божией, явились людям в Иерусалиме для того, чтобы убедить их в божеском достоинстве Иисуса Христа и таким образом помочь им перейти из веры иудейской в веру христианскую. – Равным образом можно привести свидетельства слова Божия о том, что святые, по представлении своем, чудодействуют чрез некоторые земные посредства. В четвертой книге Царств рассказывается о следующем событии: однажды израильтяне несли хоронить мертвого: вдруг показались полчища моавитян, погребавшие бросили мертвого в ближайшую пещеру, в которой был погребен пророк Елисей; мертвый при падении своем коснулся костей пророка и ожил (4Цар.13:21.) Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но тоже делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в отсутствии его (Деян. 19:12). Подобно этому много чудес совершалось угодниками Божиими и после, совершается и теперь, особенно при святых мощах их. «Мощи святых», говорит св. Иоанн Дамаскин, «аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличные благодеяния источают». По сим примерам понятно, что святые и по кончине своей могут благотворно чудодействовать чрез земные посредства, получившие от них освящение.

Из всего сказанного нами о призывании в молитвах святых вы видите, братие, что между верующими, живущими на земле, и святыми угодниками Божиими, или что тоже, между Церковью земною и небесною существует единство, потому что одна глава той и другой Церкви Господь Иисус Христос, и члены их находятся между собою во взаимном общении: верующие, живущие на земле, вознося свои молитвы к Богу, сознают свои немощи, свое недостоинство и, по ясному учению Свящ. Писания и свящ. предания, призывают на помощь святых угодников. А святые угодники, ближе нас стоящие к Богу, одушевленные любовью к своим земным собратьям, молятся за них пред Богом и, по воле Божией, помогают им или невидимою силою или чрез свои явления и некоторые другие посредства. Будем же, братие, помнить всегда о том, что мы со всеми святыми составляем единую Церковь Христову, будем всегда стараться быть достойными этого единения, будем почитать святых угодников Божиих, и в сознании своего недостоинства пред Богом, своей духовной немощи, будем призывать их в молитвах своих, как скорых помощников и молитвенников о душах наших. Вся ангелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, воеже спастися нам. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle