Источник

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении

Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые.

Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху (Марк. 6:13). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте (Мф.10:3), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их (Деян.5:15–16). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве (Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих (1Кор.4:1). Учение об Елеосвящении, как таинстве, излагает Апостол Иаков в следующих словах: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак.5:14–15). 3десь апостол ясно учит о Елеосвящении как таинстве. По учению его, помазывать больного должны именно пресвитеры церковные, а не какие-либо врачи, исцеление приписывается не силе масла, а молитве веры, и, наконец, вместе с исцелением болезни соединяется отпущение грехов: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, чего, без сомнения, никакое естественное врачество даровать не может. Нельзя видеть в словах апостола указания на чудесный дар исцелений, каким многие обладали во времена апостолов. Чрезвычайными дарами, а следовательно и даром исцелений, во времена апостолов обладали верующие всякого звания и состояния (1Кор 12:7–11), посему за чудесным уврачеванием от болезней и надлежало бы обращаться собственно к тем лицам, которые обладали этим даром, какого бы звания они не были, а Апостол Иаков заповедует обращаться только к пресвитерам церковным. Тем, которым Дух Святой подавал дар исцеления, не было вменяемо в обязанность с употреблением сего дара соединять какое-либо внешнее врачевание, а апостол Иаков указывает определенный знак масла. Наконец, обладавшие даром исцелений могли только врачевать болезни, но не имели власти отпускать грехи, предоставленной Спасителем только апостолам и их преемникам, а апостол Иаков соединяет в своих словах с уврачеванием от болезней отпущение грехов. Если же в словах апостола Иакова нельзя видеть указания ни на простое врачебное средство, ни на чудесный дар исцелений, то, следовательно, в них содержится учение о благодатном таинстве. В них указаны все три существенные принадлежности каждого таинства: божественное установление, – ибо помазание должно совершаться во имя Господне, сего не могло быть без воли Господней; видимый знак – помазание маслом и молитва, и, наконец, обетование благодати, подающей исцеление и отпущение грехов.

Видимую сторону таинства Елеосвящения составляют семикратное помазание больного освященным елеем и молитва веры, произносимая священником при помазании его. Таинство в настоящее время совершается в таком порядке. Оно по большей части совершается в доме, в той комнате, где лежит больной. На столе полагается крест и св. Евангелие, блюдо с пшеницею, в которую водружается семь «стручец», обвитых хлопчатою бумагой, для помазания, семь свечей, в знак семи даров Духа Святого, и сосуд с елеем. Зерна пшеницы, употребляемые при сем, служат знаком воскресения и возрождения. Как зерно, хотя и сухо, имеет в себе начало жизни и плода, так и больной, хотя иссох от недуга, может выздороветь по милости Божией. Если же и умрешь от болезни и истлеешь в земле, то воскреснешь для новой жизни подобно тому, как зерно, посеянное в землю, хотя и разлагается, однако оживает в новом растении. В сосуд с елеем вливается по древнему обычаю красное вино в память того, как самарянин, о котором говорится в притче Господней о милосердном самарянине, возлил масло и вино на израненного разбойниками человека. Больному и всем присутствующим при совершении таинства даются в руки возженные свечи. После обычного начала при богослужении поется канон об исцелении больного с припевом: много милостиво Господи, исцели болящаго раба Твоего. Потом произносится великая ектения, к которой присоединяются прошения о благословения елея наитием Святого Духа, и читается священником молитва о том, чтобы Господь освятил елей для исцеления и избавления болящего от всякой страсти, скверны плоти и духа и всякого зла. За освящением елея следует семикратное чтение Апостола и Евангелия, семи кратких ектений и молитв об исцелении больного и прощении грехов его. После этого священник помазует больного освященным елеем крестообразно на челе, ноздрях, щеках, устах, груди и руках. Помазание совершается семь раз и каждый раз священник читает молитву: Отче святый, врачу душ и телес... исцели раба Твоего (имя) от обдержащия его душевныя и телесныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа твоего...После седьмого помазания священник, держа над больным раскрытое св. Евангелие письменами к главе его, как бы руку Самого Господа Иисуса Христа, читает молитву, в которой просит больному прощения грехов. Наконец, больной испрашивает благословения у священника и прощения у всех присутствующих.

Невидимые благодатные действия таинства Елеосвящения состоят в том, что больному подается исцеление от болезней и прощение грехов. Правда, исцеление болезней не всегда бывает при Елеосвящении, но желать или требовать всякий раз этого исцеления значило бы то же, что требовать, чтобы человек вовсе не умирал, а это несогласно с его назначением. Мы должны умереть, должны сложить с себя свое греховное мертвенное тело, чтобы после облещись в бессмертное и воскреснуть для жизни вечной. Но все-таки иногда в таинстве Елеосвящения действительно подается исцеление от болезней. Бывали такие примеры, что признанные врачами за безнадежных, по совершении над ними этого таинства, выздоравливали. Чаще же всего при этом таинстве больной получает временное облегчение от болезни и подкрепление к перенесению ее. С болезнью особенно тяжкою нередко соединяется упадок духа, страх смерти и особенно неизвестность того, что последует за нею. Таинство же Елеосвящения успокаивает больного, сообщает ему силы бороться с болезнью, меньше чувствовать страдания телесные и не бояться самаго часа смертного. Вот почему больные, с верою принимающие Елеосвящение, чувствуют облегчение телесное и покой душевный даже и в то время, когда положение их признается безнадежным. В таинстве Елеосвящения подается болящему еще прощение грехов. Аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, говорит апостол Иаков. Прощение грехов даруется собственно в таинстве покаяния, и это таинство очень часто предшествует таинству Елеосвящения. Но так как во время тяжкой болезни больной не всегда способен, изнемогая телом и душей, принести вполне сознательное, истинное, совершенное раскаяние в грехах, по забвению не может исповедать всех грехов, и так как некоторые грехи могут потом сильно беспокоить совесть больного и после исповеди, – особенно грехи тяжкие и притом незаглаженные исправлением в жизни, то милосердый Господь в таинстве Елеосвящения даровал особое врачебное средство по молитве веры: молитва веры спасет болящаго и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Посему и священник, совершая таинство Елеосвящения, молит Господа о больном: Молимся Тебе и просим в час сей: услыши моление наше и приими е, якоже кадило, приносимое Тебе, и поспети раба Твоего, и аще что согреши словом или делом, или помышлением, или в нощи, или во дни, или под клятву священническую, или своему проклятию подпаде... Тебе просим и Тебе вси молим, ослаби, остави, прости, Боже, презирая беззакония его и грехи, и яже в ведении и неведении бывшия от него (Молитва 7). Таким образом отпущение грехов чрез таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть ни что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – не потому чтобы таинство покаяния было недостаточно для разрешения всех грехов кающегося больного, но по немощи самих больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности.

Таинство Елеосвящения совершается над тяжело больными, но это не значит, чтобы для совершения этого таинства нужно дожидаться пока больной дойдет до крайнего изнеможения и до потери сознания. К сожалению, братие, в нашем народе укоренился предрассудок относительно этого таинства. К нему нередко приступают только в виду приближающейся смерти и даже иногда в предсмертной агонии больного, считая это таинство, таким образом, как бы напутствованием в жизнь вечную. Такое понимание таинства явно противоречит, братие, словам апостола Иакова, который говорит: молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь. Следовательно, по апостолу, таинство совершается не для напутствования в жизнь вечную. Да и в самом совершении таинства нет ни одной молитвы и ни одного песнопения, которые бы относились собственно к предсмертному напутствованию больного, а в них испрашивается только или исцеление от болезни или подкрепление больному и отпущение грехов его. Более напутственным в жизнь вечную таинством в древней Церкви почиталось не Елеосвящение, как уже в позднейшее время несправедливо стали учить западные христиане католического вероисповедания, а таинство причащения с предшествующим ему таинством покаяния. Это ясно можно видеть из правил святых соборов и св. отец. В 13 правиле первого вселенского собора говорится: «О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий (умирающий) не лишаем был последнего и нужнейшего напутствия. Аще же быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститься Евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары». «Аще (же) кто», говорится в 5 правиле канонического послания к Литоию, епископу, Св. Григория Нисского, «не исполнив времени покаяния, определенного правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцев повелевает, да причастится святых тайн, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее и дальнее странствие. Но аще причастившись святых тайн, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения назначенного времени, находясь на той степени, на которой был прежде данного ему по нужде приобщения». В этих правилах говорится, что грешнику, отлученному от св. причащения и подвергшемуся епитимии в смертном случае должно быть дано последнее напутствование – св. причащение, если же он после этого выздоровеет, то должен продолжить несение положенной на него епитимии. Впрочем, Православная Церковь, назначая таинство Елеосвящения вообще для больных, разрешает совершать его и над безнадежно больными, и в этом случае оно служит для них напутствованием. Таким образом, вы видите, братие, что считать таинство Елеосвящения непременно предсмертным напутствием для жизни вечной есть предрассудок. Дай Бог, чтобы народ наш отстал от этого предрассудка, и, тем более что от него происходит много вреда для больных. Считая таинство Елеосвящения только напутствием в жизнь вечную, многие не спешат приступать к нему и чрез это вовсе лишают своих больных этого таинства, а между тем оно, если бы и не послужило к совершенному их выздоровлению, могло бы дать им временное облегчение и подкрепление сил, а также и успокоение совести. Приглашая же священника в виду приближающейся смерти, особенно когда больной находится в бессознательном положении, в агонии, они тем самым препятствуют правильному совершению таинства. Оно совершается обыкновенно в смущении и страхе, и читаемые при сем молитвы не доходят до слуха не только самого больного, находящегося иногда в бессознании, но и самих окружающих его родственников и знакомых.

Таинство Елеосвящения, как мы сказали, совершается над больными. Но в Московском Успенском соборе сохранился обычай совершения этого таинства и над телесно здоровыми. Оно совершается в великий четверг пред литургией для всех присутствующих в храме, принимающих его в неизвестности часа смертного. Таинство совершает епископ. По освящении елея, по прочтении положенных Апостолов и Евангелий, епископ помазывает на челе самого себя, священников и диаконов, затем разливает освященный елей в маленькие сосуды и раздает священникам для помазывания народа. После помазания народа он читает разрешительную молитву, причем священники держать над главою его раскрытое Евангелие.

Таинство Елеосвящения не принадлежит к числу обязательных для всех таинств. Оно спасительно для всех, кто приступает к нему, но если бы кому-либо обстоятельства воспрепятствовали принять его, то это не вменяется ему в грех. Таинство Елеосвящения принадлежит к числу повторяемых таинств и может быть совершаемо над одним и тем же лицом несколько раз.

Братие, в таинстве Елеосвящения больные и умирающие получают подкрепление сил своих, очищение от грехов, а иногда и избавление от болезни и смерти. Посему, если Господу угодно будет посетить нас трудною, тяжкою болезнью, будем прибегать к сему таинству, твердо памятуя, что оно нисколько не служит предсмертным напутствием, которое будто бы и нужно совершать над одними умирающими. Пользуясь этим таинством, всецело предадим себя в волю Божию, так как Бог лучше нас знает, кому полезнее подать исцеление от болезни и продолжить жизнь и кому благовременно прекратить ее. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle