О Богочеловечестве. Невеста Агнца. Часть III
Содержание
Отдел I: Творец и творение Глава первая: Сотворение мира из «ничего» 1) Космизм 2) Дуализм 3) Софийность мира а) Платонизм b) Аристотелизм с) Патристика d) Западное богословие (Фома Аквинат) е) «Творение из ничего» f) Вечность творения и временность его бытия 4) Душа мира и ее ипостаси 5) Извечность и временность человека Глава вторая: Тварная свобода Глава третья: Зло 1. Тварная ограниченность и несовершенство 2. Тварная свобода, как возможность добра и зла 3. Первородный грех Глава четвёртая: Бог и тварная свобода 1. Промысл Божий о мире 2. Промысл Божий о человеке 3. Божественная причинность и тварная свобода (проблема синергизма). 4. Проблема предопределения (Praedestinatio et reprobatio) 5. Бог и тварная свобода (синергизм) Отдел II Глава пятая: Церковь 1. Существо Церкви (Экклезиология и софиология) Экскурс: О спасении 2. Церковь, как сакраментально-иерархическая организация 3. Границы сакраментализма. 4. Благодать. Глава шестая: История Глава седьмая: Смерть и загробное состояние Отдел III. Эсхатология Вступительные замечания 1. Конец века сего 2. Парусия 3. Преображение мира 4. Всеобщее воскресение 5. Суд и разделение 6. Вечное во временном (о вечности блаженства и муки) К вопросу об апокатастасисе падших духов (в связи с учением св. Григория Нисского) Апокатастасис и теодицея Искупление и «апокатастасис» Экскурс: августинизм и предистинация Учение бл. Августина о свободе и предопределении К характеристике августинизма О предопределении по ап. Павлу Рим. 8, 28–30 и Еф. 1, 3–12 в толковании бл. Августина
К читателю
Сочинение, предлагаемое вниманию читателя, представляет собою третью и заключительную часть богословской трилогии, посвященной раскрытию основной истины христианства о Богочеловечестве. По общему плану, как оно было задумано около десяти лет назад, его первая и вторая часть посвящены естеству Божественному: Агнец Божий, 1933, и Утешитель, 1935, – христология и пневматологии, третья же и последняя его часть – человечности. Здесь рассматриваются разные стороны тварного бытия, от природного и падшего его состояния до прославленного и преображенного. Таким образом, тема этого труда есть учение о Церкви, экклезиология, понятая во всей ее широте и глубине, как софиология. Она необходимо включает в себя в эсхатологию, как завершительную часть всего учения о Богочеловечестве, содержа его наиболее обобщающие и последние истины. Постольку она есть и наиболее важная и ответственная часть всего труда о Богочеловечестве. Таковою она является и для составителя, ныне отдающего ее на обсуждение церковное.
Несколько слов о внешних судьбах этой книги. К 1939 году она была совершенно готова к печати. Однако, в ее издании образовался длительный перерыв, исполненный величайших потрясений в жизни всего мира. Испытания этих лет, личные и общие, естественно являлись для меня жизненной проверкой верований, которые здесь находят для себя исповедание. В связи с этим я должен сказать, что без колебаний отдаю эту книгу в печать в том виде, как она была первоначально написана. Лишь в качестве заключительного «Аминь» мною прибавлены Addenda. Последние, хотя и содержат отчасти повторения уже сказанного, но представляются мне необходимыми именно в качестве такого подтверждения этого исповедания веры.
И что еще скажу? Истины, которые содержатся в откровении о Богочеловечестве, в частности же в эсхатологическом его раскрытии, столь незыблемы и универсальны, что пред ними бледнеют, как бы изничтожаются в своем отологическом значении даже самые потрясающие события мировой истории, которых свидетелями мы ныне являемся, поскольку мы их постигаем в свете Грядущего. А это Грядущее есть явление Церкви в силе и славе, вместе с преображением твари. Сердцем же в душой, личным средоточием творения является Дева-Матерь, «Жена и Невеста Агнца», она же и «Святый город – Небесный Иерусалим – нисходящий с небес от Бога», «приготовленный как невеста украшенная для своего мужа» (Откр. 21, 2), «скиния Бога с человеками» (3).
И вред лицом этого Грядущего надлежит снова и снова в сердце своем вопиять молитвенным воплем веры, любви и упования: «И Дух и Невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!... Свидетельствующий сие говорит: ей, гряди скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 17, 20).
11/24 Июня 1942 года.
Сергиевское Подворье в Париже.