Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Сергий СмирновУказатель к обозрению Гефсиманского скита


протоиерей Сергий Смирнов

Указатель к обозрению Гефсиманского скита

Содержание

1. Построение скита 2. Успенская церковь 3. Трапезная церковь 4. Воскресенская кладбищенская церковь 5. Пещеры 6. Боголюбивая киновия 7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя) 8. Скитская часовня 9. Порядок богослужения в Гефсиманском скиту 10. Высочайшие посещения

 

1. Построение скита

Гефсиманский скит, находящийся в двух с половиною верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, по дороге, ведущей к Алек­сандрову, так назван потому, кто устроен в память предсмертного моления Спасителя в палестинской Гефсимании и в память по­гребения Богоматери в той же Гефсимании.

Скит основан в 1844 году тщанием Филарета митрополита московского, при со­действии наместника Лавры, архимандрита Антония. Первая церковь, поставленная в скиту, перевезена из села Подсосенья, где в старину был женский монастырь. Церковь эта в Подсосеньи была построена преп. Дионисием, который был архимандритом Троицкой Лавры в царствование Михаила Феодоровича. Она деревянная, и стены её чрез 225 лет сохранились крепкими.

2. Успенская церковь

Сия древняя деревянная церковь имеет два престола: верхний храм, в честь воз­несения Богоматери на небо после её успения, освящен митрополитом Филаретом 28-го сентября 1844 года, а нижний храм, в па­мять Гефсиманского моления Спасителя, освя­щен им же 8-го июля 1845 г. Иконостас в верхнем храме сделан из кипариса. В церкви нет ни позолоты, ни красок; все богатство её – в простоте. Замечатель­ные предметы в ней следующие: 1) в притворе старинные иконы во весь рост святителей Иоасафа и Серапиона и архиман­дрита Дионисия – те самые, которые прежде стояли над гробницами их в Троицкой Лавре. 2) В церкви на левой стене – образ Иорданской Божией Матери, который, говорят, принадлежал св. Иоанну Дамас­кину. 3) Тут же старинное, писанное на холсте, поясное изображение преп. архиманрдрита Дионисия. 4) На правой стене об­раз распятия Спасителя, принадлежавший, как говорят, св. Феодору Студиту. Он привезен А. Н. Муравьевым с Афонской горы, где стоял в келлии патриарха Иеремии, жившего там на покое в половине XVI века. 5) Между местными иконами в образе преп. Сергия вставлен крест с золотым сосудцем, в котором хранятся капли крови Христовой. 6) На аналогии в ковчеге – часть древа животворящего креста Господня; крест с мощами, устроенный из дски престола древнего Подсосенского храма; камень от гроба Богоматери и часть масличного дерева из палестинской Гефси­мании. 7) В олтаре на горцем месте за­престольный крест и образ Божией Матери взяты из древнего Подсосенского храма. 8) На стене за стеклами висят два холщовые антиминса, один 1616, другой 1619 года. Взяты также из Подсосенской церкви. На первом антиминсе следующая надпись: «лета 7124 (1616) месяца маия в 12 день, на память иже во святых отца нашего Епи­фания, освятися олтарь пречистыя Богороди­цы, честнаго её успения, при Благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоро­виче всея Русии, при митрополите Филарете, при архимандрите Дионисие, и при священ­нике Феодоре.» На другом антиминсе напи­сано: «освятися олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго её успения, при Благоверном Царе и Вели­ком Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, и при митрополите Филарете Московском и всея Русии, и при келаре Аврамие Палицыне, и при казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) марта в 21 день, на память св. мученика Иакова исповедника, индикта в 1.»

Деревянная колокольня при Успенской церкви с боевыми часами устроена в 1850 году. Вокруг часов надписан стих: кто тя может убежати смертный час? Грустный напев этого стиха слышится в звуках часовых колоколов.

К южной стороне Успенской церкви при­мыкают келлии митрополита, чуждые вся­ких украшений: мебелью служат в них простые деревянные лавки. Из малой мо­ленной окно выходит в Успенскую церковь. В этом скромном жилище летом и осенью много дней и ночей провел приснопамятный основатель скита, великий святитель Москов­ский Филарет, недавно почивший. Любил он эти скромные келлии, в которых укрывался от шума столицы. Здесь не встречал он препятствий уединенному Бо­гомыслию; здесь не вынуждал его мир к строгому блюдению внешнего величия, – старец один с посохом ходил по лесу пустынному, людей не видя, с Господом собеседуя. И конечно одною из главных мыслей, занимавших здесь его ум, была мысль о кончине, – мысль, которую под­держивало в нем обитание рядом с при­готовленною им для себя могилою в Гефсимании. Эта мысль его о пустыни, о при­готовлении к смерти совпадает по времени с самым основанием скита. В тот тя­желый год (1842), когда понужден был святитель принять необычное для пего от­дохновение от трудов в соборе церкви всероссийской, – в этот скорбный для него год изрек он в своем знаменитом слове: «могу ли сказать себе, или когда наконец возмогу сказать: се удалихся бегая и водворихся в пустыни? Когда облегчуся от бремен чужих, чтобы обратить все попе­чение к облегчению собственного?» В этом же слове указал он знаменательно и на Гефсиманское уединение Спасителя. На дру­гой же год мысль его об удалении в пустыню начала осуществляться; – в сен­тябре 1843 года обозрел он место для устроения скита и благословил сие место, а чрез год освятил здесь первый храм. По освящении потом второго храма в честь Гефсиманского моления Спасителя, – благо­словил он устроить в нем для себя место вечного покоища, и это было слиш­ком за двадцать лет до его кончины. В последствии времени, когда устроен обшир­ный трапезный храм в Гефсимании, место покоища, по его же благословению, перене­сено под своды сего храма. С этою мыс­лью о близком ему месте вечного отдохно­вения обитал святитель в своей Гефсимании и крепко занимала его думы судьба любимой пустыни: «что далее будет, говорил он, с сим обновленным храмом и с новыми окрест его смиренными жилищами, – Ты веси Господи! Будет то, чему повелит быть Твое вседетельное слово, которое нарицает не сущая, яко сущая, воссозидает разрушенное, возстановляет смиренное, вос­крешает умершее, спасает погибшее; бу­дет то, что испросят молитвы святых и преподобных отец наших Сергия, Ни­кона, Михея, Иоасафа, Серапиона, Максима, Дионисия и прочих сподвижников и сооби­тателей в земной и в небесных оби­телях. Будет то, чему не воспрепятству­ют быть наши грехи, наши немощи, наше недостоинство». Любя безмолвие Гефсимании, псаломски говорил святитель: «се покой мой, зде вселюся.» Но Ты ведал, Господи, что будет покой его не здесь, но близ Гефсимании, в прославленном месте покоища Богоносного Сергия и учеников его, – в самом сердце Лавры; за полтора месяца до кончины, избрал он себе место покоя в обители прея. Сергия, и изобразил свою волю в следующих словах: «да сохраняется безмолвие Гефсиманского скита, и да не будет от меня причины к нарушению оного. Преподобный Отец наш Сергий да призрит милостиво, и да благословит мой последний покой в обители его, под кровом молитв его и других по нем здесь богоугодно подвизавшихся. Прошу о сем, и завещаваю сие». Завещание его исполнено; святыня тела его сокрыта в обители Сергиевой, но и в возлюбленной им Гефсимании витает дух его; пустынные пути её освящены его сто­пами, келлии – его чистым, святым житием, храм – небошественным молитвами. Там в Лавре – гроб его; здесь в Гефсимании его священные и келейные одежды, живо напоминающие дорогого гостя пустыни. В храме Успения под окном, из которого взирал он молитвенно к алтарю, хранят­ся его мантия, посох, митра, омофор, па­нагия и крест, которые употреблял он, когда освящал сей храм, а на другой сторо­не – его ряса, подрясник, клобук и четки – все предметы достойные благоговейного ло­бызания. Сверх того, напоминает о нем в Гефсимании храм, посвященный имени его Ангела, и им самим освященный. На­конец там есть и еще предмет неизгла­димых о нем воспоминаний: это больница для неизлечимых (на шесть кроватей), но­сящая имя митрополита Филарета. Да будет же священна память его и в Гефсимании, как в Лавре, как в Москве, как во всей Руси православной!

3. Трапезная церковь

Помещается близ св. ворот в средине большого каменного корпуса и имеет два престола; верхний храм священ 27 сен­тября 1853 г. митрополитом Филаретом в честь преп. Сергия и Никона, а нижний – во имя св. Филарета Милостивого устроен тщанием московского купечества при со­действии московского купца В. А. Сопелкина (скончавшегося в 1865 г.), и священ митрополитом Филаретом 27 сентября 1860 г. Иконостас верхнего храма из орехового, а нижнего – из королевского дерева.

Замечательные священные предметы в сем храме: 1) ковчег с частицею ризы Господ­ней и с мощами святых; 2) схима, в ко­торой был погребен преп. Сергий; 3) схи­ма, бывшая 16 лет на мощах святителя воронежского Митрофана; 4) схима патриар­ха Никона; 5) писанное на полотне изобра­жение Воскресения Христова, присланное в дар скиту в 1854 г. Государыней Цеса­ревной, ныне Императрицей Марией Алек­сандровной.

В ризнице, помещающейся на западной стороне верхней трапезной церкви, показы­вают: 1) деревянные сосуды преп. Дионисия; 2) кипарисный потир работы Николая Мак­симилиановича, сына В. К. Марии Николаев­ны, 3) Евангелие, напечатанное золотыми буквами, пожертвованное в скит Императ­рицей Марией Александровной в 1851 г., когда она была еще Цесаревной; 4) анти­минс шелковый, на котором иерусалимский патриарх совершил литургию на Иордане; 5) фелонь из старинной льняной набойчатой материи.

На западной стороне нижнего храма поме­щается братская трапеза, в которой столы поставлены крестообразно.

В правой стороне трапезного корпуса помещаются: братская больница и больница митрополита Филарета, а в левой – братские келлии.

4. Воскресенская кладбищенская церковь

Каменная, и стоит на восток за глав­ным Успенским храмом. Освящена во славу Воскресения Христова наместником Лавры архимандритом Антонием 27 сен­тября 1853 г. Иконостас сей церкви устро­ен из железа, и имеет вид зелёных пальмовых дерев. В сей церкви отпе­вают усопших скитских братий, которые и погребаются на кладбище близ церкви, где па холме воздвигнута часовня, и в ней поставлен деревянный крест, который пере­несен сюда из часовни креста, находя­щейся на большой московской дороге, в 9 верстах от Лавры. Насупротив часовни погребены кроме других братий три иеросхимонаха и четыре схимонаха, из которых двое, Матфий и Харитон, известны как бого­угодные мужи, являвшиеся в одном чуд­ном видении (Монастырские письма стр. 39).

5. Пещеры

На северной стороне от Гефсиманского скита по ту сторону пруда находятся келлии пещерников с двумя храмами. Ниж­ний, устроенный между пещерными Келлеями, освящен в честь Архангела Михаила и прочих безплотных сил митрополи­том Филаретом 27 сентября 1851 года. В сем храме находится чудотворная ико­на Богоматери, именуемая Черниговскою-Ильинскою. Икона сия дана вкладом в пещер­ную церковь в 1852 году девицею Алек­сандрою Григорьевною Филипповою, которая погребена за олтарем пещерной церкви. Пер­вое чудо от иконы совершилось 1-го сентября 1869 года над 28-летнею женою крестьяни­на из Тульской губернии Феклою Адриановою, которая более 9 лет была в разслаб­лении, лежала на одном боку неподвижно и не могла действовать ни руками, ни нога­ми, ни поднять головы; после поездки по разным святым местам она привезена была в скит, внесена в пещерную церковь и по молитве пред иконою Богоматери вне­запно исцелела, стала на ноги и теперь на­ходится в полном здравии и пребывает в Воронежском Покровском девичьем монастыре. С того времени исцеления от иконы истекают неистощимою струей. Празднование иконе 16 апреля.

Верхняя, надпещерная церковь посвящена имени преп. Антония и Феодосия Печерских и св. Василия Парийского, и освящена митро­политом Филаретом 7-го июля 1857 года. Пещерных келлий 12. Водою пользуются иноки пещерные из кладезя, вырытого их трудами в коридоре между пещерами. У врат, ведущих к пещерам, можно полу­чать книги духовного содержания, священные изображения, резные кресты, ложки и другие вещи – работы Скитских братий.

6. Боголюбивая киновия

Неподалеку от пещер, к западу, на берегу того же пруда, устроена киновия для погребения Лаврской братии. Здесь построена иждивением купчихи Логиновой каменная церковь с двумя престолами: нижний храм – во имя святых жен Матроны и Капитолины освящен 27 сентября 1859 г., верх­ний в честь Боголюбской иконы Богомате­ри освящен митрополитом Филаретом 18 Июля 1861 года.

7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя)

В пяти верстах от Гефсимании к вос­току. Основана в 1861 г. Каменная двухъ­ярусная церковь в сей пустыни построена иждивением московского купца И. К. Ко­ролева; верхняя в честь сошествия св. Ду­ха освящена 2 июля 1861 г., а нижняя в память обретения главы св. Иоанна Предте­чи – освящена 16 марта 1862 года.

8. Скитская часовня

Гефсиманскому скиту принадлежит часов­ня, построенная в Москве у Ильинских ворот усердием московских купцов и освященная митрополитом Филаретом 11 июля 1863 г. В ней хранятся части мощей святителя Николая, преп. Сергия, великомуче­ника Пантелеймона и других святых.

Избрание места для построения скитской часовни близ «великого Ильинского торга» стоит в связи с воспоминанием об одном чудесном случае заступления Москвы, во время грозившего ей бедствия, предстательством Преподобного Сергия. В княжение Ве­ликого Князя Василия Иоанновича, в 1521 году в последних числах июля, неожиданно явился под Москвою с многочисленным войском Крымский Хан Магмед-Гирфй. Татары сожгли Угрешский монастырь и пока­зались на Воробьевых горах. Великий Князь оставил Москву. Городу грозила беда неотвратимая. Тогда одна престарелая слепая монахиня Вознесенского девичьего монастыря сподобилась чудного видения. Стоя на мо­литве, она оглашена была необыкновенным шумом и видит, что из кремля в Спас­ские ворота исходит сонм святителей и других святолепных мужей, облаченных в священные одежды. Посреди них несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие похоже было на крестный ход. Между Свя­тителями (по последующему разговору, ко­торый вели они, называя друг друга по именам) могла она распознать Митрополи­тов Московских Петра, Алексия и Иону, Леонтия Ростовского и других. Когда вы­ступил из кремля этот Собор Святителей, навстречу им от великого торговища Ильинского вышел преподобный Сергий, а с другой стороны пришел преподобный Варлаам Хутынский. Преподобные, припав к ногам Святителей, вопросили их, зачем идут они вон из города. Святители отвечали, что исходят по воле Божией за нечестье го­рода. Тогда преподобные стали умолять их, чтоб они умилостивили Господа и Богоматерь своим ходатайством, и тотчас вместе с ними начали петь молебен, после которого, осенив город крестообразно, все возвра­тились в кремль. Москва была спасена1. По окончании видения монахиня нашла себя прозревшею и пересказала о том, что видела, своему духовному отцу, игумену старого Ни­кольского монастыря, Давиду. Рассказ этот был записан и внесен в летопись по по­велений) Митрополита Макария, вступившего на Московский Святительский престол чрез 20 лет после события.

9. Порядок богослужения в Гефсиманском скиту

Ни днем, ни ночью нет почти времени, когда бы не было службы Божией в Гефсимании. В два часа по полудни начинается вечерня в пещерном храме, и как только окончится там, в пять часов начинается вечерня в самом Гефсиманском скиту; здесь она оканчивается в семь часов. В де­сять часов вечера начинается в пещерах полунощница, после которой поют двенад­цать псалмов и потом отправляют утреню; это служение продолжается до двух часов утра, и тотчас же начинается утреня в ските. Литургия в пещерной церк­ви начинается в шесть часов, а поздняя в восемь часов утра. В Боголюбивой киновии утреня начинается в три часа, ли­тургия в семь часов, вечерня в четыре часа. В киновии Параклита утреня начинает­ся в самую полночь, обедня в восемь часов утра, вечерня в четыре часа по полудни.

В трапезной церкви Гефсиманского скита совершается каждые сутки днем и ночью непрерываемое чтение псалтири о здравии живущих и за упокой умерших. Для чте­ния назначены двенадцать братий, которые держат очередь по два часа.

Главный праздник в Гефсиманском ски­ту бывает 17 августа, когда празднуется вознесение Богоматери на небо после её успения. Накануне сего дня к вечернему и всенощному богослужению, равно как и в самый день праздника к литургии допус­кается присутствие женщин, которым один этот раз в году дозволяется входить в скит. Всенощное бдение совершается по чину палестинскому. После шестопсалмия читается сказание об успении Божией Ма­тери. На кафизмах поют похвалы Богома­тери, подобно как в великую субботу при воспоминании погребения Спасителя. После литургии совершается крестный ход внутри монастыря и раздаются богомольцам хле­бы, кипарисные кресты и ложки – работы скитских братий.

Пение в скиту столповое. Устав такой же, как в Саровской пустыни. К службе братия призываются иногда звоном колокола, иногда ударами в било или деревянную доску.

10. Высочайшие посещения

Гефсиманский скит неоднократно был удо­стоен Высочайших посещений. В 1849 году в нем были Великие Князья: Кон­стантин, Николай и Михаил Николаевичи; в сентябре 1851 г. Государыня Цесаревна, (ныне Императрица) Мария Александровна со Своими детьми и Великие Княгини: Ольга Николаевна с наследным принцем Виртембергским и Екатерина Михайловна. В сентябре 1855, в июне 1861 и в сентябре 1865 годов, изволили посещать скит ныне царствующий Государь Император и Госу­дарыня Императрица с некоторыми из Сво­их Августейших детей.

* * *

1

Предание гласит, что Татарам представилось, будто вокруг города появилось бесчисленное войско русское, и когда о том донесено было Хану, он поспешно бежал от столицы.

Требуется программист