Рассуждение двенадцатое. Ο розе

Послушайте мене, преподобнии сы́нове, и прозя́бните яко ши́пки (роза) произрастающыя при пото́це се́лнем (Смр.39:16).

§ I

Розе подобен добродетельный муж.

1) Роза есть лекарственна: добрый человек: во всём всегда и везде есть полезен. Врачует себя, врачует и ближнего; себя – целомудрием, ближнего – правдою.

2) Куст розовый не высоко растёт: так добрый муж не возвышается, памятуя Сирахово наставление: вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй (Сир.3:21); ибо, по слову Петра, Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5).

3) Роза есть колючая: так благочестивый человек взирая умными глазами на главу Христову, увенчанную тернием, бодет сердце своё тернием покаяния и сокрушением своей души, исполняя оное повеление Божие: расторгните сердца ваша, а не ризы вашя, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Иоил.2:13).

4) Роза украшена бывает листвиями белыми и красными. Белые листвия означают в благочестивом человеке невинность; красные листвия означают горячность к христианской любви; цвет означает добрых дел свет. Ибо древо из цвета, a свет от сияния познаётся, как пишется: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела́ и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16).

5) Роза благовонная: и праведник пред Богом бывает приятен: α). В рассуждении молитвы, которая есть яко кадило тучно и благовонное. Он с Давидом говорит ко Господу; да исправится молитва моя яко кадило пред тобою (Пс.140:2). β) В рассуждении чистоты жизни, которую другие благочестивые видят и познают, есть Богу приятен. γ) В рассуждении любви и благосклонности, которую оказывает соестественным своим, есть Богу приятнейший.

6) Роза переносится с места на место: так благочестивый человек изгоняется от града во град, из отечества в ссылку, и как бы странник и пришлец, всякие претерпевает невыгоды; хотя при всём том более успевает в христианских подвигах, и благоуханием добродетелей своих весь мир наполняет, и по подобию розы, которая переносима будучи с места на место, является гораздо полнее, и в благоухании гораздо приятнее. Так ревностный веры поборник Афанасий, многократно лишён будучи престола, претерпевал изгнание; но не только не переставал защищать православие, но более и более, якоже древле Илия, ревнуя поревновал по Господе Боге Вседержителе. Так сладкоглаголивый Златоуст всегда гоним был ненавидящими правды; однако, уподобясь светильнику Света Предтече, до последнего своего издыхания не преставал обличать неправды и злобы; и хотя умолк медоточный его язык, но слава подвигов его и до днесь незабвенна.

7) Роза прежде бывает сжата, и как бы скрыта, а потом расширяется: благочестивый человек заключает себя в границах смирения и терпения. Таков был Давид, кой сам о себе говорит; аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверза́яй уст своих (Пс.37:14), или: онемех и смирихся, и умолчах (Пс.38:3).

8) Роза услаждает обоняние запахом, зрение цветом, осязание лёгкостью и нежностью: в добродетельном человеке находятся все сии совершенства. Добрые дела его испускают благоухание по оному: славен бывает во врате́х муж ея (Притч.31:23), все добрые, увидев его, радуются. В обращениях кроток и смирен и всем сладок, каковым учит быть Апостол: кротость ваша разумна да будет всем человеком (Флп.4:5). Не так поступил Навал с Давидом (1Цар.25). Он ему в нужде не восхотел подать помощи, по сему и от Давида хотел быть наказан, а от Бога наказан совершенно.

§ II

Роза – подобие премудрости Христовой. Роза есть царица цветов: a премудрость – царица добродетелей. Роза есть благовонная; премудрости благовоние разливается проповеданием слова. Роза благовонием своим умерщвляет некоторых насекомых: Небесная премудрость духом устен убивает нечестиваго (Ис.11:4); ибо она не всем приятна бывает по Павловым словам: о́вем у́бо во́ня смертная в смерть, о́вем же во́ня животная в живот (2Кор.2:16). Константин Кесарь, в книге о землепашестве, дабы описать удивительную сладость розы, говорит, что она рождается из Божественного нектара прелиянного с небес. Сие мы можем сказать о Небесной премудрости и познании, то есть, что они рождены от Божественного нектара проповедания Иисуса Христа. Ибо Сей нам возвестил о том, о чём мы не знали: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (Ин.1:18). Из сего Божественного источника проистекло познание Бога спасительное, оная премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме (1Кор.2:8).

§ III

Розе подобно покаяние. Ибо: α) как терние защищает розу, так покаяние другие добродетели питает, и сохраняет благочестие; почему кающийся взирая на терние, коим Христос увенчан был, распинает плоть свою со страстьми и похотьми. β) Розою в древности увенчивались мученики. Сие означает то, что они искуплены Кровию Христовою, и что сами не ужасались пролить кровь свою за имя Господа Иисуса; но готовы на раны с радостью идяху: и ти́и победи́ша его (диавола) кровию Агнчею и словом свидетелства своего, и не возлюби́ша душ своих даже до смерти (Откр.12:11).

§ IV

Роза – подобие слабости человеческой. Цвет розовый скоро увядает: и человеческая жизнь ныне процветает здравием, a заутра, от сильного жару болезни, увядает. Роза отовсюду окружена тернием: и человеческая жизнь исполнена тернием беспокойств, гонений, озлоблений; разных несчастий и сует мирских, кои и Сам Спаситель уподобляет тернию. Амвросий, рассуждая о человеческом житии, говорит: „есть доброе смешенное с худым, и есть худое смешенное с добрым»15.

§ V

Вы убо, благочестивые! окружаемые всеми бедствиями, и увенчиваемые тернием искушений, мучений и поруганий, не предавайте себя отчаянию; прозябните яко ши́пки, произрастающие плоды во спасение; дадите яко ливан благовоние терпения; и процветите, яко крин, украшаясь всеми добродетелями; благословите Господа в спасаемых и погибающих. Если вы с Иовом страждете; помните, яко с ним и прославитесь. Если с Илиею гонение приемлете; знайте, что вы колесницею терпения туда взойдёте, где все верные нова небесе, и новы земли по обетованию Божию чают. Если нечестивые злохулениями своими потемняют злато благочестия вашего, и изменяют серебро добрых дел ваших; не пременяйтесь в сосуды глиняны, – в сосуды вечной погибели. Но напротив всяк из вас никогда не преставай искать Христа Исуса со всею Церковью взывая: воста́ну у́бо и обы́ду во граде и на то́ржищих и на стогнах (Песн.3:2); и поищу Господа благотворя бедным, подавая милостыню нищим, и помоществуя злостраждущим, дабы некогда мог к вам сказать Христос: и воня добродетелей ваших паче всех аромат (Песн.1:2): введите убо их в дом Божий, утвердите их в мирех, яко уязвлен есмь аз любовию их (Песн.2:4–5).

* * *

15

На Шестоднев.

Комментарии для сайта Cackle