Рассуждение тринадцатое. О смирне

Кто сия́ восходящая от пустыни, яко стебло́ дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мирова́рца? (Песн.3:6)

Блаженный Феодорит, изъясняя Песни Песней, говорит: „не неприлично душа благочестивая уподобляется дыму благовонному, которая, как Апостол говорит: члены свои представляет жертву живу, святу и благоугодну Господеви. Говорится же, что она издаёт благовонный запах смирны и ливана, от всех благовоний Мироварца; поскольку Христово человечество, чрез смирну означаемое, и Божество чрез ливан, со благоговением почитает, и Жениха своего Христа, как смерти верует, так и сущность Его вечную несомненно признает». Таковому то смирны и ливана благоуханию, которое издаёт благочестивая душа, удивляются самые Ангелы. Хотя же она имеет и другие добродетели, почерпнутые от Священного Писания как бы из лавки мироварца, в ней, однако первое место занимают смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Христова. Но войди, христиане! в дальнейшее о смирне рассуждение.

§ I

Смирна есть древо, растущее в великом множестве в Аравии из коего, если его разрезать, течёт сок. Древо сие употребляют для хорошего его запаху. Один из волхвов, приходивших ко Христу, принёс Ему в дар смирну; примечательно, что он был из Аравии.

§ II

Что́ сия смирна означает по смыслу духовному?

1) Означает она Христа Господа нашего: Христово благоухание есмы́ (2Кор.2:15).

2) Означает бессмертие Владычного тела. Возвратитеся О! мироносицы с миры, воскресе Господь с телом, не требует нужды в ароматах, не имать нужды в смирне – бессмертен есть.

3) Смирна означает спасительное страдание Христово. Он есть смирна бессмертия нашего, льёт оно несомненную надежду и нашего с телом воскресения. Иов говорит: вем бо, яко присносущен есть, иже и́мать искупити мя, и на земли́ воскресити кожу мою (Иов.19:25–26). И Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его (Флп.3:21).

4) Смирна есть закон покаяния. Как рассечённое древо смирны источает сок, так сердце наше, рассекаемое ножом сокрушения, производит благовонные струи слёз, яко надёжных благодатного пришествия Святаго Духа провозвестников. Расторгните сердца ваша (Иоил.2:13), – повелевает Бог чрез Иоиля. Расторгните, то есть истинным сокрушением, и источите благовонную покаяния смирну. Сие бо есть приятно пред спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити́ (1Тим.2:3–4). И Давид поёт: сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50:12). – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). – На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес (Ис.66:2). Се грешница при ногу́ Иисусову рассекает сердце своё и источает слёзы: и ставши при ногу́ его созади́, плачущися, начат умывати но́зе его слезами (Лк.7:38). Се Пётр оплакивает своё окаянство: и изшед вон пла́кася горько (Мф.26:75).

5) Смирна истребляет и прочь отгоняет гнилость: так покаяние искореняет застарелые нечестия, новому прилежит послушанию, и на всякое доброе дело восставляет. Вот тебе задача! Се здрав был еси: ктому́ не согрешай (Ин.5:14). – Сотворите плоды достойны покаяния (Мф.3:8). – Умертвите у́ды ва́шя (Кол.3:5).

6) Смирна служит нам напоминанием о нашей смертности. Смирну в древности употребляли при погребении, да и в наши времена не неупотребительна. Сколько ты взираешь на мертвеца, и сколько раз обоняешь благовоние смирны, столько помышляй, что и ты человек смертен, что и тебя некогда понесут до гроба.

7) Смирна есть знаком Креста нашего, который как смирна изгоняет из сердец наших гнилость греха, и нечистоту беззаконий. И подлинно мы в пустыне мира сего жительствуя, ежели бываем угнетаемы несчастием, то всегда обращать должны наше внимание, весь ум и сердце на Господа Бога нашего, иже не попустит искушённым нам быть сверх сил наших, и укрепляясь в оных радоваться должны с Павлом в скорбях; ибо от Господа наказуемся, да не c миром осудимся (1Кор.11:32).

§ IV

Будь убо, христианине, великодушен, уповай на Бога, яко спасение лица твоего Он есть. Он есть милосерд. Увидя доброе твоё сердце, благоухающее духом постоянства и незлобия, изыдет во сретение тебе, и скажет: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло́ дыма кадящее смирну (Песн.3:6). – Ра́бе благий и верный, о ма́ле ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего (Мф.25:23). – Прииди́, бра́те мой, и взы́дем на село́ (Песн.7:12). –·Гортань его сладость, и весь желание (Песн.5:16).

Комментарии для сайта Cackle