Рассуждение одиннадцатое. О древе
И будет яко древо насажденое при исхо́дищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, ели́ка аще творит, успеет (Пс.1:3).
§ I
Царствующий пророк Давид, описуя состояние благочестивого человека, уподобляет его древу, и не простому древу, но древу плодоносному, плодотворящему во время своё, всегда зеленеющему, и от которого лист не отпадает: и будет яко древо насажденное при исхо́дищих вод.
§ II
Но какое сходство благочестивого человека с древом, и почему он уподобляется древу? В рассуждении частей древа, кои суть: корень, ствол, сок, ветви, цветы, плоды. (α) Корень благочестивых есть Христос, на Коем они яко ветви утверждаются (Рим.11:17), на Коем они вкорене́ни и основа́ни (Еф.3:17). (β) Ствол есть сердце, или твёрдое и непоколебимое намерение служить Богу, от Кого ни диавол, ни смерть, ниже́ Ангел не разлучает; и по сему праведники во благодушии взывают: кто ны разлучи́т от любве́ Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота (Рим.8:35) и проч. Любовь есть произращение от корня Христа, иже Сам есть любы (1Ин.4:16), а посему то в Песнях говорится: вода многа не может угасити любве, и ре́ки не потопят ея (Песн.8:7). (γ) Сок благочестивого сердца есть Христос, – сок жизни. Он имеет глаголы живота вечного, которые, как сок питают и утверждают произращение веры. Сим живут праведники и от него не отлучаются: Господи, к кому и́дем? Глаголы живота вечнаго и́маши (Ин.6:68). (δ) Ветви суть действия любви, простирающиеся к ближнему, коего благочестивый любит, в сени которых лишённые, немощные, и бедные витают, и от непогоды бедности, и несчастья укрываются. (ε) Цветы, плоды и листва суть все благочестивого человека внешние дела, и они суть честны, благочестивы, сообразны Евангелию, могущие заградить уста злословящих. Ибо благочестивые суть исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию (Флп.1:11). (ζ) Кора, во-первых, есть молитва благочестивого. Корой одевается древо, и тем от разных воздушных непогод защищается: так благочестивые молитвою ограждаются от всех несчастий, нападений, и смущений диавольских. Второе – терпение, которое сердца их утверждает, да с радостью текут на предлежащий им подвиг. Без сих ограждений благочестивый есть наг; и противности ветер храмину его постоянства удобно разрушает.
§ III
Благочестивые подобны древу в рассуждении различных случайностей вообще.
1) Древо бывает высокое: так благочестивый человек возвышается (α) желанием к Богу, и не привязывается к вещам мира сего. (ß) Рассматриванием небесных вещей, которыми он как бы на небо восходит, вышних ищет, и о них рассуждает, говоря с Давидом: возжада́ душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду́ и явлюся лицу Божию? (Пс.41:3)
2) Древо растёт: и праведник со дня на день возрастает в вере, и надежде, и любви, и терпении К сему Павел возбуждает Колоссян: яко ходи́ти вам досто́ине Богу во всяцем угождении и всяцем деле бла́зе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии: всякою силою возмогающе по державе славы его, во всяцем терпении и долготерпении с радостию (Кол.1:10–11). Ибо кто не растёт в Христианстве, тот искореняется.
3) Древо бывает плодоносное: и благочестивый человек творит плоды достойны покаяния (Мф.3:8) – Духом ходит, и похоти плотския не совершает (Гал.5:16). И сии плоды бывают: (α). Свидетельство внутренней веры. (ß) Относятся к пользе ближнего, или как Павел говорит: вся к созиданию да бывают (1Кор.14:26).
4) Древо произрастает листву, цветы и плоды; а благочестивый муж износит листву слов так, что кротость его разумна бывает всем человеком (Флп.4:5); являет цветы нравов, благовоние, коих исполняет всех верных Божиих; приносит плоды благих дел; или по Павлу: исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию (Флп.1:11).
5) Как древо, утверждённое камнем, твёрдо и непоколебимо: так благочестивый утверждается и укрепляется против бури искушений, против дождей гонения, против волн озлобления, как говорит слово Божие: и сни́де дождь, и приидо́ша реки, и возве́яша ветри, и нападо́ша на хра́мину ту (праведного) и не падеся: основана́ бо бе на ка́мени (Мф.7:25). Какое же сие основание? Ежели не Христос: основания бо ина́го, – говорит Павел, – никто́же может положи́ти паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор.3:11).
6) Древо и на влажной земле растёт; верующий и благочестивый человек не знает иной влаги, кроме Крови Иисуса Христа. Ею единою духовные древа упоеваются до избытка: зане вода, ю́же аз, – говорит Спаситель, – дам ему (праведнику) будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин.4:14). Сей присноживотной Крови Христовой сок, питает всех верных так, что тот не может участвовать в животе вечном, кто не питается оным. Сие явственно утверждает Сын Божий: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пие́те кро́ве его, живота́ не и́мате в себе (Ин.6:53). Кто же имать живот вечный? Слушай: яды́й мою плоть и пия́й мою кровь и́мать живот вечный, и аз воскрешу́ его в последний день (Ин.6:54). Видишь ли, что пияй кровь Христову причастник есть живота вечного.
7) Древо бывает приукрашенно цветами: благочестивый человек украшается цветами благого обхождения. Он, по повелению Павлову, никого не хулит, не сварится, но тихо и кротко ко всем человеком бывает (Тит.3:2). А сим добрым своим обхождением распространяет славу Отца Небесного, по оному: та́ко да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела́ и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16).
8) Ежели древо имеет ветви иссохшие, то оные обрезываются: так благочестивый человек старается обрезывать ветви души своей, разум, то есть волю, и страсти свои, когда видит, что они добра плода не приносят. Обрезывает разум, поскольку оставляет всякое плотское разумение, а о Божественных вещах, по прихоти своего разума не заключает, но на оные всегда взирает глазами веры. Обрезывает волю; ибо не исполняет ни единого предложения оной, но, покоряя её воле Божией, всегда старается то и любить, тому и следовать, то и избирать, что требует воля Божия благая, благоугодная и совершенная. Обрезывает страсти свои; сие есть то, к чему возбуждает Павел: умертвите убо у́ды вашя, яже на земли́: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоима́ние, еже есть идолослужение (Кол.3:5).
9) Древо бывает прекрасное: благочестивый человек приемлет красоту свою от того, иже есть красе́н добротою паче сынов человеческих (Пс.44:3), посему-то вся Церковь вопиет: черна аз есмь, но добра (Песн.1:4). Добродетельный муж старается всегда предстать пред Господом: в ризах позлаще́нных, оде́ян, и преукрашен (Пс.44:10) добродетелями. Се есть оная одежда, о коей Исаия восклицает: да возрадуется душа моя о Господе; облече́ бо мя в ризу спасения и одеждею веселия оде́я мя (Ис.61:10).
10) Древо зеленеет: и благочестивый человек зеленеет: (α). Благодатью Божиею; благодать Божия соделывает, что праведник яко фи́никс процветает, и аки кедр, иже в Ливане умножается (Пс.91:13);·благодать Божия действует, что праведники со дня на день новые приобретают себе силы по оному: терпя́щии же Господа изменя́т крепость, окрыла́теют аки орли́, потекут и не утрудя́тся, по́йдут и не вза́лчут (Ис.40:31). Сие делает в верующих благочестивых благодать Божия. Божия бо благодать тща не бывает, якоже Павел признаётся: благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, я́же во мне, не тща́ бысть, но паче всех их потруди́хся (1Кор.15:10). (ß) Верою и любовью, и непрестанным в благочестии упражнением. Благочестивый подобно лавру, всегда зеленеет так, что всяк может видеть в душе его, как вертоград некий зеленеющийся, успехи в вере, и любви ко Богу, и человекам.
11) В особливости случается, что древо сохнет, сгнивает, бесплодно бывает: так благочестивый человек, иссушается иногда духовно разными искушениями; и по сему ко Богу взывает: Боже, Боже мой, к тебе у́тренюю: возжада́ тебе душа моя (Пс.62:2). Иногда и сгнивает. Сие бывает тогда, когда он впадает во всякие грехи, совесть оскверняющие, когда попускает червю сладострастия овладеть сердцем своим. О сем жалуется Давид, и приписывает то своему неразумию и неосторожности: возсмерде́ша и согни́ша, – говорит, – раны моя, от лица безумия моего (Пс.37:6).
§ IV
Не произрастает, но бесплоден бывает праведник, когда не внимает сердцу своему, не хранит души своей, и не старается обделывать оных святым и преподобным житием; ибо: α) древо, коего не окапывают, ни обрабатывают – бесплодно бывает. ß) Древо, на весьма влажной земле стоящее, плода не приносит. Влажная земля есть похоть мира сего. Благочестивый, попустивший себя ввергнуть во глубину сея похоти – плода добродетелей не производит. γ) Великое препятствие проращению древу делают великие и многораспространившиеся ветви; поскольку оно не в стебель, но в ветви весь сок свой разливает: так премногие из благочестивых, вступив в обращение с развращёнными, теряют сок и плод благочестивого обхождения, и сердце своё разделяют Богу и миру.
§ V
В рассуждении различия мест, на которых древа растут: α). Некоторые растут на каменистой земле: сим подобны те верующие, коих сердца суть тверды и каменны к слышаною слова Божия. β) Некоторые в воде: сим подобны суть те люди, кои по виду кажутся, якобы растут, но предавая себя роскошам мирским, и беззаконие пия яко воду – иссыхают. γ) Некие на песке: сии суть лишённые благих плодов человеки, земля бесплодная и проклятая по слову Павлову: а износя́щая терния и волче́ц непотребна есть и клятвы близ (Евр.6:8). δ) Наконец, древа растут на доброй земле: они означают благих человеков, кои приемлют всажденное слово в кротости (Иак.1:21), и приносят плод, о́во у́бо сто́, о́во же шестьдесят, о́во же три́десять (Мф.13:8).
§ VI
Итак, когда ты видишь, христианине! древа возвышающиеся яко кедры Ливанские, зеленеющиеся как в прекрасную весну, процветающие и плодотворящие, тогда вспомни, что они суть начертание благочестивого и верующего человека: от плод их познаете их (Мф.7:16). Ежели же узришь древо мало, лишённое листвы, обнажённое цветов, не имеющее плодов; то вспомни, что се есть человек неверный и порочный. Что́ бо ты в нём обрести чаешь? Основание ли твёрдое и незыблемое? Но он подобен мужу юродиву, иже созда́ хра́мину свою на песце: и сни́де дождь, и приидо́ша реки, и возвеяша ветри, и опро́шася хра́мине той, и паде́ся; и бе разрушение ея́ ве́лие (Мф.7:26–27). Плоды ли добродетелей сыскать хочешь? Но он подобен Содомскому древу, коего плоды внутрь полны смрада и гнилости. Ничтоже благо обрящешь в нём, от виноградов бо Содомских виноград его, и розга́ его от Гоморры: грозд его грозд желчи, грозд горести его (Втор.32:32).
Взирай, христианине! на древа, и взирай не без примечания. Ты видел, что благое древо есть изображение благого, а злое – человека злого. Старайся всячески быть древом насажде́нным при исхо́дищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс.1:3). Доброе древо вертоградарь чтит, любит, хранит; бесплодное – посекает, и в огнь вметает. Благочестивый человек в вертограде Церкви Божией цветёт, благоухая всеми добродетелями; а посему ублажается премудрым Вертоградарем Христом; бесплодный человек, обнажённый всякого доброделания – вон изметается из Царствия Божия.
Жалуется вертоградарь, когда древо, о коем всякое старание было приложено, не плодотворит: так Сын Божий жалуется на человеков, кои Его искуплению, страждению, и любви – не соответствуют. Виноград бысть возлюбленному (Христу) в ро́зе, на месте ту́чне; и ограждением оградих и окопах, и насадих ло́зу избра́нну, и создах столп посреде́ его, и предточи́лие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори́ терние (Ис.5:1–2).
Да убо будет радость на Небеси, потщись, христианине! явить себя: древо плодоносное, древо насажденное при исходищих вод. Исходища водные, таинственно взимаемые, суть дары Святаго Духа: излию́ от Духа моего на всяку плоть (Иоил.2:28). Восприми в сердце твоём стремление воды сей. Сей источник есть воды живы, текущия в живот вечный (Ин.4:14). Будь древо, дающее плод во время свое. Плоды твои не иное что должны быть, как целомудрие, трезвенность, кротость, послушание, терпене, милосердие. Аще в сих пребудешь; тогда можно будет о тебе сказать: и лист его не отпадет. Когда же не отпадёт лист твой? И что́ сие означает? Наступает зима, и листву у деревьев отнимает, портит, истребляет; но наступивший хлад смерти, не отнимет листвы твоей. Взирай на прекрасную весну: стоят древа листвой украшены, и цветами столь красно облечены, что и Соломонова багряница ничто пред ними; вообрази всеобщую о христианине! весну воскресения Христова, и знай, что если тело твоё в жизни временной украшалось благими плодами, то в воскресение общее – восстанет, и облечётся в ризу нетления, Весною поют птицы, шумят источники водные – по воскресении всех благочестивых, раздадутся гласы Ангельские, хвалящие и благословящие Бога, потекут реки воды живой.
Здесь-то, благочестием красящийся христианине! никогда лист твой не отпадёт, то есть слава благих дел твоих никогда не померкнет; но откроется в полном великолепии своём, и воссияет яко полудне.