Рассуждение четырнадцатое. О смоковнице

И узрев смоковницу едину при пути, прии́де к ней, и ничтоже обре́те на ней, токмо ли́ствие едино, и глагола ей: да николи́же от тебе плода будет во веки: и а́бие и́зсше смоковница (Мф.21:19).

§ I

Смоковница означает: 1) добрых общества правителей, которые приносят сладкие плоды правды, мира, защищения подданных, а не утеснения. Блаженно то общество, которое имеет таковых правителей. 2) Означает добрых родителей, кои воспитывают детей и домашних своих в вере и благочестии, и как бы сладость своих добродетелей близким сердцам сообщают по подобию смоковницы, которая близ стоящей руте соки свои сообщает. Таковая смоковница были родители пророка Самуила, и родители Преблагословенной Девы Марии. Благословенны дети, кои имеют благочестивых родителей, предшествующих собственным примером в благочестии и вперяющих в оные сердца страх Божий! Таковые не погибают, якоже Офни́ и Финее́с (1Цар.4:11).

§ II

Спрашивается: для чего Господь проклял смоковницу? да николи́же от тебе́ плода́ будет во веки (Мф.21:19). 1) Дабы показать могущество и силу Свою. Ибо единым словом иссушил смоковницу, которая сочнее из всех дерев. 2) Дабы удивить и утвердить Апостолов в вере, чтоб они, увидя Его страждуща, не приписали сие Его немощи, но единому благоволению. Мог бы Он могуществом Своим изъять себя из рук убийц, но не восхотел: или мнится ти, сказал Господь пред страданиями Петру, яко не могу ныне умолити Отца моего, и представит ми вя́щше не́же двана́десяте легеона Ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти? (Мф.26:53–54) 3) Дабы уверить, что скоро имеет явиться гнев Божий на Иудеях, лишённых плодов веры и благодати; гнев Божий, о коем ещё Предтеча благовестил: уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф.3:10). 4) Наконец дабы научить беззаконника творить плоды достойны покаяния. Нет ничего для человека приятнее, как созрелые смоквы; и нет вкусу противне, как смоквы незрелые: так пред Богом плоды добрых дел столько приятны, сколько противны дела злые.

§ III

Вы убо, преисполненные беззаконий грешники, плачьтесь о грехах ваших. Молите Господина умного вертограда, да вас злую и бесплодную смоковницу оставит хотя ещё на единое лето, да хотя краткое время даст на покаяние (Лк.13:8). Уже и секира смерти при корне жизни вашей лежит; уже и глас повелительный слышен: посецы́ ю: вску́ю и землю упражняет (Лк.13:7). Остановите сей грозный глас, плачевное для вас повеление, остановите слезами и истинным сердечным покаянием, якоже древле жители славного града Ниневии. Да будет сие время, благоприятное, исправления вашего началом. Отселе потщитесь приносить сладчайшие Богу плоды любви, воздержания, кротости, чистоты, и всех добродетелей, да и Господь повелит дождити на вас дождю (Ис.5:6) и росе благодати Божия орошать вас. В противном случае беречься вам до́лжно чтобы к вам в час, в оньже не мните, и в день, в оньже не чаете, не было сказано; да николиже от тебе плода будет во веки. Тогда вас якоже древо, не творящее плода, посекут и ввергнут во огнь геенский.

Спасителю и Господи! призри на рабов, согрешивших Тебе, и исповедующих согрешения свои в сокрушении сердечном. Изгладь оные из книги правосудия Твоего, и простри им богатую Твою милость, и утверди их в страхе Твоём, да научившись от смоковницы притчи, принесут плоды достойны покаяния.

Комментарии для сайта Cackle